Экскурсия в Петре: История Петры

  • screen
  • История Петры
ПЕТРА

Вступление

Этот удивительный, скрытый в горном массиве город на юге Иордании - столица древнего загадочного государства Набатеи в течение многих веков не посещался людьми, упоминания о нем сохранились лишь в древних рукописях. Когда же засыпанная песками набатейская столица была разыскана путешественниками, началась череда войн на Ближнем Востоке. И только после того как военные действия приостановились, укрепились связи между государствами, чудо стало доступным. Иностранцы получили возможность посещать Петру в 90-х годах прошлого столетия.

История Петры насчитывает как минимум 4 тыс.лет. Еще во времена Железного века , т.е. до Исхода, эти места отошли к Царству Эдом. Столица царства – Села так же как и греческое Петра переводится как "скала". Это еще раз подтверждает версию о том, что речь идет об одном и том же городе. Эдомейское царство занимало довольно обширную территорию. Ученые обнаружили на территории Петры остатки нескольких эдомитских поселений. Позднее с эдомитами смешались арабские племена пришедшие, по некоторым версиям, с севера Аравийского полуостова и завоевавшие к тому времени обширную территорию. Другая версия – племена пришли с юга полуострова, территория современного Йемена, опирается на тот факт, что они были прекрасными ирригаторами, что характерно для людей, имеющих дело с сельским хозяйством.Так в V—II в. до н.э. и образовалось государство Набатея с весьма своеобразной культурой.

Его территория простиралась от юга современной Сирии до Синайского полуострова и севера территории нынешней Саудовской Аравии, захватывая часть южной Палестины и территорию современной Иордании, не входившей в состав Декаполиса. По приблизительным подсчетам, площадь Набатеи составляла 2,35 млн.кв.км.

Впервые Набатея уже как крупное государственное образование со столицей в Петре упоминается в 312г.до н.э. Откуда мы знаем эту дату? В "Исторической библиотеке" Диодора (I в. до н. э.) описываются следующие события. После смерти Александра Македонского Набатея сохранила свою независимость, не попав в зависимость не от силивкидов, не от птолемеев. Но Антигон Одноглазый решил попробовать присоединить ее к своим владениям. Отряд состоявший прмерно из 4тыс.пеших солдат и 400 всадников совершил ночной набег на Петру во время отсутствия в нем мужчин, которые в это время находились за пределами города. Греки убили часть горожан, другую захватили в плен и похитили часть хранившихся в городе сокровищ. После этого отряд отошел от Петры на расстояние около 40 км и встал лагерем.

Тем временем набатеи, узнав о случившимся, собрали 8-ти тысячное ополчение и ночью перебили почти всех греков, вернули захваченных людей и ценности. Но греки не оставили попытки захватить столицу Набатеи. В следующий раз, когда они пытались напасть на набатийцев, они были готовы к нападению и заранее ушли в пустыню, где у них были спрятаны стратегические резервуары с водой. Греки пытались их преследовать, но потерялись, так как не знали пустынных секретных тропинок, которые были хорошо известны набатеям. После этих событий, у окружающих государств желание воевать со свободолюбивым народом пропало.

Собственных письменных источников набатейцы оставили немного, лишь в конце 40-х г. – начале 50-х г. ХХ в. в Кумранских пещерах в районе Мертвого моря была обнаружена деловая документация набатейцев, написанная на одном из вариантов арамейского языка. Поэтому о том, какими были эти люди, каков был их быт, мы знаем мало.

Большая часть того, что сейчас видят туристы, некогда было гигантским некрополем или скорее Святым городом. Дома же набатийцев находились либо в долине, которая сейчас называется Вади Муса, либо в районе Бейда и Маленькая Петра. В некоторых из сохранившихся усыпальниц, были найдены человеческие кости, но большинство было подвергнуто разграблению еще в давние времена. Некоторые усыпальницы служили местом упокоения одного усопшего, а в иных захоранивали многочисленные семьи. Могила вырубалась в скале ниже уровня пола самой гробницы и закрывалась каменной плитой. Ученые считают, что не было обычая хоронить тела усопших. Хоронили только кости усопших и поэтому погребальные ниши имеют небольшие размеры. Есть основания полагать, что в величественных усыпальницах хоронили только знать. Сколько останков хоронили в одной усыпальнице – неизвестно. Но предположительно, что в таком месте как Петра могло быть захоронено десятки тысяч человек. Ученым известны несколько погребальных комплексов Набатеи. Один из них – Мадаин Салех в Саудовской Аравии был внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. В отличие от Петры, усыпальницы которой практически никогда не имеют надписей о том кто построил гробницу и кто в ней захоронен, гробницы Мадаин Салеха имеют такие надписи. Набатеи верили в существование загробной жизни. В усыпальницы клались вещи, еда, украшения. Совершались сложные ритуальные обряды и погребальные церемонии.

Первым, кто упоминал о религии набатийцев, был исследователь Страбон (1 в.до н.э.). Он писал, что набатийцы поклонялись солнечным богам и приносили им жертвы. При исполнении ритуалов, они использовали благовония и возводили статуи своим богам, которых много в Сике и самой Петре. Но так как все они сделаны по одной схеме, нам тяжело понять какому богу именно возведен этот памятник. При религиозном развитии произошло слияние восточной (набатийской) и западной (греческой) религиями. Главный бог Душара (отождествляем с Зевсом), аль-Озза – богиня любви (Венера), Манат – богиня смерти, Кутуба – бог письменности, Ум аль-Арбат – богиня плодородия и сельского хозяйства. Впоследствии и цари причислялись в лику богов, например – Обада.

Что касается письменности набатеев, то в те времена арамейский язык был официальным языком документов. Следует отметить, что в арамейских текстах набатеев встречается много арабских слов. Некоторые исследователи считают, что набатейский язык был прародителем письменного арабского языка – его строчки также писались и читались справо налево, отсутствовали гласные и по своему написанию отличались буквы в начале, середине или в конце слова.

Царская власть в Набатее возникла из власти военачальника или главы общины: основателем царской династии стал выдающийся руководитель. Первый царь набатейского государства Харриса I, вступивший на трон в 169 г. до н. э., был известен в Европе под эллинизированным именем Арета. Последний царь Набатеи, Раббэль, умер в 106 г. После его смерти государство потеряло независимость и стало частью римской провинции Аравии. Набатейский царь, по свидетельствам Страбона, был на удивление демократичен. Он не только сам обслуживал себя за столом, но и ухаживал за гостями. Царь был подотчетен своему народу, жены и сестры его играли важную роль в жизни общества, так как их изображения встречаются на набатийских монетах. У набатеев существовала собственность на землю, которая могла быть объектом сделок. Столица Набатеи была хорошо защищена и располагала выдающимися для того времени гидротехническими сооружениями, позволявшими аккумулировать зимние паводковые воды и создавать большие запасы питьевой воды в подземных цистернах. Торговые караваны неделями шли по пустыням, от колодца к колодцу, отбиваясь от многочисленных отрядов грабителей. Естественная крепость Петра была тем местом, где они могли остановиться в безопасности, отдохнуть в прохладе ущелий, не испытывая недостатка в воде и пище, совершить торговые сделки... Город строился и богател. Пик расцвета столицы набатейского царства приходится на 2 вв. до н. э.- 1 в.до н.э., когда население Петры насчитывало около 30 тыс. человек.

Набатеи имели рабов, хотя раб у них мог получить свободу. Социальное положение человека - раб или освобожденный - обязательно указывалось в дополнении к имени. Статус человека определялся его богатством: богатых уважали, а разорившихся осуждали.

Петра находилась на пересечении караванных маршрутов, получая большие доходы от торговли. Торговые связи набатейского царства были очень обширны, в том числе набатейцы контролировали торговлю между Аравией и Сирией. Город был центром торговли пряностями. Набатейцы продавали в Египет асфальт, который использовался при бальзамировании. В древнекитайских источниках Петра упоминается и как один из конечных пунктов Шелкового пути.

В архитектуре прослеживается влияние множества стилей: наряду с типично набатейскими капителями колонн и декоративными орнаментом-перевернутой лесенкой, четко различимы греческие, ассирийские и египетские элементы. Все это смешение архитектурных элементов гармонично и по-своему прекрасно.

С потерей независимости в 106 г.н.э., началось угасание прежде богатого и процветающего государства. Римляне пустили караваны другими путями, активно используя для доставки товаров из Южной Аравии морской путь. Не стало караванов, с которых набатейцы прежде собирали немалую дань. Некогда сказочно богатый город стал медленно приходить в упадок.

Трагическую роль в истории Петры сыграли и два сильнейших землетрясения, первое из которых произошло в 363 г., а второе - в 747 г. н. э. Опустевший после землетрясений город посещался лишь кочевниками-арабами. В 1101 г. в Петру пришли крестоносцы, построившие на территории города две крепости. Затем ушли и они, каналы и цистерны забились песком... Петра стала безводной, как и окружающие ее пустынные горы.

Город на века исчез со средневековых карт. Европейцы время от времени вспоминали о таинственном восточном городе, который упоминали древние рукописи, но территория вокруг Петры была недоступной - ее охраняли воинственные бедуины, надеявшиеся разыскать в развалинах исчезнувшие сокровища богатого города. Много столетий пыльные бури хоронили величественные здания, а зимние ливневые потоки замывали гидротехнические сооружения.

автор: русский гид Баха Шафакож

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности