Популярные экскурсии:

Центр-музей им. Н.К. Рериха

Для того, чтобы попасть в Центр-музей им. Н.К. Рериха, необходимо выйти из метро «Кропоткинская» в сторону Храма Христа Спасителя. Рядом с выходом из метро будет пешеходный переход, пройдя по нему на другую сторону дороги нужно свернуть в переулок по правую сторону от ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки). Пройдя здание Галереи искусства стран Европы и Америки, с левой стороны вы увидите Центр-Музей им. Рериха.

Предметом собирания, хранения и экспонирования этого музея являются картины Николая Рериха и его сына – Святослава Рериха, рисунки Елены Рерих и графические работы Юрия Рериха, а также личные вещи Рерихов, архивные документы, их рукописи, фотографии и материалы из экспедиций, предметы из коллекций, археологические находки и многое другое. Данный музей рассчитан на аудиторию любого возраста, помимо основной экспозиции, в музее действуют временные выставки. Помимо экспозиции, музей организует интересные тематические мероприятия. Днем, например, можно попасть на научно-популярную лекцию, а вечером – на концерт или поэтические чтения. Сотрудниками музея разработано несколько интересных программ, предназначенных специально для детей.

Nicholas Roerich

Для того чтобы впечатление о музее было полным, я воспользовалась услугами экскурсовода. Экскурсовод рассказывает о жизни этой удивительной семьи, об их мировоззрении, философии и учении «Живая этика», над которым они работали всю жизнь, об их путешествиях и жажде познания. Экскурсовод показывает тайный смысл некоторых картин, раскрывает значение символов и обращает внимание посетителей на те детали, которые не сразу бросаются в глаза. На мой взгляд, у людей, не знакомых до этого с историей Рерихов, без экскурсовода впечатление от музея останется неполное. Конечно же, в музее представлена комментирующая информация к картинам, но информация, которую дает экскурсовод, гораздо полнее, глубже и понятнее.

В музее несколько залов, каждый из которых посвящен конкретному периоду в жизни и творчестве Рерихов. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке, кульминацией экскурсии, самым главным залом музея, является Зал Живой Этики. На мой взгляд, данный маршрут по музею очень продуманный и усиливающий впечатление от экспозиции.

Первый зал называется Вводный, и, действительно, он будто является эпиграфом к основной экспозиции. Фрески в этом зале выполнены художницей Ниной Георгиевной Волковой, на них изображены основные моменты культурно-духовного развития человечества.

За ним – Петербургский зал, в котором освещается петербургский период жизни Рерихов.

В Русском зале экспонируются работы Николая Рериха, посвященные России, демонстрируется, как много сделал он для русской культуры.

Центральным залом является Зал Живой Этики, он посвящен философско-религиозному учению, над которым Николай Рерих работал всю жизнь. В этом зале можно увидеть работы художника, которые он сам называл «живым комментарием к учению», а также редкие издания «Живой этики». В оформлении этого зала активно используется тема космоса, что только усиливает впечатление от экспонатов.

Следующий зал – Зал Учителей, посвящен Мудрецам Индии, Великим Учителям Человечества, совместно с которыми Рерихи разрабатывали свое учение. Этот зал и сам по себе может считаться экспонатом – его отреставрировали и привели в тот вид, который он имел еще в 18 веке.

Зал Центрально-Азиатской экспедиции посвящен самому важному путешествию в жизни Рерихов. В нем можно увидеть маршрут, по которому они двигались, и узнать о событиях, которые происходили во время этой экспедиции, увидеть удивительные фотографии и уникальные археологические находки, и, конечно, насладиться видами Гималаев на картинах Рериха.

Следующий зал – Зал Кулу, именно в гималайской долине Кулу Рерихи основали первый в мире Гималайский институт научных исследований. Помимо экспонатов, имеющих отношение к институту, здесь можно увидеть личные вещи семьи Рерихов, их коллекцию бронзы, фотографии дома, в котором они жили.

Зал Знамени Мира посвящен деятельности Николая Рериха, направленной на сохранение культуры. Знамя Мира – символ Пакта Рериха, первого международного правового акта, посвященного охране культурных ценностей.

Зал Святослава Рериха посвящен младшему сыну Рерихов, благодаря которому музей и появился в Москве – именно Святослав Рерих передал России обширнейшую коллекцию картин, книг и личных вещей семьи Рерихов. В зале можно увидеть Картины Святослава Рериха.

Последний зал – зал Юрия Рериха, посвящен старшему сыну Рерихов – востоковеду, археологу, историку и лингвисту.

Помещение, в котором расположился Музей, само по себе представляет огромную ценность. Это – бывшая усадьба Лопухиных. Выполненный в классическом стиле фасад усадьбы, обращенный на Знаменский переулок, напоминает нам о XVIII веке, а с обратной стороны отреставрированы палаты XVII века. Во дворе Музея стоит первая в Москве буддистская ступа – Ступа Просветления, торжественное открытие которой состоялось в память о восьмидесятилетии Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Удивительно, но реставрация усадьбы проводилась на средства сотрудников музея меценатов – город предоставил Центру Рерихов здание в долгосрочную аренду, однако не выделил средств на его содержание.

Помещения Музея оформлены с удивительной точностью, каждый зал по-своему неповторим, и его оформление позволяет еще глубже воспринимать информацию. Очень удачно подобрана цветовая гамма музея – очень много синего цвета и светлых оттенков, эти цвета радуют глаз и удачно оттеняют экспозицию. Расположение экспонатов выверено будто с математической точностью, они не мешают друг другу, скорее, наоборот, их грамотное «соседство» усиливает общее впечатление от экспозиции. Очень важно, что при большом количестве экспонатов, экспозиция не создает ощущение «перегруженной», картины не сливаются в единое пятно. Удачная и планировка помещений – чаще всего, в зале имеется центральная витрина и несколько витрин у стен, картины также расположены на стенах. Таким образом, каждый метр небольшого помещения использован по назначению, что очень важно, ведь коллекция музея достаточно обширна, а места, к сожалению, мало. Возможно, центральная витрина помешала бы, если бы в зале оказалось одновременно несколько десятков человек, но здесь достаточно тихо и немноголюдно. Отдельное внимание стоит уделить музыкальному сопровождению (в каждом зале установлены динамики), которое позволяет еще глубже погрузиться в атмосферу этого удивительного места. Исходя из вышесказанного, да, я считаю, что и само помещение этого музея может считаться предметом искусства, оно будто изысканная оправа, обрамляющая бриллиант, помогает посетителям воспринимать экспозицию, погружаться глубже и глубже в историю и творчество этой семьи, создает удивительную атмосферу, служит удачным фоном для экспозиции и удачно дополняет её, не перетягивая на себя внимание.

В данном музее будет интересно и историкам (чего стоят хотя бы картины Рериха, представленные в Русском зале), и археологам (экспонаты, найденные в ходе раскопок, представляют большую историческую ценность). Архитекторы и реставраторы по достоинству оценят старую усадьбу, в которой расположен музей. Картины же, представленные в музее, понравятся любителям стиля модерн, ярким представителем которого является Н.К. Рерих. А общая атмосфера способствует тому, чтобы посетители не просто получили эстетическое удовольствие, но еще и задумались о высоких вещах, о жизни.

Посещение музея заряжает вдохновением, вас переполняют светлые чувства и яркие впечатления. Хочется немедленно начать творить и познавать, не теряя ни секунды. Мир вокруг поражает своим великолепием и яркостью.

Музей знакомит нас с жизнью удивительной семьи, удивительных людей. Возникает желание узнать о них больше, прочитать биографию Николая Рериха, и вернуться сюда еще раз.

Невозможно не проникнуться идеями Рерихов, музей действительно заставляет о многом задуматься, после посещения остается долгое послевкусие, возникает потребность поразмышлять и, возможно, пересмотреть свои взгляды на себя, на жизнь и на мир вокруг.

гид в Москве Ева Семыкина

Поделиться в соцсетях