Популярные экскурсии:
Англиканская церковь и бывший рынок рабов
Оманский правитель султан Сеид Саид способствовал развитию гвоздичных плантаций на Занзибаре на основе рабского труда. К началу XIX века работорговля значительно расширилась из-за растущего спроса на рабочую силу для обработки плантаций сахарного тростника, главным образом на Маврикии и Реюньоне.
С тех пор как занзибарский султанат начал управлять значительной частью восточноафриканского побережья и торговыми путями, простирающимися далее в континент, остров стал главным портом работорговли в регионе Индийского океана.
Караваны рабов начинали свой путь в прибрежном городке Багамойо и проходили более 1300 километров пешком до озера Танганьика и обратно, пополняя ряды по дороге. Невольники связывались единой цепью и были использованы для транспортировки слоновой кости.
Далее из Багамойо рабы отправлялись на остров Занзибар, некогда являвшимся крупнейшим центром работорговли. До попадания на торжище доживали не все, в дороге погибали сотни.
Аукцион живого товара разворачивался на рынке в Каменном городе в послеобеденное время. Людей выстраивали в линии: впереди – подростки и низкорослые, сзади – самые высокие. В таком порядке они шествовали по рынку во главе с владельцем, который выкрикивал отпускные цены.
Будучи проданными новому собственнику, рабы оставлялись для работы на Занзибаре или же отправлялись в Оман и другие места в регионе. В середине XIX века через Занзибар проходили около 50 000 рабов каждый год. Работорговля и торговля слоновой костью сделали Занзибар богатым городом, знаменитым во всем мире.
Рынок рабов в Каменном городе просуществовал до 1873 года, когда султан Баргаш вынужденно закрыл его под давлением британцев. Вероятно, это был последний легальный рынок живого товара в мире.
На месте торжища людьми сразу же после его закрытия был построен англиканский собор (Кафедральный собор Христа), однако под ним все еще сохраняются подлинные камеры временного содержания. Рабы сковывались цепью и размещались в 15 подземных казематах, разделенных на мужские и женские. Двое из этих помещений сегодня доступны для туристов.
В камерах очень низкие потолки и крошечные окна. В каждую из них до отправления на рынок втискивали до 65 рабов. Перед аукционом невольников мыли, чтобы получить за них больше денег. А крупное дерево, растущее на рынке, использовалось в качестве позорного столба, у которого рабов хлестали кнутом, чтобы продемонстрировать выносливость. За тех, кто не кричал, давали более высокую цену.
Территория для англиканского собора была выбрана сознательно, чтобы отметить окончание рабства. Алтарь храма расположен как раз на месте, где и росло то самое «дерево испытаний». Позади алтаря можно найти могилу епископа Эдварда Стира – основателя церкви.
Над престолом находится распятие, выполненное из ветви дерева, под которым было похоронено сердце Дэвида Ливингстона. Ливингстон, чьи множественные поездки в Африку начались и закончились на Занзибаре, был исследователем и участником антирабовладельческой кампании. Он умер в Замбии 1 мая 1873 года от малярии. Его сердце было похоронено под деревом рядом с местом, где оно остановилось, а тело миссионера отправили в Великобританию.
На месте бывшего рынка рабов установлен впечатляющий мемориал – композиция из пяти человеческих фигур, размещенных в яме недалеко от англиканского собора. Скульптуры обмотаны цепью вокруг шей – одной из подлинных – и прикованы друг к другу. Говорят, так рабов наказывали за непослушание. Памятник был создан шведским художником, который отлично сумел выразить боль и отчаяние несчастных.
Обязательно посетите церковь, территорию бывшего рабского рынка и подземные камеры в сопровождении компетентного гида, который хорошо сможет осветить историю.
Адрес: пересечение Mkunazini Rd и Benjamin Mkapa Rd, Stone Town
Часы работы: В церковь и подземные камеры можно попасть с понедельника по субботу с 8.00 до18.00, в воскресенье – с 12.00 до18.00.
Поделиться в соцсетях