Популярные экскурсии:
Кирилловская церковь
Кирилловская церковь в Киеве, являясь частью национального заповедника «София Киевская», совершенно обособленно выделяется на фоне других исторических достопримечательностей города. Не все гости столицы о ней знают, т.к. расположена она на окраине Киева, а не в центре, и, обычно, не так популярна, как другие памятники архитектуры и истории. И совершенно напрасно! Ведь Кирилловская церковь сохранилась до наших дней в своем оригинальном виде и является уникальным хранилищем фресок XII века площадью 800 квадратных метров с уникальными сюжетами, многих из которых не увидеть больше нигде.
Кирилловская церковь в Киеве
Находится церковь в историческом месте, которое называется Дорогожичи – дорога на жичах, т.е. на болотах. Это был самый удобный плацдарм на подступах к Киеву с севера. Летопись рассказывает, что это место было кровью полито и костьми усеяно.
XII век – смутное время междоусобных войн потомков Владимира Мономаха за Киевский стол. Власть в Киеве менялась очень быстро. Настала очередь и черниговского князя Всеволода Ольговича, который пришел сюда с севера, поджег Копарев конец (Львовская площадь) и потребовал у киевского князя Вячеслава Владимировича отдать ему Киев. Вячеслав, бывший у власти всего несколько дней после смерти своего старшего брата, князя Ярополка Владимировича, сына Владимира Мономаха, без боя отдал Киев. Таким образом Всеволод Ольгович с честью и славой вошел в город. Однако он понимал, что взял он великокняжеский престол незаконно. И точно так же может быть свергнут другим претендентом на этот лакомый кусочек.
Поэтому на северных подступах к Киеву он решает строить родовую церковь, которая при необходимости выполняла бы роль крепости. Именно такая роль отводилась Кирилловской церкви, толщина стен которой в некоторых местах достигает 2,5 метра. Через несколько лет церковь была достроена, но князь Всеволод Ольгович неожиданно умирает. Есть подозрение, что его отравили. Но как бы там ни было, летопись говорит, что никто по нему не заплакал, а наоборот – киевляне облегченно вздохнули. Последователя князя Всеволода, его брата Игоря Ольговича и вовсе ждала суровая судьба: после двух недель его княжения он был свергнут переяславским князем Изяславом Мстиславичем, на сторону которого встали горожане. Через год же он был пойман и убит разъяренными киевлянами.
Однако, церковь была построена, стала она родовой церковью князей Ольговичей и их усыпальницей. Здесь были похоронены: жена князя Всеволода Мария и его сын –Святослав Всеволодович – о котором писал автор знаменитого «Слова о полку Игореве».
В XIX веке во время реставрационных работ совершенно случайно под наслоениями штукатурки XVII века были обнаружены древне-киевские фрески. Благодаря выдающемуся искусствоведу, историку Адриану Викторовичу Прахову, который руководил реставрационными работами киевских храмов, монументальная живопись Кирилловской церкви была не только бережно сохранена, описана, сфотографирована, но и восстановлена. А восстановлена она была благодаря силам и таланту гения русской живописи – Михаила Врубеля. Молодой художник, выпускник Петербургской академии художеств, приехавший в Киев для выполнения реставрационных работ в древней Кирилловской церкви, был поражен тем, что увидел в ней. Он дни и ночи проводил на лесах, изучая и тщательно описывая старинные фрески. Он очень глубоко изучил древнерусское церковное искусство, овладел его техникой и законами, чтобы при реставрации сохранить тот стиль и не привнести что-то свое.
На втором этаже церкви древних изображений не было, поэтому не нужно было придерживаться канонов XII века. И тут Михаил Врубель проявил весь свой талант художника-модерниста XIX века. Самое известное и впечатляющее его произведение киевского периода – это, пожалуй, композиция «Сошествие святого духа», которую искусствоведы сравнивают с работами Микеланджело. Одежды апостолов, кажется, сияют перламутром. Психическая болезнь Врубеля давала ему уникальную возможность видеть спектр белого цвета в десятках оттенков. Кроме того, лица апостолов он не выдумывает, а берет из реальной жизни. Кто были эти люди? Какое отношение они имели к Врубелю и к Кирилловской церкви? Об этом вы узнаете на экскурсии, посвященной творчеству Михаила Врубеля.
Кроме того, Врубель пишет четыре иконы для алтаря Кирилловской церкви, который спроектировал сам Прахов, руководитель работ. Это была самая ответственная работа Врубеля, доверенная ему профессором Праховым только после всех стеновых росписей. Любой художник, который пишет иконы, пользуется каким-то образом, не выдумывает лица. И современникам Врубеля, заходившим в этот храм и узнававшим в Богородице одну известную даму, многое становилось ясно. Но об этом, опять же, - на экскурсии.
Очень интересным является и другой период жизни великого художника – московский период. Этот этап его творчества, очень сложный и продуктивный, дал миру такие шедевры, как «Царевна-лебедь», «Пан», «Демон сидящий», «Демон парящий», «Демон поверженный». Тема демонов красной нитью проходит через все творчество Врубеля, начавшись с его ангелов, в чертах лиц которых узнаются будущие его демоны. Он считал, что нельзя демона путать с дьяволом и чертом. Демон – по-гречески это «душа».
Колокольня Кирилловского монастыря в Киеве - шедевр Украинского барокко работы Ивана Григоровича-Барского.
В 1759 году игумен Кирилловского монастыря Феофан Жолтовский начинает строительство каменной брамы (ворот), колокольни и церкви над колокольней. История этого сооружения немного загадочна и трагична. Для исследователей остается загадкой, когда и при каких обстоятельствах строительство было начато и когда окончено. Подчеркивалась первоочередная роль в этом проекте Ивана Григоровича-Барского. Трагедия заключается в том, что это был долгострой. Григорович не находил общего языка с монастырской властью, вплоть до снятия Григоровичем с себя ответственности. В 1849 после сильного пожара долгое восстановление, и наконец, в 1936 окончательное бессмысленное разрушение этого прекрасного памятника эпохи Барокко.
Главный герой этого сооружения носит монашеское имя. Это игумен Феофан Жолтовский – самый скандальный и вместе с тем внесший самый большой вклад в строительство монастырских сооружений. Этот проект он задумал еще при митрополите Тимофее Щербацком, т.е. до 1757 года. А в 1759 писал докладную записку новому митрополиту Арсению Могилянскому о том, что он уже приготовил необходимые строительные материалы и намерен осуществить строительство за свой счет. Планировалось начать строительство весной на месте старой деревянной брамы, и посвятить надбрамную церковь Благовещению Пресвятой Богородицы. О чем и просил игумен благословения нового митрополита. 2 апреля 1759 Киевская консистория дала разрешение на строительство, что и было утверждено митрополитом.
Точная дата начала строительства не была бы известна, если бы подробно об этом не рассказал сам строитель, выигравший контракт – киевский мещанин и мурового дела мастер Иван Григорович. О ходе работ он подал подробную докладную записку митрополиту Арсению Могилянскому 5 августа 1764 года, через 3 года после смерти заказчика, игумена Феофана. Григорович рассказал о заключенном в 1759 году контракте на сумму 1500 р. Под конец 1761 года оставалось церковь поштукатурить. Однако, в начале 1762 года Жолтовский умер. Григорович надеялся, что братия на оставленные после игумена немалые средства доведет до конца начатое богоугодное дело, однако убедился в «нестарательстве и к колокольне нерадении» и братии, и игуменов. Григорович с сожалением констатировал, что теперь в монастыре никому нет дела до колокольни, несмотря на то, что он неоднократно предлагал игуменам способы закончить строительство. В конце концов он стал требовать, чтобы ему вернули его контрактные обязательства, чтобы потом ни его, ни его детей не привлекли к суду. Поручители же контракта сделали запись в киевских магистратских книгах с протестом по поводу невыполнения монастырем условий договора.
Кстати будет сказать, что сам Иван Григорович был чиншовиком монастрыря, т.е. платил чинш – налог. Поскольку на землях обители имел кирпичный завод в с. Плоском (платил с него 10 руб в год) и хутор возле Юрковицы (платил 5 р 40 коп в год). Позднее он там построил винокурный завод и стал платить уже другую сумму 15 р 40 коп. Эту собственность он приобрел в 1752 и 1770. В 1783 передал сыну Ивану.
Ивану Григоровичу приписывают и внесение изменений во внешний вид КЦ во время работы над колокольней. Однако, эти изменения были сделаны позже и другим мастером. Видимо, «эффект Григоровича» пошутил с искусствоведами: ему приписали то, чего мастер не делал, только потому, что сделанное соответствовало тем тенденциям архитектуры Украинского Барокко, ярким представителем которых был Григорович-Барский.
Наконец, с 1765 года игумены Тарасий Вербицкий, а после него игумены Амфилохий и Кирилл Кучеровский собирают пожертвования на окончание строительства колокольни. Для этого монастырь в 1770 году даже продал свое подворье на Подоле возле церкви Николая Притиска за 100 рублей, и вырученные средства пошли на строительство. В том же году киевский мастер Иван Коробка отлил из старого колокола весом 39 пудов новый в 60 пудов. Архимандрит Киево-Печерской Лавры разрешает вырубку леса в печерских пущах для сооружения кровли и пола в надбрамной церкви Кирилловского монастыря. Видимо, с 1772 года возобновил свои работы и главный архитектор колокольни, Иван Григорович.
Благодаря расходной книге 1775 года мы теперь знаем, что резной иконостас Благовещенской церкви был изготовлен мастером Андреем Белецким. Полностью иконостас с иконами был готов к началу 1778 года. А в мае 1778 года церковь была освящена. Искусствоведы считают, что колокольня совмещала в себе въездную браму, церковь, собственно колокольню и подвальные помещения, которые служили темницей для монахов и подчиненных монастыря. Колокольня будто переключила на себя доминантную позицию монастыря. Она стала его украшением, поскольку в отличие от церкви, отличалась бароковым совершенством, легкостью форм и орнамента. Вместе с этим, это была первая цекрвоь Ивана Григоровича-Барского, о чем он писал в эпитафии, сочиненной во время тяжелой болезни. Думал, что умрет в 1885 году, но прожил до 1791 и умер в возрасте 78 лет. (Покровская церковь на Подоле 1766, Николы Набережного 1772-1775) (Козелецкий собор Рождества Богородицы 1752-1763 арх. Андрей Квасов, Григорович-Барский был автором декора)
В 1849 году во время пожара пострадала церковь и колокольня. Только в 1860 году появилась возможность воссоздать. В то время уже колокольня использовалась в других целях, тут была аптека и жилые помещения на втором этаже.
Самым трагическим периодом истории колокольни стал 1936 год, когда по просьбе директора психбольницы Гальпериной городские власти разрешили сломать колокольню, чтобы использовать кирпич для строительства новых зданий больницы. В то время на территории монастыря уже действовал музей, и его директор Александров активно протестовал против этого варварства. Более того, он демонстративно поселился с семьей на втором этаже колокольни и оставался там даже тогда, когда ее начали ломать. В конце концов его выселили, а колокольня продолжала упираться. Сломать ее было невозможно, кирпич и раствор очень прочно держались. Тогда сооружение просто было взорвано в воздух динамитом. Это было проявление бешенной злости: кирпич от колокольни стал уже непригоден для повторного использования, но победа досталась разрушителям.
Строительство брамы и колокольни предусматривало обновление ограды, на которое не хватило средств. В 1770 году она просто упала. И только в 1779 году согласно расходным книгам, началось строительство ограды каменщиком Петром Боженко. Параллельно с этим делалась деревянная крышка для ограды. Наконец, нельзя не сказать, что возле покоев настоятеля ограда была покрашена в разные цвета в 1780 году. Эти работы выполнил иконописец Трофим, поэтому возможно речь шла не просто о покраске, а о каких-то рисунках или орнаментах. Каменная ограда имела 4 угловые башни, одна из которых сохранилась до наших времен. Каменная стена простояла до 1936 года и была уничтожена вместе с колокольней.
гид в Киеве Оксана Воробьева
Поделиться в соцсетях