Нежин
Этот маленький провинциальный городок похож на старенького человека, который живет своими воспоминаниями. Воспоминаниями о своей славной и энергичной молодости, когда он был крупным торговым, культурным и политическим центром. Это был не только полковой город, в котором вершилась судьба Украины, но и местом средоточия разных культур. Здесь были одни из самых больших греческих и еврейских общин в Украине. А в XVII веке население Нежина по численности было примерно равно населению Киева и Чернигова вместе взятых.
Находясь в месте пересечения многих торговых путей, Нежин на целое столетие стал крупнейшим торговым центром Левобережной Украины, в котором ежегодно проходили три крупнейшие ярмарки Российской империи: Троицкая, Покровская и Всеядная (на Масленицу). Сюда съезжались купцы со всей России и Европы. Торговали здесь московскими шубами и мехами, донской таранью, астраханской икрой и красной рыбой, лейпцигской галантереей и фарфором, французскими тканями и вином, немецкими чулками и бархатом, турецким шелком, табаком и мылом, молдавским черносливом и орехами.
Годовой оборот нежинских ярмарок доходил до 2 млн. рублей (корова в то время стоила 3 рубля). Это был очень большой показатель для той эпохи. В Москву Нежин продавал больше товаров, чем Киев. А нежинские огурчики славились уже и тогда. Сам Потемкин посылал в Нежин своих гонцов за этим известным лакомством.
Были в истории города и черные страницы, когда во время «Черной рады» в XVII веке при выборе гетмана Левобережной Украины между поклонниками разных претендентов произошли кровавые столкновения. В результате этих выборов победил гетман Иван Брюховецкий, который впервые провел в Левобережной Украине тотальную люстрацию несогласных, что укрепило промосковскую ориентацию Левобережья. Московские статьи, подписанные Брюховецким, были позорными и сводили на нет автономию Козацкой державы. Именно эти статьи стали причиной падения гетманского режима в Украине.
Нежин до сих пор называют городом церквей. Когда-то здесь было 26 православных церквей, 10 синагог, 1 костел, 15 колоколен и 3 часовни. В наше время в городе действуют 18 православных церквей и 1 синагога.
Свыше трех столетий центр древнего Нежина украшают три греческих храма: церковь Всех Святых, Троицкая и Архистратигов Михаила и Гавриила. Их история очень драматична и насыщенна. Она тесно связана с историей нежинской православной греческой общиной, которая существовала здесь на протяжении XVII-XIX веков и была уникальным явлением в культурной жизни Украины.
Появление греческой колонии в Нежине вызвано событиями середины XV века, когда Грецию завоевали войска турецкого султаната. Чтобы сохранить национальную культуру, родной язык и православную веру, тысячи греков переселялись на соседние земли. В середине XVII века появляется греческая община в Нежине – большом украинском полковом городе.
Стремясь привлечь греческих купцов к активной торговле, гетман Украины Богдан Хмельницкий в 1657 году выдал Универсал, которым дал грекам право свободной торговли в пределах всей Гетманщины. Вскоре предприимчивые и энергичные греки-коммерсанты превратили Нежин в крупнейший центр посреднической торговли. Позднее привилегии и административную автономию грекам подтверждали гетманы И. Выговский, Ю. Хмельницкий, И. Брюховецкий, И. Самойлович, И. Мазепа, И. Скоропадский, Д. Апостол и другие. В архиве нежинского греческого магистрата хранилось 57 гетманских универсалов, царских и архиерейских грамот, которыми в разные времена подтверждались свободы греков.
В 1679 году православные греки обратились к духовенству и светской власти города с просьбой разрешить построить в Нежине храм, чтобы вести богослужения на родном для них греческом языке. Инициатором обращения стал выдающийся просветитель священник Христофор Дмитриев. Он переехал в Нежин из Македонии (Северная Греция) в 1677 году, спасаясь от преследований со стороны мусульман. Получив в 1680 году благословение от Константинопольского патриарха Иакова II и блюстителя Киевской митрополии архиепископа Лазаря Барановича, отец Христофор начал собирать пожертвования для строительства. До 1692 года греки смогли построить два храма – деревянный Михайловский и каменный Всех Святых. При храмах действовали церковное братство, библиотека, школа и больница. Большую помощь грекам оказал известный гетман-меценат Иван Мазепа. Он регулярно жертвовал средства на строительство и оформление храмов, а в 1696 году лично хлопотал перед Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским об утверждении устава Нежинского греческого братства.
Нежинское греческое православное братство и храмы находились под непосредственной духовной опекой Константинопольского патриархата и Киевского митрополита и были центром культуры и духовности. Тут находили приют выдающиеся деятели эпохи позднего эллинизма, среди которых митрополит Софроний Македонский, иеромонах Дионисий из Янины, основатели Московской академии Софроний и Иоаникий Лихуды, Святитель Михаил Греческий (почитаемый в Нежине, как местный святой), богатые меценаты и просветители братья Зой, Анастасий и николай Зосима, Зой Каплани, Матвей и Георгий Ризари и многие другие. В собраниях библиотеки сохранились уникальные рукописи и старопечатные книги X–XIX веков, среди которых были настоящие образцы средневекового книжного искусства. Храмы играли важную роль в общественной жизни. На церковной площади происходили общественные праздники, собрания общины, выборы священников и ктиторов церкви, членов братского суда и магистрата. Деньги из церковной казны тратились на содержание школы и больницы, на помощь бедным, больным и сиротам.
Накопление достаточных средств позволило грекам начать в 1714 году перестройку деревянной Михайловской церкви. 28 мая 1731 года новопостроенный каменный храм освятил Киевский митрополит Рафаил Заборовский, о чем сохранилась надпись на шиферной доске в середине церкви.
В 1760-х годах началась перестройка Всехсвятской церкви. В 1805 году строительство завершили под руководством черниговского архитектора А. Карташевского. Тогда же к храму пристроили классические портики с колоннадой, возвели стройную трехъярусную колокольню.
С 30-х годов XIX столетия начинается упадок греческой колонии в Нежине. Вследствие реформ российского самодержавия город превратился в провинцию. После провозглашения в 1830 году государственной независимости Греции греки постепенно возвращаются на родину или переселяются в большие города на юге Украины. В 1872 году самоуправление греческой общины было отменено царским указом, а все ее имущество передано городской общине.
Нежинские греки неоднократно пытались возродить свое Братство, но правительства царской России, а потом и СССР жестоко подавляло эти попытки.
Трагические события XX века нанесли нашей духовности непоправимый ущерб: в 1930-50-х годах Михайловская церковь была закрыта и превращена в склад, снесена колокольня и кельи. В декабре 1960 года власть отменила общину Всехсвятской церкви, а помещение храма переоборудовали в спортивный зал. Заброшенные храмы были обречены на медленное разрушение.
Однако, время разбрасывать камни прошло. В 1992 году по инициативе преподавателей и студентов Нежинского педуниверситета имени Н. Гоголя, Общества «Просвещение» и интеллигенции города создана православная община УПЦ Киевского Патриархата, которую возглавила преподаватель университета М. Астафьева. В 1994 году в храме состоялась первая после 30-летнего перерыва Литургия, а в 1995 году решением Черниговского областного совета Всехсвятская церковь передана общине. В 1997 году в день Всех Святых земли Украинской храм посетил Святейший патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет, который возглавил праздничное богослужение.
Сегодня среди прихожан Всехсвятской церкви много интеллигенции и молодежи. Храм вновь стал любимой церковью нежинцев. Его интерьер украшен резным многоярусным иконостасом, выполненным современными нежинскими мастерами по проекту художника-нежинца Кошеля. Заканчиваются реставрационные работы в Михайловской церкви.
Хочется верить, что эти прекрасные храмы больше никогда не будут знать разрушения. И хочется надеяться, что в ближайшее будущее все церкви Нежина будут восстановлены и найдут своих прихожан.
Поделиться в соцсетях