Старый летний дворец в Пекине – необычное место. Во времена правления династии Цин он служил домом для царской семьи. Там наследники драконова трона проводили будни и выходные, гуляли по чудесным садам, предавались любви с многочисленными возлюбленными, исполняли обряды и чтили обычаи, управляли страной. Для официальных приемов и встреч служил Запретный город, для жизни – дворец Юаньминъюань, название которого дословно с китайского переводится как «Сад совершенства и чистоты». А из-за особой пышности и великолепия европейцы того времени, побывавшие в Китае, часто называли пекинские хоромы не иначе как «Восточный Версаль».
К сожалению или счастью, комплекс не сохранился в первозданной целости. Некоторые здания разрушены, озера высохли, тропинки заросли травой. На данный момент идет частичная реконструкция дворца, пока коснувшаяся лишь немногих его районов. Основная загвоздка полной реставрации реликвии в ее огромных размерах. Площадь территории Юаньминъюань – более 350 квадратных километров, третью часть из которых занимают водные угодья: живописные пруды, искусственные водоемы, небольшие природные ключи. Через протоки и извивающиеся каналы перекинуты переправы. Всего во дворце более ста мостов, каждый из которых украшен искусной резьбой, замысловатым орнаментом, фигурками божеств, настоящих и мифических животных.
История Старого Летнего Дворца в Пекине
Обустройство Юаньминъюань началось при цинском императоре Канси и продолжалось более 150 лет при шести правителях Поднебесной. Впервые проект будущего дворца был представлен как подарок Канси своему сыну Юнчжэну. Последний, повзрослев, решил продолжить дело отца и сделать сад Юаньминъюань еще прекраснее и восхитительнее. По приказу Юнчжэна была создана водная система, представляющая собой хитрое сплетение речных русел, озер и ручьев. Также добавились несколько дворцов (в китайской империи дворцы всегда обозначали комплекс построек, а не одно здание). Дворцы, построенные по воле следующего правителя Цяньлуна, отличает приверженность европейскому стилю. Проекты для них выполнили известные архитекторы - Джузеппе Кастильоне и Мишель Бенуа. Внутреннее устройство не менее впечатляло, чем внешнее. Почти вся атрибутика была привезена с Запада специально для удовольствия монархов. Площадь Летнего Дворца при Цяньлуне значительно увеличилась и уже тогда была ровно в пять раз больше, чем у Запретного города. Цяньлун необычайно гордился своим творениям и в записях часто именовал Юаньминъюань местом, где живет небесный Бог, местом, лучше которого нигде нет, и никогда не было. Одно из самых знаменитых строений того времени – павильон, добраться до которого можно только по лабиринту. Его останки хорошо сохранились и доступны для туристов.
Старый Летний Дворец мог бы стать самым знаменитым парково-архитектурным комплексом современного Китая, жемчужиной ландшафтного дизайна, национальным достоянием и самым ярким историческим памятником. Однако этого всего пережить ему так и не удалось. В ночь на шестое октября 1860 года в ответ на пытки и казни индийский и британских подданных (17 солдат, 2 послов и одного журналиста из газеты «Таймс), пекинским Советом наказания (название высшей судебной инстанции), солдатами французской и британской армий было совершено нападение на летний дворец Юаньминъюань. Правящий тогда император Сяньфэн бежал из дворца. В помещениях оставалось лишь несколько евнухов, которые, разумеется, исправить ситуацию не могли.
Международный конфликт возник в результате того, что ранее в Тунчжоу с целью переговоров с Принцем Аем был направлен отряд парламентеров из Европы. Беседа шла более суток. Далее делегация была заключена под арест и отправлена в камеры пыток. 14 участникам отряда удалось сбежать и выжить. Остальные были замучены так, что их тела не поддались опознанию. Объяснить случившееся в Китае не смогли. Событие вызвало мгновенный отклик в странах, чьи подданные погибли. Для отместки в Китай был направлен Лорд Элгин и его кавалерия, состоящая из 3 500 британских военных. Они подожгли Летний Дворец, оставив его пылать в течение трех суток. Этот жест являлся знаком протеста против жестокого обращения с заключенными. Сожжение Юаньминъюаня стало последним аккордом Второй Опиумной Войны. На руинах дворца запечатлена сделанная тогда одним из солдат надпись: «В наказание за ваше вероломство и жестокость».
В результате пожара сохранилось лишь 13 построек летнего дворца Юаньминъюань. Они стояли слишком далеко, чтобы огонь коснулся их. Все ценное было уничтожено либо украдено. Из-за того, что нападавшие предпочитали керамику, уцелело немного бронзовой посуды. Несколько приборов, вынесенных тогда, из дворца до сих пор хранятся в музеях и частных коллекциях в Европе. Обеденные сервизы и предметы быта датируются периодами правления императоров семей Шан, Чжоу и Хань. Можно подсчитать, что некоторые блюдца, кружки и чайники существуют почти 4 000 лет. Также сохранились бронзовые скульптуры Фонтана Хайяньтан, ранее представлявший собой резервуар с кристально чистой водой, который окружали 12 скульптур животных из зодиакального цикла. Раз в час изо рта у очередного зверя лилась вода. В 12 часов включались все 12 ручьев.
Позже Чарльз Джордж Гордон, молодой капитан Королевских Инженеров Великобритании, очень подробно и эмоционально напишет обо всем уничтоженном во время сожжения Летнего Дворца в Пекине: о вежливых местных жителях, ненавидевших своих правителей, о том, как прекрасен был дворец, о том, сколько сокровищ было вынесено из него и сколько навечно погибло в его руинах. Виктор Гюго в одном из своих сочинений сравнит Францию и Британию с двумя разбойниками, ворвавшимися в музей, опустошившими его и со смехом поджегшими. Позже правительством Китая были приняты меры по восстановлению Сада совершенства и чистоты. Однако в начале двадцатого столетия в ходе очередной войны дворец был разрушен войсками Альянса восьми государств. Долгое время бывшее жилище императоров пустовало и было популярно среди мародеров. В очередной раз за его реставрацию взялись лишь спустя век.
Устройство Юаньминъюань
Юаньминъюань – сокровище китайского зодчества. Его можно разделить на три независимые друг от друга, но соединенные воедино части. Первый сад, самый ранний, одноименный со всем комплексом и давший начало этому чуду архитектурной мысли. Второй и третий сады появились при императоре Цяньлуне и носят названия: Сад Бесконечной весны и Сад Изящной весны. В некоторых документах Юаньминъюань также значится как «сад садов». Все, воплощенное в жизнь, в Юаньминъюань – есть совокупность встретившихся и понравившихся императорам-создателям картин, пейзажей и необыкновенных видов, которые зарисовывались при путешествиях, запоминались и потом появлялись в императорском саду. Всего в каждом из садов воссоздано более 100 мест из разных уголков империи. Также свой аналог имеют либо имели ранее почти все храмы, павильоны, залы, галереи, беседки для отдыха и другие постройки.
Юаньминъюань стал не только одним из известнейших парков Китая, но и его крупнейшим, хоть и недолговечным, музеем. Гюго говорил о том, что по количеству хранимых в нем сокровищ даже парижский Нотрдам не может сравниться с огромным и завораживающим Юаньминъюанем. К сожалению, оценить все величие и мощь древнего сада сейчас довольно сложно. Однако прогулка по его останкам может открыть много нового и позволить вдохнуть немного бывшей империи, почувствовать ее настроение и оценить удивительный колорит. Если времени на посещение парка совсем немного, можно за пару часов поверхностно осмотреть его, срезав путь напрямую от Западных ворот к Восточным. Как вариант, можно составить свой маршрут по карте, выдаваемой на входе, или купить аудио-гид на русском языке (или любом другом, кому как удобнее) и задать путешествию любое направление. Так или иначе, обойти весь Юаньминъюань даже за одни сутки невозможно, поэтому будет полезно, немного узнать об его устройстве, чтобы как можно удачнее и полезнее скомбинировать маршрут.
автор:
написать гиду