Эрик Давидян | Фотоальбом

написать гиду

Шаки

Водопад Шаки находится в Воротанском ущелье, на притоке реки Воротан – Шаки, в 3км на северо-запад от Сисиана. Высота – 18м. * * * Свое название он получил в память о красавице Шаки... Согласно легенде, некий завоеватель, увидев Шаки, восхищается ее красотой и приказывает ей явиться к нему. Шаки, не желая стать жертвой его насилия, бросается с высокой скалы. Во время падения, ее длинное платье раскрывается от ветра и превращается в водопад, который прозвали ее именем – Шаки.

Шуши

Подобно гнезду аиста, откуда вся окружающая местность видна как на ладони, Шуши гордо восседает на плато, расположенном на вершине крутой горы. Шушинская крепость находится на территории Варанды и, принадлежала владыкам Варанды - Мелик-Шахназарянам. Крепостные стены длиною в 2,5км начинаются с высокого скального массива, нависшего над пропастью в юго-западной части плато, спускаются по очень крутым склонам в ущелье и на востоке вновь срастаются с вертикальными склонами. Остальные стороны Шуши - южная полностью, а восточная с западной частично защищены мощными крутыми скалами.

Караундж

Одно из древнейших мегалитических сооружений мира - Зорац Карер, находится в Сюникском марзе, не доезжая до города Сисиана. Еще с трассы на выжженной равнине видны ряды гигантских красно-бурых монолитов. Двухметровые заостренные глыбы тянутся точно с юга на север, огораживая довольно большую территорию, в центре они образуют правильный круг.

Гошаванк

В верховье реки Агстев находится монастырский ансамбль Нор-Гетик. Он расположен среди дремучих дубовых лесов, в ущелье небольшой, но бурной горной речки. Рельеф местности и природное окружение определили композиционные особенности этого ансамбля. Монастырь не имел ограждающих стен, и его сооружения находятся в окружении сельских строений.

Сатанинский мост

Сатанинский мост находится на реке Воротан, к востоку от деревни Татев. Мост – состоящий из травертина, имеет естественное происхождение. Его длина почти 30м, ширина 50-60м. По нему проходит дорога Горис-Татев (деревня). Вокруг есть много минеральных источников, от которых произошли изумительные сталактиты. Некоторые родники находятся под мостом и впадают в реку Воротан, делая ее более полноводной.

Спитакавор

Средневековый монастырский комплекс Спитакавор Сурб Аствацацин (Св.Богородица) - находится в 7км к северу от деревни Вернашен марза Вайоц Дзор. Комплекс состоит из церкви, притвора, колокольни и, окружающих комплекс, крепостных стен. Здания комплекса построены из гладкотесаного беловатого фельзита. Летописных данных не сохранилось. Судя по надписям на стенах, единственную церковь комплекса основал князь Еачи (умер в 1318г.), и строительство окончил его сын.

Матенадаран

Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 году коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок.361—440), изобретателем армянской письменности. Автор V века Лазарь Парпеци сообщает, что при Эчмиадзинском монастыре существует книгохранилище[1]. В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. — 3338, в 1906 г. — 3788, в 1913 г. — 4060. Эчмиадзинский Матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г. В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. Матенадаран был спроектирован в 1944—1952 годах.

Эчмиадзин

Кафедральный собор Сурб Эчмиацин («место сошествия единородного») - древнейший христианский храм Армении (резиденция католикоса всех армян). Он возведен в 301-303 годах основоположником армяно-григорианского вероучения Григором Лусаворичем (Григорием Просветителем) рядом с царским дворцом, на месте разрушенной языческой базилики. Сложившийся вокруг собора монастырь - резиденция главы армянского духовенства - католикоса.

Звартноц

652 г. Вблизи Вагаршапата (Армавирский марз) сохранились памятники различных исторических периодов Армении. Исключительную архитектурную ценность представляет комплекс сооружений Звартноца, возведенного в середине VII века. Комплекс состоял из храма Св.Григория, или Звартноц («бдящих сил», «небесных ангелов»), и дворца католикоса Нерсеса III, прозванного Строителем.

Смбатаберд

Смбатаберд находится в восточной части деревни Артабуйнк (Вайоц Дзорский марз). Крепость с трех сторон окружена неприступными скалами, круто обрывающимися в ущелья, и защищена крепостными стенами из базальта двух-трехметровой толщины. Внутри крепости стояли многочисленные жилые дома, сейчас полностью разрушенные. Северный и восточный входы в Смбатаберд имели специальные галереи, на крыше которых находились сторожки и наблюдательные пункты. Об этой крепости сложено много легенд, связанных с именем царя Смбата - то ли из Орбелянов, то ли одного из их приближенных. Предполагалось, что постройка этого оборонного поста была закончена к V веку. Во всяком случае, историки снабдили нас сведениями о жестокой битве с персами, разыгравшейся в Айоц-Дзоре в V веке.

Селим

Длина караван-сарая 35,5м. Здание выложено из чистотесаных базальтовых плит. Двускатная крыша его покрыта большими каменными плитами, уложенными наподобие черепицы, что говорит о технической опытности и искусности зодчего. Сооружение принадлежит базиличному типу. Для Армении XIVв., это довольно новая композиция, новое конструктивное решение светского по содержанию здания. Архитектура караван-сарая имеет много общего с жилым крестьянским домом и, прежде всего в планировке главного зала — прямоугольного помещения (13x26м), разделенного семью парами устоев на три нефа с цилиндрическими оводами. Нефы имеют по семь арочных проемов. Зал освещается тремя световыми отверстиями — ердиками в среднем своде, как и обычное народное жилище.

Ластивер

Двухэтажная пещера Ластивер находятся в прекрасном ущелье реки Хачахпюр в 3 км от села Енокаван. Местность будто скрывается в темноте черного леса. Бурная река, высокие деревья и крутые скалы делают просто сказочной природу ущелья. И в этой природе занимают свое почетное место сырой климат и белые тучки, часто висящие на склонах ущелья. В пещере, во время татаро-монгольского нашествия XIII-XIV веков, нашло своё убежище местное население. На армянском “Ласт и вер” означает “вверх по плоту”. Пещера находится на склоне крутого ущелья, и что бы добраться до него, люди были вынуждены соорудить лестницу из бревен выложенных друг на друге. Эта конструкция напоминала плот, и народ так и прозвал пещеру – “Ластивер”.

Одзун

В деревни Одзун, Лорийского марза, и в ее окрестностях, на левобережном плоскогорье ущелья Дебед, сохранились архитектурные памятники разных эпох, а в близлежащих пещерах было обнаружено множество рукописных записей. В центральной части деревни находятся купольная базилика - Одзунская церковь, надгробный обелиск, два средневековых кладбища - с множеством хачкаров и надгробных камней, на восточном краю - церковь Циранавор-Цахкаванк, а в 1,5км на юго-восток - монастырь Хоромайр. Наиболее точных данных про дату построения Одзунской церкви типа купольной базилики не существует, но, судя по архитектурному построению, декоративным украшениям, и другим данным, церковь датируется концом VIв. Одзунская церковь по обликам свойственным своему построению занимает свое особое место в изучении процесса развития построений типов купольной базилики.

Великая Пустынь Татев

Великая Татевская Пустынь (XVIIв.) - духовный и учебный центр в ущелье Воротан, к юго-востоку от деревни Татев (Сюникский марз). Была построена в результате падения пустыни Харанц, которая находилась южнее в том же ущелье, после чего братия в 1660 году переместилась на новое место. Небольшой наклон местности дал возможность правильно спланировать комплекс, окруженный высокими прямоугольными стенами. В юго-западной стороне пустыни находится трехнефная базилика Св.Богородицы (1663г.), построенная из гладкотесаного базальта, к которой с запада примыкает притвор (построил Мелик Еган, в 1743г.), с севера - маленькая купольная часовня-гробница (там вероятно похоронен умерший в 1663г. основатель пустыни - вардапет Аристакес). К востоку от церкви находятся родник и ныне полуразрушенные здания, к югу - столовая с кухней, к западным и северным стенам примыкают жилые комнатки. Во дворе сохранилась L-образная группа жилых помещений. Помещенья сохранились и на южной стороне.

Цахац Кар

X в. Средневековый монастырский комплекс Цахац Кар находится в 6км к северу от деревни Ехегис Вайоц Дзорского марза. Комплекс состоит из двух групп зданий. Одна из построек находится у обрыва в ущелье реки Ехегис. Здесь была церковь Богородицы X века. Неподалеку стоят главные монастырские здания - церковь Ованеса и Св.Карапета. Вокруг них - кладбище, хачкары, украшенные затейливой резьбой. Поскольку монастырь представлял собой крупную феодальную организацию, были тут когда-то и хозяйственные постройки, маслобойня, но они уничтожены временем. Церковь Ованеса украшена традиционным растительным орнаментом (гранаты, виноградные лозы). Среди обломков в траве - упавший со стены камень с изображением орла, держащего в когтях добычу. Монументальный горельеф украшает северный фасад церкви Св.Карапета (XIв.). Уникальное по своим размерам изображение борющихся льва и быка занимает около двух метров в длину и являет собой яркий пример творчества скульпторов средневековья.

Гегард

Гега?рд (реже, Геха?рд) (арм. ??????, [gegh?rd], дословно — «копьё»), также употребляется старое название Айриванк («пещерный монастырь») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия. Более полное название — Гегардава?нк (арм. ???????????, [gegh?rdav?nkh]), дословно — «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Севанаванк

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Хор Вирап

Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 г.). Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 г.. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров. На территории монастыря также находится церковь Богоматери.

Ахпат

Ахпат (арм. ??????) — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Агарцин

Агарци?н (арм. ????????) — армянский монастырь, расположенный в Тавушской области Армении в 18 км от города Дилижан, в лесистой долине Иджеванского хребта. Был построен в X—XIII веках, большей частью под покровительством династии Багратуни. Церковь Сурб Григор, построенная в XI веке, является самой древней постройкой комплекса. Главная монастырская церковь Св. Богородицы (Сурб Аствацацин) построена в 1281 году. В XII—XIII веках к церкви был пристроен гавит. На монастырской земле похоронен также Хачатур Таронеци — известный армянский Церковь Сурб Степанос, построенная в 1244 году, напоминает церковь Св. Богородицы, но меньше в размерах. На территории монастыря также находится трапезная, построенная в 1248 году. Здесь также находилась царская усыпальница рода Багратуни, от которой сохранились надгробные плиты с именами царей Смбата и Гагика. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, около собора Аствацацин — остатки притвора. На территории комплекса находится несколько хачкаров.

Гарни

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме­нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке:Был реставрирован в 80-х годах 20 века

Гндеванк

Село расположено на левом берегу реки Арпа, в 8 км к юго-западу от Джермука, в 6 км к северо-востоку от трассы Ереван—Горис и в 12 км к северо-востоку от Вайка. Рядом с селом расположены средневековые пещерные комплексы и монастырь Гндеванк (X век). Как утверждают исторические источники, монастырь был построен по приказу супруги князя Смбата, Софии. Она оставила памятную надпись:

Айраванк

Монастырский комплекс Айраванк был основан в IX веке. Центральные апсиды, имеющие полуциркулярный вид, пересекаются создавая большое пространство. К северо-западу от монастыря имеется крепость бронзового века и две и маленькое кладбище. Находится недалеко от Севанского полуострова

Ахтала

В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы. В начале XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.

Амберд

Предполагается, что замок был основан князьями Камсаракан, затем замок перешёл во владения армянского военачальника Ваграма Пахлавуни. Впоследствии он был куплен армянскими правителями из династии Багратуни, превратившими замок в основной форпост своего царства. Церковь была построена в 1026 году. Впервые замок в XI веке захватили турки сельджуки, в XIII веке замок был окончательно разрушен монголами в 1236 году.

написать гиду



Условия использованияПолитика конфиденциальности