Экскурсия в Нью-Йорке: Метрополитен - «Небесные образы: мода и католическое воображение»

  • screen
  • Метрополитен - «Небесные образы: мода и католическое воображение»
Оказывается, я могу потерять дар речи. Ненадолго, минут на 5, но могу. Дар речи я потерял на выставке «Небесные образы: мода и католическое воображение» в «Метрополитен-Музее», а потом снова защебетал, но уже иначе, куда вдохновеннее. И поехал на выставку второй раз – она настолько хороша, что даже примиряет с клоакой нью-йоркской подземки, а каталог килограмм в семь весом уже заказан и отправлен, так что буду продолжать любоваться тем, что увидел воочию - тем, как устроено человеческое воображение и умение. Каждая часть сериала «Молодой папа» начинается с торжественного прохода Джуда Лоу вдоль ряда шедевров живописи – сиречь рисованной истории католицизма. Улыбка у Лоу – наглая, торжествующая, под стать его развязной походке. Еще бы - такие сокровища Ватикана на расстоянии вытянутой руки, да и одет он тоже в сокровища - в папские одеяния, названий которым не счесть, из белого шелка, шитые серебром и золотом, каменьями украшенными драгоценными и орнаментами. Они и показаны на одной из частей той самой выставки в «Метрополитен», которая не просто must, а супер-must, гала-выставка сезона, который предшествовал великий гала-бал. Одна из кураторов – сама Анна Винтур, редактор Vogue. Второй - директор Института костюма Метрополитен-музея Эндрю Болтон. Часть экспонатов получены из Ватикана после долгих просьб-уговоров-переговоров - и расположены тиары с коронами в витринах из бронированного стекла в галереях Института моды музея, как раз под бассейном Египетского храма. Основная часть - главный бал и дефиле – в ставших подиумом галереях византийского и средневекового искусства. Третья часть – в Cloisters, в филиале Met на севере Манхеттена, аж за Колумбийском университетом. Выставка замечательная – чего уж говорить, обретя дар речи. И идея разместить ее основную часть в залах Византии и средневековья, которые обычные Met-посетители устало прошаркивают после Египта, Рима, импрессионистов и Джексона Поллака, сработала на ура. Сокровища в залах средневековья собраны такие, что на них смотреть, и смотреть, и смотреть. И на мои любимые деревянные раскрашенные статуи, и на гобелены, и на барельефы, витражи, мозаики, украшения (серьги - дар Джи. Пи. Моргана – отдельный сказ, начало главы про то, как люблю филантропов, меценатов и просто богатых людей), и на украшенные кресты, и на иконы. На всю ту роскошь, которой славится католицизм. И смотрит на них публика в этих залах благодаря великим модельерам настоящего, роскошь религиозного искусства и ритуалов претворивших, ими восхитившихся, под влияние попавших, воссоздавших, придумавших и приумноживших. Снимки блекнут по сравнению с увиденным, как целлофановая обертка конфеты рядом с золотым куполом.

Дефиле в музее идет под небесную музыка британца-минималиста Майкла Наймана, не надоедающую ни на секунду, несмотря на повторение ее в несколько-минутном лупе. Точно совпали волны всего и, конечно, тут же, у входа, на экране, «Рим» Феллини 1972 года с его памятными кадрами шаржированного, насмешливого показа мод в Ватикане и тем самым высказыванием, что привела вначале: «The world must follow the church and not viсe versa» - «Мир следует за церковью, а не наоборот». Взгляды всех манекенов на выставке устремлены вниз. Будем скромны в лоне святости. Крылья ангелов, накидки из золотых кубиков мозаики, цветы Рафаэля, превращенные в шляпки, монашеские клобуки – в изящнейшего кроя пальто. Чепцы – в восхитительные головные уборы. Живопись Фра Анжелико – в ряд умопомрачительных платьев (под музыку Самуэля Барбера). Цитаты из Кранаха и Эль Греко в шелке и тафте, в кружевных крыльях херувимов. Никакого святотатства, одно восхищение фантасмагорией, парящей модой, иерархией и кодами. И влиянием католицизма на то, во что мы все одеваемся. 200 экспонатов. Сорок с лишним из них — из папской ризницы в Ватикане. Многие предметы никогда ранее не выставлялись. Вот что вычитал: «самая ценная часть экспозиции - это папская тиара, подаренная королевой Испании Изабеллой II Папе Римскому Пию IX в 19 веке. В ней 19.000 драгоценных камней, из которых 18.000 - это бриллианты». Но это не совсем так. Самая ценная часть выставки – бесконечная фантазия, воображение и божий дар. Об этой выставке можно прочитать и посмотреть в Интернете во множестве. Но если есть возможность, лучше самим побывать на балу.

автор: русский гид Pavel Podlyashuk

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности