Деревянная архитектура Юрмалы

Bryan Ledgard

Юрмала . Латвия

Деревянная архитектура Юрмалы признана уникальной в масштабе всей Европы и Юрмалу с полным основанием можно назвать музеем архитектуры под открытым небом. Многие восхищаются каменным югендстилем в Риге, совершенно не подозревая о том, что этот стиль имеет своё выражение и в деревянных строениях. Эклектизм и югендстиль в деревянной архитектуре не столь частое явление, нежели в каменной. Именно поэтому, Юрмала имеет свой неповторимый облик, который украшают дома с башенками и флюгерами, верандами с деревянной резьбой и окнами с цветными витражами. Сегодня количество исторических построек в Юрмале более 4 тысяч, многие из которых имеют статус памятников архитектуры. Облик Юрмалы формировался поэтапно, поэтому хотелось бы немного рассказать и об истории города.

Были времена, когда на Рижском взморье располагались лишь рыбачьи посёлки и несколько усадеб. Как о курорте, о Юрмале заговорили в конце 18-ого века, когда в посёлок Каугурциемс стали приезжать на отдых помещики из Курляндии. Дело пошло ещё активней, когда в начале 19-ого века, после войны с Наполеоном, на взморье стали приезжать офицеры Российской армии, дабы поправить своё здоровье. Врачи стали замечать, что морская вода и сосновый воздух способствуют более быстрому выздоровлению. Быть здоровыми хотели не только офицеры?. Поэтому, постепенно в Юрмале стали появляться первые ванные учреждения, пансионаты, гостиницы, курзалы, а в 1870 году, в Дубулты, был построен санаторий «Мариенбад». Так же, и район Кемери был известен своими лечебными водами и грязями уже в 18-ом веке, а в 1838 году, когда здесь была построена первая водолечебница, Кемери получает статус курорта.

В 19-м веке в Европе стало модно купаться и отдыхать у моря, поэтому пляж Рижского взморья начинает приобретать всё большую популярность. В Юрмалу отдыхающие добирались на паромах, которые по реке Лиелупе курсировали до Дубулты как из Риги, так и из Елгавы. Самый большой паром «Ундина» за один раз мог перевезти до 500 пассажиров. С открытием железнодорожной ветки Рига - Тукумс в 1877 году количество отдыхающих стремительно увеличилось. Для удобства почтенной публики даже был создан прямой маршрут Москва – Кемери. По железной дороге отправляли на продажу и свежую клубнику не только в Ригу, но и в Санкт-Петербург. Ведь районы Меллужи и Ассари – в прошлом знаменитые клубничные плантации.

Период конца 19-ого - начала 20-ого века был для Юрмалы, как курорта, эпохой расцвета. Тогда и было построено большинство «жемчужин» деревянной архитектуры. Это были не только курортные и культурные заведения, но и частные дачи. Да, именно дачники внесли свой вклад в неповторимый облик Юрмалы. Бывшие рыбацкие посёлки превратились в дачные районы благодаря земельной реформе в 19 веке. Горожане могли получить в пользование земельные участки, принадлежавшие ранее государству. Так началось строительство частных домов в Юрмале. Для разработки проектов приглашались знаменитые архитекторы того времени. И сейчас Юрмалу украшают работы Лаубе, Шелла, Бокслафа, Медлингера. Основным признаком застройки того периода были деревянные строения, которые хорошо подходили для сезонного проживания. В отделке фасадов гармонично уживаются детали югендстиля, национального романтизма, эклектики. Можно лишь сожалеть о том, что многие из этих шедевров не сохранились в наши дни по причине мировых войн, пожаров и разрушений.

В 19 веке каждый дачный посёлок-станция на Рижском взморье имели свой имидж.Так Лиелупе (Буллен) в народе называли «театральным», так как там любили отдыхать артисты и творческие люди. В Дзинтари (Эдинбург) строили самые большие дома, здесь жили состоятельные люди и район прозвали «капитальным». Майоренгоф (Майори) считался «интернациональным», хотя там преобладало русское население. Район Ассерн (Ассари) называли районом священников, поскольку летом там проживало много пасторов. Естественно, что каждый посёлок имел и свой, присущий лишь ему облик. Но в начале 20 века на передний план на Рижском взморье выходят отдыхающие из-за пределов Латвии. Летом население Юрмалы увеличивалось в шесть раз. Сюда приезжали на отдых и лечение гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Варшавы, Хельсинки (Гельсингфорс) и Вильно (Вильнюс). Наряду с европейцами Юрмалу жаловали персы и китайцы. На лечение в Кемери приезжали англичане и итальянцы.

Во время I-ой мировой войны было уничтожено 50 процентов дач. С обретением Латвией независимости в 1918 году в Юрмале начался новый виток развития. Но это уже другая история и другая архитектура.

Впервые статус города Юрмала получила в 1920 году под названием Ригас Юрмала (Рижское взморье) и объединила в себе исторически сложившиеся к тому времени районы. Лишившись этого статуса в 1945 году, Юрмала восстанавливает его снова в 1959 году. Современную Юрмалу сформировали города Кемери и Слока, а так же 13 районов Рижского взморья. Юрмала – это город протяжённостью 35 км, который расположился между Рижским заливом и рекой Лиелупе. В некоторых местах расстояние между ними всего 250-300 метров. Возможно, именно поэтому девиз города звучит как «Юрмала – город на волне».

гид в Риге Ирэна Винде