Экскурсия в Голанские высотах: Стоунхендж Голанских высот, или Куда подевались великаны?

  • screen
  • Стоунхендж Голанских высот, или Куда подевались великаны?
Мы начнем с Ум эль-Канатир, находящийся на юге Голанских высот.

Открывается взору источник, вытекающий из монументальных арок. Это остатки древнего нимфеума, который украшал город в римско-византийский период. Кстати, само название Ум эль-Канатир в переводе с арабского означает «мать арок».

Еще здесь есть «еврейские развалины». Так местные арабы называли руины древней синагоги.

Затем мы отправимся дальше.

Как известно, ни только «в Греции все есть», но и в Израиле тоже. Есть у нас и свой Стоунхендж, причем крупнее и древнее, чем в Англии. Только называется он Руджум эль-Хири, что в переводе с арабского звучит, как «курган дикой кошки», но по- русски его обычно называют «колесом духов». Этот мегалитический комплекс, диаметром 156 м, виден даже из космоса. Представляет он собой 5 концентрических колец, сложенных из базальтовых глыб, и расходящихся от кургана, который находится в центре. Приехав сюда, можно пройти между камней, подойти к центральному кургану и затем спуститься во внутреннюю камеру. Попав туда, надо сесть на гладкий плоский камень и посмотреть наверх, в сторону входа. Хорошо приглядевшись, перед глазами откроется просвет между камнями, который проходит через всю 3-хметровую толщу камней. А если, наоборот, посветить в это отверстие снаружи лазерным фонариком, то лучик упрется прямо в середину этого плоского камня. Очевидно, что это не случайно и так же очевидно, что сделать такой просвет неимоверно сложно с техникой того времени.

А потому стали появляться всякие невероятные гипотезы: может быть это загон для скота или сторожевая башня, или храм, или календарь?! Было даже предположение, что это место для поедания трупов птицами, как у древних индусов, а может быть Руджум построили инопланетяне?!

Самую стройную теорию предложил археолог Михаил Фрейкман, бившийся над загадкой Руджума более 6 лет. Он исследовал квадрат вокруг кургана площадью 10?10 км и обнаружил в нем 150 поселений медного века, концентрирующихся вокруг Руджума. Результаты его раскопок, а также еще несколько интересных вещей, становятся видны, если подняться на змеевидный холм. На первый взгляд, это большие и маленькие груды камней, разбросанных по поверхности. Но раскопав такую груду, он обнаружил под ней развалины большого дома с богатой материальной культурой 6-тысячелетней давности. Были найдены отполированные камни для перемалывания зерна, кремниевые пластины — заготовки для серпов, зернохранилища и базальтовые божки. У божков были разные лица, но практически все они, как и другие найденные предметы, были расколоты пополам. Некоторые, особенно большие предметы были не сломаны, а перевернуты. Похоже, что их просто не получилось сломать. Любопытно, что сам дом был не просто разрушен, а сожжен.

Все это выглядит очень странно. Археолог Михаил Фрейкман полагает, что дома эти были сожжены целенаправленно, предварительно сломав в нем все предметы и заложив входы, т. е. сделав дом совершенно непригодным для проживания.

Внимательно оглядевшись, можно увидеть вокруг дома несколько груд камней меньших размеров. Это дольмены, внутри которых находится камера, представляющая из себя 2 вертикальных камня, с положенным на них перекрытием. Сверху камера засыпана камнями, как луковица — четыре, пять каменных слоев, поэтому обнаружить ее непросто, но если побродить вокруг, то можно увидеть те из них, которые были раскопаны археологами.

Ученые считают, что это древние одноместные захоронения. Близость дольменов к домам наводит на мысль, что там были похоронены его жители. Но интересно, что дольменов этих немного, и похоже, что в этих домах на протяжении их использования проживало не так много поколений, после чего дома покидались. Именно в этот момент их разрушали, предварительно сломав предметы и заложив двери.

Так дом был убит и похоронен. И скорее всего, делал это внук или правнук того, кто этот дом строил.

Не правда ли, загадочный ритуал?! Но есть предположения, что его основание кроется в культе мертвых, описанном, например, в тексте из Междуречья. В нем рассказывается, как Астарта спускается в подземный мир. Все, что она там видит, выглядит как в мире земном, есть свои цари и свои рабы, только нет там еды и питья. Вместо еды они едят солому, а вместо питья пьют вонючую жижу. Благословен человек, имеющий семерых сыновей. Он ест в загробном мире пищу богов. Этот текст показывает, что мертвые зависят от живых, и живые должны о них заботиться, содержать их и кормить.

Мертвым не поклонялись, но их надо было кормить, чтобы они не вредили живым. Делалось это до тех пор, пока оставались в живых те, кто помнил покойного. После этого мертвые как бы умирали еще раз, и, сливаясь с общей массой духов, больше не могли навредить. Видимо, в этот момент, раскалывался божок, изображавший теперь уже дважды покойного, и хоронился его дом.

Итак, есть дома для живых и дома для мертвых, и расположены они вокруг Руджума кольцом. При этом, между дольменами и самим Руджумум остается всегда полоса отчуждения шириной 300–350 м., по-видимому, из уважения к месту.

И теперь можно попытаться ответить на вопрос: так для какой же цели был построен Руджум эль-Хири?

Археолог Михаил Фрейкман пришел к своему выводу случайно. В день летнего солнцестояния он спустился в могильную камеру Руджума и заметил, что именно в этот день лучь солнца, как уже упомянутый лазерный фонарик, попадает сквозь длинный просвет в 3-метровой стене на центральный камень, по всей видимости, служивший жертвенником.

Так может быть, это своего рода календарь, помогавший определять даты солнцестояния и равноденствия. А, зная их, можно было вычислить, когда исполнять определенные ритуалы. Таким образом, Руджум Хири, возвышаясь на 5–6 м. в высоту, являлся центром регионального культа. И хотя в самом Руджуме археологи ничего не нашли, благодаря находкам вокруг него, мы можем познакомиться с людьми, жившими здесь в далекой древности, с их укладом жизни и верованиями.

А сейчас мы отправимся дальше на север и следующей нашей остановкой будет крепость Шастеле или Атерет. Жизнь крепости была коротка, но насыщенна. Построена она была крестоносцами в 70-х годах 12 века для охраны моста через Иордан. Здесь пролегала главная дорога из Тверии в Дамаск. И хотя, тогдашний король крестоносцев Балдуин четвертый, по началу не соглашался на уговоры рыцарей построить крепость, т. к. не хотел нарушать договор с мусульманским правителем Салах эд-Дином, но в конце концов решился на строительство. И даже поселился вблизи строительной площадки, чтобы самому наблюдать за работой, и быть на чеку, если Салах эд-Дин задумает что-нибудь недоброе.

По началу Салах эд-Дин пытался решить конфликт мирным путем. Предложил крестоносцам 60.000 золотых монет в обмен на прекращение строительных работ. А когда те не согласились, увеличил свое предложение до 100.000 золотых монет. Но когда не сработало и это, пообещал уничтожить крепость собственными руками.

И действительно, через короткое время, когда строительство крепости подходило к концу, он начал осаду. Рыцари, охранявшие крепость повели себя мужественно, т. е. по-рыцарски. И один из них, пустив стрелу, угодил прямо в сердце некому мусульманскому эмиру. Салах эд-Дин отступил, но пообещал вернуться.

И вскоре он выполнил свое обещание. Но на сей раз обратился к другой тактике. Стал копать подземный туннель, который должен был вывести прямо к главной башне внутри крепости. Тоннель был укреплен деревянными опорами и при поджоге разрушил главную башню. Христиан охватила паника. И один мусульманский историк даже добавил, не исключено, что от себя, что комендант крепости, увидев происходящее, бросился в огонь, предпочитая покончить жизнь самоубийством. Итак, крепость пала, а мы завершаем осмотр ее впечатляющих развалин.

автор: русский гид Галина Басина

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности