Экскурсия в Иерусалиме: За Крестом! (грузинский след в Иерусалиме)

  • screen
  • За Крестом! (грузинский след в Иерусалиме)
Предлагаю вам тематическую экскурсию, в ходе которой мы не только посетим Святые места Иерусалима, но и более глубоко изучим тему Честного Креста.

Помимо классической христианской программы мы посетим монастырь Креста или Крестовый монастырь. Уединенная обитель, некогда центр теологической учености на Ближнем Востоке, совершенно не заслуженно выпадает из круга основных интересов туристов и паломников. Не то, чтобы туда вообще не ходят, ходят мало.

Никто не может сказать толком, когда именно на этом месте был построен первый монастырь Креста. Некоторые паломники приписывают строительство монастыря св. равноапостольной царице Елене. Что впрочем вряд ли: так повелось, что традиционно царице Елене приписывается огромное количество построек, если мы сложим все церкви и монастыри, которые якобы построила Елена, то скоро поймем, что на столь бурное строительство не хватило бы царской казны. Некоторые паломники уточняют, что царица Елена нашла это место, но не успела построить церковь. Ее сын, Константин Великий, подарил впоследствии монастырь Креста или пустой участок земли грузинскому царю Мириану III. Он стал первым грузинским христианским царем.

От рук мусульман монастырь Креста пострадал не один раз. Грузинский царь Баграт четвертый (1027 – 1072) восстанавливает Крестовый монастырь. Основное здание строится в 11 веке до прихода крестоносцев, которые тоже приложили руку в устроении монастыря.

Грузины всегда очень трепетно относились (и продолжают относиться!) к монастырю Креста. В 13 в. сюда приезжает Шота Руставели, казначей царицы Тамары, автор легендарной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Прибывает он сюда с деньгами для почетной миссии - поддержать и украсить монастырь. Он нанимает мастеров и расписывает монастырскую церковь. Внутри церкви есть фреска, которая изображает самого Шота Руставели. Сегодня отреставрированными фресками мы можем любоваться в полумраке заостренных сводов церкви.

Вообще история Шота Руставели – это отдельная увлекательная лирическая страница в летописи Крестового монастыря. Придание гласит, что он был безнадежно влюблен в царицу Тамар. Безответная любовь подтолкнула его к уединенной почти монашеской жизни, кою он обрел в монастыре Креста. Здесь же он обрел свою последнюю обитель – Шота Руставели захоронен на территории Крестового монастыря или возле него, однако, никто не знает точного местоположения его могилы.

Другая версия гласит, что Тамар отвечала ему взаимностью, но чисто платонически, ибо разница в социальном статусе диктовала субординацию и правила поведения между царицей и ее подчиненным. Эту версию усиливает другое придание, которое гласит, что и сама царица Тамар захотела быть похороненной именно здесь. Утверждают, что царица Тамар или же ее сердце, покоятся где-то на территории Крестового монастыря возле возлюбленного.

Так сердца влюбленных соединяются после смерти на том самом месте, где выросло необыкновенное Дерево, из которого был сделан Крест Спасителя, дарующего вечную Жизнь.

О Древе.

Как утверждает придание на месте монастыря племянник Авраама Лот посадил дерево. Вернее посадил он те самые три сухие посоха, которые оставили явившиеся к Аврааму Ангелы (Троица). Три Ангела ( в христианской традиции – Троица) сообщили Аврааму, что у него родится долгожданный законнорожденный сын Исаак. Посадил Лот сухие посохи и поливал их 40 лет, чтобы искупить смертельный грех, коему он предался в пьяном состоянии со своими дочерями.

Дерево выросло и его срубили, хотели использовать при строительстве еврейского Храма, который построил мудрый царь Соломон в 10 веке до н.э. Но по не понятной причине архитекторы не воспользовались Им и Оно пролежало на пороге Храма, где Него наступали ноги паломников, посещавших Храм.

После разрушения Первого Храма Дерево перенесли к Овечьим прудам или Вифезде.

О Дереве вдруг вспомнили, когда искали подходящий стройматериал для Креста. К слову, Вифезда находится неподалеку от Крепости Антония, где Понтий Пилат судил Иисуса (церковь Санта Анна и Первая станция Виа Долороса).

Как интересно и красиво обыгрывается тема Дерева! Адам, вкусивший от Древа Познания, обрекает себя и все человечество на Смерть, а Иисус, принявший смерть на Кресте (читай - Древе), дарует Вечную Жизнь. Дьявол искушает плодом от Древа Познания, а Господь (Троица) дарует посохи, от которых зачнется путем терпения и покаяния То Самое Дерево, на котором за человечество будет принесена Жертва во искупление первородного греха.

Помню, когда я в первый раз посетила монастырь, там был всего один монах. Монастырь все еще хранил следы былой славы красоты и напоминал спящую красавицу, которую непременно следовало пробудить к жизни. Жизнь, пусть не бурная, вернулась в стены монастыря. Впрочем, в этом есть своя прелесть: здесь можно уединиться и окунуться в атмосферу заколдованного царства, оставившего за скобками определение пространства и времени.

В ходе нашей экскурсии мы посетим: Крестовый монастырь, Вифезду, пройдем по Крестному пути, посетим Храм Гроба Господня, где зайдем в часовню обретения Честного Животворящего Креста, поднимемся на Голгофу и , если повезет, прикоснемся к частичке самого Креста.

автор: русский гид Svetlana Shagal

написать гиду
+972545997614
WhatsApp
Viber
Telegram

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности