Национальный музей в Бейруте
Если вы приехали в Бейрут на несколько дней, имеет смысл выделить 1,5-2 часа на посещение национального музея в Бейруте. Ведь, посещая различные древние достопримечательности, турист может видеть лишь остатки древних сооружений, а не те предметы, которые находились в пользовании у древних людей.
Именно этот "пробел" и призваны заполнять музеи -они помогают туристам знакомиться с бытом и подробностями повседневной жизни наших далеких предков. Кроме того, в музеях представлены предметы, относящиеся к древним культам. А иногда даже с самими далекими предками современных людей.
Так, к примеру, в национальном музее города Бейрут экспонируются несколько перенесенных в музей древних захоронений, относящихся к 6000 - 4500 годам до нашей эры. В эту эпоху людей хоронили в специальных глиняных сосудах (такая традиция в разное время прослеживается археологами в разных районах Ближнего востока).
Кроме того, в специальном помещении представлено три уникальнейших экспоната: мумифицировавшиеся естественным образом тела троих людей, живших в горах Ливана более 700 лет тому назад в эпоху мамлюков и Крестовых походов. В настоящий момент в музее представлены три мумии из восьми, которые были найдены высоко в горах на севере Ливана(недалеко от одной из реликтовых кедровых рощ). Это тела взрослой женщины и троих детей (девочки 4 месяцев и полутора лет), старшая из которых, предположительно, является дочерью умершей женщины. Вместе с телами были найдены различные предметы быта: множество вышитой шелковыми нитями одежды, остатки керамики, документов, продуктов питания и т.д. Умершие были христианами-католиками маронитского толка (местное вероисповедание, представленное в Ливане, Сирии и странах, в которых имеются большие диаспоры выходцев из Ливана), скрывавшимися в горах от гонений мамлюкских султанов Бейбарса и Калауна и умерших (предположительно, от голода) в 1283 году.
Также немалый интерес у посетителей музея вызывает уникальная коллекция мраморных человекоподобных финикийских саркофагов (около 500 года до н.э.). Все 31 саркофаг имеют вырезанные из мрамора лица, показывая нам как именно выглядели те, кто были в них погребены. В древности лица эти были раскрашены (к примеру, волосы изображений были покрашены в рыжий цвет (финикийцы зачастую были именно рыжеволосыми), зрачки глаз также были нарисованы краской, губы также были покрашены красноватым цветом.
Эти и множество других экспонатов находятся на недавно открытом этаже музея. Этот музей не функционировал долгих сорок лет: двадцать лет весь музей был закрыт из-за гражданской войны и еще двадцать лет шло восстановление экспонатов и самих залов. Зал располагается в подземном этаже и оборудован по последним тенденциям музейного дела: к примеру, рядом с некоторыми витринами были размещены мониторы с короткими видеофильмами или слайдами о представленных экспонатах.
Первый этаж музея отдан под экспозицию резных мраморных саркофагов римского периода, каждый из которых является не только памятником истории, но и предметом искусства. Во время гражданской войны музей стоял на линии боевых действий. Эвакуировать массивные саркофаги сотрудники музея чисто физически не могли, поэтому было принято решение спрятать их в специальные бетонные укрытия. Благодаря им удалось снизить вероятность возможного ущерба и памятники были спасены. Кроме того, в экспозиции несколько мозаичных панно античного периода и другие интересные экспонаты.
Второй этаж музея - царство римского и византийского стекла, золотых украшений, монет, керамики и различных некрупных находок археологов. В последнем стенде представлены экспонаты, испорченные во время боевых действий гражданской войны: оплавившееся древнее стекло, металлические предметы и т.п.
Музей работает каждый день кроме понедельника, вход в музей до 16-00.
Стоимость полного входного билета - 5 000 ливанских лир.
В начале каждого часа демонстрируется фильм об истории создания музея, о том, как он восстанавливался после всего того, что пришлось ему пережить во время братоубийственной войны второй половины 20 века.
Археологический музей
Самый интересный и популярный музей Ливана и Бейрута - национальный музей, в котором представлены интереснейшие археологические находки, сделанные в Ливане.
Однако, это далеко не единственный музей Ливана, в которых можно увидеть различные археологические артефакты.
На территории Американского университета Бейрута уже около 150 лет существует небольшой археологический музей, начало которому положила коллекция критской керамики, подаренная университету американским консулом на Крите. С этого момента университет начал покупать различные предметы старины, а также принимать участие в раскопках на территории Ливана, а также в Сирии и других странах региона. Некоторые предметы поступали в качестве подарков. В итоге, собралась очень интересная коллекция, которая сегодня является одной из самых старых музейных археологических коллекций на Ближнем востоке наряду с национальными музеями Стамбула и Каира. Этот музей был единственным ливанским музеем, который не закрывал свои двери во время гражданской войны в Ливане (1975-1990 годы). Музей прошел за свою историю через несколько расширений и реконструкций. Экспозиция делится на темы и периоды. Вход бесплатный.
Коллекция минералов
На территории Университета святого Иосифа в Бейруте существует очень интересный музей, который может понравится не только специалистам, но и тем людям, которые весьма далеки от той области, на которую он проливает свет. Речь идет об огромной частной коллекции минералов, которая стала общедоступным музеем. Коллекция состоит из более чем 1800 экспонатов, добытых на примерно 350 различных месторождений в 65 странах мира. Экспонаты снабжены поясняющими табличками на английском и арабском языках. Красивая подсветка делает выделяющиеся на черном фоне экспонаты завораживающими. Именно поэтому у некоторых витрин поставлены небольшие удобные мягкие скамеечки: на переливающееся и сверкающее великолепие можно смотреть достаточно долго.
Кроме коллекции минералов в стенах музея можно познакомиться с ливанскими окаменелостями, найденными в горах в районе города Библос. Около 80 лет назад дедушка нынешних владельцев коллекции обратил внимание на то, что в горах в древних отложениях часто попадаются древние окаменевшие рыбы и растения. Как выяснилось позже, эти живые существа погибли сто миллионов лет тому назад. Когда-то ливанские горы были морским дном. Сегодня там находят около 900 различных видов рыб, растений и морских существ (крабов, креветок, осьминогов и т.п.), примерно половина из которых сегодня продолжает существовать и неплохо себя чувствуют, а другая половина считается вымершей.
Кроме стендов с находками и их описанием есть и специальная комната, в которой посетителям демонстрируется световое шоу: развешанные на стенах экспонаты вдруг "оживают", начинают плавать по стенам, увеличиваются в размерах и п.т. Для удобства зрителей специальные бесформенные диванчики-подушки, на которых можно удобно устроиться.
Но и это еще не все, что можно посмотреть в этом музее: уже при входе в музей вас "встретит" окаменевший летающий ящер, который когда-то погиб и был погребен под слоями осадочных пород. На экране телевизора в формате трехмерного изображения вам будет показана печальная история жизни и гибели этого маленького существа. В витрине вы увидите его реконструированное изображение в натуральную величину (он действительно был очень маленьким). А еще вас ждет увлекательная интерактивная видеоигра, в которой вы движениями своего тела сможете управлять полетом ящера на экране, что обязательно понравится пришедшим с вами в музей детям.
Музей ливанской предыстории
Одним из малопосещаемых, но достаточно интересных музеев Бейрута является музей доисторических времен. В основе его коллекции собрание древностей, сделанное за примерно пятьдесят лет иезуитскими священниками. Доисторическими временами принято называть всё то, что было до изобретения людьми письменности и возникшей в связи с этим способности записывать исторические события, то есть, собственно, историю.
Этот период в Ливане охватывает гигантский отрезок времени от почти полутора миллиона лет тому назад до примерно 4000 лет тому назад (2000 лет до нашей эры, когда финикийцы изобрели алфавит, что упростило процесс записывания). До этого люди писали иероглифами и клинописью, но записывать информацию о происшествиях и значимых событиях таким образом было не очень удобно. Финикийцы же были торговцами, им было необходимо простое письмо, с помощью которого они могли бы составлять расписка, записывать информацию о движении товаров и т.п. Собственно, само наше слово "алфавит" имеет финикийское происхождение и звучание - "альфа" - "бык", "вит (бейт) - "дом". так назывались первые буквы финикийского алфавита.
Именно из-за отсутствия простой письменности мы сегодня и не можем узнать о том, что происходило в глубокой древности. Какие-то скудные сведения могут быть получены исключительно благодаря раскопкам, которые проводятся археологами на месте стоянок древнего человека. Таких стоянок в Ливане на настоящий момент было найдено около 400. Огромное их количество в итоге погибло в результате застройки. Если бы не те раскопки. которые были произведены иезуитами, подавляющее большинство найденных ими артефактов было бы безвозвратно утеряно.
Музей находится в самом центре Ливанской столицы, рядом с Площадью Павших. В музее два этажа. Есть небольшой кинозал, в котором посетителям демонстрируется фильм о раскопках древних стоянок в Ливане и о том, как по мнению ученых древние люди изготавливали орудия производства из камня, как делали глиняную посуду и т.п. (на русском языке дублирования нет, зато есть на английском, французском и арабском). На стенах музея рядом с витринами с экспонатами пояснительные рассказы о том, как добывали огонь, делали орудия и т.п.
Особое место занимает витрина с черепами разных видов древних людей (австралопитек, неандерталец, человек разумный, человек прямоходящий и т.п.). Музей работает в первой половине дня со вторника по пятницу. Стоимость входного билета 5 000 ливанских лир. На осмотр музея с просмотром фильма потребуется всего около 45 минут.
Аэропорт Бейрута
Во всем Ливане есть только один аэропорт, способный принимать гражданские самолеты. Находится он в столице страны - городе Бейруте. Это достаточно большой и современный аэропорт, который находится практически в черте города. Бейрутский международный аэропорт носит имя погибшего в 2004 году в результате теракта бывшего премьер министра Ливана Рафика Харири: этот политик и бизнесмен многое сделал, чтобы поднять лежавший после длившейся почти полтора десятилетия гражданской войны Ливан из руин и многие объекты в стране носят его имя в память о его неоценимых заслугах.
У аэропорта для этажа для обслуживания пассажиров: на первом этаже зал прилета, зал вылета на втором. Внутри к услугам пассажиров находится дьюти-фри (обслуживает не только вылетающих пассажиров, но и прилетающих в страну. Перед зданием аэропорта находится вместительная стоянка (она платная, час стоит около 4 долларов США, бесплатной стоянки для пробывших на ней менее 15 минут не предусмотрено). В аэропорту имеются как бесплатные тележки, так и платные грузчики, "тусующиеся" в зоне кратковременной парковки на втором этаже вдоль зоны вылета.
Этот аэропорт заново отстроен, на его месте находился аэропорт-предшественник, который был открыт 23 апреля 1954 взамен ранее существовавшего небольшого аэропорта, который находился чуть севернее, чем сейчас находится аэропорт современный. В ночь на 28 декабря 1968 года израильские спецназовцы совершили вылазку на его территорию, взорвав 14 гражданских лайнеров, принадлежавших разным авиакомпаниям арабских стран (находившиеся на борту пассажиры, которые готовились к вылетам, были выгнаны с бортов самолетов). До сих пор это событие по сути является самым большим терактом, совершенным в отношении воздушных судов. В результате, понес колоссальные потери и был вынужден обанкротиться один из ливанских перевозчиков - Ливанские международные авиалинии.
Другой колоссальный удар или, даже, серию ударов по бейрутскому аэропорту и его национальным авиаперевозчикам нанесла гражданская война, которая длилась с 1975 по 1990 год. Несмотря на эту войну, аэропорт продолжал функционировать кроме нескольких периодов, когда его были вынуждены закрывать. В 1977 году здание аэропорта даже было реконструировано, но спустя пять лет в 1982 году его разбомбили израильтяне во время своей агрессии против этой страны. В 1983 году террорист-смертник на заминированном автомобиле взорвал располагавшиеся на территории аэропорта казармы американских и французских военнослужащих (погиб 241 человек).
После окончания гражданской войны и периода фактического безвластия возник вопрос о полной реконструкции и восстановлению аэропорта. Реконструкция началась в 1994 году и продлилась около 10 лет. В 1998 году была закончена первая очередь нового терминала, в 2000 году вторая. В 2006 году снова прилетели израильтяне, их очередная агрессия против этой страны началась именно с нанесения бомбового удара по части пересечения двух скрещивающихся взлетно-посадочных полос. Это случилось 13 июля 2006 года около 6 часов утра. В стране в это время находилось по некоторым оценкам более 2 миллионов иностранцев, всем им пришлось эвакуироваться либо морем на Кипр, либо наземным путем в Сирию (стоимость рейсового такси в Дамаск вместо обычных 80-100 долларов в эти дни доходила до 1500, дороги обстреливались и бомбились израильтянами. 7 сентября 2006 года Израиль завершил свою воздушную блокаду Ливана. Первый самолет приземлится в аэропорту после окончания блокады Ближнем рейсы авиакомпании Восток в 6:06 вечера по местному времени. Впоследствии, аэропорт и его взлетно-посадочные полосы снова были отремонтированы и возвращены в строй.
В аэропорту есть три зала для пассажиров бизнес-класса, все из которых расположены на цокольном этаже в главном терминале над зоной магазинов беспошлинной торговли в зоне вылета. К услугам ожидающих прилета граждан несколько кафе на первом этаже. Несмотря на то, что аэропорт находится всего в 6 км от центра ливанской столицы, дешевого регулярного транспорта сюда практически нет. Если вы прилетели налегке и стеснены в денежных средствах, может иметь смысл выйти за пределы аэропорта в сторону города и где-то в районе моста (а лучше дальше него) поискать обычное городское такси (можно договориться уехать до отеля в центре за 10-15 000 лир) или взобраться на мост и поймать там маршрутку до станции Кола или автостанции около посольства государства Кувейт, это будет стоить 1000-2000 лир на каждого пассажира, далее ловить такси с красным номером и просить отвезти куда вам надо в Бейруте за 2000 с человека (сервис, о цене договариваться заранее, чтобы по приезду таксист не объявил, что он не дешевый сервис, а именно куда более дорогое такси). В этом случае вам следует воспользоваться помощью окружающих и попросить их объяснить, в какую сторону надо ловить идущий мимо транспорт. Обычное же такси стоит в среднем 25 долларов за обычный автомобиль. Службы аэропорта гоняют обычных таксистов, пытаясь давать заработать только тем таксистам, которые работают на аэропортовом такси. В принципе, тут же в аэропорту можно взять машину в аренду (несколько стоек есть справа от выхода в город из зоны прилета), но лучше этого не делать, так как в Ливане поистине ужасающее дорожное движение. Лучше заплатить за услуги наемного водителя, который куда более привычен к местному стилю вождения.
Рынки Бейрута
Многие туристы очень удивляются, когда узнают, что в ливанской столице нет традиционных восточных базаров. за подобной экзотикой стоит ехать специально: старые рынки сохранились только в Сайде и Триполи. Рынки Бейрута пали жертвой гражданской войны и коммерции: война и шедшие в районе базаров в 1975 году боевые действия нанесли большой, но не тотальный ущерб находившимся тут сооружениям. "Добило" то, что чудом простояло всю войну решение крупного инвестиционного фонда о постройке на месте рынков современного торгового центра.
Уничтоженные строительной техникой здания, преимущественно, были построены в османский период. Однако, сама структура этих рынков была значительно древнее: основные торговые ряды были заложены еще в греко-римский период. Эту структуру постарались сохранить при проектировке новых "Рынков Бейрута" выигравшие конкурс проектов архитекторы: два ливанца, испанец и гражданин Великобритании. Нынешние галереи торгового центра носят название уничтоженных средневековых рядов и сохраняют ту самую древнюю планировку.
Этим, пожалуй, и ограничивается вся преемственность старого и нового. Вместо маленьких семейных лавочек и их завсегдатаев - огромные стандартные магазины мировых брендов. Вместо крохотных лавок с провизией - рестораны и суши-бары. Да: торговый центр "Рынки Бейрута" по своему симпатичен. Но в нем нет ничего от того образа жизни, которым веками жил Бейрут.
При постройке современного торгового центра удалось сохранить и интегрировать в современность несколько объектов, которые были найдены археологами и восстановлены. На одной из линий торгового центра посетители могут пройтись по самой настоящей византийской мозаике. В другом конце торгового центра спрятались... фундаменты самого настоящего древнего квартала, построенного еще 2500 лет тому назад в персидско-финикийский период. А самыми большими историческими памятниками торгового центра являются построенная в 19 веке османская мечеть имени султана Абд аль-Мажида (она пострадала во время войны, но была восстановлена и отреставрирована) и здание религиозной школы Ибн Аррака аль-Димашки, построенная во время правления мамлюков (это единственное здание этого периода, "выжившее" в ливанской столице). Также археологам удалось сохранить фрагмент окружавшей средневековый город городской стены и непременного для таких сооружений рва, примыкавшего к стене.
Для любителей фото и селфи установлена уже ставшая стандартной для многих городов мира гигантская надпись "Ялюблю Бейрут". Рядом - большой супермаркет, золотые ряды. Под торговым центром - подземная парковка. Есть при торговом центре и большой киноцентр с несколькими залами. Около киноцентра периодически проводятся уличные концерты и различные развлекательные мероприятия. Если вы любитель шумной ночной жизни - можете заглянуть сюда.
Этот торговый центр находится в историческом "сердце" Бейрута. Отсюда вполне можно дойти пешком до большинства расположенных по соседству исторических объектов: площади Звезды, римских терм, подземного музея, площади Павших и т.п.
Бейрутская набережная
Одно из мест, которые посещает каждый приехавший в Ливан турист, это бейрутская набережная или, как ее называют на французский манер, Курниш. Когда-то давно она выглядела совершенно иначе - к некоторым домам подходила вода, на набережной росли цветущие деревья, да и не было проблем с тем, чтобы потрогать набегающие морские волны: набережная была низкой. Однако, из-за того, что она была низко расположена, периодически в центральной части города случались наводнения. В итоге, полотно набережной было значительно приподнято, сегодня она метра на три выше уровня моря. По сути, набережная опоясывает весь мыс Раас Бейрут, выдающийся в море. На юге она заканчивается огромным бесплатным песчаным пляжем (в остальных местах берег скальный и купаться сложно и опасно), а на севере - обустроенной в лучших европейских традициях бухтой Зейтуна Бей. В этой бухте есть множество кафе и ресторанов - всего их 18. На самой набережной с общепитом не очень хорошо: покушать можно только в северной части (тут несколько кафе, ресторанов и вездесущий Макдональдс) и в районе Голубиной скалы. Есть пристань для шикарных яхт (там же, в бухте, находится туристическая компания, в которой занимаются организацией морских прогулок на яхтах (самый дешевый тур стоит 25 долларов на человека). На набережной всегда много людей, особенно в вечернее время. Многие приезжают на машинах (поэтому практически невозможно припарковаться), привозят с собой стулья, кальяны и наслаждаются приятными теплыми вечерами. А утром на набережной можно встретить огромное количество людей, которые занимаются спортом. Особенно много их в первые месяцы осени: ливанцы готовятся к участию в международном бейрутском марафоне, который проходит в начале ноября (у нем участвует более 43 000 человек из более чем 80 стран мира).
Также на набережной есть выделенная велосипедная дорожка. Прокат велосипедов находится сравнительно недалеко от набережной - у поворота на выставочный центр. Посмотреть всю набережную из окна автобуса #15 можно всего за 1 000 ливанских лир (около 70 центов). Имейте в виду, что по набережной автобус тащится запредельно медленно, пытаясь подобрать новых пассажиров.
Крепость крестоносцев
Мало кто из туристов и даже из самих ливанцев знает, что в Бейруте есть участок, на котором сохранилась крепость крестоносцев. Вернее, участок стены этой крепости, выходивший ко рву. Изначально, эта крепость была построена веке в восьмом (хотя, вполне возможно, что использовалась в каком-то подобном качестве намного раньше, просто остатки тех строений до наших дней не дошли. Основные строения, остатки которых мы можем сегодня видеть, были построены именно крестоносцами в 1197 году. Инициатор строительства - известный крестоносец Жан Ибелин. Во времена крестовых походов Бейрут был далеко не на переднем плане истории, поэтому никаких эпохальных и значимых исторических событий, о которых можно было бы рассказать, тут не происходило. Крепость так крепость. Поэтому, она и интересна скорее с точки зрения самого фортификационного сооружения. Когда-то вплотную к крепости подходила морская вода. А по мостику можно было перебраться к небольшому фортику-башенке, который стоял на небольшом островке. Ни островка до наших дней не сохранилось, ни моря у стен древней крепости: достаточно большая полоса, на которой сейчас находится идущая вдоль моря дорога была "отвоевана" у моря.
В 1291 году крепость взяли штурмом войска мамлюков. Тогда она получила первые серьезные повреждения. Однако, позднее ее отремонтировали турки-османы и она снова стала неприступной цитаделью.
Также одним из первых, кто начал разрушать древнюю крепость, был никто иной, как российский граф Алексей Орлов. Одержав множество побед над османами (за что, в частности, удостоился титула "Чесменский" - в память о битве в Чесменской бухте), он также "отметился" боями с османами в Бейруте. А османы как раз в крепости и скрывались, пришлось брать ее штурмом.
Однако, окончательно добили старую бейрутскую крепость вовсе не войны и штурмы. В 1860 году была предпринята глобальная и масштабная реконструкция бейрутской гавани. Именно в ходе нее т была почти полностью снесена крепость. Позднее ее остатки скрылись под построенными французами сооружениях (очередная реконструкция центральной части Бейрута, в результате которого французы уничтожили львиную часть старого города в Бейруте). И уже после окончания гражданской войны в 1991 году при сносе пострадавших и не подлежавших восстановлению зданий были найдены сохранившиеся участки этого памятника истории. Кроме участка стены с проходом внутри этой стены, была найдена стена, которая уходила в обязательный для такого сооружения ров, а также достаточно большой зал, который сегодня находится ниже уровня земной поверхности. Видно, что при строительстве крепости крестоносцы, по своему обыкновению. использовали фрагменты разобранных ими античных римских сооружений: камни и гранитные колонны. Участок с археологическими раскопками, в ходе которых были расчищены остатки крепости крестоносцев находятся за заграждением. Их можно посмотреть, но спуститься и походить среди этих интересных развалин, к сожалению, нельзя. Однако, при всем этом если и свой несомненный плюс: этот исторический объект вы можете посмотреть в любое время суток. Он не открыт для посетителей, но и не закрывается по окончанию рабочего дня.
Поделиться в соцсетях