Чин составляют 2% населения Мьянмы (около 1,5 млн.). Они разделены на более чем 30 племен, каждое из которых говорит на собственном диалекте (тадо, зо, кхами, маро, чинбон, дин и др.) и имеет разные обычаи, вследствие разницы в местоположении. Чин занимают практически всю западную окраину Мьянмы и сопредельные районы Индии, расселившись тут в 9-11 веках, мигрировав из Тибета. Область Чин — это глубокие долины, зажатые горами, которые, несмотря на их вроде бы не слишком большую высоту (1500-2700 м), очень труднопроходимы. От основной территории страны земля чин отделена хребтом Поуннья, эстафету у которого на юге почти сразу же подхватывают горы Ракхайн. Между двумя хребтами есть прогал и это фактически единственный способ попасть в Чин. От Индии область тоже отделена горами, посему и получается глухая, изолированная от цивилизации местность. По сути, до прихода в 1890 г. в регион англичан, чин пребывали в полной безвестности. Под влиянием британских миссионеров-баптистов многие племена чин стали исповедовать христианство, но большинство до сегодняшнего дня сохранило анимистические верования. Традиционная одежда чин соткана вручную, называется «хтамейнс» и представляет из себя плащи — накидки с узором из горизонтальных красных и желтых полос, отдаленно напоминающих индейские пончо. Женщины племени хака носят черные костюмы, обильно украшая себя серебряными и янтарными браслетами и ожерельями. Старики-чин также часто носят необычные узкие черные фартуки с болтающимся внизу рядом бронзовых колокольчиков. Но главное, что бросается в глаза при виде чин, — это лица женщин. Они полностью раскрашены татуировками, и чем старше дама, тем она в этом смысле краше. Издавна чинки делали это, чтобы не соблазнять бирманцев уводить их в плен. Сейчас, правда, тату молодые девушки делают себе только в далеких горных деревнях. Как и бирманки, чинские дамы много курят, вместо сигар — чарут предпочитая длинные трубки. У некоторых племен (например, кхами) для дифференциации семейного положения девушки, не состоящие в браке, носят на груди маленькие жилетки, сплетенные из сухого тростника и травы. Права на наследство женщины не имеют. Быт чин крайне примитивен. В массе своей они живут, не зная электричества и автомобилей. Практикуют террасное земледелие на горных склонах, выращивая пшеницу, кукурузу, кофе, апельсины, яблоки. Ткут вручную одеяла, рубят лес (тик). Основным же занятием является охота на дикого буйвола (митхана). И делом чести считается вывешивать черепа убитых буйволов перед домом, а еще выставлять каменные тотемы, похожие на огромные рогатки. Дома мало чем отличаются от бирманских, а вот кладбища интересны. Они похожи на маленькое скопление каменных гробов, под которые выставляют горшки с прахом умерших. 20 февраля проходит «Лонью Фестиваль» — главный праздник чин — Новый год. Мужчины исполняют боевой танец, демонстрируя умение пользоваться копьем и щитом (который изготовлен из выдубленной шкуры буйвола и украшен круглыми или квадратными металлическими бляшками). Затем старейшины совершают ритуальное жертвоприношение домашнего скота. Важный элемент во всех церемониях — ферментированное рисовое вино, которое пьют из больших глиняных кувшинов через тростинку. У разных племен существует свой рецепт — из обычного риса, из клейкого риса, из проса, из пшеницы или с бананом. И если бирманцы или шаны подносят гостю зеленый чай, то при посещении чин вас угостят именно своим «фирменным» племенным вином.
автор:
написать гиду