Градец-Кралове - столица Восточной Богемии
Восточная Чехия отличается разнообразием природного ландшафта. В этом удивительном краю соседствуют самые плоские равнины и самые высокие горы. Воздух региона необычайно чист, так как все промышленные производства уже давно перенесены в соседние области.
Столицей Восточной Богемии является Градец-Кралове, город искусства и студентов. Впервые торговое поселение по дороге в Селезию упоминается в 10 веке. В 995 году, в Градце-Кралове появляется даже княжеская резиденция первых чешский королей Пржемысловичей. Однако официальный статус королевского города Градец-Кралове получил только 1225 году. Его название переводится с чешского языка как "Град Королевы". Первоначально город именовался просто Градец, но когда вошел в состав приданого принцессы Элишки, название изменили. К тому же на протяжении нескольких столетий Градец-Кралове был городом, где доживали свой век вдовствующие королевы, чем еще больше оправдал своё название.
Градец-Кралове, Чехия
Градец-Кралове расположен в живописной долине, в месте, где река Орлице впадает в Эльбу. Исторический центр города фактически разделен Эльбой на две абсолютной разные часты. На левом берегу - средневековый Старый город, с узкими улочками и остроконечными башенками. На правом - Новое место. Район эпохи Первой республики, отстроенный в начале 20 века, с разбегающимися в разные стороны широкими проспектами и застройкой в стиле родившегося в Чехии в 1920х годах рондокубизма.
Основные достопримечательности Старого города сосредоточены вокруг двух главных площадей: Большой и Малой. Большую площадь венчают пять башен. Самая высокая из них соборная колокольня Белая башня, которая была построена в 16 веке на доходы от торговли с Силезией. Её высота составляет чуть более 71 метра. На башне до сих пор можно увидеть старинный колокол Августин, чей вес превышает 10 тонн. В средние века, чтобы позвонить в такого гиганта, требовались слаженные усилия 8 человек. Но сейчас с этим легко справляется установленный на башне механизм. С обзорной площадки Белой башни открывается красивый вид не только на город, но и горы на горизонте: Орлицкие и Крконоши.
Рядом с колокольней стоит церковь Святого Духа, возведенная из кирпича в начале 14 века в стиле более характерном для соседней Силезии. Её главный вход также украшен двумя башнями с колоколами. Слепой предводитель гуситов Ян Жижка в 1424 году скончался в церкви Святого Духа от чумы и был некоторое время в ней похоронен.
Последние две башни на восточной стороне Большой площади, принадлежат иезуитскому храму Вознесения Девы Марии. Первоначально барочное здание спроектировал архитектор Карло Лурага в 1654 году, после чего строительство храма продолжалось более 10 лет. Храм был разграблен и сожжен прусскими солдатами в 1762 году, после чего восстанавливался уже по проекту мастера Кермерема. В глубь улиц сохранилось здание иезуитского колледжа, где теперь размещены епископская библиотека, отель и ресторан.
Напротив церкви расположилась Галерея современного искусства, которая даже взыскательного ценителя способна порадовать богатым собранием чешской живописи двадцатого века. Самые известные произведения: несколько полотен Альфонса Мухи, Яна Прейслера, Йозефа Вахала и Йозефа Шимы. Здание музея, построенное по проекту знаменитого чешского архитектора модерниста Освальда Поливки в 1910-х годах, тоже можно считать экспонатом. Его центре находится застекленное пространство, через которое свет поступает в коридоры и фойе всех пяти этажей. На первом проходят временные экспозиции, часто молодых авторов, второй этаж отведен мастерам эпохи декаданса и чешского сецессиона, третий - кубистам и фовистам. На четвертом этаже музея выставлены живописцы послевоенной поры, на пятом - работы подвергшиеся цензуре после 1968 года, которые наконец-то стали доступны широкой публике.
Маленькими симметричными башенками с часами украшена старая городская Ратуша, также выходящая фасадом на Большую площадь. Она была возведена в начале 15 века, однако башенки пристроили только в восемнадцатом. Сейчас здесь расположены преимущественно офисы, а городской совет давно облюбовал себе место посовременней и попросторней.
Когда-то Старый город Градца-Кралове опоясывала оборонительное кольцо стен из красного кирпича. Сейчас уцелел лишь небольшой фрагмент укрепления на север от Малой площади. Стены сменила кольцевая дорога, призванная освободить центр города от лишних автомобилей. За ней начинается Новый город Градца-Кралове.
В непосредственной близости от исторического центра высится здание Краеведческого Музея Восточной Чехии, построенная на модный манер начала прошлого века из кирпича и бетона и украшенное замысловатыми привратниками. Они олицетворяют собой Промышленность и Историю. Экспозиция музея весьма разнообразна, в основном это прикладное искусство 19-18 веков, но встречаются также более ранние предметы, найденные при раскопках, или например орудия пыток, применявшиеся на судебных процессах.
Прежде чем перейти через реку и попасть в кубистический Градец-Кралове, можно спуститься вдоль набережной, мимо дома королевы Элишки Пршемысловны (построенном на месте её сгоревшего дворца тринадцатого века) к Йирасковым садам. Это тихий уголок природы, где можно отдохнуть в тени деревьев, покормить многочисленных уток, либо полюбоваться миниатюрной деревянной церковью Святого Николая Чудотворца, бережно перенесенной сюда из словацкой деревушки.
На правом берегу Эльбы зданием Государственной гимназии открывается новый Градец-Кралове. Гимназия, как и многие значительные постройки, возведены под началом архитектора Йозефа Гочара. Чья любовь к повторяющимся полукруглым мотивам в архитектуре, породила новое направление - рондокубизм. Особенно удачно смотрится он на площади Масарика, в двух кварталах от набережной. Здесь можно прогуляться по пешеходным улочками и посидеть в одном из многочисленных кафе.
Если решите добираться до Градца-Кралове на поезде (из Праги дорога займет всего около часа), обязательно обратите внимание на городской вокзал -еще одно творение Гочара в Новом городе. Автобусное сообщение со столицей Чехии тоже налажено на отлично, автобусы ходят несколько раз в день, отправляюсь с новейшего терминала, открытого уже в 21 веке и чем-то напоминающий космическую тарелку.
Поделиться в соцсетях