На картинках фасада волнующие образы. И в них - вся гамма душевного смятения, тайн сердца, озарения художника. И мы, воспроизводя эти ощущения, сопереживая, становимся на мгновение сами творцами. Очень разумно ( мне нравится польское слово “ разумею”) туристам, приезжающим в Ригу, “попробовать” вторую изюминку города, ощутить этот аромат “цветка” , именуемого югендом. А теперь к сути.
Погуляв по улочкам, где разворачивались события не таких уж и мрачных средних веков, мы направимся к “ Домику Маргариты”. Еще не засверкала всей своей мощью югендстиля улица Альберта, но уже появились здания, возле которых замирало сердце горожанина.
Не было мощного автомобильного потока по улице Элизабетес и сюда приходили неспешно, наслаждаясь прохладой зеленого Стрелкового сада.
Рассказывая о перипетиях судьбы Елены Сергеевны Булгаковой, я коснусь эпизодов жизни еще двух красавиц. Ради одной мужчины могли запросто съесть хрустальный бокал, а ради второй... Помните строчки А.Блока: “ Только влюбленнный имеет право на звание человека”? Они посвящены необыкновенной рижанке.
Уже в Старом городе на примере трех разностилевых зданий , предшествующих модерну, я вас подготовлю к восприятию изысканных архитектурных форм югендстиля.
А к улочкам, дарящим чувство радости, красоты , неповторимости, мы направимся через волшебные парки , пейзажи которых дополнены фонтанами, беседками, киосками, памятниками. декоративными скульптурами. В парках столько тем для обсуждения - мы поговорим о гении ракетостроения, о скоропалительном браке Карла Брюллова, о диковинных растениях, и даже о приезде в Ригу будущего 35 -ого Президента США Джона Кеннеди.....
На Эспланаде мы увидим не только выдающиеся памятники зодчества, но и странноватую Венеру Виллендорфскую. Будут в моем рассказе и трагичные нотки, связанные с событиями роковой ночи на архиерейской дачи в Озолмуйже. Поговорим и о пристрастиях “собинисток “ и “ козлинисток”.
Визитная карточка рижского юнгендстиля - конечно, улочка Альберта, небольшая - 260 метров, но самая примечательная. В то время, когда в Европе в архитектуре набирала темп техническая революция, вызванная появлением новых конструкционных материалов и новых индустриальных методов строительства, когда многие знаменитые зодчие провозгласили курс на ”полное освобождение от декоративных одежд”, рижским архитекторам удалось избежать бездушия стандартизации.
У нашего модерна свое лицо, и у него “ не общее выраженье”
Югендстиль столицы Латвии воплотил древний и вечно молодой принцип эстетики древних греков - принцип единства многообразия.
автор: русский гид Людмила Ванага
написать гиду