Экскурсия в Иерусалиме: Стена Плача

  • screen
  • Стена Плача
Наиболее почитаемое среди прочих мест Святого града – удивительная стена древней кладки, являющаяся искусственной опорой Храмовой горы с западной стороны, знакомая каждому посетителю Иерусалима под двумя именами: Западная Стена («Котель ха-маарави» на иврите), или Стена Плача.

Память о былом величии, славе и святости Иерусалимского храма привлекает сюда тысячи и тысячи верующих людей, молящихся об избавлении от тягот изгнания и возвращении на землю праотцев. Западная стена стала бесспорным символом стремления еврейского народа к своим истокам, связи с многовековой традицией, надежды на мирное существование… Еще совсем недавно, в середине XX века во время иорданского правления в течение 19 лет доступ к Стене был полностью прекращен для еврейского народа, и только в ходе Шестидневной войны, благодаря героическим действиям Армии Обороны Израиля, 7 июня 1967 г. удалось освободить национальную святыню, спустя 1897 лет после разрушения римлянами Второго храма…

Так в древности говорили мудрецы о Храме: «Хоть он и разрушен, все равно преисполнен святости… Всевышний его не бросил… Никогда Шехина (Божественное присутствие) не покинет Западной Стены… (Шемот-раба, 2:2) Западная стена Храма никогда не будет разрушена. Почему? Потому что Шехина – на западе» (Мидбар-раба, 11:2). Не будем забывать, что направление молитвы в Иерусалимском Храме со времен царя Соломона было установлено в ту сторону Средиземного моря, то есть на запад.

В библейской «Песни песней» есть такие строки: «Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за Стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (2:9) Мудрецы так трактуют этот текст: «За Стеной стоит Создатель мира. Почему? Потому что поклялся, что она вовеки не будет разрушена… (Шир-ха-ширим-раба, 2:4) Он стоит за стеной и смотрит в ее щели. Тот, кого Он видит, не видит Видящего… («Яд ха-ктана»).

Итак, что же это за Стена такая, с метафизическими свойствами? Это часть опорной стены, с четырех сторон окружавшей и поддерживавшей площадку Храмовой горы, на которой когда-то возвышалось и само здание Иерусалимского Храма, и ряд построек, входивших в общий Храмовый комплекс. Укрепления эти возводились с 20 года до н.э. по 40-ее гг. на месте аналогичных построек периода Первого Храма, а в некоторых участках и с использованием их остатков. Инициатором реконструкции являлся Ирод Великий, и воздвижение нового Храмового комплекса растянулось вплоть до правления его правнука, царя Агриппы II. Археологические раскопки, проведенные уже в XXI веке и давшие возможность датировать время строительства опорных стен, подвергают сомнению одно красивое предание. Дескать работы по возведению укреплений Храмовой Горы были проведены Иродом без официального ведома Рима. К тому времени, как к императору Августу Октивиану прибыл гонец с прошением на разрешение строительства, работы были уже завершены. Ответный указ императора гласил: «Если не начал строить, то не строй; если начал - разрушь; если закончил - оставь как есть». Однако народные предания относят начало строительства Западной стены еще ко временам строительства Первого Храма Соломоном: мол, строили ее бедняки своими руками, и Всевышний уже тогда пообещал, что никогда не будет разрушена.

Стеной Плача мы называем расчищенный от примыкающих строений 58-метровый участок Западной стены в южной ее части. Общая высота стены здесь достигает 19 метров. Толщина культурного слоя, от основания стены до современного пешеходного уровня составляет еще 12 метров. Стена сложена из мощных, разной величины монолитов-квадров. Снаружи видны только семь рядов древней кладки. Высота каменных блоков – 1 – 1.2 метра, а длина колеблется от полутора до трех метров (за исключением одного уникального камня из нижних рядов кладки, достигающего в длину 13 метров). Стена сложена таким образом, что каждый следующий ряд «глубже» предыдущего на примерно 4 см, в результате чего опорная стена представляла собой контрфорс с углом 88 градусов.

Нынешняя площадь перед Стеной располагается на высоте 708 метров над уровнем моря – это наиболее низкое место во всем Старом городе (в пределах турецких стен XVI века).

Площадь разделена специальной перегородкой на две части: мужскую и женскую (меньшую). Над южным краем женской части возвышается временный мост-галерея, ведущий к Магрибским воротам Храмовой горы. В южном углу женской стороны располагаются также замурованные античные ворота, получившие название Барклая, по имени американского консула исследователя, обнаружившего и описавшего эти ворота в 1855 году. От мужской части есть проход в помещения, примыкающие к Западной стене. Здесь привлекает внимание мощная каменная арка Вильсона, являющаяся одновременно интегральной частью стены и мостом, поддерживающим современную улицу Цепную, которая в период Второго Храма выполняла функции акведука.

…С древних пор евреи приходят к этому участку западной стены Храмовой горы изливать в своих молитвах к Всевышнему беды свои и несчастья, что и послужило основанием назвать Западную Стену Стеной Плача; впрочем, сие название в еврейской среде не особо привилось. Бытует также мнение, что это название, - следствие ошибочного перевода с иврита вражения «котель ха-кинот» - «стена траурных молитв».

Существует еще несколько мифологических объяснений названию, связанному с плачем и слезами. Одно предание гласит, что когда римляне в 70 г. предали Храм огню, и камни храмовых построек падали вниз, ангелы закрыли крыльями западную стену и заплакали, и стена не была разрушена… Рассказывают также, что иногда и только 9 ава, в день памяти о разрушении Храма, на камнях Стены выступают слёзы. Сохранилось предание, что последний раз Стена слезоточила в 1940 г., и дщери иерусалимские собирали «слезы» в специальные флаконы, чтобы хранить как ценный талисман…

Один из цфатских каббалистов XVIII века рабби Моше Йерушалми* расшифровал слово «Котель», как выражение «Господень холм», то есть место, где слышна каждая молитва, обращенная к Богу.

Появились и цветистые легенды о том, как была обнаружена в период правления Османской империи до верху заваленная мусором и помоями Западная стена. Некий приезжий человек (по одной версии, сам турецкий султан Селим I Явус-Грозный) обратил внимание, что раз в неделю крестьянки из Вифлеема приносят и выкидывают в одно и то же место корзины с мусором. На вопросы любопытного приезжего крестьянки отвечали, что такова традиция, предписывающая выбрасывать мусор именно в этом, и ни в каком другом, месте. Заинтригованный исследователь в целях узнать тайну помойки начал распространять слухи, будто под грудой мусора зарыты несметные сокровища, и стал день ото дня подпихивать под слои нечистот золотые монетки. Стоит ли говорить, что помойка была расчищена в считанные дни, и пред глазами предстал фрагмент стен Храма…

…В течение XIX века целым рядом богатых еврейских меценатов (лидером бомбейской общины Абдуллой в 1850 г., лордом М. Монтефиоре в 1860 г. и бароном Э. Ротшильдом в 1887 г) предпринимались попытки выкупить у османских властей Западную стену, но безуспешно… Мусульманская администрация вначале обосновывала отказ наличием захоронения некоего шейха рядом с Котелем, а позже, уже в 20-е годы XX века была растиражирована легенда о святости Стены для ислама, как места, куда во время своего чудесного «перенесения» к «мечети отдаленной» Мухаммед привязал священное животное по имени Аль-Бурак …

В конце 20-х – начале 30-х гг. мусульманской администрацией во главе с муфтием Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни были инспирированы беспорядки и погромы у Западной стены. Следственная комиссия Лиги Наций летом 1931 г. постановила, что мусульмане обладают правом на Западную стену, но евреи должны иметь возможность молиться там (правда с рядом ограничений). Арабские лидеры отвергли решение комиссии, не желала идти ни какие компромиссы…

В 1948 году, во время войны за независимость весь Старый город в целом и Храмовая гора в частности перешли под контроль Иордании.

В 1949 году после Войны за Независимость, по условиям перемирия, евреям был гарантирован доступ к Стене Плача, захваченной, как и весь Старый Город, Иорданией. Однако соглашение было нарушено, и в течение всех 19 лет иорданской оккупации евреи были лишены возможности приблизится к святыне.

7 июня 1967 года, на третий день Шестидневной Войны, Западная Стена была освобождена бригадой израильских парашютистов под командованием Моты Гура, и военный раввин Шломо Горен возвестил об этом всему миру, протрубив в шофар у подножия Храмовой Горы.

В течение года дома магрибского квартала, вплотную подступавшие к Западной стене, были снесены, и перед стеной была расчищена площадь, позволяющая единовременно принять десятки тысяч молящихся.

…Вернемся на площадь перед Стеной плача. В XX веке сформировалась и получила широчайшее распространение традиция вкладывать в щели между квадрами Западной стены записочки с молитвами, пожеланиями и просьбами. Причем обычай этот приобрел особую популярность среди туристов, посещающих Котель как одну их главных достопримечательностей города. Каждый день уборщики выметают тысячи записок, которые ни в коем случае не выкидывают и не сжигают. Все эти требы упаковываются в специальные холщевые мешки, и они подлежат захоронению на древнейшем еврейском кладбище на Масличной горе в специальных штольнях.

Однако некоторые обряды, связанные со Стеной, не сохранились в наши дни. Существовал, например, обычай втыкать в щели железные гвозди перед тем, как кто-то выезжал за границу, - и это считалось лучшим способом как благословения путешествия, так и предупреждения недугов в дороге. Суеверие это было основано на цитате из книги пророка Исайи: «И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий» (22:23-24).

автор: русский гид Михаил Король

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности