Популярные экскурсии:

Еврейский музей в Берлине

В Берлине есть музей, выставки которого посвящены двухтысячелетней истории еврейского народа. Это государственный Еврейский музей, расположенный на улице Линденштрассе. В музее размещены, как временные, так и постоянные выставочные композиции, имеется богатый архив, действующий учебный центр Рота, а также отдельное помещение для различных исследований.

Jean-Pierre Dalbéra

Еврейский музей в Берлине

Особенности архитектуры и выставочных экспозиций

Музейный комплекс включает два здания: Коллигиенхаус, выполненный в стиле барокко, и зигзагообразный корпус Либескинда, являющегося образцом деконструктивизма. Видимого надземного соединения двух зданий не существует, попасть из одного в другой можно только через подземный переход.

Второе здание комплекса выполнено в интересной архитектурной манере, оно имеет зигзагообразную геометрию, а все здание насквозь пересекает прямая линия пустых коридоров. По задумке автора проекта именно эта череда пустых помещений должна олицетворять те потери и пустоту, которая возникла в Европе от огромного количества казненных евреев. При этом попасть в него можно только через подземный тоннель, надземного входа не существует.

На этом архитектурные особенности здания не заканчиваются. Даниэль Либескинд, разрабатывая проект, воплотил в нем еще одну идейную задумку. На карту довоенного Берлина он нанес адреса, по которым проживали многие известные и выдающиеся евреи того времени. Соединил полученные точки, в результате чего образовалась некая иррациональная матрица. Именно эти соединительные линии стали подобием окон на фасаде здания. В силу хаотичности и иррациональности их расположения невозможно точно определить структуру самого здания, здесь отсутствует четкое представление этажей, уровней, количества, как отдельных, так и соединенных помещений.

Первое помещение, куда попадают экскурсанты – это «Сад изгнания». Пол в этом блоке обустроен под небольшим наклоном, впрочем, и колонны также имеют наклонную геометрию, поэтому уже с первых шагов приходится делать усилия, чтобы двигаться. Все это приводит к тому, что многие люди начинают испытывать дезориентацию и панический страх. Именно такие возникающие эмоции должны помочь, по мнению архитектора, проникнуться горем и отчаянием еврейского народа, испытывающего нацистский гнет.

Сорок девять стелл, наполненных берлинской и израильской землей с высаженным в каждой стелле деревом (символ жизни), мрачная «Башня Холокоста» и другие экспозиции очень часто оказывают сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.

Jens Hausherr

«Шалехет», Еврейский музей в Берлине

В помещении «Шалехет» нет ничего, кроме хаотично разбросанных по всему полу металлических дисков. Они выполнены в форме лиц, искаженных от нестерпимой боли. Шагая по такому коридору и слыша хруст этих дисков-лиц под ногами, у многих людей создается четкое впечатление, что они идут по лицам живых людей.

Очень часто во время экскурсий многие люди падают в обмороки, испытывая сильнейшее нервное напряжение, поэтому гиды Еврейского музея в обязательном порядке проходят предварительное обучение по оказанию первой помощи.

Стоит заметить, что все без исключения экспонаты можно не только рассматривать с близкого расстояния, но и разрешается трогать руками. Работники музея твердо уверены, что только таким образом, через тактильный контакт и высокое эмоциональное напряжение можно глубоко прочувствовать боль, страх и внутреннюю свободу еврейского народа той эпохи.

Поделиться в соцсетях