Экскурсия в Тоскане: Поездка «Удивительная Тоскана»: Пиза, Сиена, Сан Джиминьяно, Винчи, Лукка

  • screen
  • Поездка «Удивительная Тоскана»: Пиза, Сиена, Сан Джиминьяно, Винчи, Лукка
-- Пиза: На одной из стен Кампо Санто находится знаменитая фреска неизвестного мастера XIV столетия, изображающая Триумф Смерти. Как заметил Павел Муратов, «внимание, которое она привлекает, объясняется не столько ее художественными достоинствами, сколько тем, что дух времени можно прочесть по ней, как по раскрытой книге». И, конечно же, нас ждут удивительная площадь Чудес, самая известная в мире падающая башня и самый прекрасный баптистерий Сан Джованни. А еще маленькая, но по праву претендующая вместе с Миланским собором на звание самой прекрасной готической церкви Италии Санта Мария делла Спина.

-- Сиена: Красивейший тосканский город (тот же Муратов с восторгом писал о главнейшей черте его жителей – сердечном благородстве («gentilezza del cuore») хранит в своих стенах и святую древность, и цветущее искусство. Мы посетим Палаццо Публико, где увидим произведения вполне «византийского» (если говорить об используемых им изобразительных средствах) сиенца Дуччо ди Буонинсенья и не менее знаменитых его соотечественников, представителей Треченто, Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.

-- Сан Джиминьяно: Так называемый средневековый Манхэттен. Но знаменит город не только своими высоченными башнями, но и тем, что в разные периоды здесь работали флорентийские художники: Пьеро дель Поллайоло, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо. Именно посещение Сан Джиминьяно особенно полно раскрывает дарование третьего – учителя Микеланджело Буонаротти.

-- Винчи: Город, подаривший миру великого художника. Посещение виллы Поджо-а-Кайано, построенной для Лоренцо Медичи Великолепного и украшенной работами флорентийских художников Андреа дель Сарто и Якопо Понтормо, маньеристов, усвоивших манеру Леонардо да Винчи.

- Лукка: За три столетия до того, как на луккских водах жили Байрон, Шелли, Гейне, сюда приезжал лечиться и Мишель Монтень. Самое изумительное, что есть в этом городе, создано не местным, а приезжим, сиенским, скульптором Якопо делла Кверча. В кафедральном соборе этот современник и достойный соперник Донателло сделал надгробный памятник молодой Иларии дель Каретто, один из самых простых, но глубоких и незабываемых.

Всем братьям – по башне (Из моей статьи "Выносимая легкость бытия")

Визитная карточка (она же вертикальная доминанта) Болоньи – своего рода «наш ответ Чемберлену», только на итальянский манер, что-то вроде «Пиза отдыхает дважды» - две падающие друг на друга средневековые башни Азинелли и Гаризенда. Возведенные в XII веке, в эпоху активного и повсеместного «башнепомешательства» (вспомнить хотя бы ту же Флоренцию, Сиену или Сан-Джиминьяно), по заказу двух враждующих аристократических кланов, они могли бы, с одной стороны, служить памятником тщеславной глупости – казалось бы, совсем несвойственной этому городу. Согласно преданию, семья Азинелли приступила к постройке в 1109 году, но братья Гаризенди решили не отставать – несколько лет спустя закипела работа и на их, находящемся по соседству, клочке земли. Соперники настолько торопились финишировать первыми, что никакие доводы ни рассудка, ни инженерной науки не принимались в расчет. Результат не заставил себя ждать – очень скоро башни начали падать. Точных данных о проектной высоте Гаризенды не сохранилось. Зато доподлинно известно, ее верхушку, чтобы не рухнула, «укорачивали» аж три раза. Но судя по свидетельству Данте: «…как Гаризенда, если стать под свес, вершину словно клонит понемногу навстречу туче в высоте небес...» можно предположить, что «ростом» она ничуть не уступала своей соседке, а, возможно, и превосходила ее. «Сегодня «подрезанная» башня достигает 48 метров, а наклоняется почти на 3 (!) и выглядит так, что вот-вот камни полетят в разные стороны. Ее всегдашней компаньонке» в этом смысле повезло больше: 97 метров в небо и почти метр в сторону. Кстати, и подняться на нее до сих пор все еще можно. Конечно же, пешком, преодолев астрономическое количество ступеней, но оно того стОит – вид с одной из самых высоких башен Италии открывается потрясающий.

С другой стороны – именно башня Азинелли может рассматриваться и как символ всепобеждающей любви. Потому как, к счастью, существует и более романтическая версия постройки. В начале 11 века в Болонье жил ничем не примечательный молодой человек. Он доставлял с реки щебень и песок для строительных работ. Поскольку ему помогали несколько вьючных ослов, его прозвали Азинелли (asinelli - ослики). Однажды он увидел в окне одного из дворцов прекрасную девушку и влюбился так сильно, что отважился просить её руки. Богатый и знатный отец хотел было отшутиться от этой неуместной напасти: «Когда построишь самую высокую башню в городе, отдам тебе в жёны мою дочь». Но тут сама Фортуна пришла на помощь бедному Азинелли: как всегда работая на реке, юноша набрел на клад золотых монет. Так, через 9 лет в центре Болоньи взметнулся в небо средневековый небоскреб, а везучий «ослик» смог жениться на своей избраннице.

Кстати, если продолжить тему «не Пизой единой», то падающих башен в Италии, на самом деле, считать-не пересчитать… Мне особенно нравится одна из венецианских – колокольня Сан-Джорджо деи Греки. В 1770 году ее наклон был равен 80 сантиметрам, а сегодня уже 180-ти. Но, кто бы что ни говорил, Пизанская, на мой взгляд, – самая красивая… Друзья мои, какую выберете вы?

автор: русский гид Наталия Гулейкова

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности