Популярные экскурсии:

Дом Рябушинского, музей-квартира Горького

Для того, чтобы попасть в музей-квартиру Горького нужно доехать до станции метро «Баррикадная». Выйдя из метро и обойдя одну из семи сталинских сестер-высоток – жилой дом на Кудринской площади (не забудьте полюбоваться и этим зданием, ведь сталинские высотки тоже являются московской достопримечательностью), вы увидите подземный переход. Перейдите по нему на противоположную сторону Садового Кольца и пройдите на Малую Никитскую улицу. Идите прямо по улице. По дороге полюбуйтесь удивительной застройкой и обратите внимание на церковь с правой стороны – это храм Вознесения Господня, в нем когда-то венчались великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и его невеста Наталья Гончарова. Практически напротив храма, на противоположной стороне дороги расположился уютный особнячок с причудливой оградой – особняк Рябушинских, именно в нем и находится Мемориальный музей-квартира А.М. Горького.

reibai

Музей Горького в Москве

На самом деле, это здание нельзя назвать только Домом-музеем Горького. Многие знают и любят это здание как особняк Рябушинского – великолепный образец архитектуры в стиле модерн. Сам дом и его интерьер являются настоящим произведением искусства. Музей-квартира А.М. Горького состоит из пяти комнат на первом этаже здания (писатель переехал сюда в преклонном возрасте и не мог одолеть двенадцатиметровую лестницу на второй этаж, поэтому на втором этаже проживала его семья – сын с женой и двумя внучками).

Предметом экспонирования является обстановка, а также личные вещи писателя и его обширная библиотека. Музей рассчитан на аудиторию всех возрастов, но взрослым здесь будет интереснее, нежели детям.

Вход в музей бесплатный, оплата взимается только за фото- и видеосъемку. При входе на выбор предлагаются бесплатные тапочки или бахилы за символическую плату, чтобы не испортить паркет. При желании, за дополнительную плату можно заказать экскурсию на выбор: о модерне и Рябушинских или о Горьком.

Действительно, соседство удивительное. Говорят, что сам Горький относился к этому дому прохладно, и говорил о нем: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». А экскурсоводы в советское время обходили этот дом стороной, чтобы не объяснять туристам, почему писатель, прославляющий пролетарский быт, живет в столь роскошном особняке.

Особняк притягивает взгляд еще на улице, и если сейчас он привлекает внимание стариной, то когда-то, в годы его постройки, он выделялся из окружения новизной – этот район был достаточно простым. Интересна ограда особняка, творчество архитектора начинается уже с нее. Особняк обладает большой, но, к сожалению, неблагоустроенной территорией.

Особняк и музей в нем контрастны по своему стилю, и это невозможно не заметить. Музей-квартиру Горького отличает строгость и лаконичность. В помещении очень много книжных шкафов, писатель перевез сюда свою обширную библиотеку. Музей состоит из пяти комнат: библиотеки, кабинета секретаря писателя, кабинета самого А.М. Горького, столовой-гостиной и спальни.

Библиотеку отличает удивительный потолок, украшенный росписью и лепниной, на которых изображены фантазийные водные растения и животные. Подняв голову, вы будто оказываетесь на дне водоема. Сама же библиотека поражает своими размерами и разнообразием представленной литературы (сам Горький, шутя, частенько называл себя «профессиональным читателем»).

Столовая является самым большим помещением музея. Описание этой столовой можно встретить в воспоминаниях многих писателей и художников того времени, например, Корнея Чуковского. Именно здесь А.М. Горький принимал многочисленных гостей. Кстати, художники нередко дарили ему свои произведения, сейчас их можно увидеть на втором этаже здания.

В кабинете А.М. Горького идеальный порядок. Письменный стол выполнен на заказ – он без ящиков и выше обычного, у писателя были больные легкие, и за таким столом ему было удобнее трудиться. Каждый день с девяти часов утра до двух часов дня Горький приходил сюда и работал над своими произведениями. Во второй половине дня он отвечал на письма, занимался редакторской работой, работал над рукописями молодых писателей. Создается ощущение, что писатель отошел буквально на минутку и вот-вот вернется и вновь углубится в работу.

Спальня небольшая и скромная, в ней только самое необходимое – кровать, несколько стульев, тумбочка и угловая полочка для книг. Восхищает последняя подборка книг, сохранившаяся со дня кончины Горького – восхищает, каким интересным, начитанным и разносторонним человеком он был.

В интерьере особняка Шехтель вдохновлялся подводным миром. Начиная от лестницы-волны и приглушенного темно-зеленого цвета стен до необычных элементов – витражей, фресок (для оформления дома Шехтель призвал на помощь на тот момент еще малоизвестного художника Врубеля), морских животных, рыб и растений, в форме которых выполнены даже такие детали, как дверные ручки или оконные рамы – куда не погляди, везде подводное царство, чарующее, удивительное, существующее в какой-то своей пластике и, казалось бы, застывшее лишь на мгновение, действительно, красота, которую невозможно передать словами.

Встречает же гостей дома роскошная парадная «тающая» лестница, созданная по эскизам Ф. Шехтеля. В первую очередь, именно она привлекает в этот особняк огромное количество ценителей архитектуры. Мраморная лестница-волна будто застыла на мгновение, и в любую секунду продолжит свое движение. А на вершине этого великолепия удивительная люстра-медуза. Если же посмотреть на эту люстру сверху, она превращается в черепаху. Сотрудники музея объясняют, что в этом есть символическое значение: медуза символизирует человека неуверенного, человека, которого на пути к Богу смущает суета и спешка, а черепаха же, наоборот, является символом мудрости и спокойствия. И сама лестница, будто путь человека вверх, к божественному. При определенном ракурсе в завитке волны у подножия лестницы можно даже увидеть фигуру женщины, ведущую за собой – символ Богоматери. У подножия лестницы мраморная лавочка, а рядом с ней вентиляционная решетка, раньше из нее подавался теплый воздух для того, чтобы сидящий на лавочке человек не замерз. Сейчас эта система уже не работает.

Отдельного внимания заслуживает тайная иноверческая часовня-молельня, спрятанная под крышей здания. Попасть в нее можно только в определенные часы работы музея. Она тоже используется как выставочное пространство, и, увы, только в этом небольшом помещении можно познакомиться с семьей Рябушинских, подвергнутых забвению и эмигрировавших из России после революции. Само помещение небольшое, но за счет удачной планировки и купола, создается эффект расширения пространства. Алтарь молельни до наших дней не сохранился, но место, на котором он находился, определить не трудно. У этого помещения есть свой секрет – вечером, когда освещение пропадает, ее стены и потолок превращаются в звездное небо – мерцают белые точки на стене, которые можно увидеть и при свете дня, при росписи стен Шехтель использовал для них особенную светящуюся краску. В самой молельне нет ни одной иконы и ни одного изображения Господа или какого-то святого – только надписи и символы.

Освещения немного не хватает, и порой помещения особняка выглядят немного мрачными, однако, с другой стороны, это создает особенную атмосферу дома.

Очень интересна коллекция нецке (резных фигурок из кости) принадлежащая писателю. По численности она даже превышает коллекцию Музея Востока. Она же и является самым древним экспонатом музея – некоторые фигурки датируются XVIII веком. Рассказывают, что сам писатель эту коллекцию собирал все жизнь, относился к ней с большим трепетом, и с удовольствием показывал ее своим гостям, рассказывая о каждой фигурке.

Самые современные экспонаты – личные вещи писателя.

С точки зрения изучения стилей и направлений в искусстве, этот дом, на мой взгляд, представляет большую ценность, нежели музей-квартира. Особняк в стиле модерн, построенный гением русского модерна – Федором Шехтелем, сохранивший (пусть и не полностью) уникальные интерьеры и открытый для свободного посещения будет интересен всем поклонникам архитектуры в общем и, особенно, стиля модерн. Этот дом непостижимым образом соединил в себе две противоположные по духу эпохи – царское и советское время.

В этом доме можно провести несколько часов, разгадывая символы, которые закладывал архитектор, оформляя интерьер, разглядывая каждую причудливую деталь декора. Ведь Шехтель, строя этот особняк, говорил не только о подводном царстве, он говорил о добре и зле, о стремлении души вверх, о тяжелом пути человека к Господу. И все это – в каждой мелочи, если присмотреться повнимательнее. Например, на втором этаже особняка, стоит колонна с необычной капителью. На капители объемные фигурки лилий и саламандр, переплетенные между собой. Ящерицы символизируют зло, лилии – добро и невинность, а их переплетение демонстрирует, как эти понятия взаимосвязаны в нашем мире. От посещения этого музея я получила не только эстетическое удовольствие, но еще и глубокое умственное наслаждение, творение архитектора предстает в новом свете с каждым новым ракурсом и, кажется, что здесь можно провести множество дней, и так и не разгадать всех тайн этого необычного места.

гид в Москве Ева Семыкина

Поделиться в соцсетях