Мезмай
Мезмай - местечко совершенно самобытное. Причину его притягательности назвать трудно, но именно сюда едут люди из крупных мегаполисов, чтоб забыть о суете и поселиться навсегда в глуши лесов. На улицах Мезмая вы встретите гончаров, плотников, кузнецов, работающих с энтузиазмом и практически исключительно для себя. Рядом - дома фермеров, где можно купить свежее домашнее молоко, творог, яйца. Ухоженные коровы и телята, гуляющие вдоль речки Мезмайки дополняют традиционный пейзаж Мезмая. Но обо всем по порядку и сначала о самом главном - а это, конечно же, горы и водопады.
Итак, Мезмай расположен на стыке трех ущелий: Курджипского, Гуамского и Мезмайского. Река Курджипс образует первые два и, пожалуй, самое известное из них - Гуамское. К ущелью со стороны поселка Гуамка подходит асфальтовая трасса, предусмотрен платный перевоз туристов по узкоколейной железной дороге к центру ущелья, которое доступно и прекрасно в любое время года.
Однако своеобразной визитной карточкой Мезмая считаются Орлиные скалы. Как бы нависая над долиной, Орлиные скалы видны практически из любой точки поселка. На скалах есть несколько обзорных точек, с которых открываются удивительные панорамы всей долины. Посещение всех обзорных точек Орлиных скал занимает около четырех часов и не требует специальной подготовки.
В качестве отдельного маршрута можно выделить посещение знаменитых водопадов - Университетского, Исиченко, Пальмового и Чинарева.
Дышится в Мезмае необыкновенно вкусно, хочется ходить и открывать для себя новые тропы, а затем делиться приключениями и эмоциями с теми, кто дорог.
Мезмай — Гуамка: субальпийское золото Кубани
Всего 180 километров от Краснодара, три часа по хорошей асфальтовой дороги и Вы попадаете в другой мир. Еще 5 лет назад его и вовсе можно было назвать затерянным. Как у Конан Дойля. Прямого автобусного, или иного сообщения Краснодара с Гуамкой и Мезмаем нет. Добраться можно на рейсовом автобусе или маршрутном такси через г. Апшеронск. Отправление автобусов из Краснодар каждые 1-1.5 часа.
Мезмай, водопад Исиченко
Отправление автобусов из Краснодар каждые 1-1.5 часа. Время в пути 2 часа, расстояние около 130 км. Цена билета по состоянию на апрель 16 г. - 255 руб.
Далее на Гуамку, четыре раза в день ходит маршрутное такси - очень приличный беленький Мерседес. Время в пути 40-50 мин. Расстояние 55км. Отправление из Апшеронска: 6-00; 8-00; 12-00; 15-00. Отправление из Гуамки: 7-00; 9-00; 13-00; 16-00 часов. Стоимость проезда 80 руб., в одну сторону.
Из Мезмая в Апшеронск, три раза в неделю - вторник, среда, пятница, ходит рейсовый автобус (вахта), на базе полноприводного КАмАЗа, весьма экзотично. Время в пути около 1.5 часа, расстояние 60км. Отправление из Мезмая в Апшеронск в 6-30 обратно из Апшеронска в 14-00. Автобус ночует в Мезмае. Цена билета 110 руб.
Если Вы не хотите пользоваться общественным транспортом и ехать с пересадками, можно заказать трансфер. Стоимость группового трансфера из Краснодара до 4-х человек - от 5000 руб., в день. Посещать Мезмай и Гуамку на 1 день настоятельно не рекомендую. Вы не успеете посмотреть и 1/10 того что можно увидеть. А посмотреть есть на что.
Потрясающей красоты горные ущелья Гуамское и Курджипское, бесчисленные водопады, пещеры — одна Монахова чего стоит, знаменитая Орлиная полочка и Мезмай камень, г. Матук... О достопримечательностях, размещении, инфраструктуре, прошлом и будущем поселков поселков - расскажу отдельно. Оптимальное время экскурсии в Мезмай с целью изучения имеющихся в окрестностях достопримечательностей 3-5 дней. Для Гуамки - 1-2 дня.
Апшеронская узкоколейная дорога
Мезмай и Гуамка — два горных поселка, расположенных в долине реки Курджипс, что на Западном Кавказе в Апшеронском районе Краснодарского края. Раньше, поселки между собой и с «большой землей» соединяла узкоколейная железная дорога, построенная заключенными в конце 30-х годов для заготовки и вывоза леса. Использовалась дорога и для пассажирских перевозок. Начальным пунктом отправления железнодорожных составов, насчитывающих иногда до 10 вагонов был Апшеронск.
Дорога имела две основные ветки; на посёлок Отдаленный и Плато Лагонаки. Апшеронская узкоколейная дорога являлась самой большой горной дорогой на территории бывшего СССР и представляла сама по себе уникальную достопримечательность. Поездки по дороге, а мне в конце 80-х довелось неоднократно ездить по ней, доставляли настоящее удовольствие. Не выходя из вагона можно было увидеть массу потрясающе красивых мест.
Начиная с 90-х дорога потихоньку приходила в не годность. Шпалы гнили. Рельсы разворовывались на металлолом. Подвижной состав пришел в негодность. На сегодня от дороги остались два условно действующих участка. Первый, совсем малюсенький, от п. Гуамка по направлению на Мезмай примерно до середины Гуамского ущелья — кафешки под названием «1707» расположившейся прямо в ущелье на самом берегу реки Курджипс, где можно перекусить и позвонить по стационарному телефону т. к. в ущелье сотовая связь практический не работает. Длина действующего отрезка всего порядка 1.7 км. По этому участку катают туристов. Паровозик и 2-3 вагончика отправляются из. Гуамки по мере набора желающих примерно 1 раз в час. Однако работает дорога только в выходные и праздничные дни с 9-00 до 19-00. Проезд стоит 200 руб. за взрослого человека, 100 за ребенка от 7-ми до 14 лет. До 7 лет бесплатно. Путешествие на поезде занимает порядка 15-20 мин. Состав идёт очень медленно, по самому краю обрыва поскрипывая на крутых поворотах. Прямо над головой, с обеих сторон реки устремляются в небо скальные массивы поросшие реликтовым самшитом, в некоторых местах достигающие 400 метровой высоты. Занимать места в вагонах лучше с левой стороны. С права обзор значительно хуже т. к. поезд идет по полочке вырубленной во многих местах прямо в скале, до которой, при желании можно дотянуться рукой не выходя из вагона. Делать чего конечно же не стоит.
Второй действующий участок дороги значительно протяженней — 28 км. Начинается в ст. Черниговская и заканчивается в п. Отдаленном (Шпалорез). Дорога находится в очень плохом состоянии, составы по ней давно не ходят. Одиночным порядком ходит локомотив или матриса — полусамодельный автобусик - дрезина на железных колёсах, выглядит очень экзотично, на которых и перевозят всё что только можно. В остальном, от уникальной узкоколейной дорог практический ничего не осталось. В современном Апшеронске о ней напоминает памятник основанию, что на ул. Коммунистической, едва просматривающиеся остатки железнодорожной насыпи у "вокзала" которого тоже давно нет, железные ворота ведшие ранее на территорию леспромхоза а ныне в никуда, да разваливающееся здание локомотивного депо.
Существуют различные, грандиозные планы по восстановлению дороги в полном объеме, с выходом железнодорожного полотна через Камышанову поляну, непосредственно на плато Лагонаки, но дальше планов пока дело не идёт. Много лет не могут восстановить движение между поселками Гуамка и Мезиай, расстояние между которыми всего то 10 км. А оползень сошедший в 2011 году и дополнительно повредивший дорогу, видимо, окончательно похоронил надежду на возобновление железнодорожного сообщения между ними.
Автомобильная дорога Апшеронск - Гуамка
Помимо узкоколейной железной дороги есть и автомобильная. Дорога на Гуамку, начинается на Юго-западной оконечности г. Апшеронска, попасть на которую можно как через центр города так и по объездной дороге, идущей по промзоне. Разницы, ни во времени, ни в расстоянии, практический нет. Стоят указатели. На выезде из Апшеронска находится заправка Лукой (не франшизная) целесообразно заправиться так как далее заправок не будет. Далее следуем указателям на «Черниговскую» и собственно «Гуамку» - всё просто. До п. Гуамка дорога никогда не представляла каких либо трудностей с проездом. В любое время года дорога была и есть доступна для абсолютно любого транспорта. Это, хоть и не первой свежести двухполосная автомобильная дорога с асфальтовым покрытием, в некоторых местах периодический сползающая под воздействием грунтовых вод, но вовремя ремонтируемая и очищаемая зимой от снега, проблем с проездом не представляет. Если не считать встречающиеся, довольно крутые, до 90 градусов, повороты, на которых нужно быть осторожней. Единственное что можно ещё посоветовать авто-туристам, путешествующим в зимнее время — зимняя резина и лучше шипованная. На некоторых участках между ст. Ширванской и ст. Нижегородской, дорога имеет уклоны, до 9%, как на подъем, так и спуск, и хотя дорогу регулярно чистят от снега, посыпают песком не всегда. По ходу движения особых достопримечательностей не увидите, но в целом дорога красивая идущая сначала по широкой горной долине реки Пшеха, которую Вы переедете по мосту на правый берег. В хорошую погоду, по ходу движения впереди видны горы — плато Лаго-Наки, г. Фишт, Оштен и пр. За Ширванской картина меняется. Дорога свернет влево и пойдёт постепенный набор высоты. Дорога пойдет через лес. Движение на всем протяжении абсолютно свободное, а после развилки Черниговская — Нижегородская, где мы уходим влево на Нижегородскую, в низкий сезон можно проехать и вовсе ни встретив ни одной машины. При этом сотовая связь всех основных операторов присутствует практический везде. По пути попадётся несколько простеньких продуктовых магазинов, по старому сельпо, где можно купить основные продукты, однако лучше запастись ими заранее, например на рынке в Апшеронске, где цены, особенно на овощи и фрукты значительно ниже чем к примеру в Краснодаре.
На подъезде к Нижегородской с правой стороны по ходу движения, Вы увидите термальный комплекс «Водолей». Туристическая база, беседки с мангалами, баня, сауна, парковка и самое главное бассейн под открытым небом. Бассейн с минеральной, термальной водой. Особенно необычно выглядит бассейн с отдыхающими в зимнее время, когда температура воздуха понижается значительно ниже ноля, а вода по прежнему остается горячей. Всё действо покрывается облаками густого пара придавая происходящему некоторую не реальность. База пригодна для круглогодичного долгосрочного проживания. Имеет разнообразный номерной фонд и отдельно стоящие домики из оцилиндрованного бревна рассчитанные на одну или две компании. Некоторые из домиков имеет собственные мини бассейны с природной минеральной, термальной водой. На базе можно заказать различные экскурсии по окрестностям. Однако, вблизи самой базы, за исключением выше перечисленного, да пруда, где можно половить рыбу, особенно делать нечего. Проехав базу, через 1-2 км. Мы въезжаем в ст. Нижегородскую. Последняя транзитная станица на нашем пути в п. Гуамку. Красивая светлая станица в долине гор. Название получила в честь 44 Нижегородского драгунского полка, воевавшего с Турцией в Кавказскую войну. Основана в мае 1863 года, и внешне не особенно изменившаяся с тех пор. Газа, водопровода и тем более центральной канализации конечно же нет. Зато какая тишина вокруг, а воздух... Домики отапливаются дровами, вода колодезная во многих дворах пасеки. В станице есть средняя школа, детский сад, клуб, продуктовый магазинчик. Всё. В центре станицы, у памятника павшим во Второй мировой войне дорога расходится; влево — на Мезмай, прямо Гуамка. Осталось 7 км. Перед самым посёлком по мосту переезжаем речку Курджипс, ещё чуть чуть вот и Гуамка. Мы у цели.
Автодорога Апшеронск - Нижегородская — Мезмай
Когда-то попасть в Мезмай можно было только со стороны Майкопа, через Дагестанскую и заброшенный ныне посёлок Хакодзь. Проехать по ней можно можно было только в хорошую погоду. С наступлением сезона дожей, зимой, дорога превращалась в серьезное испытание даже для видавших виды УРАЛов и КраЗов. В 90-х, иногда по нескольку недель в Мезмай, Темнолесскую не могли завезти даже хлеб. С принятием федеральной программы «Концепция создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» куда вошли Мезмай и Лагонаками, идиллия нетронутости места была утрачена. Началось строительство автомобильной дороги Нижегородская — Мезмай. Строительство разбито на два этапа: Нижегородская — Мезмай; Мезмай — р. Молочная, где планируется строительство одной из горных «деревень» для туристов.
Можно много спорить о дороге: хорошо это или плохо? Найдётся множество весомых аргументов с обеих сторон и кучи доводов за строительство и против. Не будем о том. Так уже есть. И так дорога.
Дорогу начали строить в 2012г., нет некое подобие её существовало и ранее. По ней возили лес. Ещё в конце 90-х., по раздолбанной лесовозной дороге в сухую погоду мы пробивались двумя УАЗами на Мезмай и далее Камышанову поляну. На путь, а это был именно путь, длинной в 18км., что до Мезмая уходило иногда 3-4 часа. А пару раз проехать и вовсе не получилось. Теперь всё изменилось. По состоянию на Июнь 2016г. дорога до п. Мезмай построена примерно на 80-85%. До Гуамского перевала (хребет Гуам) или как говорят местные «до вышек» (имеются в виду вышки сотовой связи что находятся на перевале) дорога построена полностью. Это качественная асфальтовая двух полоска, с разметкой, ограждениями, знаками, указателями направлений поворотов и пр. Даже обочины забетонированы. По грунтовым откосам посадили травку, кюветы, водопропускные трубы.... Хорошая, красивая, горная дорога. Попадают уклоны до 12% профиль поворотов, при достаточном стаже вождения, вполне позволяют двигаться со скоростью 50-60км/час, на ровных отрезках до 100км./час. Расстояние от Нижегородской до перевала порядка 9км. до Мезмая 16км.
После перевала, примерно через 1км. Асфальт заканчивается, начинается гравий. Работы, хоть и с перерывами ведутся, достаточно активно. Полностью отсыпано дорожное полотно, готовы многочисленные бетонные подпорные стены на буро набивных сваях, установлены габионны, частично нарезаны кюветы и водопропускные трубы. Еще немного и можно будет укладывать первый слой асфальта. Окончание строительства этого участка запланировано на сентябрь 16г. Если строительство и дальше будет идти этими темпами — это вполне реальный срок. От перевала (вышек) до въезда в п. Мезмай остается 6км. На спуск к п. Мезмай, дорога несколько сложнее за счёт более крутого рельефа. Уклоны достигают 14% а повороты 160гр. Зимой обязательно наличие зимней, желательно шипованной резины.
С перевала, там где стоят вагончики, можно свернуть с дороги на лево и проехав метров 300 по гравийке попасть на одну из обзорных точек называемую «Крест». В январе 2008г., на скальном выступе с которого открывается очень красивый вид на весь поселок Мезмай и долину реки Курджипс, при помощи вертолета, был смонтирован православный шести метровый крест. Заехать сюда стоит именно по пути. Во первых Вы получите общее представление, "вид с верху" так сказать а во вторых не придётся ехать потом, отдельно.
У знака "п. Мезмай" новая дорога заканчивается. Развилка. Прямо - в поселок, на лево в сторону ст. Темнолесская, х. Русский и турбаз «Горная Кубань» и «Формула». Дороги ощутимо хуже, но проезжаемы абсолютно для любой машины. Просто нужно быть аккуратнее. До турбаз от развилки метров 300-400 до центра посёлка порядка 1км. На территории посёлка оборудованных стоянок нет, но и особой необходимости в них нет. Места много. Местное население к туристам относится в целом доброжелательно и если Вы уж очень переживаете за сохранность коня своего, всегда можно договориться и поставить авто кому во двор за символическую плату. Чего мы, никогда не делали. Просто бросали машины там где нам было удобно (разумеется что бы никому не мешать!)и никаких эксцессов ни разу не случалось.
При планировании поездки в п. Мезмай, следует учесть что на всём протяжении от г.Апшеронска до п.Мезмай - 55 км. в одну сторону, нет ни одной АЗС. В крайнем случае, бензин можно купить в посёлке, "с рук" но лучше заправиться заранее. Нет по дороге и СТО. В посёлке есть несколько продуктовых магазинчиков в которых можно приобрести необходимые продукты и спиртные напитки, но выбор будет ограничен а цены несколько выше чем в Апшеронске.
Автомобильная дорога Майкоп - Лагонаки — Камышанова поляна - Мезмай
Попасть в горный п. Мезмай можно двумя путями. Первый, простой и основной из г. Апшеронск через ст. Нижегородская описан здесь ранее. Второй, с элементами некоторого экстрима возможен через Майкоп — Каменомостский — Лагонаки и представляет особый интерес для туристов, которые побывав на плато Лагонаки не хотя попасть в п. Мезмай по короткой дороге - 12 км., а не в объезд через Майкоп и Апшеронск - 120-130 км. Как видим разница в километраже существенная.
Дорога Майкоп — Лагонаки не представляет для проезда никаких проблем, за исключением Новогодних праздников, когда множество туристов на лысой летней резине начинают буксовать в снегу на затяжных, присыпанных, а иногда и заметённых подъемах, которые начинаются сразу за мостом что через р. Белая в сторону плато Лагонаки. Бывали случай когда движение полностью прекращалось на несколько часов, а растаскивать машины приходилось по сути вручную. Поэтому, если едете на плато зимой, наличие зимней резины обязательно! Не помешают и цепи. Положите в багажник, пусть лежат. Про запас. В остальное время года проблем с проездом нет. Нет до указателя Мезмай — 12 км., что будет справа у дороги, примерно через 21-22 км. от начала подъёма и не доезжая порядка 3 км. до Азишской пещеры.
Указатель, три сосны на развилке, поворот на право..., Гравийка..., по началу.... Дорога есть и в сухую погоду проезжаема даже для жигулей, но если Вы боитесь помять-поцарапать своего "коня" лучше не пробуйте. Да и за трактором ходить далеко. Проезд не представляет никакого труда для подготовленной Нивы, УАЗа и пр. С некоторой осторожностью и при наличие внедорожного опыта можно проехать и на стоковых полноприводных машинах с клиренсом от 200мм. Это в летний период. Зимой — как повезет. Можно и на УРАЛе застрять.
Итак, вы решили попробовать. Похвальное решение. Трос, лопата, топор или пила, сапоги должны лежать в багажнике. Свернув по указателю Мезмай-12 км., на гравийку по началу, до турбазы «Колхидские ворота» (прим. 3 км), что находится на краю Камышановой поляны, особых проблем не будет. Дорогу периодический правят и потихоньку можно проехать на любом авто. Дальше хуже. Появляется колея, камни, большие хотя и не очень глубокие лужи, множество объездов наиболее неприятных мест с лева и справа. Все они потом сходятся и главное быть внимательным правильно выбирать вариант объезда того или иного препятствия. Объезды идут прямо по полянам, лесу, естественно никакого дорожного покрытия там нет. Грунтовые «рукава» заросшие травой. Особенно внимательным надо быть в дождливую погоду.
Дорога всё время идёт вниз. Особо крутых спусков впрочем до самого Мезмая не попадётся. Нет и серпантинов. «Улететь» с дороги практический невозможно. А вот застрять — запросто. Дорога достаточно живописная. Поляны чередуются с густым пихтовым лесом, во множестве попадают берёзы, рябина — прямо средняя полоса России. Открываются живописные панорамы. Осеню много грибов а разнотраве и разноцветие осеннего леса никого не оставит равнодушным. Низкие облака, как в Вологодской области и практический полное безветрие круглый год. Удивительная тишина и магическая первозданность. Людей и машин практический нет. В рабочие дни, да поздней осенью, застряв в очередной промоине, ждать помощи от случайных попуток бесполезно. Их может не быть несколько дней. Если откопаться собственных сил не хватило — вниз, пешком, за трактором или УАЗом.
Ближе к посёлку, спуски становятся круче. Грязи и луж почти нет, но дорога очень камениста, кое где переходит в скальные плиты. Не доезжая примерно 3-4 км. до Мезмая через дорогу лежит водопропускная труба. Со временем полотно дороги осунулось и труба значительно выступает над уровнем дороги представляя из себя ощутимую преграду для длиннобазных авто с небольшим дорожным просветом. Если Вы боитесь сесть на «брюхо» а проехать хочется, не поленитесь, потратьте полчасика, поносите камешки или подправьте те что уже есть, подложите перед и за трубой. Кстати, есть нюанс. Спуститься вниз, в посёлок, значительно проще, чем подняться обратно. Т.е. Если Вы со «скрипом» добрались до трубы и решили что Вам её не «взять», не факт, что Вы сможете подняться обратно на Лагонакскую дорогу. Поэтому подмащивать! Дальше проще - проедете.
Труба взята. Ура! Ещё немножко и впереди замелькали домики. Это Мезмай. На самом спуске к посёлку крутой гравийно - каменистый спуск, узко, тормозить лучше двигателем. Вот и посёлок. Поздравляю! Вы сделали это. От въезда до центра поселка примерно 700 метров обычной гравийки.
п. Мезмай — Курджипское ущелье
Самый простой, короткий и вместе с тем очень красивый маршрут из п. Мезмай - это Курджипское ущелье. Маршрут начинается на юго-восточной окраине посёлка, прямо перед мостом через реку Курджипс нужно принять влево, вниз по хорошо натоптанной тропе. В самом начале будут ступеньки выложенные плиткой и родник с чистой водицей который однако в сухую жаркую погоду частенько пересыхает. Чуть дальше 150-250 метров от родника, будут небольшие полянки с костровищами и возможностью поставить палатки. С дровами дело обстоит плохо. Далее блага цивилизации заканчиваются, тропа идет вдоль берега реки. Несмотря на устрашающие таблички типа «Купаться запрещено» есть несколько вполне пригодных для этой цели мест с заводями и относительно спокойным течением, никаких обоснованных причин для не купания на наш взгляд нет. Ну если конечно делать это с умом, соблюдая обычные меры предосторожности при купании. Вода кристально чистая и очень холодная даже летом. Воду можно смело пить.
Метров через 300-400 тропа, круто забрав в верх по склону оставит реку внизу. Мест для стоянки больше не будет. Поэтому для купания и бивуака рекомендуем начало маршрута. Минут через 10-15 неспешного шага подходим к импровизированному мостику перекинутому через обрывистый участок тропы и выходим к водопаду «Шестиметровка». Для людей не искушенных весьма красивое место. Водопад небольшой, объем воды меняется в соответствии с временами года и количеством осадков. Вода, в сухую погоду идеально чистая и небольшая. В дожди и зимой наоборот. Делаем фото и идём дальше.
Минут через 10 выходим к следующему водопаду - «Исиченко». Мощный, всегда кристально чистой воды он просто завораживает своими изумрудно-пенными водами и характерным гулом. Это один из самых красивых водопадов в округе. Вода всегда чистая, а её объем не зависит ни от погоды, ни от времени года — водопад питает подземная река. Если поднырнуть в том месте где она мощным потоком бьет из скал, попадёшь в пещеры, красивые и очень мало посещаемые. Но без специальной подготовки рядовому туристу туда не попасть. Эта подземная река снабжает посёлок Мезмай водой, которая поступает туда по проложенным вдоль тропы пластиковым трубам.
Дальше тропа будет несколько сложнее и круче но до самого конца не представит для проход особого труда. По ней постоянно ходят люди глубоко пенсионного возраста и дети, самого малого возраста в сопровождении взрослых. Если прямо перед водопадом «Исиченко» уйти вправо, вниз к реке, перебраться на противоположный левый берег, попадёшь на тропу которая ведет к «Овечей» пещере. Наиболее эффектно водопад смотрится снизу вверх, от реки Курджипс и даже с противоположного берега. Итак фото сделаны, водица испита, идём дальше.
Следует иметь в виду что дальше по маршруту воды не будет. Нет, конечно можно при определенной сноровке спуститься вниз, к реке, но проще набрать водицы про запас. До конца маршрута ещё мин. 15. Тропа идёт то вверх то вниз, петляя между самшитовыми деревьями с которых как в сказочном лесу свисают клочья мха и лишайников. Сбиться с нее невозможно. Она одна, несмотря на то что кое где расходится рукавами, чтобы опять сойтись через несколько метров. Вот и обзорная площадка. Отсюда открывается удивительной красоты вид на ущелье. Прямо под ногами отвесные скалы до 200 метров, над головой - немногим меньше, внизу шумит река... красота. И тишина. Лучшее время для посещения август — октябрь и лучше в рабочие дни. В выходные и особенно праздники народу бывает очень много, что едва ли способствует неспешному созерцанию и единению с природой. Летом в ущелье бывает довольно душно поэтому лучшее время для посещения с утра, часов до 9-00 или после 14-00 когда ущелье начинает продуваться с низу в верх. Обратный путь займет около 30 ти минут. Возвращение по пути подъема.
Летом, на обратном пути просто невозможно удержаться от купания. Общее время на маршрут от 1 часа. Расстояние от моста до обзорной точки около 1 км. Тропа, особенно в дождь бывает скользкой, одевайте подходящую сезону и погоде обувь. Однозначно не стоит идти в шлепках и туфлях. Берегите себя и приятного отдыха!
Поделиться в соцсетях