Обзорные экскурсии в Сантарканджело и Пеннабилли, посещение музеев «Мир Тонино Гуэрра», в Пеннабилли дополнительно – прогулка по так называемым «местам души»: храм мыслей, сад забытых фруктов, колокол Лхасы, «усатый ангел» и т.д., посещение дома и могилы маэстро. Поездка по мелким фермерским хозяйствам в округе, обед в одном из них – знакомство с классической романьольской кухней, дегустация местных вин и оливкового масла.
«Ускользающая красота» (из моей статьи "Одна абсолютно счастливая любовь")
На бывшем пустыре Тонино разбил «огород забытых фруктов» – диковинный сад. Редкие экземпляры он собирал сюда по старинным манускриптам и трактатам времен Екатерины Медичи. Сегодня здесь встречаются влюбленные, родители приводят детей…
Если смотреть на него отсюда, из этого сада, дом Гуэрра и правда выглядит как жилище Волшебника – высокая скала с развалинами замка Малатесты словно бы лепится к «нормальным» постройкам. Кем Тонино и был на самом деле. Внимание к деталям, почти незаметным, исчезающим, «ускользающая красота» во всем – это ли не главное? Часовня Андрея Тарковского под присмотром каменных улиток, раскидистая величественная смаковница, посаженная Далай-Ламой, «приют покинутых мадонн», которые Тонино упорно собирал по разрушенным старым базиликам. Не обошлось и без воспевания любви – как же без этого? Необычная скульптура называется «Меридиан встречи». Две бронзовые голубки сидят на ветке, и когда солнце падает на них под определенным углом, в их тенях безошибочно угадываются обращенные друг к другу профили Феллини и Мазины. По-моему, это один из самых величайших памятников, когда-либо созданных и посвященных этому чувству. И не только между мужчиной и женщиной. Потому что в нем мы находим признание самого Тонино в любви к друзьям. А еще здесь стоит Триумфальная арка, самая человечная в мире, всем, кому не достались земная слава и известность, всем живущим без исключения. Я невольно вижу в этом великодушном жесте Тонино перекличку с другим великим гуманистом, Германом Гессе, полагавшим, что на небе – совсем другой счет…
С уходом Тонино жизнь в сказочном «миндалевом доме» хоть и стала несколько спокойнее, но ненамного. Друзья, поклонники, журналисты, а то и просто любопытствующие путешественники – радушная и хлебосольная Лора рада всем и всегда держит двери нараспашку. На самом деле, ее душевная щедрость просто не знает границ (Тонино, да ведь и ты был таким же!). Ей нравится показывать гостям «дом, утопленный в вещах». Помимо бесчисленных творений Тонино, в нем живут и подарки-воспоминания – ковер Параджанова, картины Антониони, Бархина, Хржановского, Хамдамова, рисунки Феллини… Книги, сувениры со всего света, портреты, фотографии – внезапная встреча со знакомым взглядом Александра Блока, несколько шагов – и вот вам уже улыбается Паола Волкова, чуть позже – поочередно ослепляют красотой то Белла Ахмадулина, то Лорина мама, то сама Лора. А вот здесь вам придется угадывать – кто из игроков этой молодой и веселой футбольной команды Тонино? Случайных вещей в этом доме нет, у каждой есть своя история, своя тайна. Кровать из фильма де Сики «Брак по-итальянски», особенная ваза – только для одного цветка, вечно «плывущий корабль» из бумаги от театра «Тень, загадочный куб от любимовской «Таганки»… Кабинет Тонино, такой уютный, с огромным окном в сад, его кресло… кажется, он вышел на минуту и скоро вернется. А еще здесь живут коты и кошки. Сколько их? Сама Лора затрудняется дать точный ответ.
Этот дом часто называют музеем. А я бы не стала – он слишком живой, дышащий, наполненный потрясающей энергетикой. Я полностью согласна с его хозяйкой, которая считает, что любой, даже самый роскошный, особняк ему уступает и проигрывает. Она продолжает безумно любить своего Тониночку. И трудится, не покладая рук – замыслы маэстро, которые он не успел воплотить, не должны кануть в Лету. Лора создает Фонд имени Гуэрры и литературный музей под открытым небом (так называемые места души), объединяющий городки и поселки долины Вальмареккьи. Тонино, так переживавший за молодых, променявших книги и идеалы на материальные ценности, надеялся таким образом удержать новые поколения от падения в пропасть пустоты и сухого рационализма. «Для меня машины не существуют. Мне не нравится, как выглядит телевидение. Мне не нравится реклама», – как было бы здОрово, если бы мы чаще прислушивались к тебе, Тонино. Кроме того, Лора проводит бесконечные литературные встречи, вечера памяти, фестивали. Так, в Пеннабилли вот уже второй год подряд, летом, съезжаются на кинофорум молодые режиссеры со всего мира.
написать гиду