Духи Мьянмы

Официальная история буддизма в Мьянме начинается с 11 в. и связана с образованием первого на ее территории централизованного государства, известного как Паганское царство. Распространяясь в Мьянме, буддизм приспосабливался к местным традициям и верованиям, в известной степени поглощал их. В качестве составной части в него вошел и анимизм.

Принятие новой религии не заставило мьянманцев отказаться от веры в сверхъестественные силы, в добрых и злых духов. Они и сейчас убеждены, что каждое живое существо, даже каждая вещь имеет своего ната. Едва только человек появляется на свет, в него вселяется дух-хранитель. Располагается он обычно в голове (именно поэтому голова – самая священная часть тела), обеспечивает удачу и здоровье. Потом на протяжении всей жизни в честь этого ната выполняются различные обряды, связанные с наиболее важными возрастными циклами. Если же он вдруг покинет человека, то на последнего сразу обрушатся несчастья и хвори.

В доме всегда присутствует дух дома. Кокосовый орех, подвешенный на красной ленточке (ша ни), - подношение духу – есть в каждом доме. На окраине селения строится жилье для ната – покровителя деревни, который оберегает ее жителей от врагов и эпидемий. В Янгоне, в районе Чимйиндайн, например, находится несколько небольших, на уровне человеческого роста, домиков из бамбука и дерева. Это помещения для духов, призванных охранять одну из улиц. Защитникам целой социальной группы оказывается общественное уважение, им подносят дары, испрашивают у них разрешение и пр.

Существуют духи деревьев, камней, садов, ручьев и т.д. Если, например, срубят дерево, а ритуальные церемонии не будут совершены, то нат может обидеться, покинуть свое убежище и стать бродячим. А такие очень опасны: их трудно обнаружить, а следовательно, нельзя выполнить положенные обряды, т.е. умилостивить. Мьянманцы рассказывают множество историй о непонятных происшествиях, связанных с духами.

- Когда человек умирает, - говорят мьянманцы, - дух высвобождается и бродит семь дней, не понимая, что произошло. Он передвигается на машине, на пароходе или просто ходит туда-сюда. Дважды в день его кормят. На седьмой день зовут монахов, одаривают их, угощают и просят помолиться за то, чтобы в будущий жизни покойный возродился человеком. В этот день «эйн саун нат» (дух дома) заявляет духу умершего, что тот не должен больше здесь жить, смущать и беспокоить членов семьи, особенно детей. И дух понимает, что человек умер. Он начинает плакать, ибо ему очень не хочется покидать дом. Вечером входную дверь держат открытой, ставят около нее таз или тарелку, наполненную пеплом (обычно от сожженной бумаги). Ровно в полночь дух переступает порог, оставляя на пепле свой след. Очень многие видели его собственными глазами. Дух выходит «спиной», поэтому его единственный след повернут пяткой назад.

После смерти ребенка школьного возраста учитель строго предупреждает покойника, запрещая ему приходить в класс и звать своих друзей к себе. В связи с кончиной государственного служащего администрация издает официальный приказ (пьяндан), который зачитывают над телом умершего и вывешивают на доске. Там говорится примерно следующее: «с сего дня директор разрешает тебе уйти, мы на тебя не в обиде» и пр.

Люди знают, что не следует нарушать установленные правила и нормы поведения, иначе наты-хранители уйдут и от этого увеличится число натов-вредителей. Их, правда, можно задобрить, выставив маленькую корзину (кхо) с едой, - заплакал, например, ребенок, стали холодными ручки и ножки, нужно положить в кхо рис, мясо, вынести ее за деревню и бросить. Предохраняет от них и татуировка.

Те, кто верит в духов, никогда не скажут просто «нат», а обязательно употребят вежливую форму – «Ашин чжи» (Большой хозяин). Некоторые женщины способны в состоянии экстаза «общаться с духами». Такого рода сеансы в частных домах, и на них собирается немало истинных почитателей натов.

Различаются несколько групп натов, причем каждая основывается на иерархическом принципе. Одну из них образуют «37 натов», имеющих легендарных прототипов, в частности королей, королев, принцев, слуг, простых людей. Существуют официальные списки этих 37. Последний был составлен по приказу императора в 18 в. поэтом Мьявади. «Маленькая нат тами с флейтой», например, самая симпатичная и добрая из них, считается, покровительницей малышей и школьников. Коль скоро ребенок улыбается во сне, значит, она развлекает его. Школьники перед экзаменом дарят ей платья, игрушки.

Для почитателей все эти наты реальны. Им подносят одежду, вино, еду, специальный чай. Известны их вкусы и пристрастия – один дух не употребляет в пищу свинину, другой не выносит резкого, одурманивающего запаха цветка дерева чампака из семейства магнолиевых, третий – запаха лука. Есть нат – куритель опиума, любитель крепких напитков. В центральной Бирме его знают под именем У Мин Джо, или Большой брат Джо. Тамошние места богаты винной пальмой, и он содействует тому, чтобы напиток был особенно опьяняющим. Ритуальные празднества в честь этого ната сопровождаются веселыми песнями и обильными возлияниями.

Зато есть другой нат – абсолютный трезвенник. Его зовут У Шин Чжи, и он – хранитель водных дорог. С каждой лодки, плывущей по Иравади, ему непременно дарят цветы, свечи, чай, выпаренный клейкий рис, зерно кокосового ореха. Согласно легенде, в предыдущей жизни У Шин Чжи был человеком. Как-то, желая хоть немного помочь матери, он отправился с лодочниками на работу. Те оставили его на острове присмотреть за лодкой, приготовить еду и предупредили, чтобы он не играл на своей арфе. Однако феи леса, которым очень хотелось танцевать, упросили его поиграть. Потом они взяли с юноши слово, что он останется с ними. Лодочникам нужно было уже возвращаться домой, а феи не отпускали У Шин Чжи. Лодка не тронулась с места, пока его не сбросили в воду. Так человек стал духом. Праздник его в прибрежных районах отмечают в ноябре-декабре (месяц нато). Создана музыкальная пьеса на этот сюжет. Полна драматизма сцена, когда мать в поисках сына приходит на берег реки, а он появляется в облике ната.

Те, кто имеет отношение к искусству или науке, держат в домах фигурку Туратати (бирманизированная индийская богиня Сарасвати), изображаемой верхом на мифической птице хинта.

В прежние времена иностранец, нанимавшийся на службу к императору, обязан был произнести клятву верности, в которой, помимо прочих слов, упоминались наты на горе Поупа. Эта гора в Центральной Бирме – потухший вулкан, из кратера которого вытекает ручей, а склоны покрыты густым лесом, - считается главным местом пребывания духов. Тысячи паломников ежегодно поднимаются по живописной дороге, чтобы испросить защиты у натов-хранителей. Здесь в месяце НАТО проводятся фестивали, посвященные духам Махагири и др.

По традиции, император Анируда, в горы правления которого в стране утверждался буддизм, приказал поместить натов на территории крупнейшего святилища своей столицы Пагана – Швезигоне. На вопрос о том, чем вызван этот приказ, он будто бы ответил: «Люди не могут сразу перейти к новой вере. Пусть они ходят к своим старым богам…»

Натам вменяется в обязанность наблюдать за тем, чтобы люди поступали в соответствии с учением Будды. Не случайно мьянманские пагоды полны фигурками разных духов. Верховный нат Тиджамин (Таджамин), без которого не обходится ни один человек в обычной жизни, четыре раза в месяц (дни полнолуния, новолуния, восьмые дни после полнолуния и новолуния) направляет посланца к людям для получения отчета от четырех натов-помощников. Он отвечает за благосостояние своих подопечных и должен быть в курсе всех земных дел. Тиджамин восседает на мягком ложе, но если что-то на земле требует его вмешательства, ложе тотчас становится твердым и жестким, как камень. Отсюда нередко встречающийся в литературе и часто повторяемый в жизни возглас-вопрос: «Неужели ложе Тиджамина никогда не станет жестким?»

Автор: гид-экскурсовод в Багане Елена Бутько

 


Copyright © 2017 Nyenskans AB
All rights reserved