Экскурсия в Иерусалиме: Мечеть Отдаленная - аль-Акса

  • screen
  • Мечеть Отдаленная - аль-Акса
Аль-Масджид аль-Акса, или мечеть Отдаленная, считающаяся третей по степени важности в исламе и связанная с «ночным переносом» Пророка, расположена в южной части Храмовой горы. От Магрибских ворот до нее не более ста метров по прямой дорожке. Прямо по курсу – небольшое купольное здание Магрибского общественного фонтана (сабиля), а с правой стороны, у юго-западного угла Храмовой горы – исламский музей в здании бывшей Магрибской мечети (в настоящее время закрыт для посетителей), медресе и мечеть аль-Фахрия с одноименным минаретом (в память египетского судьи XIV века Фахра ад-Дина Мухаммеда) и Женская мечеть (джамма ан-Ниса, она же – Белая мечеть). На площади между музеем Ислама и Аль-Аксой выставлены обломки колонн, капителей, карнизов и прчих архитектурных деталей разных эпох. Также тут находится мемориальный купол (своеобразная молельня) Юсуф-ага в честь турецкого губернатора Иерусалима в XVII веке.

Есть разные точки зрения на то, кто первым отстроил мечеть аль-Акса. Но наиболее распространенным является мнение, что строителем мечети на месте, где в 638 году молился Омар ибн аль-Хаттаб, был омейядский халиф аль-Валид I. В 746 году мечеть сильно пострадала во время землетрясения, и ее пришлось перестраивать. В 1035 году после очередного землетрясения фатимидский халиф аз-Захир придал строению тот вид, который мечеть почти полностью сохранила до наших дней. При захвате Иерусалима крестоносцами в мечети сначала располагались королевские апартаменты Болдуина I, а после передачи здания в 1118 году рыцарям будущего ордена тамплиеров, часть строения была преобразована под штаб-квартиру ордена, а часть - в церковь, именуемую Temlum Solomonis (Храм Соломона). После изгнания крестоносцев из Иерусалима в 1187 году аюбиды восстановили мечеть аль-Акса, а в середине XIII века перестроили фасад, причем, по иронии судьбы, новый фасад был спроектирован в романском стиле, став невольно памятником эпохе тамплиеров…

Последний капитальный ремонт в аль-Аксе был проведен в 1938-1943 годах с помощью правительств Египта и Италии. Разные источники указывают на то, что лично Муссолини преподнес в дар мечети колонны каррараского мрамора. Впрочем, на памятной таблице у входа в аль-Аксу об этом не упоминается:

«Высший мусульманский совет обновил восточную часть, центральный неф, и северный фасад мечети аль-Акса при содействии Депортамента арабских древностей Египта. Начало работ – в 1357 г. от хиджры, а окончание – в 1363 г. от хиджры. И египетское правительство приступило к ремонту деревянного потолка и промежуточного нефа в времена славного правления праведного короля Фарука Первого, да сохранит и увековечит Аллах его царствование, в год 1363 от хиджры».

Своды 7-нефного молельного зала поддерживают 94 колонны различных типов. Центральный неф ведет к михрабу (нише, указывающей направление на Мекку). Перед михрабом – квадратный зал, отгороженный от центрального нефа сводчатой аркой, над ним – купол.

Полы устланы узорчатыми коврами, стены инкрустированы изящными деревянными плашками. Над михрабам красовалась мозаичная надпись XII, пострадавшая во время пожара в 1969 году:

«Именем Аллаха повелел обновить этот священный михраб и здание мечети аль-Акса, основанной на вере, раб Божий Юсуф ибн Айюб абу аль-Музаффар, царь-победитель, Салах ад-Дин, в час, когда Аллах вверил мечеть в руки его, в 583 год от хиджры, и он просит Аллаха вдохновить его милостью своею и ниспослать прощение и милосердие».

Рядом с михрабом находилась резная деревянная кафедра (минбар), установленная Салах ад-Дином в память о сельджукском полководце Нур ад-Дине, грозе крестоносцев. Предание гласит, что Нур ад-Дину за 20 лет до изгнания крестоносцев из Иерусалима приснился сон о возвращении города мусульманам. Пробудившись, он повелел изготовить минбар и установить в мечети аль-Акса, когда сбудется пророчество. 21 августа 1969 года психически больной австралийский турист Макл Роган устроил поджег в мечети, и в результате пожара бесценный шедевр средневекового мусульманского прикладного искусства погиб… Остатки минбара выставлены на Храмовой горе в музее Ислама.

С правой стороны от михраба находятся две рядом стоящие гранитные колонны (исследователи полагают, что они могут иметь отношение к периоду Второго Храма), между котороми вбита деревянная балка. Существует поверье, что если человек сможет пройти между этими колоннами, то он непременно будет удостоен после смерти всех удовольствий райского сада, а если не сможет протиснуться в эту щель, то гореть ему неминуемо в Геене. И были, говорят, случаи, когда люди застревали между колоннами, и душа покидала их… И, дабы не было искушения, было решено установить эту деревянную балку, мешающую проводить подобные игры с судьбой…

Одно из самых таинственных и привлекающих внимание исследователей мест мечети – ее подземная часть, именуемая мусульманам «древняя аль-Акса». Вход туда находится в нескольких метрах левее от центральных дверей мечети. «Древняя аль-Акса» представляет собой тоннель, укрепленный колоннами и арочными сводами иродианского периода, который выводит к Южной стене Храмовой горы, туда, где в период Второго Храма находились центральные входные ворота (т.н. Хульды). По сей день в «древней Аль-Аксе» сохранилась уникальная орнаментальная резьба на каменных сводах. В 1863 г. на одной из подземных колонн перед замурованными воротами французским исследователем Де Солси была обнаружена надпись на иврите, сделанная в средние века, в один из тех редких моментов, когда евреям-паломникам разрешалось подойти к развалинам Храма:

ИОНА И ЕГО ЖЕНА САВАТИЯ ИЗ СИЦИЛИИ, ЧТОБ ОНИ БЫЛИ ЗДОРОВЫ

К сожалению, эпиграф этот не сохранился…

В восточной части мечети находятся три комнаты-молельни, посвященных Омару ибн аль-Хаттабу, сорока святым ислама и Захарии. Ну, если с комнатой халифа Омара, с самой большой из трех, более или менее всё понятно, то остальные требуют дополнительных объяснений.

Про сорок арабских святых очень мало сведений. Известно лишь, что в конце VIII века багдадский халиф Гарун ар-Рашид повелел захоронить 40 праведных мусульман у восточной стены Храмовой горы. Сделано это было для того, дабы в случае воскрешения мертвых во время прихода Мессии мусульманские бывшие покойники поднялись бы на Храмовую гору первыми, обогнав восставших из праха мертвецов с еврейского кладбища по ту сторону Кидронского ущелья. С тех пор там и простирается арабское кладбише, функционирующее по сей день. В мечети Отдаленной сему грядущему событию посвящена отдельная каморка.

У восточной стены мечети за деревянной перегородкой находится самое маленькое из этих помещений, предназначенное для молитвы высокопоставленных гостей. К их услугам - резной мраморный михраб. Под потолком – ажурное круглое оконце романского стиля, времен крестоносцев. По мусульманскому преданию, молельня носит имя священника Захарии, отца Иоанна Крестителя (известного, как пророк Яхья), почитаемого в исламе и упомянутого в Коране. Впрочем, легенды как всегда перемешались, и многие считают, что речь идет о другом Захарии, том самом, который был убит во дворе Храма во времена правления царя Иоаса (IX в. до н.э.). Впрочем, и этого Захарию путают с пророком Захарией, автором одноименной библейской книги и жившем в VI веке…

Рядом с комнатой Захарии находится выход на площадку Храмовой горы, являющуюся крышей знаменитых Соломоновых Конюшень. Красиво декорированная арка над дверью носит название Баб Элиас – «ворота Ильи». В самом названии налицо смешение разных преданий и их жанров: ведь в христианской традиции считается, что Иоанн Креститель, сын священника Захарии, является воплощением Ильи-Пророка, предшествующего приходу Мессии (Помазанника, Христа). А мусульманская традиция, вряд ли вдаваясь в эти теологические тонкости, с уважением чтит бессмертного праведника Наби-Элиаса (пророка Илью), нередко называя его аль-Хадр, то есть Зелёный (равно также, как и другого «интернацианального» святого – Георгия Победоносца).

автор: русский гид Михаил Король

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности