В Самарканде много мест, связанных со святыми и шейхами. Наше путешествие начнем мы с самого древнего захоронения, связного с культом Куссама ибн Аббаса. Именно его мавзолей и является сердцем комплекса Шахи-зинда. Кусам-ибн-Аббас приходился двоюродным братом Пророку Мухаммаду. Именно он принимал участие в первых арабских походах в Мавераннахр. По легенде, Кусам получил смертельную рану у стен Самарканда, где он укрылся под землей и до сих пор там живет. Отсюда и корни названия мемориала Шахи-Зинда. В переводе это значит «живой царь». К 10-11 векам святой мученик Кусам-ибн-Аббас уже основательно обрел статус законного святого исламского покровителя Самарканда. Позднее в 12-15 веках вдоль главной дорожки, которая вела к мавзолею пророка, вырос комплекс мавзолеев и изысканных поминальных мечетей, которые своей красотой отрицают смерть. Мавзолей Куссама примыкает к так называемой “малой мечети” (зиёрат-хона), датированной 735 годом хиджры (1334—1335 годы), и является наиболее старым зданием в Самарканде. В 2001 году ансамбль мавзолеев Шахи Зинда вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На северном склоне холма Афрасиб, недалеко от целебного источника находится мавзолей Ходжи Данияра. По легенде Ходжа-Данияр являлся сподвижником родственника святого пророка Кусаа-Ибн-Аббаса, они вместе распространяли ислам. Также в сохраненном предании говорится, что Ходжа-Данияр, являлся кораническим и библейским пророком Данияром (Даниилом), его останки были доставлены в это место Амиром Темуром. Особенностью культа этого пророка является мнение о том, что этот святой продолжает расти и после смерти, в своей могиле. В связи с этим мнением его гробница в прошлом периодически удлинялась и достраивалась. В 20 веке над этим погребением пророка, был воздвигнут мавзолей с несколькими куполами. В 1996 году его посетил Патриарх Всея Руси Алексий II. Возле склепа растет миндаль, который однажды засох, но потом ожил вновь. К следующему объекту мы проедем мимо Мечеть Хазрет-Хызр, который стоит На перекрестке дорог на южном склоне холма Афрасиаб. Мечеть носит имя Хазрет-Хызра, это легендарный исламский святой и странник. Легенда гласит, что именно он помог Кусаму-ибн-Аббасу, который является покровителем Самарканда, обрести вечную жизнь, избежав гибели. В прошлое время здесь находился языческий храм, его идолы были уничтожены в первые года ислама в Самарканде. После этого храм стал мечетью. Святой Хазрет-Хызр считался способным даровать удачу, богатство, успешность в торговле. Его мечеть воздвигнута на фундаменте старой мечети в 1854 году, в ее декоре наблюдается резной ганч и потолочные росписи, исполненные в разных красках. Название мечети связано с именем пророка (наби) Хызра — покровителя путешественников, легендарного обладателя «живой воды». Мечеть Хазрет-Хызр является ярким представителем народной архитектуры самаркандской школы. А другой объект связан с шейхом, главой пекинских мусульман в 1340 годы, как свидетельствует арабский путешественник Ибн Баттуты, и которого звали Бурхан ад-Дин Сагарджи. После смерти шейха, его сын Абу Саид, по завещанию Сагарджи, перевез его останки в Самарканд, где его тело нашло покой рядом с погребением почтенного шейха Басира. Оставшись в Самарканде, Абу Саид стал при дворе Амира Тимура одним из уважаемых религиозных деятелей. Амир Тимур дал распоряжение возвести над могилой среднеазиатского шейха Сагарджи мавзолей, который был назван Рухабад – «Обитель духа». Позднее в этом мавзолее были совершены погребения сыновей шейха – Абу Саид, Шайхзод Исом ад-Дин, а также другие родственники Сагарджи. В том числе его супруга, китайская принцесса. Легенда гласит, что под куполом этого мавзолея хранится коробка с семью волосками всемирно известного пророка Мухаммада. Не далеко от склепа Рухабад, расположилась летняя мечеть, оформленная в восточно-туркенстанских традициях с влиянием китайских мотивов. В комплексе мечети находится минарет, его соорудили в конце XIX – начале XX вв. Мавзолей Рухабад является нетипичным для времени правления Тимура сооружением. У здания отсутствует характерный для этого периода входной портал, что делает все его фасады равнозначными. В мавзолей ведут три входа — с севера, запада и юга. Убранство мавзолея весьма аскетично. В его наружном декоре преобладает фактура из жжёного кирпича. Лишь в обрамлении арочных входов имеются плитки поливной резной терракоты. В интерьере в основании стен имеется двухметровая керамическая панель, над которой есть вставки глазурованных изразцов в виде узкой прерывистой ленты. Остальная часть стен, арочные паруса и купол затёрты алебастром. Есть в сооружение, связанное с другим великим шейхом, зовут его Ходжа Ахрар. На юго-западной окраине Самарканда в районе древнего кладбища Джакердиза расположен архитектурный ансамбль, постройки которого – медресе, летняя мечеть и дахма с могилой Ходжа Ахрара – живописно обрамляют стороны двора с большим водоемом-хаузом посредине. Основание ансамбля связано с деятельностью главы религиозного ордена Накшбандиев во второй половине XV в. Ходжа Ахрара (Насыр ад-дина Убейдаллаха). Уроженец горного селения Багустан (район Ташкента), Ходжа Ахрар на 22-м году жизни, в 1426 г, впервые посетил Самарканд. В середине 15 века главой суфийских общин Средней Азии «накшбандийа» был признан шейх Ходжа Ахрар, годы жизни – 1404 – 1490 года. Он имел влияние на политику темуридских государств, благодаря своему духовному авторитету. Его захоронение находится на окраине Самарканда. И уже в 16 веке возле его захоронения начинает появляться священное кладбище. Вокруг места его захоронения, для группы погребений была построена специальная дахма. Рядом с ней расположились колонные айваны, а также залы мечетей разного времени. Рядом - небольшой минарет, возведенный в 1909 г. зодчим Сагдуллой. Возле ансамбля расположено кладбище, возникшее в конце XV в., на котором сохранилось немало мраморных надгробий с орнаментальной резьбой преимущественно эпиграфического характера. Особенно выделяется беломраморная намогильная стелла Ходжа-Ахрара с многострочной вязью арабской эпитафии, выполненной рукой первоклассного каллиграфа. Есть место, которое связано с известным богословом - Абу Мансуром Матридий. Его мавзолей в Самарканде, расположенный восточнее знаменитой площади Регистан. Мавзолей воздвигнут над могилой Мухаммада Абу Мансура аль-Матридия (870—944), известного исламского теолога, знатока фикха (мусульманской юриспруденции) и толкователя Корана (муфассира). Учёный был похоронен на самаркандском кладбище Чокардиза, где, по преданию, погребены более 3000 ученых-богословов. Над могилой был сооружён мавзолей, разрушенный в 1930-х годах. В 2000 году по случаю 1130 летней годовщины со дня рождения Мухаммада Абу Мансура аль-Матридия на месте разрушенного мавзолея по проекту архитекторов Р. Салахутдинова и Э. Нуруллаева был сооружен архитектурный комплекс, в центре которого находится мавзолей учёного. Отделка интерьеров выполнена А. Наджмиддиновым, а внешний декор — Х. Асадовым. Габариты мавзолея — 12 ? 12 ? 17,5 метров. Здание увенчано двойным куполом, внешний — ребристый — отделан голубой майоликой, барабан украшен 24 арками. На белом мраморном могильном камне вырезаны изречения учёного. На западе от мавзолея расположено невысокое здание с куполом, с северной стороны помещено возвышение (суфа) с надгробными камнями IX—XVIII веков, а в саду стоит беседка-ротонда с могилой ученого-правоведа Бурханеддина Аль-Маргилони. А мечеть Ходжа-Нисбатдор конца XIX века в Самарканде, расположена в центре города к югу от площади Регистан. Названа в честь богослова Ходжи Нисбатдора, жившего до XV века. Мечеть построена из жжённого кирпича, обнесена айваном и имеет минарет. В советское время здание мечети использовалось как почтовое отделение. В 1998 году она возобновила свою работу. В великом городе Самарканде есть два места, которые почитаются благодаря захоронениям исламских законоведов Абди, из арабского рода, восходящего в Халифу Усмана. Эти мавзолеи носят название Абди-Бирун и Абди-Дарун. Мавзолей 17 века Абди-Бирун, выстроенный Надиром Диван-беги - богатым сановником на мазаре Ходжа Абди, который считался первым Самаркандским проповедником ислама. Мавзолей его потомка Ходжи Абдал-мазад-Дина, Абди-Дарун в 9 веке играл роль самаркандского казия. Основание мавзолея по историческим документам была отнесена к 12 веку. Помещение для молитв, было пристроено к нему в 15 веке. Ансамбль Абди-Дарун (Абду-Дарун) — комплекс сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначения на Старом кладбище Самарканда (Республика Узбекистан), сложившийся в XII—XX веках у могилы известного исламского правоведа IX века Абд-ал Мазеддина. Древним ядром ансамбля является мавзолей XII века, рядом с которым в разное время были построены ханака, мечеть и медресе. Коренные перестройки ансамбля, существенно менявшие его внешний вид, были осуществлены в XV, XIX и XX веках. Ансамбль Абди-Дарун является одной из наиболее почитаемых святынь ислама в Средней Азии. Исламский правовед Абд-ал Мазеддин, более известный в Мавераннахре под именем Ходжи Абди, слыл знатоком шариата и был одним из самых уважаемых казиев в Самарканде. В 1905 году в северной части комплекса было построено небольшое медресе, а в 1909 году в его западной части на месте старой мечети было возведено более просторное здание с г-образным айваном. Благодаря реставрационным работам начала XX века ансамбль Абди-Дарун неплохо сохранился до наших дней. на этом мы закончим наше путешествие в мир шейхов.
автор: