Популярные экскурсии:

Санкт-Петербург: Квест-Экскурсия

Экскурсия по островам

Обзорная экскурсия

Экскурсия по Сестрорецку

Петербург Достоевского

Павловский парк

Царское Село, Павловск, Гатчина

Театральный Петербург

Первая улица Санкт-Петербурга

Александровская колонна

Александровская колонна (Александрийская стела, столп), расположенная на Дворцовой площади, была воздвигнута в 1834 году.

Dennis Jarvis

Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

У историков Петербурга до сих пор разнятся мнения, кто являлся изначальным вдохновителем установки монумента в этом месте. Но человек, который смог все-таки получить благословение императора на его строительство, звали Огюст Ришар Монферран. Источником же его вдохновения служит стела Траяна, та самая, что являлась предшественником знаменитых колонн, Антонина в Риме, и, аналогичной Наполеона. Так же существенную роль сыграла набитая рука Монферрана установившего снаружи Исаакиевского собора знаменитые сорок восемь гранитных столбов.

Итак, по распоряжению Николая Первого, в 1829 году Огюст Ришар приступает к началу строительства. Мотив же воздвижения данного архитектурного памятника служит желание Николая увековечить память о победе Александра Первого (который являлся ему старшим братом) над Наполеоном.

Проект находится под постоянной опалой архитекторов и градостроителей Петербурга, из-за национальности архитектора. Дело в том, что, если с итальянцами и немцами было хоть какая-то договоренность, то получение гранта на строительство центрального монумента города, французом, было недопустимо и оскорбительно. Однако, факт остается фактом. И Огюст приступает к строительству. Возведение колонны разделилось на три параллельных этапа. Закладка фундамента. Выламывание колонны. Отлить навершие и барельефы.

Пьедестал – благоприятный фактор, повлиявший на нынешнее расположение колонны, был котлован, вырытый еще по проекту Растрелли, который располагался по центру дворцовой площади. Во внутрь котлована были установлены деревянные сваи (всего 1100 штук, высотой в 6 метров). В качестве единого уровня, был использован древний способ - котлован до краев заливают водой, благодаря чему можно определить единую высоту для всех свай. Затем на них установили плиты, а поскольку грунтовка происходила в зимний период, Монферран для более надежного скрепления раствора велел добавлять в него водку, что являлось, как и новаторством, но так же, для русских строителей, и большой дикостью. По центру котлована разместили гранитную плиту с вмонтированной в самом центре шкатулкой со ста пятью монетами, которые были отчеканены во славу победы в войне 1812 года. Вместе ос шкатулкой разместили первую медаль отлитую из платины, на которой с одной стороны изображен Александровский столб, а с другой дата "1830 год". В начале ноября следующего года, на данном месте воздвигнут глыбу (которая в дальнейшем станет основанием для столба), и там, по центру, будет заложена стальная доска с цитатой императора. А чуть позже, в 1832 году, в начале февраля, по распоряжению Николая, в фундамент глыбы возложат еще одну доску с очередной цитатой и медалью "За взятие Варшавы"!

Колонна - главной проблемой была конечно же транспортировка, и её поднятие. В 1830, в районе Выборга, была отобрана скала подходящая под монолит, а так же следом и глыба, на которую планировали установить колонну. Почти год проходил процесс выламывания колонны, а затем еще полгода её шлифовка. Каждый день над формой трудилось 250 человек. Затем с помощью 600 солдат она была погружена на специально для этого изготовленную баржу и затем, почти в течение месяца, её транспортировали в Петербург. Поскольку в мире до этого момента, опыта поднятия колонны такой высоты и массы (напомню 35 метров высота, 300 тонн вес, 360 сантиметров диаметр), не было ни разу, то Монферран разработал уникальную конструкцию, в использовании которой участвовало около двух тысяч солдат. Поднятие колонны заняло сорок минут. После её установки, понадобится еще два года на шлифовку и полировку, а так же на оформление всех остальных деталей.

Навершие - после всех согласований стало представлять собой ангела (в лике ангела угадывается профиль Александра Первого) который поддерживает крест. Лицо ангела обращено к Эрмитажу.

Барельефы: Со всех четырех сторон мы можем видеть отлитые из чугуна сюжеты характеризующие власть и высшие силы. Так в некоторых крылатых ликах, мы можем увидеть богиню Победу, которая записывает значимые исторические даты Российской империи. В других образах просматриваются милосердие и изобилие, справедливость и мудрость. На одной из сторон, мы можем прочитать надпись "Александру Первому благодарная Россия".

Факты:

гид в Санкт-Петербурге Олег Фед

Поделиться в соцсетях