Экскурсия в Мраук Уе: Татуированные люди Западной Мьянмы

  • screen
Чин и бирманец — братья. Давным-давно у подножия крутой горы Мимо в маленькой деревеньке жили два брата. Только недолго посчастливилось им жить в согласии. Однажды младший брат пришел к старшему и попросил дать ему ненадолго крюк для ловли рыбы. Старший охотно выполнил его просьбу. Взял младший брат лесу, удочку и наживку, отправился к реке да и начал удить. Вскоре на уду попалась большая рыбина, но, когда он попытался ее вытащить, она порвала лесу и уплыла вместе с крюком. Опечалился младший брат. Рассказал он старшему о постигшей его неудаче и взамен старого предложил изготовить новый крюк. -Ах , ты разиня-простофиля, — напустился на младшего старший брат. — Зачем мне твой новый крюк? Мне нужен только мой собственный и никакой другой! Я этим крюком очень дорожу — он мне по наследству достался. Не стал спорить с ним младший брат, а попросил подмоги у своих односельчан. Взяли они ломы да лопаты, запрудили реку и стали вычерпывать оттуда воду. А когда показалось дно, они легко поймали большую рыбину, вспороли ей брюхо и достали оттуда драгоценный крюк. Младший брат вернул крюк старшему брату и рассказал, каких трудов стоило и ему самому, и всем жителям деревни исполнить его каприз. Однажды старший брат пришел в дом к младшему и попросил у него взаймы сковороду. Младший брат взял с очага сковороду, опорожнил ее и отдал старшему. По пути домой старший брат споткнулся, сковорода вылетела у него из рук и разбилась на мелкие кусочки. Вернулся он к брату и поведал ему о своей беде. Но младший брат и слушать не хотел. — Не мое это дело, — сказал он. — Изволь собрать все осколки и починить сковороду. Мне нужна только моя собственная сковородка и никакая другая. Я очень ею дорожу — она мне по наследству досталась. Пригорюнился старший брат, понурил голову и пошел куда глаза глядят. Спустился он на равнину да там и остался. Осерчал младший и, чтобы никогда не видеть старшего, ушел далеко-далеко в горы. Прошло много лет. Потомки старшего брата стали называться бирманцами, а потомки младшего — чин. А старики чин и по сей день рассказывают своим внукам сказку о том, как пустяковая ссора привела к созданию двух различных народов — чин и бирманцев, которые в действительности являются братьями". (Сказка народа чин)

Чин составляют 2% населения Мьянмы (около 1,5 млн.). Они разделены на более чем 30 племен, каждое из которых говорит на собственном диалекте (тадо, зо, кхами, маро, чинбон, дин и др.) и имеет разные обычаи, вследствие разницы в местоположении. Чин занимают практически всю западную окраину Мьянмы и сопредельные районы Индии, расселившись тут в 9-11 веках, мигрировав из Тибета. Область Чин — это глубокие долины, зажатые горами, которые, несмотря на их вроде бы не слишком большую высоту (1500-2700 м), очень труднопроходимы. От основной территории страны земля чин отделена хребтом Поуннья, эстафету у которого на юге почти сразу же подхватывают горы Ракхайн. Между двумя хребтами есть прогал и это фактически единственный способ попасть в Чин. От Индии область тоже отделена горами, посему и получается глухая, изолированная от цивилизации местность. По сути, до прихода в 1890 г. в регион англичан, чин пребывали в полной безвестности. Под влиянием британских миссионеров-баптистов многие племена чин стали исповедовать христианство, но большинство до сегодняшнего дня сохранило анимистические верования. Традиционная одежда чин соткана вручную, называется «хтамейнс» и представляет из себя плащи — накидки с узором из горизонтальных красных и желтых полос, отдаленно напоминающих индейские пончо. Женщины племени хака носят черные костюмы, обильно украшая себя серебряными и янтарными браслетами и ожерельями. Старики-чин также часто носят необычные узкие черные фартуки с болтающимся внизу рядом бронзовых колокольчиков. Но главное, что бросается в глаза при виде чин, — это лица женщин. Они полностью раскрашены татуировками, и чем старше дама, тем она в этом смысле краше. Издавна чинки делали это, чтобы не соблазнять бирманцев уводить их в плен. Сейчас, правда, тату молодые девушки делают себе только в далеких горных деревнях. Как и бирманки, чинские дамы много курят, вместо сигар — чарут предпочитая длинные трубки. У некоторых племен (например, кхами) для дифференциации семейного положения девушки, не состоящие в браке, носят на груди маленькие жилетки, сплетенные из сухого тростника и травы. Права на наследство женщины не имеют. Быт чин крайне примитивен. В массе своей они живут, не зная электричества и автомобилей. Практикуют террасное земледелие на горных склонах, выращивая пшеницу, кукурузу, кофе, апельсины, яблоки. Ткут вручную одеяла, рубят лес (тик). Основным же занятием является охота на дикого буйвола (митхана). И делом чести считается вывешивать черепа убитых буйволов перед домом, а еще выставлять каменные тотемы, похожие на огромные рогатки. Дома мало чем отличаются от бирманских, а вот кладбища интересны. Они похожи на маленькое скопление каменных гробов, под которые выставляют горшки с прахом умерших. 20 февраля проходит «Лонью Фестиваль» — главный праздник чин — Новый год. Мужчины исполняют боевой танец, демонстрируя умение пользоваться копьем и щитом (который изготовлен из выдубленной шкуры буйвола и украшен круглыми или квадратными металлическими бляшками). Затем старейшины совершают ритуальное жертвоприношение домашнего скота. Важный элемент во всех церемониях — ферментированное рисовое вино, которое пьют из больших глиняных кувшинов через тростинку. У разных племен существует свой рецепт — из обычного риса, из клейкого риса, из проса, из пшеницы или с бананом. И если бирманцы или шаны подносят гостю зеленый чай, то при посещении чин вас угостят именно своим «фирменным» племенным вином.

автор:

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности