Экскурсия в Метеорах: Метеоры - ближе к небесам

  • screen
  • Метеоры - ближе к небесам
Метеоры. Здесь на пиках отвесных скал, высотой в несколько сот метров, укрепились 6 действующих монастырей, куда открыт доступ посетителям. На Святой Афон женщин не пускают, а сюда - всегда пожалуйста. Два монастыря являются женскими. Метеоры считаются самым значимым после Святой Горы Афон центром Православия и иконописи на планете.

***

Метеора, как и Святой Афон, являются теми местами, в которых бьется сердце Православия. Созданный Богом природный феномен, где на вершинах отвесных скал, высотой в пол километра и выше, стали еще в 14 веке возводиться монастыри. Их фрески, иконы и мощи - еще одна сторона этого чуда.

***

Название переводиться, как "возносящиеся между небом и землей". Монастыри кажутся эдакими лифтами, степенно возносящими нас к небесам. Кстати, вполне практические грузы долгое время подимались похожим способом.

Приезжая в Метеоры, каждый паломник (а в обители все туристы - паломники) оказывается между земным миром и небесным. Взирая с высоты птичьего полета на удивительную красу окружающего пейзажа, мы невольно улетаем вслед взгляду. Рассматривая впечатляющие фрески храмов, ощущаем всю тщетность злободневных хлопот. Принимаем божественную природу существования, открывающуюся через творения живописцев.

Здесь представлена, как мягкая македонская школа, так и эмоциональная критская. Именно последняя дала миру знаменитого Эль Греко - Доменика Теоктокопулоса. В Метеорах писал прославленные Феофан Критский и Франгос Кателанос. Критская школа предлагает зрителю соучаствовать в муках и переживаниях. И этот выбор приводит нас в Метеоры. Дает нам возможность здесь, между небом и землей не только лицезреть уникальный природный феномен, не знающий ничего похожего во всем мире, но и подняться ближе к Богу.

Давайте откроемся этой благодати. Давайте, заглянем в глаза святых. Позволим им исцелить все наши боли.

***

Феофан Критский. Феофан Стрелитзас Батас ведет свое происхождение из пелопоннеских живописцев. Семья его фактически бежала на Крит от преследований. Остров тогда находился в руках венецианцев, Пелопоннес же был раздираем басурманами. Феофан родился на Крите, там учился мастерству и стал в итоге одним из основных представителей этой школы.

Работал он и на Святой Горе Афон. Там, согласно ктиторской надписи в Великой Лавре, Феофан назван "выдающимся мастером". Его руке принадлежат росписи и монастыря Ставроникита.

В Метеорах же впечатляющим примером творчества является иконография Феофана Критского. Лики, общее настроение росписей приковывают не только картинами Библейского и Новозаветного содержания, Житий Святых, но гипнотизируют яркими красками, столь характерным для критской школы доминированием черного и красного.

В Греции основным стилем все же является более спокойный македонский. Даже когда изображаются адские ужасы или мученические казни святых, то главенствующие голубой и пастельные тона дают понять, что вслед за грехом идет раскаяние, вслед за страданием - вознесение.

Критская же школа предлагает зрителю соучаствовать в муках и переживаниях. Пожалуй, эта пышность красок и эмоций - на грани греха. Выбор предоставлен самому человеку.

***

Греция является Православной страной. Ее можно назвать наследницей Византийской империи. Государства, где Христианство было основой. В Греции история Православия не прерывалась даже в суровый период 400-летнего турецкого владычества.

Эллада предоставляет замечательную возможность увидеть такое количество Святых мест, чудотворных икон, мощей великих подвижников - Святых и Апостолов, архитектурных христианских шедевров и впечатляющей церковной живописи, которое не найти нив какой другой стране.

Достаточно сказать, что в России 1917 года существовало столько же монастырей, сколько и в современной Элладе - чуть более одной тысячи.

Историческая драма беженцев из Малой Азии принесла в Грецию Святые мощи и реликвии этой некогда канонической территории Православия. Например, мощи святого Иоанна Русского и Отцов-капподакийцев.

Паломничество - известный от первых подвижников способ единения духовного и телесного начал. Такие путешествия по Греции сочетают в себе паломническую поездку и туристический интерес, позволяет увидеть основные Православные святыни, чудесные места, монастыри и храмы Греции. А также ощутить всю привлекательность своеобразных горных деревушек и целебной атмосферы, насладиться запоминающимися пейзажами и традиционными народными продуктами. Вдали от космополитических центров узнать Элладу изнутри, почувствовать особое, дружеское отношения братского греческого православного народа.

***

Паломническая поездка в Метеоры гарантирует не просто посещение уникального места, но и посвящение в тайны создания этого необычного феномена.

В воздухе между небом и землей парят монастыри. Как смогли их возвести на такой высоте (600 выше метров над уровнем моря), на столь даже не труднодоступных, а вообще недоступных остриях скал?

Наукообразные теории, объясняющие появление в этой местности необычных каменных столбов, умалчивают, почему ничего подобного не обнаружено ни в одной другой точке мира. Почему об этих скалах молчит в других случаях чрезвычайно красноречивая и поэтичная античная хроника?

Вопросы, вопросы, вопросы...

Если не заглядывать в тайнописи эзотерической литературы, никогда не получишь ответа. Но проще всего, самому побывать в Метеорах.

Путешествуя по Греции, словно читаешь какой-то покрытый пылью древних времен фолиант. Строчки складываются в слова, но за яркой и цветастой мозаикой никак не разглядеть смысл рисунка.

Мне вот подумалось... Живя на столь древней, мифической, полной загадок и тайн, магии и волшебства земле, мы ведем себя слишком беспечно, можно сказать, бесшабашно. С легкостью общаемся с богами, словно с киоскером по пути на работу. Места сильнейшей энергетики, прославившееся сквозь века событиями почти библейскими, мы имеем возможность посещать, когда того душа пожелает. И добро, если путь в мистику открывает опытный провожатый. Тогда картина предстает в своем величественном обличии. Но бывает, что посещая какое-нибудь известное место, люди ничего особенного разглядеть не успевают или вообще не видят. Ибо время и высшие силы скрыли от равнодушных, случайных странников свою магическую красоту. Не пустили внутрь волшебства и легенды.

Вспомните, когда мы жили вдали от Греции, какой необычной сказкой звучали для нас мифы Древней Эллады. Сердце пело при одном упоминании Афродиты или Геракла.

Здесь они рядом. Мы встречаемся с ними, но не видим.

Пришло время увидеть их!

***

Точно так же долгое время люди не замечали Метеоры. Проходили годы, плыли века, пролетали тысячелетия...

Но в какой-то момент пелена спала с глаз и восхищенному взору открылись эти необычные скалы.

Всякий раз при приближении к Каламбаке, к городу у их подножия, наблюдаю один и тот же поразительный эффект. До Метеор остается буквально десять минут езды. Горы эти, глыбы возвышаются над пространством, как уже сказано, на 600 метров и выше. Но каждый раз они выплывают из-под земли, неожиданно и грациозно. Словно выходят навстречу. И ты теряешь дар речи. Ибо они говорят с путником на своем языке.

Но если бы это был только природный феномен! Тогда бы мы может и смирились с наукообразным объяснением возникновения этих скал: "...являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы..."

Самомнение современного человека не знает границ. Меня оно возмущает. Человеческий век ученные определяют в 70 тысяч лет. Ну, пускай будет 100 тысяч. Так нет же, беремся судить, что было миллион лет назад. И даже (относительно Метеор) 60 миллионов лет назад!

Простите, тут по поводу событий столетней давности, при всем развитии источников информации и способов ее достоверного сохранения, нет единого мнения. Но зато с беспечностью, граничащей с наглостью, рассуждаем о том, что происходило миллионы лет назад.

А вы знаете, что у ученых нет единого мнения, как на пике скал были построены монастыри? Как первые отшельники оказались на их вершине?

Было-то это в двенадцатом веке. Ведь без специального альпинистского снаряжения на глыбы не взобраться. До сих пор они служат привлекательной целью для скалолазов.

1. Считается, что отшельники поднялись на пики скал с помощью веревки, которая была привязана к стреле, которую выстрелили из лука и она смогла зацепиться за кусты или деревья.

2. Считается, что отшельники взобрались на пики скал с помощью колышков, вбивая их в щели. То есть наподобие нынешних альпинистов.

3. Считается, что отшельники очутились на пиках скал с помощью большого воздушного змея. Вроде дельтаплана.

А я так представляю, что первые отшельники на вершинах оказались Силой Божью и Волей Пославшего их. Если вы скажете, что моя версия менее реалистична, чем предыдущие, перечтите их еще раз.

Ибо тогда вам прийдется ответить на следующий вопрос. Что вообще могло привести монахов сюда, в гористый, провинциальный, находящийся вдали от транспортных путей глухой район Фессалии? Мало в Греции уединенных мест для скитов и монастырей?

Да, отшельники стремились прочь от жизненной суеты. Но что вело их?

Вера!

Место это, Метеоры, и в этом убедится, всякий побывавший здесь, обладает сверхъестественной возвышающей человеческий дух энергией. Нескончаемый поток паломников - тому еще одно подтверждение. Примостившийся у подножия городок Каламбака радует посетителей уютом и ухоженностью. Его благосостояние - это мы, стремящиеся увидеть Метеоры и воспарить, подобно первым отшельникам, между небом и землей.

***

Давайте вместе взглянем в росписи храмов. Может там мы обнаружим разгадку? Во истину, такое нескончаемое полотно фресок в Греции можно увидеть разве что еще в монастырях на Святом Афоне.

автор: русский гид Сократ

написать гиду
+30 6975777079 (Viber, WhatsUp)
WhatsApp
Viber
Telegram

написать гиду

Условия использованияПолитика конфиденциальности