-- Сиена: Красивейший тосканский город (тот же Муратов с восторгом писал о главнейшей черте его жителей – сердечном благородстве («gentilezza del cuore») хранит в своих стенах и святую древность, и цветущее искусство. Мы посетим Палаццо Публико, где увидим произведения вполне «византийского» (если говорить об используемых им изобразительных средствах) сиенца Дуччо ди Буонинсенья и не менее знаменитых его соотечественников, представителей Треченто, Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.
-- Сан Джиминьяно: Так называемый средневековый Манхэттен. Но знаменит город не только своими высоченными башнями, но и тем, что в разные периоды здесь работали флорентийские художники: Пьеро дель Поллайоло, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо. Именно посещение Сан Джиминьяно особенно полно раскрывает дарование третьего – учителя Микеланджело Буонаротти.
-- Винчи: Город, подаривший миру великого художника. Посещение виллы Поджо-а-Кайано, построенной для Лоренцо Медичи Великолепного и украшенной работами флорентийских художников Андреа дель Сарто и Якопо Понтормо, маньеристов, усвоивших манеру Леонардо да Винчи.
- Лукка: За три столетия до того, как на луккских водах жили Байрон, Шелли, Гейне, сюда приезжал лечиться и Мишель Монтень. Самое изумительное, что есть в этом городе, создано не местным, а приезжим, сиенским, скульптором Якопо делла Кверча. В кафедральном соборе этот современник и достойный соперник Донателло сделал надгробный памятник молодой Иларии дель Каретто, один из самых простых, но глубоких и незабываемых.
Всем братьям – по башне (Из моей статьи "Выносимая легкость бытия")
Визитная карточка (она же вертикальная доминанта) Болоньи – своего рода «наш ответ Чемберлену», только на итальянский манер, что-то вроде «Пиза отдыхает дважды» - две падающие друг на друга средневековые башни Азинелли и Гаризенда. Возведенные в XII веке, в эпоху активного и повсеместного «башнепомешательства» (вспомнить хотя бы ту же Флоренцию, Сиену или Сан-Джиминьяно), по заказу двух враждующих аристократических кланов, они могли бы, с одной стороны, служить памятником тщеславной глупости – казалось бы, совсем несвойственной этому городу. Согласно преданию, семья Азинелли приступила к постройке в 1109 году, но братья Гаризенди решили не отставать – несколько лет спустя закипела работа и на их, находящемся по соседству, клочке земли. Соперники настолько торопились финишировать первыми, что никакие доводы ни рассудка, ни инженерной науки не принимались в расчет. Результат не заставил себя ждать – очень скоро башни начали падать. Точных данных о проектной высоте Гаризенды не сохранилось. Зато доподлинно известно, ее верхушку, чтобы не рухнула, «укорачивали» аж три раза. Но судя по свидетельству Данте: «…как Гаризенда, если стать под свес, вершину словно клонит понемногу навстречу туче в высоте небес...» можно предположить, что «ростом» она ничуть не уступала своей соседке, а, возможно, и превосходила ее. «Сегодня «подрезанная» башня достигает 48 метров, а наклоняется почти на 3 (!) и выглядит так, что вот-вот камни полетят в разные стороны. Ее всегдашней компаньонке» в этом смысле повезло больше: 97 метров в небо и почти метр в сторону. Кстати, и подняться на нее до сих пор все еще можно. Конечно же, пешком, преодолев астрономическое количество ступеней, но оно того стОит – вид с одной из самых высоких башен Италии открывается потрясающий.
С другой стороны – именно башня Азинелли может рассматриваться и как символ всепобеждающей любви. Потому как, к счастью, существует и более романтическая версия постройки. В начале 11 века в Болонье жил ничем не примечательный молодой человек. Он доставлял с реки щебень и песок для строительных работ. Поскольку ему помогали несколько вьючных ослов, его прозвали Азинелли (asinelli - ослики). Однажды он увидел в окне одного из дворцов прекрасную девушку и влюбился так сильно, что отважился просить её руки. Богатый и знатный отец хотел было отшутиться от этой неуместной напасти: «Когда построишь самую высокую башню в городе, отдам тебе в жёны мою дочь». Но тут сама Фортуна пришла на помощь бедному Азинелли: как всегда работая на реке, юноша набрел на клад золотых монет. Так, через 9 лет в центре Болоньи взметнулся в небо средневековый небоскреб, а везучий «ослик» смог жениться на своей избраннице.
Кстати, если продолжить тему «не Пизой единой», то падающих башен в Италии, на самом деле, считать-не пересчитать… Мне особенно нравится одна из венецианских – колокольня Сан-Джорджо деи Греки. В 1770 году ее наклон был равен 80 сантиметрам, а сегодня уже 180-ти. Но, кто бы что ни говорил, Пизанская, на мой взгляд, – самая красивая… Друзья мои, какую выберете вы?
написать гиду