Популярные гиды

Александр Удовенко

Igor Feldscher

Жанна Кайзер

Евгений Вильк

Полина Гинзбург

Владислав Златогоров

Популярные направления

Берлин

Вернигероде

Ганновер

Дилленбург

Кведлинбург

Кобленц

Мюнхен

Нюрнберг

Хамельн

Германия – горячее сердце Европы

Германия – страна неистощимого многообразия. Ее постоянно меняющиеся пейзажи простираются от побережий Балтийского и Северного морей в легендарные Баварские Альпы, захватывая по пути лесистые плоскогорья.

Thomas Depenbusch

Обаяние маленьких немецких городов

Структура населенных пунктов Германии демонстрирует не меньшую «разноперость»: отдельно стоящие сельские дома, кластерные постройки крупных деревень, хмурые средневековые замки, старинные города-крепости и современные мегаполисы. Многие городки сохранили дух прошлых веков, а многие привнесли современность. На севере симпатичные кирпичные здания свидетельствуют о богатстве ганзейских городов, которые когда-то господствовали в море. На отдаленном юге старинные имперские города, княжеские столицы и епископские резиденции изобилуют великолепными соборами, дворцами и ратушами, которые на каменном языке архитектурных стилей рассказывают об исторических изменениях в экономике и человеческих отношениях. А восхитительные просторы страны, бесчисленные праздники и курорты дарят отдых и развлечения всем, кто бежит от шума городской жизни.

Германия занимает главенствующее положение в сердце Европы – и буквально, и фигурально. Она обладает крупнейшей экономикой на континенте, самым большим количеством жителей во всем Евросоюзе, и разделяет сухопутные границы с девятью странами.

Германия предлагает череду прелестных городов и большую «порцию» культуры. А сельские пейзажи этой страны настолько хороши, что непременно задаешься вопросом, почему они не включены в туристический путеводитель.

Столица государства Берлин сочетает в себе элементы новаторства и дух прошлых столетий. А Кельн, Мюнхен и Гамбург обеспечивают столичному городу поддержку. И не только потому, что они богаты историей, классической музыкой, изобразительным искусством и средневековой архитектурой. Эти города также разрушают представление о том, что немцы абсолютные профаны в кулинарии. Здесь находятся самые замечательные рестораны страны, в которых подают вкуснейшие блюда национальной кухни и, конечно же, лучшее в мире пиво.

А еще в Германии дивная природа. От цепляющих небо пиков Баварских Альп и меловых скал Национального парка «Ясмунд» до замков долины Рейна и болот Мекленбургского поозёрья – это рай для походников, велосипедистов, любителей лодок и лыжников.

Но все-таки непреложными символами Германии являются его города. Берлин, Франкфурт, Мюнхен, Гамбург, Кельн – вот, что ни в коем случае нельзя упустить.

Берлин

Берлин – столица и самый большой город страны, а также крупнейший центр политики, культуры, науки и СМИ. Известный своими талантами, Берлин является родиной знаменитого на весь мир театра Немецкой оперы и Берлинского филармонического оркестра, в то время как разнообразная художественная жизнь города охватывает сотни галерей, событий и музеев, включая те, что сосредоточены на Музейном острове – объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Reinhard Link

Берлин древний и современный

Впервые упомянутый в XIII веке, Берлин стал столицей Германской империи в 1871 году. И несмотря на разруху после Второй мировой войны и раскола Берлинской стеной, восстановленный сегодня город «пышет» экономической и культурной жизнью. Берлин сочетает в себе ультрасовременную и классической архитектуры, развлечения на любой вкус, первоклассный шопинг и большое разнообразие спортивных и культурных центров.

Что касается достопримечательностей, Берлин приглашает к своим Бранденбургским воротам, во Дворец Шарлоттенбург, Мемориальную церковь кайзера Вильгельма, Берлинский кафедральный собор, на площадь Жандарменмаркт, к Зданию рейхстага и к мемориалу Берлинской стены.

Франкфурт

Этот старинный имперский город на реке Майн занял позицию самого важного коммерческого и экономического центра на европейском континенте. Горизонт города находится во власти высотных зданий банковского квартала, где ощущается североамериканский вкус. Поэтому Франкфурт заработал прозвища «Майнхэттен» и «Чикаго на Майне».

Историческое ядро города относится ко времени Средневековья, от которого остались некоторые уникальные архитектурные достопримечательности.

Франкфурт входит в десятку лучших городов для жизни и занятия бизнесом. Он также является важным центром культурных и туристических событий. Огромный торгово-выставочный комплекс «Мессе Франкфурт» ежегодно организует важные мероприятия, в том числе знаменитую Франкфуртскую книжную ярмарку. А еще в городе много прекрасных музеев, галерей и садов.

Мюнхен

Мюнхен – столица Баварии – лежит на берегах реки Изар у подножья Баварских Альп. Центром исторической части города является большая площадь Мариенплац, на которой находятся Старая и Новая ратуши. Отсюда начинается проспект Кауфингерштрассе, на котором расположено большое количество магазинов. Мюнхен также известен своим множеством чудесных церквей, включая старейшую в городе церковь Св. Петра, собор Фрауэнкирхе и церковь Св. Михаила. К тому же Мюнхен – город многочисленных парков. Именно здесь находится самый большой городской парк в мире – прекрасный Английский сад.

Polybert49

Ботанический сад Мюнхена

Гамбург

Гамбург «вырос» в месте, где река Эльба впадает в Северное море. Такое местоположение делает город связующим звеном между морем и сетью внутренних водных путей Германии. Визитной карточкой города является его порт, который занимает 100 квадратных километров. Он работает в беспошлинном режиме, и поэтому его часто называют «Воротами в Германию». Гамбург не только крупный транспортный узел, а еще и одни из самых важных культурных центров Европы. Такие замечательные достопримечательности, как Миниатюрная страна чудес, Гамбургский кунстхалле и восхитительный зоопарк, сделали этот город значимым туристическим местом.

Кельн

Этот многовековой город соборов на реке Рейн известен во всем мире своими 12 великолепными романскими церквями, и особенно потрясающим Кельнским собором. Все они встречаются по дороге от исторического Старого города. А еще Кельн славится своим Кельнским университетом, который является одним из старейших и крупнейших в Европе.

Иссеченный могущественной рекой Рейн, этот город прослеживает свои корни вплоть до первого века н. э., когда он и был образован как административный центр римской провинции и военная цитадель. Сегодня Кельн остается одним из самых важных культурных центров Германии, где находится множество произведений изобразительного искусства, музеев и развлекательных заведений.

Превратно понятая многими, Германия, на самом деле, – одна из самых разнообразных и очаровательных стран европейского континента. Поэтому абсолютно все, кто думает, что это довольно однородная и скучная страна, по прибытии сюда испытывают приятный шок.

Мобильная связь в Германии

Гости Германии, наверное, в первую очередь, задаются вопросом телефонной связи и недорогим выходом в Интернет. Как правило, бесплатный WiFi предоставляется в отелях, но его скорость оставляет желать лучшего. Если турист захочет приобрести сим-карту, то лучше всего это делать в сети магазинов ALDI. Стоимость такой сим-карты около 10€. Тарифный план самый дешёвый из всех сотовых провайдеров. Так же можно подключить для Интернета тарифный план S за 4 € в месяц и пользоваться неограниченным доступом.

гид в Германии Юлия Guide

Проезд по Германии

Проезд в Германии поездом отнюдь не дешёв, хотя в соседней Швейцарии, например, ещё дороже, поэтому в случае ограниченности в средствах имеет смысл более-менее подробно разобраться в лабиринте существующих возможностей. Что очень непросто, например, в Германии не работает правило, согласно которому чем больше расстояние, тем билет непременно дороже, и многое другое...

Все немецкие поезда можно разделить на три основных типа: региональные (RB, RE и некоторые другие, прежде всего частных железнодорожных перевозчиков), скоростные (IC) и сверхскоростные (ICE, редко Sprinter). Наиболее комфортны сверхскоростные, а скоростные и региональные по удобствам «на борту» почти не отличаются, так что если нужно быстро и с комфортом добраться из одного крупного города в другой, можно смело рекомендовать сверхскоростные поезда: кондиционер, ресторан, возмещение расходов на проезд в случае существенного опоздания и др.

Если речь идёт о небольших населённых пунктах, то какого-то участка пути на региональном поезде избежать не получится, разве что его можно будет проехать на пригородной электричке (S-Bahn). Эсбан играет большую роль при передвижении в рамках крупных железнодорожных узлов, прежде всего Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Франкфурта, Кёльна и окрестностей этих, и некоторых других, городов. Пригородные электрички, однако, ещё медленнее, чем региональные поезда, и в электричках, как правило, нет туалета.

Названия целого ряда местностей, и даже городов, Германии дублируются, так что если довелось остановиться в маленьком городке, или деревеньке, скажем, в Веттере, будет проще всего посмотреть расписание проезда на сайте немецких железных дорог - если, конечно, городок имеет железнодорожную станцию.

Когда расстояние до нужного места не превышает 30-40 км, и путешествие куда бы то ни было планируется на один день (не останавливаясь в гостинице), имеет смысл покупать либо билеты в одну сторону (Einzielfahrt), либо билет одного дня (Tagesticket). Если едут два и более человека, то это групповой билет одного дня (Gruppentagesticket, Gruppentageskarte).

У Gruppentageskarte, равно как и у Tagesticketа есть ещё то преимущество, что они дают возможность пользоваться транспортом внутри городов, т.е. городскими автобусами и трамваями; в двух-трёх городах Германии ходят и троллейбусы, и даже канатная дорога.

Если расстояние превышает 40 км и путешествие осуществляется в пределах одной федеральной земли, то целесообразно покупать уже билет данной федеральной земли (их шестнадцать), который действует с 9 часов утра в будние дни, в выходные дни с самого раннего утра. Билеты федеральной земли бывают индивидуальные и групповые (от двух до пяти человек), в любом случае в них нужно ручкой написать свою фамилию и иметь удостоверяющий личность документ на случай проверки.

Иногда билеты федеральной земли дают возможность проезда в соседний город и за её пределами, так например, баварским билетом можно посетить город Моцарта австрийский Зальцбург, а с гессенским столицу прилегающей к Гессену федеральной земли Райнланд-Пфальц город Гутенберга Майнц.

Когда однодневное путешествие осуществляется за пределы одной федеральной земли, то может быть целесообразной покупка либо Schenes-Wochenende-Ticketа (для проезда или в субботу, или в воскресенье с самого раннего утра), либо - в будние дни с 9 утра - Quer-durch-das-Land-Ticketа, т.е. билетов, которые действуют - только на региональные поезда и лишь во втором классе! - по всей Германии.

Если Германия в рамках одного короткого путешествия только одна из стран Западной Европы, то для полноты картины укажем и проезд ночным поездом, при этом надо иметь в виду, что, к примеру, российская плацкарта в сравнении с обычным шестиместным купе поезда Ганновер-Амстердам может показаться роскошью - при не сопоставимо более высоких в Германии ценах.

Если же цель приезжать в Германию снова и снова, например, купить здесь квартиру или учиться, оправдано уже сейчас подумать о банкарте (BahnCard) - раз в год покупаемого бонусного документа, дающего возможность ездить, в зависимости от вида банкарты, с двадцатипяти-, пятидесятипроцентной скидкой, или вовсе бесплатно, на всех поездах в первом или во втором классе.

Кондукторы в немецких поездах появляются очень часто, так что о проезде «зайцем» можно смело забыть. При покупке билетов в автомате - когда есть время «поколдовать» над ним, и если повезёт - можно купить билеты дешевле, чем в кассе; кроме того, на многие билеты, купленные в кассе, существует наценка в два евро за билет по сравнению с автоматом. При небольшом бюджете и многократных посещениях Германии оптимальным представляется покупка банкарты 25 во втором классе, ещё и потому, что она даёт возможности при заблаговременной, т.е. минимум за три дня, покупке билетов, 62,5 процентной скидки на проезд по всей стране, при условии, что хотя бы часть поездки осуществляется на скоростном или сверхскоростном поезде и, конечно, такие сверхдешёвые билеты ещё не раскуплены.

Майнфернбус, дайнбус, фликсбус и другие компании ныне, в условиях относительно недорогой нефти, предлагают сотни автобусных перевозок по Германии существенно дешевле, чем железная дорога, так что если смущает „Geldschneiderei bei der Bahn“ (немецкое ходячее выражение, означающее, что железнодорожный проезд грабительски дорог), можно без обиняков советовать пересаживаться в автобусы дальнего следования. Сайты всех крупнейших автобусных компаний Германии, равно как и осуществляющих перевозки по Германии европейских автобусных перевозчиков, есть в интернете.

Одним словом, хотя Германия и является одним из признанных лидеров автомобильного рынка, для желающих обойтись или отдохнуть от автомобиля ситуация с передвижением в здесь куда лучше, чем в США...

гид в Германии Владислав Златогоров

Что такое «Картофель года» в Германии?

Pаз в год в Германии премируют сорт картофеля. Критерии всегда разные: необычный, редкий, сорт-трудяга и даже сорт-герой идеологической борьбы. Кто, когда и за какие заслуги премирует сорта?

Немцы считают сортовой картофель частью культурного наследия. И потому с 2006 года какой-нибудь сорт становится картофелем года. Звание сорту присуждает жюри из различных потребительских, сельскохозяйственных и природозащитных организаций.

Первыми сорт картофеля придумали награждать организаторы знаменитого Slow Food, обратив внимание на нетребовательный и высокопродуктивный сорт с фиолетовой мякотью Blauen Schweden (Голубые Шведы). Тогда как раз началась мода на такие необычные фиолетовые сорта.

В 2007 году к инициативе присоединились другие организации, и картофельным сортом года стала Linda (Линда). Сорт очень ароматный, твердый, не разваривающийся. Этот немецкий сорт долго добивался международного признания как самостоятельный сорт. Посадки Линды занимают в Германии ок. 1.5% всех посадок картофеля. Линда играет важную роль в экологических хозяйствах и на крестьянских подворьях.

В 2008 году в состав жюри вошел Тюрингский музей картофельных клецк. Картофелем года стал сорт Bamberger Hernchen (Бамбергские Рожки). Исторический сорт задокументирован еще в 1819 г. Сорт имеет изогнутые как рожки, удлиненные клубни, не разваривается. Его деликатный миндальный вкус и запах любят звездные повара, используя, к примеру, для отварной форели.

В 2009 премию присудили сорту австрийского происхождения Adretta. Несмотря на «капиталистическое» происхождение, Адретта была любимым сортом ГДР. Этот разваривающийся сорт картофеля широко выращивается в новых федеральных землях и сегодня.

2010 год стал годом триумфа старейшего, официально допущенного сорта Sieglinde. Зиглинде 75 лет растет на тяжелых и болотистых почвах севера страны. Мякоть его желтая, вкус и запах слегка пряный, как и у всех старинных сортов. Сорт, как любят в бывшей Западной Германии, не разваривающийся, твердый.

В 2011 году жюри согласилось с выбором Тюрингского музея. Это был сорт Orа (Ора). Этот разваривающийся сорт в 1952 году стал символом идеологической борьбы ГДР против бездушной индустрии производства семян в странах Запада.

А вот в 2012 году жюри вспомнило о картофеле-фри. Ни для кого не секрет, что Pommes frites и чипсы вкуснее всего в Голландии. Это потому что голландцы используют созданный еще в 1905 году, сорт Bintje (Бинтйе). В 1970–80 годы Бинтйе обеспечил славу голландским чипсам. Кроме того, что бы мы делали сегодня без голландской селекции картофеля?

В 2013 году к жюри, вместо ушедших тюрингцев, присоединился Музей под открытым небом Кикеберг. Сорт Rosa Tannenzapfen (Роза Танненцапфен, то есть Розовые Шишки) вытянут в длину, с розовой тонкой кожицей и желтой мякотью. Имеет интенсивный вкус и приятный запах, напоминающий сорт Бамбергские Рожки.

А вот 2014 год стал годом триумфа малоизвестного сорта Granola (Гранола). Сорт вывели еще в 1975 году. Жюри отметило его универсальность: разные почвы, регионы, климатические зоны и при этом высокая урожайность! Сорт Гранола среднетвердый, то есть нетвердый и нерассыпчатый, разваривающийся. Он среднеранний с желтоватой мякотью. В общем, он нравится всем: и потребителям, и производителям.

В 2015 году номинировали очень старый сорт Heideniere. Его вывели еще в далеком 1954. А сегодня вернулась мода на сорта с желтой мякотью и пряным, слегка сальным запахом. Вырашивают его любители старины.

А вот 2016 год отдал пальму первенства сорту Nicola. Этот сорт с желтой мякотью был выведен в 1974. Он хорошо хранится, вкус его грубоват. Сорт высокоурожаен и хорошо переносит сухой климат. Вообщем это снова картофель из супермаркета!

автор: Rimma Davydova

Юнкерс – больше чем просто самолеты

Юнкерс – это больше чем просто самолеты фашистской Германии. Выставка в аэропорту города Халле.

«Юнкерсы прилетели!» - сколько раз мы слышали это фразу в фильмах о Великой Отечественной войне. Имя Хуго Юнкерса прочно связано в сознании миллионов с авиацией фашистской Германии. Однако Хуго Юнкерс был не только авиаконструктором военных самолетов, но и великим ученым, изобретателем и промышленником. Его технические открытия опережали время и были предназначены людям. Он первым изобрел и запустил в серийное производство бытовую газовую колонку. А еще в 1919 году он создал полностью металлический пассажирский самолет — прообраз современной гражданской авиации. Нацисты использовали имя ограбленного ими и умершего в 1935 году великого конструктора в пропагандистских целях.

Технический музей Дессау носит имя Хуго Юнкерса. Он рассказывает об открытиях великого конструктора и его судьбе. Гордость музея в Дессау — боевая машина Ju52. 10 таких самолетов не смогли взлететь и затонули в Норвегии во время войны, оказавшись на годы вмороженными в озеро Хартвигзее. В 1986 году четыре из них удалось поднять, и в 1994 один подарили музею в Дессау.

Начало пути и газовые колонки (1859-1887)

Хуго Юнкерс родился в 1859 году в Рейдте (Северный Рейн-Вестфалия), в состоятельной семье фабриканта. Однако мать умерла, когда мальчику было всего 10 лет, отец снова женился, и мальчик вынужден был пробиваться в жизни сам. В 1878 году, после окончания реальной школы, он поступил в Берлине в Высшую техническую школу, но в 1881 решил продолжить образование в Высшей Технической школе Ахена, с которой позднее будет тесно связан. В 1883 Юнкерс сдал экзамен на должность руководителя машиностроительного предприятия или, как бы мы сегодня сказали, «менеджера-машиностроителя». Затем в течение нескольких лет Юнкерс работал конструктором на разных предприятиях, параллельно продолжая посещать лекции и семинары в Ахене.

С 1888 года Юнкерс начинает работать в Дессау в «Контитентальном газовом обществе». Годом позже, совместно с сыном его владельца, Вильгельма фон Ошенхойзера, он основывает испытательную станцию газовых моторов. Они хотят с помощью таких машин вырабатывать электроэнергию. В 1892 году Юнкерс изготавливает первый двухцилиндровый противотактный газовый мотор и патентует калорифер. В 1893 году калорифер Юнкерса получает золотую медаль на Всемирной выставке в Чикаго. А в 1894 на основе этого калорифера, названного «нагреватель жидкости», он создает стоячую газовую колонку для ванной комнаты. Газовые колонки Юнкерса (то есть горячая вода в ванной постоянно) становятся доступны практически всем! Принцип, на котором построен учет расхода газа, используется в газовых колонках и поныне.

В 1932 году, во времена мирового экономического кризиса, Юнкерс будет вынужден продать это предприятие Роберту Бошу. Однако продукция продолжала выпускаться под именем Юнкерса. Продолжает она выходить под его именем и сегодня.

Моторы Юнкерса (1897-1902)

В 1897 Юнкерс начинает преподавать термодинамику все в той же Высшей Технической Школе Ахена и основывает при ней «Экспериментальную станцию профессора Юнкерса», которую финансирует за счет предприятия в Дессау. Годом позже тридцатидевятилетний профессор женится на юной Терезе Бенхольд из Дессау, в браке с которой у него родится 12 детей!

В 1902 году в Ахене Юнкерс основывает еще одну экспериментальную станцию, теперь уже для моторов, работающих за счет нефтетоплива.

От двигателей к летательным аппаратам (1897-1917)

Опираясь на собственные разработки, в 1909 году Юнкерс решительно разворачивается в сторону самолетостроения! Юнкерс – владелец патента на «Физическое оформление несущих поверхностей», и это позволяет ему создать конструкцию летательного аппарата из металла с большой полезной площадью крыла. Он называет его «самолет только с крыльями». В 1915 году Юнкерс строит первую такую машину (J1 или «железный ишак»). Уже в 1919 году в Дессау строятся авиазаводы Юнкерса и первый полностью металлический пассажирский серийный самолет F13.

В 1917 году Юнкерс и известный голландский авиаконструктор Фоккер основывают акционерное общество «Юнкерс и Фоккер». Под сильным давлением высшего германского военного руководства они решают полностью посвятить его работу военной, прежде всего авиационной технике. Однако Юнкерс постоянно мечтает о пассажирских перевозках. С 1921 года внутри военной компании есть особый отдел гражданского самолетостроения. В 1926 году этот отдел передается Юнкерсом компании Люфтганза.

Военная техника и сотрудничество с Россией (1917-1935)

В 1923 году все в том же Дессау строится фабрика «Моторы Юнкерс». Начинается сотрудничество с Россией. С Юнкерсом работает филиал авиазавода в Филях. Однако год для него несчастливый — в авиакатастрофе гибнет старший сын.

Моторы, с которых Юнкерс начинал, предназначались для получения тока. Это были огромные металлические конструкции до 10 метров длиной и весом в несколько тонн. Именно на них он постигал тайны эффективных конструкций. В начале двадцатых годов Юнкерс начал выпуск мобильных моторов для локомотивов, судов и тракторов. Они были заведомо меньше, чем использовавшиеся до них на судах паровые машины. К Первой мировой войне применять моторы, основанные на противотактном принципе, начали и в самолетах. Начиная с 1930 года, дизельные моторы Юнкерса выпускаются для самолетостроения серийно.

С 1925 года начинается дружба Юнкерса с великим архитектором Валтьером Гропиусом. Гропиус — создатель стиля баухауз. Этот стиль не приживется при нацизме, но будет волей обстоятельств воплощен в Тель-Авиве. Именно из-за бауxауза Тель-Авив относится к культурному достоянию человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.Гропиус увлечет Юнкерса архитектурными идеями стальных конструкций зданий, но воплотить их они оба так и не смогут.

В 1933 году к власти в Германии приходят нацисты. Уже через 2 дня Юнкерс вынужден передать все патенты (а их 116!) и акции государству. В обмен Геринг дарует так называемую «личную неприкосновенность» всем близким Юнкерса и его сотрудникам. Зато предприятия Юнкерса превращаются в самые современные авиастроительные предприятия мира! Но вот самого Юнкерса на них уже нет.

Последние годы жизни Юнкерс посвящает идее Гропиуса о строительстве высотных домов с применением металлоконструкций, расчетам и чертежам. Но это уже останется только на бумаге. В 1935 году, как раз в день своего 76-летия, конструктор умирает.

автор: Rimma Davydova

Короли и картошка

Короли и картошка. Могила Фридриха Великого в Сан Суси (Потсдам). Злоключения могилы Фридриха и приключения картофеля. Разные имена картошки.

Картофель привезли в Европу во второй половине 16 века испанцы. Так как он был похож на батат, уже знакомый европейцам, то его назвали патата. Причем растения путали до 18 века. А вот итальянцам картофель напоминал трюфель, потому там его назвали «таратофоли» и «таратофли». И потому примерно в 1800 году он в Германии назывался «тартуфель» и «артофель». А уже от «артофель» произошло современное название картофель. Французы же назвали его pommes de terre (земляные яблоки). Французское название немцы перевели дословно - «эрдапфель». В немецком еще долго будут сохранялись его региональные названия: «эрдбирне» (земляная груша), «тефтен», «шокхен», «мойсле», «туффельн», «эртуфельн» и даже «нудльн» (макароны). Название земляная груша сохранили австрийцы - «грумбирне».

Когда и как картофель появился у немцев

В Германии первым картофель ввел в культуру ландграф Гессен-Касселя Вильгельм IV (Вильгельм Мудрый). Он упоминает его своих в письмах еще в 1591 году. Опыт картофелеводства Вильгельм заимствовал у своих ближайших родственников, правивших в Голландии. Вильгельм приглашал крестьян в гости, угощал. Именно от Вильгельма и ведет свое начало гессенская традиция откорма свиней отварным картофелем. Но мягкие методы владык, к сожалению, быстро забываются.

Достаточно рано появились и рецепты с картошкой. Так, в поваренной книге аббата монастыря Зайтенштеттен (Нижняя Австрия) Каспара Плаутца, первые картофельные рецепты были напечатаны еще в 1621 году. А в Баварии картофель появился не позднее 1647 года.

Пруссия и картофель

В 1649 году, в Берлинском Нескучном саду (Berliner Lustgarten), придворный садовник Михаэль Ханфф и придворный ботаник Йохан Зинмунд Эльхольц высадили картофель как декоративное растение. Произошло это еще во времена правления Фридриха Вильгельма (Великого Курфюрста). Хотя о том, что картошку едят они конечно же знали! В книге «Flora marchica» Эльхольц пишет, что «голландский таруфель» не особенно часто встречается в Пруссии, и что пока каштаны и сахарный корень еще предпочтительнее. После Тридцатилетней войны картофельный садик пришел в запустение, как и сам парк.

Регулярное выращивание картофеля началось при следующем правителе - Фридрихе Вильгельме I (Солдатском Короле). Однако, выращивали его снова не для еды, а для перегонки на шнапс. О том, насколько велики были эти объемы, говорят данные по сбору налога с землевладельцев. Но и Солдатскому королю, увы, тоже не было суждено стать главным картофелеводом Германии.

Предположительно, как культурное растение для еды, картофель высадил в Пруссии пастор вальденского поселения Шенеберг - Генри Арнауд, в 1701 году. Однако, ведь вальденсы были еретиками...

И наконец, на авансцену картофелеводства вышел Фридрих Великий!

Старый Фриц и картошка

Историю широкого распространения картофеля принято начинать в Германии с Фридриха Великого. Именно он, «Старый Фриц», увидел в ней спасение от массовой гибели крестьян от голода. С картофелем Фридрих познакомился в Баварии, в гостях у своей любимой сестры Вильгельмины.

Всего за время своего правления Фридрих II издал 15 так называемых «Картофельных указов». Первый из них вышел в 1746 году и касался голода в Померании. Указ обязывал пасторов проповедовать методы возделывания картофеля и отчитываться специальными таблицами об успехе или неуспехе. Указы 1756 и 1757 годов касались Силезии, земельных советов и чиновников вообще. В числе прочего предписывалось есть картофель с мясом и получать из него крахмал для выпечки. Документы сохранили и приказы о казнях.

Вообщем картофель и действительно внедрил именно Фридрих Великий. И потому, существует традиция класть на могилу Фридриха Великого не цветы, а клубни картофеля. Но тут нельзя не сказать и несколько слов о его могиле.

Могила Фридриха Великого

Сегодня могила Фридриха Великого находится на террасе его летней резиденции, в Сан Суси, прямо возле дворца. Фридрих завещал похоронить себя именно тут, со своей собакой умершей еще раньше и ее десятью щенками. На покоился он там не всегда.

Племянник Фридриха Великого - Фридрих Вильгельм II, наследовавший трон, в 1786 году пренебрег абсурдной волей дяди и похоронил его, как и всех предыдущих прусских монархов, в Гарнизонной церкви, причем рядом с ненавистным ему отцом. Наполеон, в знак уважения, взял могилы под свою личную защиту. Но затем времена изменились. Именно тут, на могилах прусских монархов, торжественно состоялось первое заседание Рейхстага, на котором Гинденбург передал власть новому рейхсканцлеру Гитлеру.

1943 году саркофаги укрыли в бункере Люфтваффе, в пригороде Потсдама Айхе. И как показали дальнейшие события не зря, потому что церковь разбомбили, а в 1968 году еще и взорвали то, что от нее осталось. Такие события предугадать было нетрудно. Сегодня ее решено восстановить. Однако решение не бесспорно. Но вернемся к теме...

Затем оба саркофага прятали в соляных штольнях Тюрингии, в Бернтероде. Американцы, которые из обнаружили, в 1945 году ненадолго поместили саркофаги в Марбургский замок, а потом оставили в марбургской в церкви Св. Елизаветы. И наконец, с 1952 года, по инициативе тогдашнего хранителя престола Луи Фердинанда Прусского, останки Фридриха на время упокоились в капелле крепости Гогенцоллерн, возле Бизингена. Луи Ферлинанд, кстати, был очень уважаемый человек и политик. Поговаривали даже не выбрать ли его бундеспрезидентом. Он то и позвонил в 1991 году бундесканцлеру Гельмуту Колю, с просьбой исполнить наконец последнюю волю Фридриха Великого. Коль не отказал. И Фридриха похоронили рядом с его собакой, щенками, возле заново отреставрированного Сан-Суси. Истории понадобилось всего 205 лет. Ну, примерно, как и на картошку...

автор: Rimma Davydova

Трир

Трир является одним из самых старых городов Германии с интересной историей, большим количеством достопримечательностей. В городе сосредоточены разнообразные памятники архитектуры. Все это великолепие дополнено живописными видами, так как Трир расположен в одном из красивейших уголков Германии - на берегу реки Мозель. Основан Трир римлянами задолго до основания самого Рима, сыном ассирийского царя Требету. Другие источники говорят, что город основан в XV веке до н.э. Римским императором Октавианом Августом.

Самая известная достопримечательность Трира Черные ворота или Porta Nigra. Ворота были построены в 180 году н.э. Размер ворот составляет 36 на 25 метров. Одна из башен Ворот имеет четыре этажа, а высота ее составляет 30 метров. Свое название ворота получили в давние времена из-за темнеющего песчаника, из которого построены ворота. В древние времена город имел еще трое ворот (Белые, Средние и Знаменитые), но, к сожалению, все они не сохранились до наших времен. Porta Nigra находятся в свободном доступе для туристов, а с их смотровых площадок открываются прекрасные виды на город.

Совсем недалеко от Porta Nigra расположен Кафедральный Собор Святого Петра и церковь Девы Марии. Датой основания Собора считается 320 год н.э. За время своего существования Собор неоднократно перестраивался и разрушался. Последний раз он отреставрирован во второй половине XX века после разрушений Второй Мировой войны. В Соборе хранятся несколько христианских святынь, главная из них Риза Господня, которая была на Иисусе на Голгофе. Увидеть Святыню можно только примерно один раз в тридцать лет, последний раз его открывали для поклонения в 2012 году. Тогда в Трир приехало около двух миллионов паломников.

Рядом с Собором находится церковь Девы Марии, построенная в середине XIII века. Церковь является одной из старейших готических немецких церквей. Главная достопримечательность церкви это 12 колонн, символизирующих 12 апостолов. Роспись колонн была сделана в XV веке.

Еще одна достопримечательность Трира – развалины Императорских Терм, построенных в IV веке н.э. Термы – это комплекс холодных и горячих бань, которые заканчивались бассейном. Однако по мнению археологов, Трирские термы никогда не использовали по прямому назначению. Их использовали в качестве казарм, затем как каменоломни. Помимо этого, термы имели двойное назначение, они служили крепостью в Средневековой городской стене.

Самым древним римским строением, построенным в сотом году нашей эры, является Амфитеатр, правда от него остались одни развалины.

Заслуживает также внимания Базилика, возведенная Константином Великим в трехсотых годах нашей эры, называется она Аула Палантина. Уникальность ее в том, что она построена из плоского кирпича. Начиная с XII века Базилика являлась Дворцом епископа. Очень впечатляют размеры здания, длина его порядка 70 метров, а высота более 30-ти. К сожалею внутри Базилики из богатого убранства практически ничего не осталось. Рядов с Базиликой находится Дворец Курфюрстов, построенный вначале XVI века. Окружен Дворец живописным парком, вдоль дорожек которого расположено множество скульптур.

Главная рыночная площадь Трира носит название Haupmarkt, расположена в центре города и служит пересечением многих торговых улиц. Ее размер совсем небольшой, но тем не менее, со всех сторон она окружена множество старинных зданий, построенных в различных архитектурных стилях. Украшением площади является пятисотлетний Фонтан Святого Петра, который был покровителем города. Возле рыночной площади находится древнейшая аптека Германии. Первое упоминания о ней датируется 1240 годом.

автор: Сергей Ильюкевич

Трир

«Какой же старый город не начинается с предместий? И Париж не исключение…»

Ги де Мопассан

Трир – Рим на берегу Мозеля и самый старый город в Германии.

Сначала Вы пересечёте границу Люксембурга и Германии, которая совсем не на замке. В здание таможни, да-да в бывшем здании таможни, где сегодня располагается Информационный Туристический Центр. Оказалось, что жить без границ гораздо выгодней, чем останавливать машины для досмотра, выстраивая километровые очереди, содержать пограничные войска и бросать последние силы на борьбу с коррупцией таможенной службы. Да, будущее всего мира — это мир без границ и никуда от этого деться. «Безработные таможенники всех стран объединяйтесь!» с кем, очевидно с безработными пограничниками.

Словом, интернационал торжествует, это я к тому, что Карл Маркс, отец, этого общественного пророчества, родился и вырос в городе Трире, куда мы и направляемся и предместья, которого, уже начались.

Вот и предместья Трира. Ну, здравствуй, самый старый город Германии. Расстался с тобой всего на пару часов и уже соскучился. И открываются объятия ушедших времён, и кружатся тени великих людей, это им мы обязаны нашей цивилизацией, и стоят здания – молчаливые свидетели эпох и толпы туристов заворожено озирающихся по сторонам, не понимая, как мимо здания 108 года нашей эры могут проезжать современные автобусы с плакатами бородатого Маркса на борту.

И вот здесь, настоящий шок. Оказывается, все, что вы видели до Трира, это и Люксембург, и дрога из Люксембурга в Трир, это всего лишь 12% впечатления от общей экскурсии Люксембург Трир. Действительно, Город Трир - настоящая сокровищница достопримечательностей для любителей истории и настоящий рай для фотолюбителей.

Когда я впервые попал в Трир и увидел эти, дошедшие до нас буквально в первозданном виде римские строения, я судорожно схватил историю. Какую, ну ту, которую, мы мое поколение изучало в средней школе. Что там написанное о завоеваниях Римской империи в Западной Европе? История, которую мы изучали выше всякой критики, потому что это вообще выше, чем история как историческая наука — это часть идеологии, точнее, история классовой борьбы, которая служит идеологии. Мне представляется этакий лектор общества «Знание», брызжа ядовитой слюной в классово - правильный текст, того, что осталось от истории, и правильно, что читает по бумажке, попробуйте выучить этот бред: «Полчища римских рабовладельцев, алча новых тысяч рабов, и желая укрепить собственные границы, завоёвывают свободолюбивые народы Европы вплоть до реки Рейн. Но недолго музыка играла недолго римлянин плясал. Свободолюбивые народы Европы, сжавшись в единый громящий кулак наголову разбили рабовладельческие полчища завоевал для себя и для своих детей свободу и независимость в неравной борьбе…» (Продолжительные аплодисменты).

Да, настоящая история, действительно, совершенно другая. Удивить? Удивляю - здесь вообще никто не воевал. Кельты в этих местах, называющие себя Триверами (отсюда, кстати, название города Августа Триверорум Augusta Treverorum позже Трир), спасаясь от набегов своих не в меру миролюбивых соседей, заключают Союз с Цезарем. Гай Юлий Цезарь вовремя появляется здесь, на вершинах Арденского хребта Хунс рюк (в переводе спина собаки). Он появляется со своими непобедимым 10-м Легионом ветеранов, буквально спасая Трир и жителей города от неминуемого разграбления.

Цезарь, цезарь, цезарь. Когда мы говорим римский император или вообще Римская Империя, то первое что приходит на ум это и Великий Цезарь. Цезарь не просто перевернул страницу истории Цезарь положил основу образованию совершенно нового вида культуры это Галло- Римская культура — это основа следующей ступени цивилизации средневековая Европа.

Здания, свидетели римской культуры в Трире на 150 лет старше свидетелей молниеносного броска Цезаря в центральную Галлию. Но так или иначе, Трир на рубеже 3 и 4 веков становится законной столицей галльской части Римской империи, или транс - континентальный Галлии. А дальше время ускоряется со скоростью быстро перелистываемого учебника истории, следующий шаг, да- да, каждый метр, пройденный вами по Триру, ознаменуется новой эпохой. «История на самом деле» это три времени и три эпохи – «три грозовых раската, на небосклоне Орденского хребта Хунс Рюк:»

1. Трир - Рим на берегу мозоля,

2. «Не мрачное Средневековье»,

3. «Новое время, Наполеон и рейнский Союз». А пока, просто знакомство и история одной экскурсии. Добро пожаловать, а город Трир, уже гостеприимно распахнул Порта Нигра или Черные ворота.

автор: Константин Хенкин

Другие направления

Виттенберг

Гамбург

Дюссельдорф

Кельн

Любек

Франкфурт-на-Майне

Поделиться в соцсетях