Юлия Винокурцева | Публикации

Кологрив – удивительное место на карте Костромской области. Это край дикий, большей частью не исследованный. На его территории находится заповедник – охраняемая зона, где самой природой собраны воедино многие редкие виды флоры и фауны. В Кологриве можно встретить поистине реликтовые деревья, растущие там с незапамятных времен и уцелевшие потому, что в краях этих редко ступает нога человека. А есть и вовсе не исследованные маршруты! Кологрив – это «место силы», как говорят сами жители и те, кто туда приезжает за подзарядкой энергии, здоровья, душевного равновесия.

В Кологриве жил и творил удивительный художник, сказочник, учитель и целитель (одним словом, человек эпохи Возрождения) – Ефим Честняков. Он создавал необыкновенные картины, глиняные игрушки, фигурки из дерева… учил деревенских детей.

Память о нем сохранилась в деревне Шаблово, где он прожил всю свою долгую жизнь. Есть место для Честнякова и в музее областного центра. В Костроме в качестве постоянной эскпозиции существует выставка его работ – два зала картин этого самобытного художника. Кроме того, на «Аллее памяти» в центре города установлена памятная плита с его именем. Костромичи гордятся своей связью с Честняковым так же, как и с Островским, Некрасовым, Писемским, Розовым и Зиновьевым.

Кроме того, в Кологриве хранится память о Честнякове-чудотворце. Это его ипостась намного интереснее обывателям, нежели его искусство. Был ли у Честнякова дар исцеления? Неизвестно.

Рассказывают, что он «продолжает лечить» людей и после смерти: болящие приходят к месту его упокоения как к месту силы. Бесспорно, в этих верованиях видны пережитки языческого прошлого наших предков. Как и в поклонении другой известной фигуре Кологрива – бабке Варваре. Она также считается целительницей. При жизни она заговаривала недуги, врачевала раны, молитвой усмиряла души грешников. Так говорят… В Кологриве есть родник, названный ее именем -«Варварин ключик». Туда приходят за водой, считая ее целебной.

Есть в Кологриве еще одно странное место с поэтическим названием Княжая пустынь. Это имя позаимствовала местная фолк-группа: уж больно загадочно и романтично оно звучит. Это тоже «место силы». Самому воздуху этих мест приписывают чудодейственные свойства. Конечно, во все эти предания можно не верить. Скептики в такие места и не ходят. Но народная тропа не зарастает.

Сохранилась и легенда о снежном человеке, якобы и по сей день живущем в здешних лесах. Корни легенды весь правдивы: еще в 19 веке в тех местах были найдены люди с аномальной волосатостью. Их теперь называют йети. Но тогда про снежного человека особенно ничего не знали. А посему вместо того, чтобы изучить причины появления этого атавизма, авантюристы подбили двух таких вот обросших шерстью с ног до головы людей использовать свои, мягко сказать, необычные внешние данные себе во благо. Иными словами, заработать на этом деньги. Каким образом? Выступать в цирке. Эти люди объехали с представлениями полмира. Один из них, правда, в итоге сошел с дистанции: пристрастился к алкоголю и уже не мог выступать. Другой, говорят, еще долго колесил по Европе и Штатам с гастролями. Вроде бы даже умел говорить. Но скорее всего, знал лишь необходимый набор слов. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что не на одном языке: считается, что так называемые продюсеры этого шоу хорошо поднатаскали его здороваться с публикой разных стран на их родном наречии.

Местные жители (кологривцы) до сих пор побаиваются ходить в неизведанные места по одиночке. А если и отваживаются, то только с собаками. Правда, они же говорят, что снежные люди мирные, лишний раз стараются не показываться, из глухой чащи не выходить и с цивилизованными людьми не контактировать.

Известно также, что туда, в Кологрив, приезжают люди во всей страны: многие из мегаполисов. Рассказывают про нескольких странников, которые, раз приехав, обратно уезжать не захотели. Они вели себя как отшельники, селились в церковных сторожках, отрекались от мирских соблазнов и принимались молиться. Вопрос только – кому. То ли православным святым, лики которых висели в местном храме, то ли святым местным, неканонизированным, самопровозглашенным – тем, кого не признает официальная церковь. Что тут скажешь? Чудное место – чудные люди.

Костромская область – бывшая Костромская губерния – занимает большую территорию в Центральной части России (60 тыс. кв. км) и включает в себя 24 района. И каждый район уникален. А с чего каждый турист начинает свое знакомство с местом? С его названия и символики. Геральдика Костромской области очень интересна. Она приоткрывает нам дверь в историю.

Обратимся, к примеру, к Вохомскому району. На его гербе – стоящий на задних лапах медведь, который держит в передних лапах хлеб-соль. Конечно, кто-то посмеется и скажет, что все это означает лишь одно: Вохма – медвежий угол. Край этот, и правда, самый дальний от областного центра, самый северный и самый лесистый. Но это же и его преимущество: это древесина, пушнина, чистый воздух, грибы и ягоды. Вот вам и дары леса, и хлеб-соль.

На гербе Кологрива изображена лошадиная голова. Почему? Потому что это отсыл к названию города: «кологрив» - крутая, пышная конская грива. И все-таки почему же она? Дело в том, что в 1609 году, когда в русские земли было совершено вторжение интервентов из Польши и Швеции, в разных уголках страны собирались отряды для ополчения. То же происходило и в крепости, которой командовал Иван Кологривцев. Потом крепость исчезла, а имя осталось. И было дано тому краю, который сохранил славную память о силе духа своих предков. Когда в 18 веке, при Екатерине Великой, задумали дать Кологриву герб, то бодрый конь показался лучшим выбором. Это и воинская отвага, и верность, и сила.

У города Галича особая история и особенный герб. На нем изображены доспехи и знамена – символ воинской славы этого года. А также барабан и литавры, возвещающие славу русскому воинству. Кроме того, в верху герба расположен крест Иоанна Крестителя, означающий христианские традиции, которые крепки в этом крае: ведь он явился родиной Макария Унженского и Паисия Галичского. Известный в былые времена как родина угро-финнов, а именно племени меря,3 от которого и получил название Галич Мерьский, город расположен на прекрасном озере, возле которого находится гора Балчуг – место древнего городища, представляющее интерес для современных историков и археологов. Этот город в 13 веке вполне мог стать столицей Руси: ведь им правил брат Александрам Невского, получивший после кончины его право на великокняжеские престол. Но история распорядилась иначе.

Герб Красного села - тоже интересный пример сжатой истории места в символическом изображении: фон герба - красный, что перекликается с названием Красное-на-Волге. Золотое кольцо с камнем указывают на то, что село это - ювелирная столица России. Серебряная ладья (которая изображена и на гербе самой Костромы, известная своим прототипом - галерой Тверь, на которой приплыла в Кострому в 18 века государыня императрица Екатерина Великая) здесь стилизована под ювелирное произведение искусства, будто бы сделанное из скани, то есть тонкой серебряной проволоки, приобретающей причудливые формы и прихотливые изгибы. Плывет ладья по голубой глади реки, в которой угадывается Волга, на которой стоит село Красное.

Название села Павино имеет довольно простую этимологию: пава - это птица. Отсюда павлин. Про грациозных девушек так и говорили: не идет, а павой плывет. Вот и на гербе села изображена птица. И птица эта - глухарь, который водится в местных лесах. В клюве своем он держит рябиновую гроздь, символизирующую чистую природу Павинского района.

Чухлома - край, известный своим озером, очень чистым и большим, в котором водится знаменитый чухломский карась. Говорят, его ловили в озере с незапамятных времен и доставляли к царскому столу в Первопрестольную. Оттого на гербе города изображены две перекрещивающиеся остроги о пяти зубьях - древнейшее орудие для ловли рыбы.

Почему на гербе Пущуга изображены липовые листочки? Потому что Пыщуг в переводе с финно-угорского означает «липовый край». Язык финно-угров уже почти совсем забыт и встречается мы с ним чаще всего только тогда, когда сталкивается с топонимами вроде этого.

Нет ничего удивительного и в том, что на гербе Островского района изображена Снегурочка - героиня весенней сказки Александра Николаевича Островского, именем которого и назван этого район. А все почему? А потому, что именно там находится его усадьба Щелыково, где были созданы почти все пьесы великого драматурга.

А на гербе Макарьевского района - два колокола: ведь именно там находится знаменитый Макарьево-Унженский монастырь, известный центр паломничества и духовная жемчужина костромского края.

На гербе Шарьи - сосновая ветвь, потому что край этот славится своими хвойными лесами. А сама ветвь похожа на стилизованную букву «Ш» - первую в имени города, стоящего на реке Ветлуге: вот отчего внизу герба мы видим волны. И Ветлуга, и Шарья - мерянские названия, которых сохранилось масса со времен угро-финнского прошлого севера России.

Среди всех гербов выделяется герб Мантурова - золотой грифон. Это мифическое крылтаое существо с головой птицы, с орлиными когтями, но телом и хвостом льва. Грифон - символ дома Романовых, которым принадлежали земли по Унже с 16 века, со времен Ивана Грозного, первой женой которого была Анастасия Романова.

Неудивительно, что на гербе Сусанинского района изображен патриот земли русской Иван Осипович Сусанин, староста села Домнина, вотчины Романовых близ Костромы. Всем известен его подвиг: жизнь за царя. Нам мало известно о том, как выглядел полулегендарный Сусанин, заведший поляков в Юсуповское болото и спасший тем будущего государя Михаила Федоровича. Но на гербе он изображен таким, каким увидел его скульптор Глеб-Никита Лавинский, работа которого до сих пор стоит в центре Костромы в Сусанинском сквере.

автор: русский гид Юлия Винокурцева

Условия использованияПолитика конфиденциальности