Экскурсия в Париже: Современная архитектура Парижа

  • screen
  • Современная архитектура Парижа

На рисунке, сделанном философом Шарлем Фуре, вы видите схему идеального микрорайона, предназначенного для 1600-1800 жильцов. Фурье писал: «В центре участка площадью в один гектар будет выстроено великолепное жилище (фаланстер), с роскошными залами для читален, концертов и балов, с обширными аудиториями для публичных лекций, с зимними садами, стеклянными галереями, с обсерваторией, телеграфом, паропроводом и т. д.».

А теперь давайте-ка обратимся к планировке современного Парижа. Внизу на картинке – аэрофотосъёмка ландшафтного дизайна Марсова Поля. Зелёные насаждения словно бы перекочевали сюда со страниц трактата Фурье «Учение о географической памяти» (Mn?monique g?ographique, 1827)!

В конце 70х – начале 80х годов XX века на волне очередного всплеска коммунистической идеологии в Париже появилось немало строений и даже целых агломераций, выполненных в футуристических канонах. Взять хотя бы Центр современного искусства им. Жоржа Помпиду (архитекторы – Р. Роджерс и Р. Пьяно, см. фото). Стилистический парадокс этого здания трудно не заметить: все коммуникации – водопроводные трубы, вентиляция и т.п. категорически вынесены наружу, как изнаночные швы в некоторых моделях от-кутюр. Другой пример – парк Ла Виллет, разметку которого осуществил в 1982 г. архитектор Бернар Чуми. Увлекавшее древних алхимиков тяготение к концентричности и сферичности нашло здесь своё воплощение в проекте зеркального шара, в котором расположен кинотеатр «Жеод», архитекторы А. Фэйнсильбе и Ж. Шемеу (1985 г.)Диаметр шара - 36 метров, а его зеркальное покрытие составлено из 6433 стальных треугольников. Фотографы съезжаются к шару со всех концов света, потому что его эфемерная поверхность позволяет запечатлевать самые разнообразные иллюзии, как, например, вот эта, в стиле Рене Магритта (см. фото).

Подобного рода проекты тридцатилетней давности до сих пор выглядят достаточно непривычно, и поэтому оценивать их я рекомендую исключительно по первому впечатлению, наподобие того, как дегустируют вино: первый вердикт будет самым верным. Естественно, среди них встречаются более или менее удачные в общепринятом смысле образцы. К последним, пожалуй, следует отнести муниципальные многоэтажки, построенные в местечке Нуази лё Гран (1984 г.) архитектором Маноло-Нуньесом Яновским, последователем знаменитого Ле Корбюзье.Этот «спальный» микрорайон получил громкое имя «Арены Пикассо», но народ дал ему другое прозвище: «дома-камамберы». Я вижу их ежедневно из окна своей квартиры, они топорщатся на горизонте, унылые и устрашающие, нелепо вписанные в коммунальный быт в общем-то симпатичного городка. Очевидно, почерпнутая из книг Шарля Фурье идея разумного будущего в её геометрическом выражении перекочевала и сюда. Разум в виде круга доминирует над замкнутой ячейкой фаланстера. Но, увы, обитателям от этого легче не становится.

автор: русский гид Михаил Богатырев

написать гиду

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности