Azamat Rashidov | Публикации

МЕЧЕТЬ ДЖАМИ

(БИБИ-ХАНЫМ)

Весна 1399 года. В период благоухания природы Мавераннахра в столичный Самарканд прибыла радостная весть. Сахибкиран победоносно возвращается из индийского похода. К столице приближается караван с военной добычей и трофеями, нагруженными на верблюдов, лошадей и 95 слонов. Идет грандиозная подготовка для подобающей встречи сахибкирана.

Весь двор прибыл в Термез, находящийся на правопобережье Амударьи, чтобы встретить повелителя. 29 апреля Амир Темур под радостное ликование народа торжественно въехал в Самарканд. Сразу же после вступления в Самарканд Амир Темур объявил о своем заветном желании - построить мечеть Джами, если возвратится живым и невредимым из индийского похода. Уже 11 мая 1399 года старательные мастера начали закладку фундамента. В строительстве участвовали мастера из Ирана, Азербайджана и Индии. 95 слонов, завезенных из Индии, были привлечены к работе: перевозили камни. В строительстве участвовали принцы и эмиры, каждый имел свою определенную задачу. Амир Темур не только лично руководил строительством, но и управлял государством, находясь в строящемся медресе.

Однако через некоторое время ситуация в западной части государства вновь вынудила Амира Темура отправиться в поход. В течение более чем 5 лет сахибкиран вел победоносные войны в арабских странах и Турции. Только летом 1404 года он возвратился в столицу и сразу же осмотрел мечеть Джами. Но остался очень недоволен, так как вход в мечеть оказался ниже входа в медресе Биби-ханым. В гневе Амир Темур приказал казнить управляющих строительством Ходжа Махмуд Давуда и Мухаммада Джилда. Вход в мечеть Джами должен быть перестроен.

Для того, чтобы завершить строительство до начала похода Амира Темура в Китай, работы велись круглосуточно. После завершения работы, получив желаемый результат, Амир Темур вознаградил участников строительства.

По свидетельству историков, эта монументальная мечеть, созданная по желанию Амира Темура, являлась единственной во всей Центральной Азии, которую с четырех сторон окружали величавые минареты. Во дворе мечети были поставлены с четырех сторон специальные навесы для укрытия молящихся от непогоды. Потолок навеса держался на 480 шлифованных каменных столбах.

Историк Шарафиддин Али Йазди писал: «Если небесный купол не был бы его повторением, то его купол был бы единственным. И если Млечный путь не был бы похож на него, то его порталы держались бы особняком».

Купол мечети был голубым, как самаркандское небо, а его внутренняя сторона была украшена разнообразными узорами, покрытыми золотом. Таким же образом на стенах мечети вырезаны суры из Корана. В сторону Киблы в мечети сооружен узорчатый алтарь. На потолке купола подвешены дорогостоящие люстры. Внутри мечети находился мраморный Лавх (подставка), на которой лежал Коран халифа Османа, а рядом находились другие священные книги.

Ворота мечети были изготовлены из сплава семи металлов. По преданию, когда ворота открывались перед утренней молитвой, они издавали особый звук. Услышав его, мусульмане шли на молитву. Созданные с большим мастерством ворота в 1740 году были вывезены в Иран завоевателем Надир-шахом, но затем были возвращены и установлены на свое место по его же приказу.

По сведению историка Н.Ханыкова, эмир Бухары Хайдар приказал переплавить ворота и начеканить из них монеты.

Эта грандиозная мечеть, созданная Амиром Темуром, была свидетельницей многих событий. Именно в этой мечети читались хутбы на имя Халил Султана, затем Шахруха, а потом на имя великого астронома Улугбека. В 1510 году, после смерти Шейбанихана, войско и народ присягнули Суюнчходжахану, внуку Улугбека от дочери Рабия Султан-бегим.

Постепенно мечеть Джами разрушалась, но до полного запустения не дошла, так как даже в 70-е годы XVIII века мусульмане приходили сюда на молитву. Однако с конца XVIII века бурно начинает развивать свою деятельность мечеть, построенная вблизи медресе Тилля-кари (Ялангтушбия) на Регистане.

Мечеть Джами в народе называется также мечетью Биби-ханым. Многие исследователи интересовались причиной подобного названия мечети Джами. Существуют две версии по этому поводу. Первая заключается в том, что во время пятилетнего западного похода строительством мечети Джами руководила жена Амира Темура Биби-ханым. И возможно, поэтому мечеть начали называть именем любимой жены сахибкирана Сарой-мулк-ханым - Биби-ханым. Вторая указывает на то, что напротив мечети Джами было построено медресе на средства Биби-ханым, со временем оно разрушилось и его перенесли в мечеть Джами. Каждая имеет под собой историческую основу.

Существуют различные легенды, связанные со строи¬тельством мечети. В одной из них говорится, что Биби-ханым пожелала обрадовать Амира Темура, начав строительство во время его западных походов. Главным зодчим был статный юноша, влюбленный в прекрасную Биби-ханым. Однако он не смел об этом говорить. Желание объясниться в любви у главного зодчего все более усиливается, но он не мог позволить себе этого. Очень кстати оказалась просьба Биби-ханым ускорить темпы строительства. Зодчий передал через служанку свой ответ, пообещав, что «если твоя госпожа согласиться на один поцелуй, то строительство завершится в очень короткий срок».

Услышав о желании главного зодчего, Биби-ханым раскрасила в разные цвета 40 яиц и передала на обед зодчему. К вечеру, просматривая ход строительства, Биби-ханым встретилась с главным зодчим и спросила, что он ел на обед. Несмотря на то, что Биби-ханым находилась за семью покрывалами, но даже они не смогли скрыть ее красоты. Он ответил, что ему прислали разноцветные яйца, которые, однако, имели одинаковый вкус. Тогда царевна молвила, что и женщины имеют различный вид, но на вкус они все одинаковы. Зодчий понял смысл ее слов и ускорил темпы строительства - оставалось слишком мало времени до приезда Амира Темура.

Когда сахибкиран с большим торжеством приближался к столице, незавершенной оставалась верх¬няя часть купола. Главный зодчий, опасаясь, что Биби-ханым расскажет сахибкирану о его просьбе, изготовил крылья и улетел с купола. В народе говорят, что именно поэтому купол не был завершен. Конечно, эта легенда придумана народом в знак уважения и возвышения красоты и рассудительности Биби-ханым.

Во второй половине XIX века - в период царского завоевания - мечеть Джами пришла в плачевное состояние. Коран халифа Османа, находившийся когда-то здесь, давно уже был перенесен в мавзолей Амир Темур. В 1885 году русские чиновники переустановили в центре двора мраморный лавх, который был поставлен по приказу Улугбека внутри мечети. Археолог М.Е.Массон описал события, связанные с этим лавхом. По его мнению, в то время среди населения Самарканда распространился слух, будто бы, когда русские хотели увезти лавх в городскую крепость, даже десять лошадей не смогли сдвинуть его с места. А когда чиновники, отказавшись от этой мысли, решили перенести лавх в центр двора мечети, то его легко передвинули с помощью одной лошади. Этот лавх и поныне находится во дворе мечети. До последнего времени говорили, что если бездетные женщины или тяжело больные проходили семь раз под лавхом, то вылечивались.

Мечеть, созданная Амиром Темуром, даже в своем нынешнем состоянии выглядит грандиозно. Для многих паломников этот памятник зодчества стал святым местом. В течение 600 лет именно здесь большинство великих предков поклонялись Всемилостивому Аллаху и духовно очищались. В настоящее время этот памятник зодчества реставрируется.

АФРАСИАБ

Гости, прибывшие в Самарканд самолетом, по дороге из аэропорта в город обязательно замечают незаселенную холмистую территорию. Местное население называет это место холмами Афрасиаба. Эти возвышенности таят в себе историю Самарканда, уходящую на несколько тысяч лет вглубь. Когда-то полный жизни, цветущий город теперь лежит под грузом веков. О зарождении города мы не имеем письменных источников. Многочисленные легенды о возникновении Самарканда до такой степени переплетены с реальной историей, что сейчас уже трудно различить правду от выдуманного.

В исторических трудах "Кандия" и "Самария", посвященных истории Самарканда, приведено несколько легенд о появлении этого города. В одной из них говорится, что город был возведен Александром Македонским. В другой имеется информация о том, что некий яманский царь по имени Шамир при завоевании Китая сначала разрушил Самарканд, а на обратном пути снова его восстановил.

В толковом словаре Бурхани Кати слово "Самар¬канд" означает "селение Самар". "Самар" - имя тюрк¬ского царя, "канд" или "кент" - селение, город. В словаре говорится, что селение, построенное царем Самаром, разрослось и превратилось в город.

Известный средневековый ученый и историк ал-Идриси (ХI в.), написавший «Историю Самарканда», которая легла в основу упомянутой выше «Кандии» и «Самарии», сохранил для нас удивительную легенду об основании города. В ней говорится, что спустившийся с Зарафшанских гор снежный барс благословил строительство Самарканда. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами, которых они изображали на своих штандартах и гербах.

Именно эта древняя и красивая легенда положена в идею герба современного города, которую удачно воплотил в жизнь самаркандский художник, заслуженный деятель искусств Узбекистана Г.И. Улько (1925-1999 гг.). Симпатичный барс на гербе современного города быстро полюбился самаркандцам, ибо он как бы вос¬кре¬сил их славное прошлое и благословлял будущее.

Как видно, легенды о появлении города Самарканда многочисленны и различны. Поэтому проблему возникновения города можно решить, лишь опираясь на археологические исследования.

Здесь мы сталкиваемся с вопросом о значении слова Афрасиаб. Известно, что великий поэт Абулькасим Фирдоуси в своей знаменитой поэме "Шах¬на¬ме", описывая отношения между Ираном и Тураном, пишет, что царем Турана был Альп Эр Тонга, которого персы называли Афрасиабом. Так как Самарканд был столицей Альп Эр Тонги - Афрасиаба, то и город этот именовался таким образом.

Впервые археологические изыскания на городище Афрасиаб, территория которого сейчас равна 219 га и окружена глубоким оврагом, начали проводиться с 1883 года. Первоначально здесь велись раскопки в 1883 году В.Крестовским, которому удалось сделать ряд интересных археологических находок. Несмотря на то, что эти раскопки не имели научной цели, все же после них среди русских военных и ученых появился интерес к истории Самарканда. Позже здесь проводились раскопки многими русскими военачальниками, которые также обнаружили многочисленные исторические находки. Научные исследования на Афрасиабе связаны с именами таких историков и востоковедов, как В. Вяткин, А. Тереножкин, М. Массон, В. Бартольд, Я. Гулямов, Ш. Ташходжаев, В. Шишкин и др.

В последние годы здесь ведутся исследования Узбекско-Французской экспедицией. Французским археологам - академику Полю Бернару, профессору Францу Грене и узбекскому археологу М. Исамид¬динову удалось сделать важные научные открытия.

В чем состоят эти открытия?

Известно, что городское поселение Афрасиаб уже в древности было обведено оборонительной стеной и состояло из цитадели - места пребывания правителя, и шахристана - основной территории городского заселения. В шахристане имелись кварталы, широкие типовые улицы, площади и рынки. В городе также имелись соборная мечеть, дворцы аристократов, хаузы (бассейны) с чистой водой. Вода в город поступала из искусственного канала Джуи-арзис (свинцовый арык), а использованные воды сбрасывались через специальные керамические трубы, которые вели за город. Эта сложная инженерная система являлась передовой технологией для своего времени. С помощью археологических раскопок удалось обнаружить и исследовать вышеописанные постройки и стены.

Особенно удачным оказался для археологов 1965 год. Ученые, ведущие раскопки под руководством Я. Гулямова, обнаружили на Афрасиабе монументальный дворец VI-VII веков. Удивлению не было границ, когда они увидели стены, разукрашенные настенной росписью. Несмотря на то, что многие сотни лет роспись находилась в сырой земле, ее цвета остались первозданно яркими и сочными. Рисунки на стенах дворца самаркандского правителя-ихшида Вархумана были посвящены различным сторонам жизни. Здесь можно увидеть послов, прибывающих из дальних стран, принцесс на слонах, свадьбу, охоту и т.д. Эти росписи свидетельствуют о высоком развитии изобразительного искусства в раннесредневековом Согде.

Найденные в кварталах керамистов и ювелиров Афрасиаба фрагменты керамических и ювелирных изделий, выполненные очень тонко и изящно, также говорят о высоком развитии здесь ремесла.

Археологические исследования последних лет, проведенные узбекскими и французскими археологами, свидетельствуют, что город насчитывает 2750 лет. Это говорит о том, что Афрасиаб-Самарканд является ровесником Рима.

МАВЗОЛЕЙ АМИРА ТЕМУРА

Последние годы XV века. Походы Амира Темура завершаются все новыми и новыми победами. В 1401 году в Самарканд прибыл человек от сахибкирана и вручил письмо Мухаммад Султану, которого его дед перед западными походами назначил правителем столичного города. В письме указывалось, чтобы Мухаммад Султан спешно прибыл в Малую Азию, так как его дед пожелал вручить ему в управление северо-западные области Персии.

Прибыв в Малую Азию, Мухаммад Султан сразу же включился в военные действия и показал незаурядные военные таланты, чем сильно обрадовал своего деда. После победного завершения военных действий в Турции, Мухаммад Султан с разрешения сахибкирана направился в свой назначенный удел. Однако Мухаммад Султану не было суждено управлять Персией. По дороге он заболел и весной 1403 года вблизи Карахшара скоропостижно скончался. Эта весть повергла Амира Темура в глубокую печаль, ибо этот его 29-летний отважный внук действительно являлся достойным наследником престола. Был объявлен траур, все войско переоделось в черную и голубую одежды, не разрешалось даже ездить на белой лошади. Тело принца привезли в город Оник, близ Арзирума, и здесь, переложив его в другой гроб, похоронили на кладбище святого Хайдара в городе Султания. Прибыв в Оник, сахибкиран приказал устроить большую поминальную трапезу и провести религиозное очищение духа усопшего. Амир Темур отправил гонца в Самарканд с приказом, чтобы был построен мавзолей в честь Мухаммад Султана, вблизи построенной им мечети.

По случаю годовщины смерти Мухаммад Султана Амир Темур устроил большую поминальную трапезу, затем мать принца Суюг Ога с разрешения сахибкирана перевезла из Султании в Самарканд тело своего сына. Прах Мухаммад Султана перенесли в новый мавзолей.

Через некоторое время Амир Темур возвратился в Самарканд и посетил мавзолей, который, однако, не понравился ему. Амир Темур пожелал, чтобы мавзолей его любимого внука был величественным. Таким образом, осенью 1404 года началось строительство нынешнего мавзолея Амира Темура. Впоследствии, из-за различных обстоятельств, мавзолей стал вечным пристанищем не только для Мухаммад Султана, но и для Амира Темура, Мир Саид Барака, Мираншаха, Умаршайха, Шахруха и Улугбека.

В период строительства мавзолея, сахибкиран шел походом в Китай, но в городе Отраре (современная территория Казахстана) внезапно заболел и 18 февраля 1405 года скончался. Тело Амира Темура было привезено из Отрара и захоронено возле могилы Мухаммад Султана.

Существует мнение, что мавзолей Амира Темура был достроен в период правления Халил Султана. Однако он не успел перезахоронить прах Амира Темура и Мухаммад Султана. В 1409 году Мирзо Шахрух отнял престол Самарканда у Халил Султана, отправив самого правителя в иранский город Рей.

Мирзо Шахрух перезахоронил в новый мавзолей прах шейха Мир Саида Барака - наставника Амира Темура, умершего зимой 1403 года и похороненного в афганском городе Андхой. Затем были перезахоронены прах Амира Темура и Мухаммад Султана. В их память были прочитаны молитвы и устроена трапеза. Таким образом, мавзолей Гур Эмир стал династийным мавзолеем Темуридов.

Мирзо Шахрух посадил на самаркандский престол своего сына Улугбека, а сам вернулся в Хорасан.

Историками и писателями довольно много написано об этом величавом мавзолее Самарканда. Его грандиозность всегда очаровывала и притягивала к себе многих путешественников. Мавзолей - двухэтажное здание. На нижнем этаже находится усыпальница, на втором - зал для посетителей. В верхней части обоих этажей имеется сооружение округлой формы с восемью гранями. Голубой купол мавзолея является двухслойным сооружением, пустоты которых защищают внутренность помещения одинаково как от знойной жары, так и сильного холода. С двух сторон мавзолея возвышаются два величавых минарета. По первоначальному проекту вход в мавзолей был с северной стороны, но в период правления Мирзо Улугбека этот вход был замурован, а новый вход был открыт с восточной стороны и проходил через новую галерею. Внутренние и внешние стены, а также купол мавзолея украшены разноцветными узорами. На стенах написаны суры из Корана. Самой привлекательной является внутренняя сторона купола, которая сияет разноцветными украшениями, покрытыми золотом. Двор мавзолея с высоким вкусом вымощен шлифованными камнями, привезенными из Чупанаты.

Как указано выше, мавзолей состоит из зала для посетителей и усыпальницы, где хоронили умерших. В зале же, наверху, находятся копии могил, поэтому многие путают местонахождение усопших. Нижняя усыпальница лишена всяких узоров и построена обычным способом, в то время как зал для посетителей украшен самыми современными для своего времени методами дизайна. Копии могил здесь обрамлены перегородкой, умело изготовленной из оникса. На потолке купола прикреплена яркая драгоценная люстра. Сверху купола - кубба из чистого золота, сияющая на солнце. Двери мавзолея, изготовленные с применением слоновой кости и драгоценных камней, являются шедевром наших зодчих.

В мавзолее после Мир Саида Барака, Амира Темура и Мухаммад Султана были похоронены сыновья сахибкирана - Мираншах, Шахрух и внук Улугбек. По мнению ученых, здесь также захоронены Саид Умар и два безвременно умерших сына Улугбека.

Исторические источники указывают на то, что с двух сторон мавзолея находились ханака и медресе, построенные по приказу Мухаммад Султана. Однако со временем эти два исторических сооружения были разрушены. Только мавзолей Амира Темура сумел выдержать испытание временем и сохранился до наших дней.

Надо добавить, что представители правящих династий, пришедшие после Темуридов, бережно относились к мавзолею и регулярно проводили восстановительные работы. Даже правитель Индии Бабурид Аврагзеб отправлял в Самарканд большие средства для поддержания в хорошем состоянии мавзолея своего предка - Амира Темура. К тому же сами самаркандцы относились к мавзолею с особым уважением, никто не смел проехать верхом возле мавзолея, а если был вынужден, то прочитывал специальные молитвы.

В 1868 году - в год завоевания Самарканда царскими войсками - мавзолей находился в хорошем состоянии. Некоторые русские ученые приступили к исследованию мавзолея. Но именно этот период оставил много печальных и трагичных следов в судьбе мавзолея. Были вывезены и проданы за рубеж золотая кубба с купола, резные двери, украшенные слоновой костью и драгоценными камнями. А узорчатая перегородка мавзолея была вывезена в Санкт-Петербург. 18 мая 1903 года рухнул северо-западный минарет. Усыпальница мавзолея была дважды затоплена из-за нерасчетливо спроектированного и заложенного русскими чиновниками парка вокруг мавзолея.

Из-за прекращения регулярных восстанови¬тельных работ во время землетрясения 8 октября 1907 года состояние мавзолея ухудшилось. Только в 1923 и 1929 годах сотрудниками комиссии по сохранению и защите памятников были проведены некоторые ремонтные работы.

С 16 по 22 июня 1941 года правительственной экспедицией были вскрыты могилы мавзолея. Первой была вскрыта могила среднего сына Амира Темура - Мироншаха. После снятия мраморной плиты с могилы был обнаружен лахад (проем, куда клали покойного), облицованный мрамором. Усопший был захоронен по мусульманскому обряду, но кости из-за затопления были загнившими. Лишних предметов в могиле не обнаружили. После завершения обследования было решено вскрыть могилу Шахруха.

Младший сын Амира Темура - Мирзо Шахрух умер в 1447 году в 70-летнем возрасте в Западной Персии. Его первоначально похоронили в Герате, затем стараниями Мирзо Улугбека его прах был перезахоронен в мавзолее. Под плитой находился лахад, также обрамленный мрамором. Можно было заметить, что усопшего хоронили по мусульманскому обряду. На прахе сохранились куски савана, однако и здесь по известной причине кости были прогнившими, хотя прах был мумифицирован. В могиле обнаружены деревянная шкатулка, внутри которой были мелкие камушки и матерчатый мешочек, наполненный листьями райхона. Все кости укреплены химическим раствором и исследованы.

Следующая правительственная экспедиция вскры¬ла могилу Мирзо Улугбека. Мирзо Улугбек был убит Аббасом в 1449 году. Он также был похоронен в мавзолее. Вскрытие показало, что могила Улугбека по своему строению была похожа на могилу Шахруха. Из-за затопления в могиле была сырость, что привело к быстрому разложению костей. По мусульманскому обряду умерших не своей смертью хоронят в той же одежде, в которой он умер. Поэтому в могиле были обнаружены остатки ремня и одежды Улугбека. Антропологи, изучившие кости Улугбека, подтвердили, что его череп был пробит острым колющим оружием.

После вскрытия могилы Улугбека 19 июня 1941 года была вскрыта могила Амира Темура. Первоначально пришлось снять с могилы толстую мраморную плиту, на которой было зафиксировано династийное древо сахибкирана. Вход в лахад был замурован пятью мраморными плитами. Когда плиты были сняты, то было обнаружено, что лахад был искусно облицован мрамором. После вскрытия могилы стало известно, что Амир Темур был похоронен в гробу, изготовленном из арчи. На поверхности гроба сохранились остатки материи, сложенной вдвое. На добротной и изящно сотканной материи золотыми нитями были написаны арабские изречения. Подобное явление участники экспедиции наблюдали впервые. Одни ученые считали, что эта материя является знаменем Амира Темура, другие утверждали, что это – покрывала, привезенные из святой Каабы-Кабапушон. Вскрытие гроба показало, что кости Амира Темура были сдвинуты со своих мест из-за проникновения воды.

После вскрытия погребения вся усыпальница наполнилась ароматным запахом, что свидетель¬ствует об использовании различных ароматизи-рованных средств при захоронении Амира Темура. Здесь необходимо упомянуть, что перед вскрытием в народе распространился слух о том, что Амир Темур был захоронен с большими сокровищами. Поэтому в день вскрытия вокруг мавзолея скопилось много народа. Вскрытие показало, что Амир Темур был похоронен скромно, по мусульманскому обряду. Также не подтвердились высказывания арабского историка Ибн Арабшаха. По его мнению, Амир Темур должен был быть захоронен в стальном гробу, изготовленном шеразскими мастерами.

Завершив обследование могилы Амира Темура, правительственная экспедиция приступила к вскрытию могилы его внука Мухаммад Султана. Известно, что прах Мухаммад Султана покоится с левой стороны от праха своего деда. К сожалению, намогильная плита с надписью была украдена. После снятия плит, прикрывающих могилу, был обнаружен деревянный гроб, поверх которого находились остатки материи, очень схожей с надгробной материей Амира Темура. Ученые с большой осторожностью сняли остатки материи и крышку гроба, где были остатки савана и листьев райхона. В гробу Мухаммад Султана также использовались ароматизирующие средства. Из-за выше указанной причины кости также находились в разложившемся состоянии. После укрепления костей химическим составом их изъяли для дальнейших исследований.

24 июня 1941 года вскрытие в мавзолее Амир Темура завершилось. Кости Амира Темура, Мираншаха, Шахруха, Мирзо Улугбека и Мухаммад Султана были помещены в специальные ящики и отправлены поездом в Ташкент. Двери мавзолея были закрыты и опломбированы. Антрополог М.М.Герасимов по собственной методике создал документальные портреты Амира Темура, Мираншаха, Шахруха, Улугбека и Мухаммад Султана. В то время портреты, созданные М.М. Гера¬си¬мо¬вым, были приняты большинством ученых. Однако полвека спустя, в восстановленных портретах по методике Герасимова на основании черепов обнаружилось множество ошибок.

В 1942 году все кости, изъятые из мавзолея Амира Темура, после их научного исследования были заново захороненына прежних местах. Однако, изъятые из могил предметы: гробы, материя, остатки одежды Улугбека, сохранившийся волосяной покров не были возвращены.

Если в мавзолее Амира Темура было 9 захоронений, то во дворе - более 30. Это были женщины и преждевременно умершие дети - представители династии Темуридов. Их не тревожили вплоть до 50-х годов. Однако под предлогом реконструкции все они были уничтожены.

После обретения независимости Узбекистаном отношение к мавзолею Амир Темура в числе других памятников зодчества, резко изменилось. Закончена реконструкция мавзолея и восстановлен его исторический облик XV века. В настоящее время мавзолей Амир Темура, где покоится прах Амира Темура, Мир Саида Барака, Мираншаха, Шахруха, Улугбека и Мухаммад Султана, превратился в святое место для посетителей и путешественников, прибывающих в Самарканд из различных частей света.

МАВЗОЛЕЙ БИБИ-ХАНЫМ

В одной из древнейших частей Самарканда, со стороны восхода солнца высится памятник зодчества, построенный шесть веков назад и несколько осевшая под тяжестью веков. Под куполом этого здания покоится прах Сарай-мульк-ханым - Биби-ханым - любимой жены Амира Темура, которая в течение долгого времени делила с ним невзгоды и радости, являясь очень предприимчивой и рассудительной женщиной.

Из-за природных катаклизмов и под бременем времени купол рухнул, но само здание все же сохранилось. Самые ранние упоминания о мавзолее Биби-ханым оставил в своем дневнике Руи Гонсалес де Клавихо - посол короля Кастилии Генриха III, при¬быв¬шего в Самарканд в 1404 году. Испанский посол об этом мавзолее писал следующее: «Понедельник, двадцать девятый день сентября. Господин (т.е. Амир Темур) отправился в Самарканд и остановился возле дома, стоящего у входа в город. Господин построил этот дом для матери жены Канью (мать Биби-ханым). Ее мать похоронена в усыпальнице этого дома. Дом очень изящно украшен, хотя у них не принято слишком украшать дома. Дом еще не завершен, однако работа идет каждый день». Здесь речь идет о медресе Сарай мульк-ханым - Биби-ханым и мавзолее, построенном рядом с мечетью Амира Темура в память о матери Биби-ханым - жены эмира Казанхана. Это признано многими видными учеными-историками.

Мавзолей Биби-ханым в свое время был грандиозным и величавым сооружением. Его стены были украшены разноцветными узорами и аятами из Корана. Внутреннее строение мавзолея, подобно мавзолею Амира Темура, состоит из двух этажей: нижний - усыпальница, а верхний - зал для посетителей. После разрушения купола снег и дождь, проникая внутрь здания со временем разрушили и потолок усыпальницы.

В 1941 году группа ученых, под руководством Яхъе Гулямова, провела в мавзолее археологические раскопки и выявила множество доселе неизвестных предметов. До этого времени считалось, что под пустующим местом усыпальницы существуют скрытые захоронения. Раскопки же показали, что догадка о скрытых захоронениях неверна. Экспедиция также определила, что мавзолей построен на культурном слое.

Нужно отметить, что во всех захоронениях использовались мраморные гробы. Первоначально они находились в усыпальнице, но после разрушения потолка мраморные гробы были установлены в стенных проемах усыпальницы. Археологи начали вскры¬тие с гробницы, находившейся в северном проеме. Вскрытие показало, что в гробу находились впере¬мешку вата, материя и кости. Мумифицированные кости настолько перемешаны, что черепа находились в одном месте с костями нижних конечностей. По опре¬делению М.Герасимова кости принадлежали женщине 25-30 лет. Из-за отсутствия надписей на крышке гроба не удалось определить личность принцессы.

После этого ученые начали вскрытие второго каменного гроба из того же проема. Гроб также был изготовлен из цельного мрамора серого цвета размерами: 1,90 см (длина) х 47,66 см (ширина) х 37 см (высота). В нем обнаружены кости, сильно перемешанные с остатками ваты, материи и глины. Кости, находившиеся в гробу, настолько сильно были раздавлены, что невозможно было определить возраст покойной. Антрополог М.Герасимов всего лишь указал, что кости принадлежали пожилой женщине. Затем приступили к вскрытию гроба из восточного проема. Здесь находились сразу три гроба, изготовленные из цельного мрамора, посредством выдалбливания. Из трех гробов восточного проема в двух не оказалось праха и только в одном обнаружены его останки. Но и этот гроб был нарушен: все в нем находилось в беспорядке. Покойную, видимо, мумифицировали перед захоронением. Рядом с прахом обнаружили несколько украшений, листья райхана и остатки савана. В 1941 году во время вскрытия этого гроба на его крышке не обнаружены надписи. Однако историк С.А.Лапин утверждал, что во время посещения им мавзолея в 1889 году он видел надпись. На крышке гроба были написаны аяты из Корана, за которыми шли следующие строки: «По истечению тысячи лет после смерти Меджнуна, из его савана все еще распространяется аромат любви». Художник И.Крачковский в своих записях указывал, что когда он посещал мавзолей в 1926 году, крышка гроба с надписями была выкрадена, а вместо нее положили крышку без надписей.

Естественно, возникает вопрос: почему каменные гробы были разграблены? Кем? Когда? Чтобы ответить на эти вопросы, надо проследить цепь и взаимосвязь событий.

После исследования самаркандских памятников М.Е. Массон, в беседе с археологом Я. Гулямовым указы¬вал, что мраморные гробы мавзолея Биби-ха¬ным первоначально были вскрыты после завоевания Самарканда царской Россией в 1871 году. Однако, с какой целью это было сделано, не знал и сам М.Е. Массон. Второй раз мраморные гробы были вскрыты группой мародеров в 1926 году. Они похитили различные украшения. Поэтому, когда каменные гробы вскрывались в третий раз в 1941 году, внутри них царил беспорядок. Отсутствие надписей на гробах мавзолея Биби-ханым очень усложнило определение личностей усопших. Ученые не смогли определить личность принцессы из первого гроба, но тем не менее подтвердили принадлежность ее к династии Темуридов. Прах из второго гроба северного проема принадлежал матери Биби-ханым.

Довольно долго шел спор о принадлежности праха из третьего самого крупного гроба - восточного проема. Изучались исторические источники, анализировались различные предположения и гипотезы, антропологи определили возраст успошей. Скульптор М.Герасимов создал документальный портрет покойной. Когда все доказательства, гипотезы и научные выводы были обобщены и обсуждены, ученые пришли к выводу, что эти кости принадлежат любимой жене Амира Темура - Сарай мульк-ханым - Биби-ханым.

Биби-ханым была дочерью эмира Казанхана, принадлежавшего роду Чагатая и правившего Мавераннахром в качестве хана в 40-е годы XIV века. Она родилась примерно в 1341 году в Занджирсарае, что в Кашкадарьинском оазисе. Эмир Казанхан в своем стремлении установить порядок в государстве сталкивался с жестким сопротивлением аристократии и был убит ими в 1346 году. Когда произошла эта трагедия, Биби-ханым было всего 5-6 лет от роду. Достигшую совершеннолетия Биби-ханым выдали замуж за Хусайна, внука эмира Казанхана. После убийства эмира Хусайна эмиром Хуттала Кайхусравом в 1370 году, Амир Темур взял Биби-ханым себе в жены. Так как Биби-ханым была дочерью хана, в гареме Амира Темура она носила звание старшей госпожи.

В народе сохранилось множество легенд, восхвалявших красоту Биби-ханым, ее расудительность, чуткость и чувствительность. Один поэт, живший в те времена, написал о Биби-ханым такие строки: «Невозможно описать ее красоту, ибо она красивее самого красивого слова !».

Амир Темур высоко ценил рассудительность, сердечность Биби-ханым. По этой причине он доверил великодушной царевне воспитание принцев-Тему¬ри¬дов. Биби-ханым по природе оказалась бездетной и всю свою материнскую любовь она посвятила своим внукам - Мирзо Улугбеку, Мухаммад Султану и Халил Султану.

Биби-ханым из собственных средств создала величавое медресе в Самарканде, покровительствовала ученым, поэтам и зодчим. По мнению арабского историка Ибн Арабшаха, она была отравлена женой Халил Султана - Шади-мульк-бегим.

В настоящее время в мавзолее, где покоится прах Биби-ханым, закончены реставрационные работы, которые возвратили прежний облик.

автор: русский гид Azamat Rashidov

Условия использованияПолитика конфиденциальности