Ростовский кремль

Alexxx Malev

Ростовский кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова.

Если у Вас выдался свободный денек и Вы решили посетить древний город Ростов Великий, начните свое путешествие с Ростовского кремля. Кремль расположен в центре города в окружении древних земляных валов. Основатель кремля – Иона Сысоевич – был ростовским митрополитом. Во второй половине XVII века по его заказу была перестроена резиденция архиереев (кремль) и стала отражением рая на земле. И сейчас, оказавшись в кремле, ощущается особая святость этого места.

На территории кремля расположены 5 храмов второй половины с фресками 17 века, Красная и Белая палаты, Самуилов корпус, Судный приказ, гостиница «Дом на погребах», кафе «Погребок», хозяйственные постройки различного назначения. В центре – пруд, находящийся здесь еще с 17 века. В конце XVII архиерейская резиденция переехала в Ярославль. Кремль оказался на балансе местных ростовских властей. Средств на реставрацию зданий не было, помещения сдавали в аренду. А через 100 лет и вовсе городские власти решили кремль разобрать и из кирпича, полученного от разбора кремль, построить в центре города торговые ряды. Помешали этому процессу ростовские купцы Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков. На собственные средства они отреставрировали все помещения кремля.

28 октября 1883 году в Белой палате был открыт «Музей церковных древностей», родоначальник современного музея, расположенного в стенах кремля. В настоящий момент в музее Вы сможете посетить следующие экспозиции: «Музей финифти», «Белая палата. Музей церковных древностей», «Древнерусское искусство», «Ростовская земля и Ростов. Сто веков истории», «Колокола и колокольчики», а также временные выставки.

Обязательно посетите Соборную площадь – исторический центр Ростова. Там вы увидите одно из древнейших сооружений Ростова – белокаменный Успенский собор (1508 – 1512 гг.). Это четвертый по счету собор, расположенный на этом месте. Первый собор, деревянный, был основан в 991 году. Высота этого сооружения 60 метров. Огромные купола собора Вы увидите издалека. Под спудом собора в стародавние времена хоронили самых знатных и почитаемых жителей города: там покоятся ростовские святые, митрополиты, князья.

Рядом с собором расположена уникальнейшая звонница. Там находятся 15 колоколов XVII века. Таких колоколов Вы практически нигде не увидите. Самый большой, «Сысой», весит 32 тонны. До сих пор остается загадкой, как в XVII века поднимали многотонные колокола на звонницу. Если повезет, Вы услышите древние колокольные звоны, записанные на ноты в конце XVIII века священником Аристархом Израилевым. В ходе прогулки по кремлю и Соборной площади наверняка Вы узнаете места съемки знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Возможно, Вам даже захочется спеть строки из песни «Маруся от счастья слезы льет…». В кремле все желающие могут примерить наряд стрельца или царя из известного фильма, сфотографироваться на фоне Красной палаты или стен кремля.

Чернолощеная керамика

Если Вам довелось оказаться в Ростовском кремле, обязательно загляните в мастерскую «Чернолощеная керамика». Она расположена под уникальнейшей звонницей XVII века. Здесь Вы увидите огромное количество изделий черного цвета, напоминающих по внешнему виду изделия из чугуна или металла.

Чернолощеная керамика – древний ростовский промысел. С незапамятных времен в Ростове делали именно такие, «черные» изделия. Единственным материалом, который используют мастера, является обычная местная глина. Ее разводят водой и заливают в гипсовые формы, закрывают второй половинкой формы и оставляют в таком виде на сутки. Через сутки готовое глиняное изделие извлекают из формы и начинают лощить, то есть делать гладким, блестящим. Лощение выполняется при помощи металлической палочки, «лощила». Мастер поливает изделие растительным маслом и заглаживает лощилом. Лощеное изделие помещается в печь и обжигается по особой древней технологии: без доступа воздуха и на березовых углях. В печи предмет приобретает черный цвет.

В мастерской Вы увидите огромное количество свирелей, некоторые из них сделаны по материалам раскопок. Ни кого не оставят равнодушным фигурки птиц, зверей, символ Ростова – олень и т.д. Здесь Вы сможете приобрести крынки, в которых молоко не скисает долго, даже находясь не в холодильнике, глиняные горшочки, подсвечники, вазочки, настенные панно.

Наибольшей популярностью у гостей Ростова пользуются кошки. Ежегодно мастерскую покидают и разъезжаются по всей нашей великой стране тысячи рыжих, черных, белых красавиц. Некоторые путешествуют парами, так как ростовские мастера производят кошек под названием «сладкая парочка». Это кошка и котик. Они являются символом любви, благополучия в доме.

Озеро Неро

Ksenia Smirnova

Ростов. Озеро Неро.

Ростов Великий расположен на берегу древнего озера Неро. Неро – самое крупное озеро в Ярославской области: длина 12 км, ширина 8 км. Как утверждают археологи, возраст озера примерно 500 000 лет. Когда-то все окрестности Ростова были затоплены водой, так как озеро было в 15 раз больше, чем сегодня. Современные размеры и очертания озера сложились около 6 000 лет назад. С VII по XI вв. по берегам озера проживал финно-угорский народ меря, который дал озеру название, используемое по сей день.

Современная наука слово «Неро» переводит как «илистое, заболоченное место». И действительно ила в озере за многие тысячелетия накопилось много. При средней глубине в 1,5 метра (максимальная – 4 метра) озеро имеет залежи ила, которые местами достигают 20 метров и более. Озерный ил, сапропель, является прекрасным удобрением. Ростовские огородники издавна это знали и использовали его. На озере два крупных острова и несколько маленьких. Один из островов, «Городской», можно увидеть со стен кремля. Острова имеют уникальную особенность – перемещаются по воде на довольно значительное расстояние.

В 1688 году побывал на озере Неро Петр I. Царь выбирал место для строительства русской флотилии. Неро манило его своими размерами, возможностью выхода из озера: река Векса, вытекающая в восточной части, впадает в Которосль, Которосль – в Волгу, а по Волге можно было добраться до Новгорода, а также попасть в Каспийское море. Решил Петр I своими глазами увидеть озеро Неро. Прибыл в Ростов, поселился в кремле, в Красной палате. Пошел прогуляться на озеро, спустился к нему и… произошло ужасное – завяз царь по колено в приозерном иле. Очень рассержен был Петр, сильно ругался, обозвал Неро «грязной ростовской лужей» и уехал в поисках нового места для русского флота.

Однако навигации на озере все же суждено было появиться. Первый пароход с названием «Емельян» пересек озеро от Ростова до села Угодичи в 1883 году. Принадлежал он богатому ростовскому купцу Емельянову. Сегодня прогулки по озеру Неро очень популярны. Совершить незабываемое путешествие можно на небольшом теплоходе, а также на катере или лодке. С воды открываются прекрасные виды на кремль, древние монастыри и окрестные села.

Ростовская финифть

Ростов Великий издавна славится великолепными изделиями из финифти. Их в древнем городе можно купить буквально на каждом шагу. Финифть – это миниатюрная живопись по эмали. Впервые она появилась во Франции в XVII веке. А уже в следующем столетии пришла в Россию.

Основой для росписи служит выпуклая пластинка из тонкого медного листа. С двух сторон пластинка посыпается эмалевым порошком, который получается из размолотых слитков эмали. Затем мастер отправляет заготовку в муфельную печь и обжигает при температуре 800 градусов. Когда пластинка остынет, лицевую сторону вновь посыпают белым эмалевым порошком и обжигают. А потом все повторяется еще раз. Таким образом, на внешней поверхности оказывается три слоя эмали. Пластинка готова к росписи.

Расписывают тонкими беличьими кисточками, точечными прикосновениями. Краски используют тоже эмалевые с окисями различных металлов. Техника миниатюрной живописи требует сосредоточенности мастера и немалых усилий. После каждой прописки пластинка отправляется в печь и обжигается. Чем сложнее произведение, тем больше количество обжигов. Готовую пластинку мастер вставляет в металлическую оправу.

Если работа выполнена с соблюдением всех технологий, то изделие останется таким же ярким и блестящим даже если пройдет 200 – 300 лет.

В XVIII столетии в России финифть не являлась самостоятельным, отдельным произведением. Выпускали ее исключительно в виде отдельных пластинок, которыми украшали вещи, использовавшиеся в церковном обиходе: митры (головные уборы митрополитов), кресты, оклады евангелий. Поэтому писали финифть исключительно на духовные темы. Сегодня увидеть подобные предметы можно в «Музее финифти» в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».

В середине XIX века появляются великолепные иконы, изготовленные в технике финифти, и фотографии в технике гризайли (финифтяные фотографии, выполненные в подражание обычным черно-белым фотографиям). В том же столетии финифть начинает делиться на два направления: профессиональная живопись по эмали и народный промысел. Мастера-профессионалы выполняли дорогостоящие заказы, не ограничивались иконописными сюжетами, писали портреты и пейзажи. «Иконы простого письма» или народный промысел – это маленькие, простые в исполнении иконки, которые продавали сотнями. Чтобы прокормить себя и семью мастер-финифтянщик ежедневно писал от 500 до 800 иконок.

В 1930-е годы ростовские мастера начинают выпускать первые женские украшения. В 1960 году открывается фабрика «Ростовская финифть», которая успешно функционирует и по сей день, а эмалевые изделия известны на весь мир.

В настоящий момент финифть – это настоящее ювелирное украшение. Мастер-эмальер работает рука об руку с ювелиром. На фабрике можно приобрести современные иконы, картины, украшения, в оправах из серебра и мельхиора. Современный Ростов - это центр изготовления финифти в России.

Усадьба Кекиных

В доме №32 по улице Покровской (ныне Ленинской) в 1838 году появился на свет человек, которого помнит весь Ростов – купец I гильдии Алексей Леонтьевич Кекин (1838—1897). Род Кекиных ведется в Ростове с XVII века. В те времена Кекины принадлежали к редкому сословию сокольи помытчики. Предки А.Л. Кекина ловили ястребов, соколов, кречетов, обучали их охоте на дичь и поставляли царю. Царь Алексей Михайлович не жалел денег за хорошо обученных птиц. На соколином промысле Кекины заработали первые деньги и вступили в купечество.

Отец Кекина, Леонтий Федорович, имел фирму в Санкт-Петербурге, занимался экспортом хлеба. Перед смертью он разделил поровну нажитый капитал между тремя сыновьями. Однако только средний сын, Алексей, смог правильно распорядиться наследством и приумножить его во много раз. А.Л. Кекин уже в 16 лет представлял фирму отца в Санкт-Петербурге. Во многих городах у него были доходные дома, помещения в которых он сдавал в аренду. И по сей день в Санкт-Петербурге на Невском проспекте можно видеть два дома когда-то принадлежавшие Кекину, два дома в Казани, несколько домов в Новгороде. За короткое время Алексей Леонтьевич нажил многомиллионное состояние.

Однако судьба была к нему неблагосклонной: в 38 лет он овдовел, один сын умер в младенчестве, а второй не достигнув возраста 20 лет. Кекин остался совсем один. Когда не прошло еще и 40 дней с момента смерти второго сына, Алексей Леонтьевич переписал свое завещание и свое огромное, многомиллионное состояние завещал родному городу Ростову, хотя в то время он в Ростове уже давно не жил. Ростов – это город его детства. С 16 лет Кекин проживал в Санкт-Петербурге. В завещании было указано, на какие цели использовать оставленные средства.

Первый пункт завещания – строительство в Ростове гимназии. В 1907 году гимназия приняла первых учеников. И сейчас в центре Ростова можно видеть большое красивое здание гимназии имени А.Л. Кекина, где учатся более 2000 школьников. Вторым желанием Кекина было строительство в городе университета. Третий пункт – железная дорога от Ростова через Углич до Санкт-Петербурга. Однако в 1914 году началась Первая мировая война и деньги мецената были использованы на военные цели.

В 1870-е годы Алексей Леонтьевич построил в Ростове фабрику «Рольма» (Ростовская льняная мануфактура). В 1880-е годы на деньги Кекина во всем городе был проложен водопровод, которым Ростов пользуется и по сей день. Деревянные трубы, сохранившиеся за счет особого свойства ростовской земли.

В настоящий момент родовая усадьба Кекиных открыта для всех желающих. В 2008 году здесь был открыт «Музей ростовского купечества», воссозданы интерьеры старинного купеческого дома. Поднявшись на второй этаж по дубовой лестнице, Вы окажетесь в «Гостиной», где принимали гостей, играла музыка. Далее комната хозяйки дома, где можно увидеть одежду и вещи, когда-то принадлежавшие Кекиным. В «Столовой» вас встретит накрытый стол. Здесь непременно вам расскажут об особом рецепте приготовления селедки Любови Ивановны Кекиной. В «Кабинете» рабочий стол, письменные принадлежности, мужской костюм, книги. Выйдя из экспозиции, вы сможете посетить небольшой зимний сад.

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

На берегу озера Неро расположился один из древнейших монастырей – Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в начале XIV века епископом Иаковом. Иаков был главой епархии. Однажды он вступился на собрании горожан, именуемом «вече», за женщину, которую ростовцы собирались казнить. За это жители города в гневе выгнали Иакова из Ростова. И это был не единственный случай изгнания неугодных. Иаков вышел на берег озера, снял с себя мантию, опустил ее на воды Неро, встал на мантию и поплыл. Народ ростовский не верил своим глазам. Все бежали за Иаковом и просили прощения. Долго плыла мантия с Иаковом и остановилась на берегу в пригороде Ростова. Иаков вышел на берег, сказал, что прощает своих обидчиков. Решил он остаться один. Но многие из тех, кто видел чудо, решили остаться с изгнанным епископом. Иаков начал строить монастырь.

Первый монастырь был деревянный и назывался Зачатьевский в честь зачатия Святой Анны. Но впоследствии был переименован в Яковлевский. Как оказалось, не один Иаков искал уединения в этом месте. Примерно за 100 лет до Иакова, в начале XIII века, рядом с этим местом был основан Спасо-Песоцкий монастырь. Он был посвящен Спасителю Христу и располагался на сухом месте, на небольшой возвышенности, «на песках», как раньше говорили. В Ростове все обычно называли этот монастырь «княгинин», так как основательницей была жена ростовского князя Василия Константиновича княгиня Мария. Князь был молодым, ростовцы его любили и называли просто Василько.

В марте 1238 года состоялась Ситская битва. Василько собрал дружину и бился с татарами на реке Сить. Дружина князя была разбита, а Василько попал в плен. Татары уговаривали князя перейти на их сторону. Они обычно всем русским князьям предлагали сотрудничество. Но князь отказался. Пока был в плену, он ничего не ел и не пил, чтобы не осквернять себя едой врагов. И татары убили князя. Княгиня Мария поехала на место битвы, нашла в лесу тело мужа, привезла в Ростов и захоронила под Успенским собором, где по сей день он покоится. За то, что князь веры православной не предал, не поддался на уговоры врагов, он был причислен к лику святых.

Василько – единственный святой князь на Ростовской земле. Традиция в те времена была такова, что после смерти мужа княгиня должна была сразу постричься в монахини и уйти жить в монастырь. На момент гибели князю Василько было 28 лет, а княгине чуть более 20 лет. Остались у князя два маленьких сына, которых надо было вырастить и передать им княжество. Поэтому не могла княгиня уйти в монастырь. Она стала регентом при сыновьях. Но в память о муже она начала строить монастырь. Впоследствии, когда сыновья выросли, Мария постриглась в монахини и жила в построенном монастыре до самой смерти. Княгиня Мария считается первой женщиной-летописцем. Она написала «Память» о муже, которая вошла в состав русских летописей. Долгое время два монастыря, Яковлевский и Спасо-Песоцкий, находились рядом, примыкали друг к другу. Так продолжалось до второй половины XVIII века.

В 1764 году Екатерина II провела секуляризационную реформу, согласно которой две трети всех монастырей и церквей упразднялись. Не для кого не секрет, что все цари, люди знатные и богатые не жалели денег на церкви, делали значительные денежные вклады. Но самые богатые вклады были вотчинами. Когда боярин или дворянин постригался в монахи, он жаловал монастырю все нажитое имущество. Таким образом, церкви и монастыри богатели. Почему Екатерина II пошла на это? У нее на службе были дворяне, которые денег за службу не получали. Благодарила она их тем, что дарила земли с крепостными крестьянами. К тому времени больше всего земель было сосредоточено вокруг монастырей.

Например, Борисоглебский монастырь, расположенный в 18 км от Ростова, имел 22 000 десятин земли эти примерно 24 000 Га), более 7 000 крепостных крестьян, 320 сел и деревень. Поэтому среди прочих был упразднен Спасо-Песоцкий монастырь. Он лишился почти всех земель, практически все монастырские постройки были разобраны за ненадобностью, а часть оставшихся приписаны к Яковлевскому монастырю. Яковлевский монастырь судьба Княгининого монастыря миновала. Более того, Екатерина II ежегодно выделяла деньги на содержание данного монастыря. Дело в том, что в Яковлевском монастыре покоится святой Димитрий Ростовский, которого императрица почитала.

С 1702 по 1709 годы Димитрий был ростовским митрополитом. Главный труд его жизни носит название «Четьи-минеи». Это 20 огромных томов, где описаны жития всех православных святых, расположенные в порядке празднования их памяти по церковному календарю. Димитрий начал писать эти книги в 18 лет, когда был иноком в Киево-Печерской лавре, а завершил уже будучи митрополитом в Ростове. В стенах архиерейский резиденции, именуемой ныне кремлем, Димитрий открыл театр, где занимались только мальчики. Там ставили спектакли, разыгрывали сценки на сюжеты из жизни Христа. До сих пор в Москве, в театре Бориса Покровского, проходит спектакль под названием «Ростовское действо», поставленный в начале XVIII века Димитрием Ростовским.

У митрополита была икона Ватопедской Божией Матери, которой он всегда молился. После смерти Димитрия икона была установлена на его могиле. Шел поток людей, поклониться Димитрию, люди молились у иконы. И начали происходить чудесные исцеления. В монастыре даже завели специальную тетрадь, где записывали кто исцелился и от какой болезни. Данная тетрадь в настоящее время хранится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». В ней содержится 360 записей. Через 50 лет были обретены нетленные мощи Димитрия. Возник вопрос о том, где должен покоиться святой. По статусу мощи Димитрия должны находиться в Успенском соборе рядом с другими митрополитами. Но, когда митрополит впервые посетил Яковлевский монастырь, он предсказал дату своей смерти и сказал, что будет покоиться рядом с Иаковом. Пока шли споры, по указу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена рака из царского серебра. Но приехать в Ростов на переложение мощей святого Елизавета не успела, умерла. И серебряную раку привезла взошедшая на престол Екатерина II. Она прошла крестным ходом от Успенского собора по центральной улице Ростова до Яковлевского монастыря пешком рядом с другими верующими.

Всю свою последующую жизнь императрица молилась святому и выделяла деньги на содержание монастыря, где он покоится. Но не только в этом выразилась любовь Екатерины II к Ростову Великому и к святому Димитрию. Всем известно, что существует еще один город с таким же названием – Ростов-на-Дону. Сегодня это крупнейший город на юге России. Мало кто знает, что судьба двух городов тесно связана. В честь святого Димитрия, который был родом с юга, в честь Ростова, где он покоится, Екатерина II повелела Темерницкую крепость переименовать в Ростовскую. Сейчас это город Ростов-на-Дону.

В названии монастыря появилось еще одно слово «Димитриевский». Сейчас на территории монастыря расположены три храма: Зачатьевский, Яковлевский и Димитриевский. Самый большой и красивый – Димитриевский собор, где покоятся мощи святого Димитрия Ростовского. Рядом находится чудотворная икона Ватопедской Божией Матери и «Четьи минеи». Собор необычный. Он похож больше на театр, нежели на храм: колонны, скульптуры, барельефы. Вся эта красота была выполнена руками крепостных крестьян графа Шереметева. У Николая Петровича рядом с Ростовом было имение. Граф часто приезжал молиться святому Димитрию, просил послать ему сына. У Шереметевых был собственный театр, где спектакли ставили крепостные актеры и актрисы. Всем известна история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Именно она родила графу сына, который был назван Дмитрием.

Богоявленский Авраамиев монастырь

В Ростове Великом пять действующих монастырей. Самый древний из них – Богоявленский Авраамиев, основанный в конце XI века. Он считается старейшим в Центральной России. Расположен монастырь на берегу озера Неро, в восточной части города.

В XI веке на этом месте стоял идол языческому богу Велесу, и было устроено капище, где приносили жертвы. Несмотря на то, что в Ростове в 991 году был построен первый Успенский собор и организован центр епархии, большая часть населения города были язычниками. Язычество сохранялось вплоть до начала XII века.

Преподобный Авраамий мечтал разрушить идола, а язычников обратить в христианство. Однако Велес был, как заколдованный, не мог к нему приблизиться Авраамий. Однажды преподобный встретил старца, который поведал, что нужно отправиться в Царьград и молиться там иконе Апостола Иоанна Богослова. Путь предстоял долгий. У Авраамия не было даже лошади. Но он помолился и отправился в дорогу. Пройдя 3 км от родного города, преподобный собирался перейти речку Ишню, но не успел. Перед Авраамием явился Апостол Иоанн Богослов. Апостол благословил путника, подарил ему обычный камыш, который вложил в длинный жезл, а поверх надел крест, и велел возвращаться в Ростов. Подаренным жезлом Авраамий смог разрушить языческого идола. Эта история нашла отражение в фресковых росписях XVII века в церкви Апостола Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Церковь открыта для посещения с 1 мая до 1 октября.

На том месте, где когда-то располагался языческий идол, Авраамий отстроил деревянный монастырь и был посвящен в его настоятели.

Жезл, как особая святыня, долгое время хранился в монастыре. В середине XVI века приезжал в монастырь Иван Грозный. Царь собирал второй поход на Казань и хотел помолиться преподобному Авраамию, так как Авраамий боролся с людьми другой веры (язычниками), и Ивану Грозному предстояло то же самое. Царь, помолившись святому, забрал чудесный подарок апостола Иоанна Богослова с собой. Казань была взята. А Иван Грозный в благодарность святому прислал в монастырь своих мастеров. По повелению царя в 1553 году был воздвигнут Богоявленский собор, который сразу же после завершения строительства был расписан. С тех пор чудесный жезл в Ростов не вернулся, след его был утерян.

Сегодня помимо Богоявленского собора в монастыре можно увидеть еще два храма – Ввеенскую и Никольскую церкви, выполненные во второй половине XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем, строителем архиерейского дома, ныне известного, как Ростовский кремль. Ранее Иона был настоятелем Богоявленского Авраамиева монастыря. Для посещения в монастыре открыт лишь один храм – надвратный Никольский. Церковь имеет трёхъярусное устройство: подклет, сам храм и колокольню в верхней части. В небольшом, но уютном храме находятся мощи преподобного Авраамия, свергшего языческого идола.

Долгое время Авраамиевский монастырь являлся мужским. В 1915 году, когда шла Первая мировая война, боевые действия проходили на территории Белоруссии. В Ростов из г. Полоцка был эвакуирован женский монастырь. Уже более ста лет монастырь является женским. Днем монахинь можно увидеть в Никольском храме. Каждая из них занята своим делом.

В советские годы постройки монастыря сильно пострадали. С 1919 года большая часть помещений использовались в качестве квартир для рабочих фабрики «Рольма». Введенскую церковь занял вытрезвитель, одно из помещений было отведено под ясли. В настоятельском корпусе расположилась тюрьма. Имущество монастыря было разграблено.

В 1990-е годы началось возрождение монастыря. Первым делом был треставрировал Никольский храм. Взамен утраченных стен вокруг монастыря устроено металлическое ограждение. Посажен яблочный сад, разбит огород. Монастырь обзавелся подсобным хозяйством.

гид в Ростове Светлана М

В Ростов с детьми

Ростов Великий – небольшой провинциальный город с тысячелетней историей, в котором интересно будет не только взрослым, но и детям. Разумеется, первое место, где стоит побывать – Ростовский Кремль. Перед посещением посмотрите фильм «Иван Васильевич меняет профессию», детки обязательно увидят в этом кремле места из фильма. Здесь же для детей будет уникальная возможность подняться по тесной винтообразной лестнице на колокольню, с которой открывается удивительный вид на город. А на колокольне они притронуться к огромным колоколам, которые находятся здесь несколько веков. Гуляя по стенам монастыря, ребенок может почувствовать себя воином-богатырем, защитником города. И в самом Кремле детям будет интересно посмотреть экспозиции с древним искусством, медалями, утварью, одеждой.

За Ростовским Кремлем находится художественная галерея «Хорс». Туда стоит заглянуть с детьми. Во дворе дома встречают интересные скульптуры, с которыми любят фотографироваться. Во дворе же дают возможность детям пострелять из лука, арбалета и ружья. По самому дому проводятся бесплатно экскурсии, рассказывают о русском быте и показывают выставку эмали.

Далее по тропинке в сторон озера Неро встретите магазинчик с сувенирами и мастерскую. Здесь всем туристам проводят на выбор мастер-классы: роспись глиняных свистулек. Ребенок расписывает так, как ему нравится, мастер при необходимости помогает, и эту работу ребенок забирает с собой на память.

И конечно, дети бывают в восторге от озера Неро. Многие принимают его за настоящее море. Оно прекрасно в любое время года, но летом по озеру катают на катере. Ростов обязательно стоит посетить с детьми, им будет, что вспомнить!