Музей «Васа»

Henry Burrows

«Васа» - музей одного корабля

Эта экспозиция, расположенная в Стокгольме, уже давно перестала ассоциироваться только с одним старинным военным кораблем «Васа». За годы ее существования собрано множество уникальных экспонатов, и теперь это скорее музей 17-го столетия. Под его крышей на постоянной основе функционирует 9 выставок. Каждая из них поведает посетителям исторические факты, связанные со строительством корабля, его гибелью и попытками восстановления.

Немного истории

«Васа» является уникальным и единственным в мире кораблем XVII века, дошедшим до наших дней. Поразительно, насколько он хорошо сохранился. Все элементы судна являются подлинными и обладают высочайшей культурной ценностью. Для корабельной демонстрации возведено специальное здание.

Впервые о корабле «Васа» узнали в 1625 году, когда военное судно предприняло попытку покинуть стокгольмскую гавань. Она сопровождалась пушечным салютом. Внезапный порыв ветра спровоцировал наклон корабля, но тот выстоял. Ветер усиливался, и корабль накренился. Через его пушечные отверстия хлынул водный поток. Судно быстро затонуло. Порядка 50 человек из команды погибли. Более 3 веков «Васа» находился на дне Балтийского моря.

Строился корабль под руководством Хенрика Хибертсона. В работе над ним была задействована целая артель, состоящая из художников, скульпторов, стекольщиков, кузнецов и т. д. Приказ заложить трехмачтовое судно исходил от шведского короля Густава Адольфа II. Работы продолжались на протяжении 2 лет.

Движение «Васа» должны были обеспечивать 10 парусов. Вес конструкции составлял 1200 т. Корабль был самым большим в то время. Сегодня перед строительством любого объекта необходима проектная стадия. В XVII веке корабельщики использовали специальные таблицы размеров, которые, как считалось, доказали свою эффективность. По ним было построено не одно судно. Однако имеются данные, что после завершения строительства в конструкцию «Васа» внесли корректировки.

Королю требовалось больше орудий, чем уже было размещено на корабле. Пришлось сооружать надстройку, и размеры нарушились. На ней установили еще пару пушечных палуб. В качестве балласта, заложенного в днище, применялись камни. Их оказалось недостаточно для такой корабельной массы, что и привело к трагедии.

«Васа», названный в честь королевской династии, строился для шведского флота. Его снабдили 64 орудиями. Пушки тоже были очень тяжелыми. Успешная попытка по поднятию корабля с морского дна состоялась только в 1961 году. Перед экспертами стояла задача обеспечить сохранность судна. Дерево в течение столетий находилось под воздействием морской воды. Это обстоятельство со временем привело бы к его разрушению. Однако ситуацию спасло распыление полиэтиленгликоля. Вязкий состав проник в дерево и вытеснил впитавшуюся влагу. Процедура повторялась много лет. Так удалось сохранить уникальный экспонат.

Экспозиция

Выставка разбита на части, каждая из которых дает представление об определенном этапе, связанном с кораблем. Посетители узнают о членах команды, потерпевших крушение. Специалистам удалось идентифицировать большую часть найденных скелетов, восстановить внешность людей и узнать об их образ жизни и здоровье.

Далее, происходит знакомство с фактами по поднятию «Васа» на поверхность. Акцент сделан на личности Андерса Франзена. Он помог обнаружить корабль и поднять с морского дна. Бытовая утварь, сундуки, модель трюма и палубы показывают будни моряков.

На выставке представлено множество скульптур, венчавших «Васа». Это львы, русалки, боги язычников, представители Рая и Ада. Уделено внимание и процессу кораблестроения. Можно увидеть сохранившиеся инструменты и оборудование того времени. Осмотреть личные вещи строителей-корабельщиков.

О консервации судна после его поднятия рассказывает следующая часть экспозиции. Каждый экспонат отражает королевское присутствие. Монарх контролировал строительство корабля и инициировал судебное заседание для выяснения причин его гибели. Посетители музея увидят подводный колокол, в котором еще в 17-м столетии на поверхность подняли корабельные пушки.

Туристы наслаждаются судном во всем великолепии. Краски полностью восстановлены. Можно также получить представление о парусном судоходстве того периода. На обозрение выставлены подлинные паруса «Васа» и его уменьшенная копия. Она точно повторяет оригинал.

В музейном саду посетители любуются лекарственными растениями, к которым прибегали лекари для лечения моряков, и овощами, перевозимыми в корабельном трюме. По завершению осмотра экспонатов можно заглянуть в магазин при музее или посетить отличный ресторан на его территории. Во время самостоятельной экскурсии лучше взять аудиогид.

Время работы

В летний период музей работает с 08.30 до 18.00. В остальное время двери для посетителей открыты с 10.00 до 17.00, кроме среды. В этот день экспозиция принимает гостей с 10.00 до 20.00. В последний день декабря музей закрывается в 15.00. Он не работает 1 января и с 23 по 25 декабря.

Стоимость билетов

Взрослый билет стоит 130 шведских крон. Дети до 18 лет проходят на выставки бесплатно. По студенческому удостоверению входная плата составляет 100 крон. Проводятся групповые экскурсии по предварительному заказу. Показ фильма о «Васа» проходит с часовым интервалом ежедневно. Он сопровождается субтитрами на английском языке. Просмотр на других языках заказывается заблаговременно.

Проезд

Музей располагается в Юргорден, по правую сторону от одноименного моста. Пешая прогулка занимает от 10 до 30 минут. Начать ее можно от стокгольмского железнодорожного вокзала или от станции Карлаплан. До экспозиции добираются и на автобусе № 69 или 67 от указанных пунктов. Также от Слуссен летом курсируют паромы.

Поделиться в соцсетях