Высокая оценка средневековых мастеров дана и Захириддином Бабуром в знаменитой биографии «Бабурнаме»: «…Лучшая бумага в мире получается из Самарканда, вся вода для бумажных мельниц приходит из Кони Гила. Конигил находится на берегах Сиях-Аба, этот ручей называют также Аб-и Рахмат…». Высокое качество выделываемой самаркандскими мастерами бумаги, подчеркивал Абу Мансур Саалиби, отмечая, что она лучше египетской. Известный каллиграф Султан Али Мешхеди советовал писать только на самаркандской бумаге:
«…Как хороша самаркандская бумага! Если ты разумный человек, не отвергай её: Письмо на ней получается ровным и красивым…».
В 1995г. было предложено возродить средневековое бумажное производство. Попытка решить озвученную проблему в масштабах Самарканда была предпринята председателем ассоциации «Конигил-Мерос» Зарифом Мухтаровым. После детального изучения необходимой литературы, а также знакомства с письменными источниками того периода в музеях и библиотеках, в ходе длительных экспериментальных поисков мастеру удалось восстановить древнюю технологию. Было установлено, что самым подходящим сырьем для производства самаркандской бумаги является среднеазиатское тутовое дерево.
После решения организационных вопросов в окрестностях Самарканда в кишлаке Конигил во дворе Зарифа Мухтарова была открыта небольшая мастерская, основателями которой стали мастера керамисты Зариф и Ислам Мухтаровы — сыновья заслуженного деятеля искусств Узбекистана Абдурахима Мухтарова.
написать гиду