Бельгия – архитектурная сокровищница Европы
Бельгия – симпатичная и очень творческая страна, одно из наиболее недооцененных направлений путешествия Европы. Пиво, шоколад и мидии с картофелем фри могли бы стать самостоятельными причинами приезда в этот край, и пока вы будете есть восхитительную местную кухню, обязательно подвернутся другие не менее весомые поводы здесь задержаться.
Волшебный Брюгге
Средневековые города Брюссель, Брюгге, Антверпен и Гент украсили свои улицы ошеломительной архитектурой, тогда как военное наследие, начиная с Ватерлоо и заканчивая Второй мировой, вызывает собственный неподдельный интерес. Эту компактную страну легко можно объехать вдоль и поперек, посетив не менее 60 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и увидев богатую коллекцию мирового искусства. К тому же Бельгия любит устраивать пышные фестивали, на которых веселится словно безумная.
А вот какой Бельгия точно не является, так это простой. Страна разделена на три региона: Фламандский, Валлонский и Брюссельский столичный регион. Вместе с тем она еще и расколота языковыми границами на три сообщества: фламандское, французское и немецкоязычное. Даже сами бельгийцы часто именуют свою родину «искусственной страной», что во многих отношениях делает ее даже еще более захватывающим краем.
Фламандский регион заполнен музеями и средневековой архитектурой, а его сельская местность усыпана побеленными деревушками и вымощена километрами велосипедных дорожек. Побережье Северного моря приглашает заняться виндсерфингом и парусным спортом. Валлония между тем живет в более медленном темпе. Пропитанные фольклором ее крупные города обладают едва заметной французской элегантностью и являются идеальным трамплином для исследования Арденнских гор. Впрочем, в обеих частях страны без труда можно найти по-настоящему великолепные пейзажи.
Сам Брюссель – смесь особняков в стиле ар-нуво и мерцающих небоскребов, картинных галерей и блошиных рынков, дешевых фритюрных закусочных и ресторанов категории Мишлен. Состоящий из 19 коммун − от шикарного Икселя до многообещающего Андерлехта – это очень многоликий город. Каждый его квартал представляет собой разный характер, и потому «столица» Европы не всегда соответствует сложившемуся о ней мнению.
В общем, о Бельгии не стоит много говорить, Бельгию надо смотреть. А что же посмотреть в этой симпатичной европейской стране, вы узнаете ниже.
Башня Белфорт
Брюгге, Белфорт
Самая узнаваемая бельгийская достопримечательность – прекрасная башня Белфорт – возвышается над главной площадью города Брюгге. Датируемое средневековой эрой это впечатляющее сооружение когда-то функционировало как основной наблюдательный пункт и главный городской крытый рынок. Оно прекрасно сохранилось и позволяет посетителям ощутить реальный вкус Средневековья. Для большинства путешественников подняться по винтовой узкой лестнице с 366 ступенями на самый верх башни – дело номер один в Брюгге. Церковные шпили и островерхие крыши обеспечивают городу одну из самых известных панорам страны.
Кстати, будучи в Брюгге, посетите еще и его восхитительную Базилику Святой Крови.
Собор Св. Бавона
Этот величественный собор с высоким готическим клиросом и романским склепом представляет лучшую религиозную архитектуру Бельгии и является самой выдающейся привлекательностью Гента. Несмотря на то что устремляющееся ввысь здание храма со своими гармоничными витражами само по себе является достопримечательностью, большинство людей все же устремляются сюда, чтобы увидеть знаменитое произведение искусства – шедевральный Гентский алтарь. Рассмотрев живопись, не забудьте спуститься к гигантскому склепу, расположенному под собором. Там вы найдете могилы некоторых известных людей и красивую настенную роспись.
Поля Фландрии
Для многих путешественников передовая роль Бельгии в Первой мировой войне и в особенности боевые поля Фландрии в округе города Ипр – главная причина поездки в эту страну. Поля имеют не только историческую значимость, но и превратились в крупнейшее место паломничества. Километры хорошо сохраненных окопов тянутся вокруг Ипра, а также на территории находятся обширные захоронения тысяч солдат, погибших тут. Британское кладбище Тайн Кот и немецкое – Лангемарк являются важными напоминаниями о жестоких сражениях, шедших здесь во время Первой мировой войны.
Замок Гравенстен
Гент, Гравенстен
Наиболее значимый фландрийский каменный замок XII века Гравенстен дополняют ров, башенки и бойницы. Когда-то этот впечатляющий форт был грандиозным домом для графов Фландрии. Его массивные высокие стены взмывают из вод реки прямо в середине старого района Гента. А наиболее удивительно то, что в течение XIX века крепость действовала, как хлопкопрядильная фабрика. Тщательно восстановленный с тех пор замок наполнен экспозициями о жизни Средневековья, необычными доспехами, гильотиной и устройствами для пыток. Однако «гвоздем программы» по-прежнему является ошеломительная архитектура сооружения. Обязательно взберитесь на крышу за чудесными панорамными видами.
Церковь Св. Перта в Левене
Церковь Св. Петра стоит в центре Левена на главной площади города Гроте-Маркт. Для любителей архитектуры и поклонников истории это один из лучших сохраненных образцов брабантской готики с ее остроконечными арочными окнами и пучковыми колоннами. Внутри собора ценители прекрасного испытают дополнительное удовольствие. Клирос церкви, так же как и крытая аркада, являются музеями, посвященным религиозному искусству. Тут развешены некоторые самые замечательные фламандские картины, иллюстрирующие библейские сцены.
Ватерлоо
Путешественники устремлялись к Ватерлоо с самого момента поражения Наполеона в 1815 году – знакового события европейской истории. Сегодня территория, где когда-то гремели бои, является классическим буколическим пейзажем, и лишь вырастающий из равнин искусственный холм с мемориальной скульптурой льва на вершине знаменует день разгрома наполеоновской армии. С вершины открываются превосходные виды на сельскую местность. Кстати, двухсотлетняя годовщина исторического события обозначилась открытием подземного музея, оживившего это бывшее поле боя.
После посещения представленных мест обязательно отправьтесь в города Монс и Мехелен к их историческим кварталам, а также в живописные долины рек Маас и Семуа.
Во все времена Бельгия являлась одной из главных героинь европейской летописи. Потому независимо от того, поедете ли вы за древней или более современной историей, эта страна не сможет вас разочаровать. В пределах своего крохотного участка земли она хранит львиную долю наследия Европы. Что же касается тех, кто не очень-то фанатеет от истории и культуры, бельгийское побережье Северного моря предлагает короткий, но очень яркий сезон пляжного отдыха в сопровождении многообещающих водных развлечений.
Музей Плантена-Моретуса
Бальтазар Моретус был главой Officina Plantiniana (Plantin Press), типографии, основанной его дедом Кристофом Плантеном, самым крупным издателем в Европе в 16-17 веке. Со школьных лет Питер Пауль Рубенс был самым близким другом Бальтазара, и, с тех пор как (после смерти отца в 1610 году) он и его брат возглавили типографию, Моретус регулярно заказывал Рубенсу иллюстрации и титульные листы для публикаций OFFICINA. Он также заказал 19 портретов друзей и членов семьи, в том числе его покойного отца и деда.
Отец Бальтазара, Ян Моретус, начинал в Plantin Press в качестве помощника, когда ему было 15 лет. Он много работал, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, чтобы стать незаменимым помощником Кристофа Плантена. После заключения брака со второй дочерью Плантена, Мартиной, которая успешно управляла собственным кружевным и льняным бизнесом, он стал и предполагаемым преемником. В письме к своему отцу Ян объяснял, что «Моретус» было латинизированной версией его фамилии Moerentorf, и что он выбрал ее в качестве ссылки на «Morus,» Мавританского царя, который был одним из трех волхвов.
Ян Моретус развивает эту тему в семейной номенклатуре, назвав трех из своих 10 детей именами волхвов. Бальтазар, очевидно, был одним из них. Когда Бальтазар стал главой Plantin Press, он поставил Вифлеемскую звезду на логотип компании и учредил девиз «stella duce» («со звездой в качестве руководства») и заказал Рубенсу три портрета, на которых он и его братья были изображены в образе библейских персонажей.
Портреты «Три волхва» были написаны Рубенсом в 1618 году. Мельхиор, также известный как ассирийский царь, является частью постоянной коллекции NGA в Вашингтоне. Гаспар, также известный как старейший царь, принадлежит Музею искусств в Понсе, Пуэрто-Рико. Бальтазар, мавританский или молодой царь, принадлежит Музею Плантен-Маретус в Антверпене, Бельгия.
Адрес музея: Vrijdagmarkt 22-23, 2000 Antwerpen.
Дом Рококса
Хотите знать, как выглядела коллекция произведений искусства в 16 веке, в Антверпене? Добро пожаловать в «Золотой кабинет», Дом-музей Николаса Рококса (1560-1640), украшенный шедеврами из коллекции Королевского музея изобразительных искусств (KMSKA) и самого музея Rockoxhuis.
Хозяин этого дома был удивительным человеком. Он избирался бургомистром Антверпена не менее восьми раз, был главой гильдии аркибузьеров и полиции времени. Он был посвящен в рыцари, а также был миротворцем, разрешая споры между согражданами. Стены его дома были увешаны работами таких художников, как Франс Снайдерс, Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс и лучший его друг, Питер Пауль Рубенс. Рококс собирал монеты, китайский фарфор, венецианское стекло, книги, ракушки и кораллы, имел красивый сад с особыми и редкими растениями.
В первом зале музея - представители позднего средневековья, когда большая часть иконографии состояла из религиозных субъектов и портретов. Итальянские художники, предвестники Ренессанса, в это время добавляют в свою живопись трехмерный эффект и выражение в фигурации. Одного из них, Антонелло да Мессина, и его «Голгофу», вы можете видите на стене справа. Нико Ван Хаут, куратор Королевского музея и со-составитель Золотого кабинета, считает, что вы обязательно должны обратить внимание на эту небольшую, символическую работу. Змея извиваясь через череп, символизирует смерть и искушение. Совы - грешников, которые отвернулись от истинной веры. На Голгофе, согласно преданию, был похоронен Адам. Адам и Ева принесли грех человечеству, в то время как смерть Христа на кресте принесла искупление. Первородный грех и победа Христа над ним, таким образом, собраны на полотне воедино. Мы также видим клубнику, кролика и листок бумаги с надписью '1475 - Антонелло да Мессина написал меня» на деревянной доске. По всему миру сохранилось всего 46 работ этого сицилийского мастера, и одна из них - в доме Рококс.
Во втором зале работы на грани средневекового искусства и Возрождения, в том числе произведения фламандских примитивистов Рогир Ван дер Вейдена и Яна Ван Эйка. «Св. Варвара Никомедийская» - фаворит Манфреда Селлинка, директора Королевского музея и самое ранее неоконченное полотно в нидерландской живописи. Ван Эйк расписал небо, а затем перестал работать над картиной.
Варвара изображена сидящей перед готической колокольней. Художник использовал историю Святой как возможность изобразить современную строительную площадку - недостроенную башню на недописанном полотне. Работа выполнена настолько изысканно, что выглядит как вполне автономный рисунок.
Третью комнату Рококс использовал как приемную. Сегодня она излучает атмосферу эпохи Возрождения. Прямо над дверью - «Портрет Святого Иеронима» Яна Сандерса Ван Хемессена. Иероним был одним из четырех латинских отцов Церкви. Он изображен на этой картине как ученый, работающий в своей комнате. Череп, крест Христа и Библия - как символы быстротечности. В небе Христос на радуге с ангелами, которые призывают мертвых на Страшный суд. Здесь же - пейзаж Лукаса Ван Фалькенборха. Долину Маас Лукас изображал в ряде случаев, но в этот раз он охватил почти бесконечную и очень подробную для картины 20х30 см панораму. Свинопасы на переднем плане бросают палки в большой дуб, сбивая желуди, чтобы накормить свиней. За ними - река с печами для плавки железной руды по ее берегам, как свидетельство того, что металлургическая промышленность в районе Льежа восходит по меньшей мере к 16 веку. Детали говорят нам, откуда был написан пейзаж. Это церковь, Намюрские ворота и замок города Хай, который, как мы можем видеть, нисколько не изменился.
Хотите увидеть больше? Торопитесь посетить дом Рококса до 2 июля 2017 года. Адрес музея: Keizerstraat 10-12, 2000 Antwerpen
Что мы знаем о Бельгии и бельгийцах?
Из этой страны вышел герой романов Агаты Кристи Эркюль Пуаро, читая о жизни отважных героев Тиле и его друге Ламме Гудзак в романе Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» мы узнаем о свободолюбивом характере фламандского народа, в Бельгии родился знаменитый писатель Жорж Сименон, который наделил своего героя комиссара Мегрэ способностью распутать любое преступление. В детстве на страницах книги Мориса Метерлинка мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут синюю птичку, чтобы спасти больную внучку феи Берилюны, эти земли взрастили писателей, поэтов, величайших художников эпохи Возрождения братьев ван Эйков и Великого Рубенса!
Название «Бельгия» заимствовано у античных историков, которые описывали белгов, осевших задолго до нашего времени на территориях современной Бельгии. Это были самые храбрые воины, сопротивлявшиеся отчаянно нашествию римских легионеров, но силы были неравны, и римляне осели здесь, подчинив себе белгов навсегда.
Некоторые народы в результате мощного нашествия исчезли, другие изменили свой этнический облик, смешавшись с другими племенами.
Римское владычество сыграло благоприятную роль в жизни кельтов- белгов, внеся в жизнь общественную дисциплину и политическую организацию, но впоследствии романизированные территории были захвачены германцами и началось языковое разделение, образовав валлонскую народность и фламандцев-будущих бельгийцев, которые сегодня являются многонациональным народом: бельгийцы бывают франкоязычные и нидерландоязычные, но одно их объединяет давно и прочно: хорошее, здоровое чувство оптимизма.
Поделиться в соцсетях