Эресуннский мост
Эресуннский мост, вид со стороны Копенгагена
Эресуннский мост, соединяющий Копенгаген и промышленный центр Швеции – Мальмё, считается настоящим произведением инженерной мысли. Построенный более 15 лет назад, он до сих пор остается самой длинной совмещенной железнодорожной линией и автомобильной трассой, расположенной над водой.
Архитектура моста
Несмотря на то, что постройка выполнена в минималистичном стиле конструктивизма, шведским архитекторам удалось сделать не только функциональную, но и впечатляющую своим видом трассу. Мост выполнен в форме дуги, которая плавно поднимается к середине, после чего так же неспешно уходит вниз, переходя в туннель. Пеберхольм, чье название переводится со Шведского как остров-перец, эффектно завершает конструкцию. Выполненный в виде симметричной фигуры, он через длинный портал переносит нас в подземную часть магистрали, которая выходит на поверхность уже на территории Дании.
Особенно эффектно мост выглядит при заезде со шведской стороны. Плавно уходящее вверх дорожное полотно скрывает оставшуюся часть конструкции за собой и некоторое время кажется, что ей нет конца. Лишь после пересечения центральной части моста удается рассмотреть его оставшуюся часть, которая прямо посреди водной глади уходит вглубь моря.
История строительства
Необходимость создания транспортной артерии, соединяющей Скандинавский полуостров с Европой, возникла еще в начале XX века, когда паромы перестали справляться с возросшим потоком грузоперевозок. Первый проект моста появился еще в 1936 году, но тогда его реализация была отложена из-за начала Второй мировой войны. К идее решили вернуться лишь 40 лет спустя, но и тогда проект не был выполнен из-за плохой экономической ситуации в Швеции и Дании.
Соглашение о строительстве Эресуннского моста было подписано скандинавскими странами лишь в 1995 году, после чего архитекторы приступили к его проектировке. Создание сооружения продолжалось 4 года и было завершено 14 августа 1999 года. В тот день, в честь завершения грандиозного проекта, состоялась историческая встреча кронпринца Дании Фредерика и кронпринцессы Швеции Виктории на середине моста-туннеля.
Для автомобильного транспорта мост открылся спустя еще почти год – 1 июля 2000 года. В общей сложности работы продолжались более пяти лет и были закончены на 3 месяца раньше намеченного срока. В первый же год после сдачи моста объем трафика между Данией и Швецией вырос на 61%. Сегодня мост ежедневно пересекает около ста тысяч человек.
Проектировкой и строительством моста занималась Шведская компания Oresundsbro Konsortiet, перед инженерами которой стояла непростая задача – создать самую длинную дорогу, соединяющую две части материка. Для решения этой задачи шведские архитекторы разработали проект моста, переходящего посередине пролива в тоннель. Столь необычная конструкция потребовалась для того, чтобы не создавать дополнительных сложностей для судоходства и самолетов, которые идут на посадку в датском аэропорту.
Технические особенности
Длина эресуннского моста составляет 7845 метров, что является рекордом для конструкций вантового типа. Общий вес сооружения составляет 82 тысячи тонн. Для удержания такой массы используется 52 пилона, которые располагаются на расстоянии 140 метров друг от друга. В центре моста имеется пролет шириной 490 и высотой 57 метров, служащий для прохода судов под мостом. Высота пилонов в самой глубокой части пролива достигает 205 метров, а ширина моста составляет 23.5 метра. Оставшуюся часть пролива покрывает туннель длинной 3510 метров. Конструкция моста устроена таким образом, что четырехполосная автомобильная трасса располагается в его верней части, а под ней пролегают 2 железнодорожные линии. В туннеле же магистрали расположены на одной глубине, и для перехода создана развязка, которая и занимает большую часть острова Пеберхольм.
Несущая конструкция моста из-за комбинации железнодорожной линии с автомобильной испытывает продольные нагрузки до 96000 кН. Специально для Эресуннского моста швейцарская компания Mageba разработала усиленные фермы, которые способны выдерживать огромную массу товарных составов. Кроме того, для гашения вибраций, которые возникают из-за перепадов температуры и ветров, тросы, удерживающие центральную часть конструкции, были снабжены высокопрочными демпферами.
Остров Пеберхольм
Эресуннский мост и остров Пеберхольм
Изначальный план строительства предполагал создание двух отдельных мостов, которые бы соединялись на острове Сальтсхольм, но из-за желания сохранить экологию места нетронутой было принято решение возвести искусственную насыпь южнее. Это также позволило снять ограничение на высоту судов, которые могли бы проходить через пролив. Расположение острова выбиралось таким образом, чтобы воды могли беспрепятственно огибать его.
Длина Пеберхольма достигает четырех километров, а ширина варьируется от 200 до 500 метров. Искусственная насыпь была создана из материала, который появился при выемке грунта во время работ по возведению моста. На данный момент остров имеет статус заповедника и полностью закрыт для посещения. С его помощью биологи планируют выяснить, насколько быстро новые виды растений и животных заселят ранее необитаемую землю.
Информация о посещении Эресуннского моста
На мост можно попасть как из шведского города Мальмё, так и из Копенгагена. Он открыт круглосуточно и закрывается только на время сильных штормов. Для легковых автомобилей стоимость проезда в одну сторону составляет 46€, оплата производится на месте в дорожных кассах. Также при въезде с датской стороны может потребоваться прохождение таможенной проверки, которая осуществляется в тех же киосках.
Поделиться в соцсетях