Алла Худан | Публикации

Гарахов приглашает на горную прогулку к водопаду и в музеи

Весеннее солнце над головой и свежая молодая зелень повсюду вызывают желание отправиться на прогулку, оказаться на лоне природы, посетить живописные места, где можно отдохнуть и душой и телом. Одним из таких мест является городок Гарахов в Крконошах.

Гарахов - незабываемое и привлекательное место для всестороннего отдыха, идеально подходит для пешеходного и мото туризма. Вблизи также находятся Мумлавские водопады. Прекрасный вид открывается на Чертову гору, на которую вы можете попасть по канатной дороге. Для любителей активного времяпрепровождения в Гарахове подготовлены 11 теннисных кортов, 4 теннисных школы, великолепная игровая площадка для гольфа, минигольф, летний бассейн и многое другое. В Гарахове без труда можно взять напрокат горный велосипед. Также вам вряд ли стоит упускать возможность посетить горный музей, где вы можете ознакомиться с историей добычи руды в Чехии. Не менее увлекательное путешествие в прошлое предлагает SKI музей, в котором, к примеру, находятся лыжи, возраст которых превышает сто лет. Музей стекла вам гарантирует незабываемые впечатления – здесь вы можете самостоятельно выдуть стекло. Пивовар Гарахов также не оставляет равнодушным своих гостей, прежде всего тем, что производство пива осуществляется прямо на их глазах. В целях лечебной терапии в пивных уникальных ваннах Гарахова используется непастеризованное дрожжевое пиво. Трудно устоять и перед поездкой в Польшу. Ведь для этого достаточно всего лишь оказаться по ту сторону Гараховской горы и перед вами – горный центр Sklarzska Porenba, где вы можете насладиться видом Крконош с северной стороны.

Гарахов, без сомнения, можно причислить к тем местам, в которых побывав однажды, хочется оказаться еще раз.

Шварценбергский канал

История создания Шварценбергского судоходного канала уходит в далёкий для нас 18 век. В 1744 году инженер Йозеф Розенауер впервые предложил своему работодателю князю из Шварценберга гениальный план - построить судоходный канал, по которому могли бы доставлять древесину с северных склонов Шумавы через главный европейский водораздел к реке Гросе Мюль и затем по Дунаю - в саму Вену. Имперская столица того времени переживала недостаток топливной древесины, что, собственно, влекло за собой рост цен. А это, в свою очередь, выглядело весьма в выгодном свете для собственников обширных, порой неприступных, неиспользованных лесов красавицы-Шумавы.

Кстати, Йозеф Розенауер был позже за свои заслуги в организации обеспечения Вены древесиной, именован почётным жителем Вены. Однако, в самом начале предложение инженера было отвергнуто.

К реализации этого плана обратились лишь в 1789 году. На первом этапе, в течение периода до 1793 года, был построен отрезок до реки Гросе Мюль через водораздел у поселения Ружовый Врх (в переводе с чешского Розовый Холм, сегодня оно несёт название У Коранды) к Оленьему ручью в Оленьих горах. Затем было строительство приостановлено на период около тридцати лет. И только в 1821 - 1823 годах строительство, спроектированное Розенауером, было закончено (это случилось уже после смерти инженера). Был построен также и длинный судоходный туннель в Оленьих горах. Общая длина судоходного канала составляет 51,9 километров.

В строительстве канала принимало участие порядка 1200 рабочих, которые работали в тяжелейших условиях непроходимых шумавских лесов. Также и доставка древесины требовала немалое количество рабочих рук. Так погрузкой древесины занимались 30 рабочих, за сплавом груза следили 300 человек, у реки Гросе Мюль при вытягивании древесины из канала, выравнивании по граням, перекладывании на лодки или плоты работало порядка 350 рабочих.

В течение приблизительно 100 лет «золотого века» судоходного канала было доставлено к реке Гросе Мюль почти 8 миллионов кубических метров топливной древесины. Судоходные рейсы до Вены были прекращены в 1892 году, когда их заменили более дешёвым и быстрым видом доставки - по железной дороге (необходимый железнодорожный маршрут был достроен в 1888 году). Последний рейс в австрийском направлении был осуществлён в 1916 году. Около 1900 года была судоходная доставка топливной древесины в Чехии заменена на доставку строительной древесины. Доставка древесины по каналу до Влтавы и складу дерева в Желнаве, а позже в Новой Пец, производилась вплоть до 1961 года.

Шварценбергский судоходный канал в Чехословакии с 1963 года был внесён в список технических достопримечательностей страны. Однако, в связи с тем, что канал находился в непосредственной близости к пограничной зоне а также в связи с новыми технологиями ведения лесного хозяйства, канал был значительно повреждён. Значительные повреждения понёс канал и на австрийской территории.

В конце 80-х лет прошлого века предприятием «Военные леса и хозяйства» была начата реконструкция туннеля. В 1991 году в начале ввиду частной инициативы, а позже по инициативе государственного предприятия «Леса Чешской республики» была произведена реконструкция практически разрушенного участка канала в области течения Ежова/Иглбах на чешско-австрийской границе. В 90-х годах было начато сотрудничество по обе стороны границы: сотрудничество государственного предприятия «Леса Чешской республики» и «Управления Национального парка и Заповедной области Шумава» с австрийским «Союзом туристического движения Бюмервалд». Благодаря этому сотрудничеству было в районе течения Ежова/Иглбах отремонтировано 1800 метров канала на чешской территории и порядка 700 метров на австрийской территории. Усилиями предприятия «Леса Чешской республики» в 1997 - 1999 годах был осуществлён ремонт части канала под австрийским поселением Морау возле исторического пограничного камня, и затем вплоть до того места, где канал заканчивается на государственной территории Чехии у пограничного знака II/14.

В 1999 году «Управление Национального парка и Заповедной области Шумава» провело весьма обширную реконструкцию участка судоходного канала между Оленьими горами и поворотом Желнавского лесоспуска. Длина отремонтированного участка составила более 11 километров.

В 2001 году «Леса Чешской республики» осуществило реконструкцию судоходного канала в районе Ружовего Врху, эта реконструкция пересекла главный европейский водораздел.

Вдоль Шварценбергского судоходного канала ведёт дорожка для пеших туристов, велосипедистов. Она также приспособлена для комфортного передвижения людей в инвалидных колясках. Длина дорожки достигает 9 километров. Зимой она вполне может использоваться любителями хороших лыжных прогулок. Тропинки начинается на парковке в Оленьих горах у нижнего портала туннеля и заканчивается в Рашкове под Новой Пец.

автор: русский гид Алла Худан

Условия использованияПолитика конфиденциальности