Экскурсия в Иерусалиме: Храмовая гора. Аль-Харам аш-Шариф

  • screen
  • Храмовая гора. Аль-Харам аш-Шариф
Временем возникновения ислама можно считать 610 год, когда, согласно хадисам, сорокалетнему пророку Мухаммеду во время молитвы и поста в пещере Хира (в трех с половиной километрах от Мекки) явился ангел Гавриил (Джабраил) и продиктовал пять аятов Корана из суры Аль-Алак («Сгусток»):

«Читай! Во имя Бога твоего, кто сотворил (все сущее)

И создал человека из сгустка (крови).

Читай! И Господь твой – щедрейший,

Который научил человека писать пером

И обучил тому, чего он не знал».

Уже по одному только этому преданию, можно сделать безошибочный вывод, что зародившеяся в начале VII века на Аравийском полуострове новая религия является синкретический и впитала в себя элементы иудаизма, христианства, индоиранских религий и ханифизма.

С этого момента начинается посланническая миссия Мухаммеда, и еще двенадцать лет понадобилось пророку и проповеднику для окончательного формирования нового учения и для того, чтобы началось объединение разрозненных арабских племен под знаменем единой веры. Уже к концу жизни Мухаммеда (то есть, к 632 году) сформировалось теократическое государство на Аравийском полуострове – Арабский халифат, сразу начавший успешно завоевывать все близлежащие, а затем и отдаленные географические регионы.

Уже в 638 году блестящему полководцу и второму халифу исламского государства Омару ибн аль-Хаттабу удалось захватить Иерусалим и положить конец трехсотлетнему правлению византийцев. По мусульманским источникам, Омар избрал местом для постоянной молитвы Аллаху Храмовую гору, заброшенную и замусоренную к этому времени, на которую его привел принявший ислам еврей Аль-Ахбар. Хадисы рассказывают:

«Омар ибн аль-Хаттаб спросил Каба аль-Ахбара: Где мне лучше совершить намаз? Каб ответил: По-моему, тебе следует совершить намаз позади скалы, чтобы весь Святой город был перед тобой, как на ладони». Омар возразил: Ты уподобляешься иудеям. Я не стану делать этого. Я совершу намаз там, где это сделал Посланник Аллаха. Он отошел на южную сторону, повернулся в сторону Мекки, совершил намаз, а затем расстелил свой плащ и начал собирать в него сор, и люди стали делать то же самое».

В других преданиях указывается, что на Храмовую гору халифа привел не кто иной, как лично иерусалимский патриарх Софроний. В любом случае, именно с этого момента распространяется поверие, что пророк Мухаммед посещал Иерусалим и Храмовую гору. Обоснование этому нашлось и в Коране, в суре, имеющей название «Ночной перенос» (Аль-Исра):

«Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он – всеслышащий, всевидящий!» (Сура 17, «Аль-Исра»:1)

Мечеть Неприкосновенная, или Заповедная – это аль-Масджид аль-Харам в Мекке, а мечеть Отдаленная – это ни какая иная, как находящеяся в южной части Храмовой горы, аль-Акса (дословный перевод – «конечная», «из дальнего конца»).

Со временем история «ночного переноса» обрастала подробностями; так, например, появился рассказ о чудесном животном по имени Аль-Бурак, на котором Мухаммед перенесся в Иерусалим из Мекки, и у которого было тело лошади, лиуо юноши, крылья ангелов и хвост павлина… И что сопровождал его сам архангел Джабриил. А также повествовалось и том, что Мухаммед здесь не только молился, но и, встав на Камень Основания, с коего Аллах начал творение всей Вселенной, вознесся к божественному престолу на седьмое небо, где и было ему назначено быть величайшим из пророков…

Таким образом, территория Храмовой горы становится третьим по святости местом для мусульман после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине, и к ней прикрепляется название Харам аш-Шариф, что трактуется и как «запретная территория», и как «благородное святилище». Со временем платформа Храмовой горы превратилась в уникальный комплекс мечетей (самые знаменитые из которых Купол над Скалой и Отдаленная), медресе, ритуальных фонтанов, памятных мест, административных зданий… За неполные 1400 лет ее мусульманской истории Запретная территория породила такое количество легенд, сказаний, мифов, что издание их одной книгой вполне могло бы соперничать по популярности со сборником сказок «Тысяча и одна ночь».

Ныне Харам аш-Шариф представляет собой трапецию, длина южной стороны которой – 280 м, северной – 313 м, восточной – 470 м и западной – 488 м.

Владеет территорией комисиия по управлению мусульманскими религиозными объектами ВАКФ, по решению которой посещение мечетей на Харам аш-Шариф разрешено только правоверным, однако подняться на Храмовую гору и обозреть достопримечательности снаружи туристам разрешается. Правда, вход разрешен только в одни из одиннадцати существующих ворот, Магрибские (над южной частью стены Плача) и только в установленные ВАКФом часы.

Пройдем же по временной деревянной галерее-мосту к этим воротам и, миновав израильские и ВАКФовские патрули, познакомимся с некоторыми удивительными объектами современной Храмовой горы.

(продолжене следует)

автор: русский гид Михаил Король

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности