Ростовский кремль
Ростовский кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова.
Если у Вас выдался свободный денек и Вы решили посетить древний город Ростов Великий, начните свое путешествие с Ростовского кремля. Кремль расположен в центре города в окружении древних земляных валов. Основатель кремля – Иона Сысоевич – был ростовским митрополитом. Во второй половине XVII века по его заказу была перестроена резиденция архиереев (кремль) и стала отражением рая на земле. И сейчас, оказавшись в кремле, ощущается особая святость этого места.
На территории кремля расположены 5 храмов второй половины с фресками 17 века, Красная и Белая палаты, Самуилов корпус, Судный приказ, гостиница «Дом на погребах», кафе «Погребок», хозяйственные постройки различного назначения. В центре – пруд, находящийся здесь еще с 17 века. В конце XVII архиерейская резиденция переехала в Ярославль. Кремль оказался на балансе местных ростовских властей. Средств на реставрацию зданий не было, помещения сдавали в аренду. А через 100 лет и вовсе городские власти решили кремль разобрать и из кирпича, полученного от разбора кремль, построить в центре города торговые ряды. Помешали этому процессу ростовские купцы Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков. На собственные средства они отреставрировали все помещения кремля.
28 октября 1883 году в Белой палате был открыт «Музей церковных древностей», родоначальник современного музея, расположенного в стенах кремля. В настоящий момент в музее Вы сможете посетить следующие экспозиции: «Музей финифти», «Белая палата. Музей церковных древностей», «Древнерусское искусство», «Ростовская земля и Ростов. Сто веков истории», «Колокола и колокольчики», а также временные выставки.
Обязательно посетите Соборную площадь – исторический центр Ростова. Там вы увидите одно из древнейших сооружений Ростова – белокаменный Успенский собор (1508 – 1512 гг.). Это четвертый по счету собор, расположенный на этом месте. Первый собор, деревянный, был основан в 991 году. Высота этого сооружения 60 метров. Огромные купола собора Вы увидите издалека. Под спудом собора в стародавние времена хоронили самых знатных и почитаемых жителей города: там покоятся ростовские святые, митрополиты, князья.
Рядом с собором расположена уникальнейшая звонница. Там находятся 15 колоколов XVII века. Таких колоколов Вы практически нигде не увидите. Самый большой, «Сысой», весит 32 тонны. До сих пор остается загадкой, как в XVII века поднимали многотонные колокола на звонницу. Если повезет, Вы услышите древние колокольные звоны, записанные на ноты в конце XVIII века священником Аристархом Израилевым. В ходе прогулки по кремлю и Соборной площади наверняка Вы узнаете места съемки знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Возможно, Вам даже захочется спеть строки из песни «Маруся от счастья слезы льет…». В кремле все желающие могут примерить наряд стрельца или царя из известного фильма, сфотографироваться на фоне Красной палаты или стен кремля.
Чернолощеная керамика
Если Вам довелось оказаться в Ростовском кремле, обязательно загляните в мастерскую «Чернолощеная керамика». Она расположена под уникальнейшей звонницей XVII века. Здесь Вы увидите огромное количество изделий черного цвета, напоминающих по внешнему виду изделия из чугуна или металла.
Чернолощеная керамика – древний ростовский промысел. С незапамятных времен в Ростове делали именно такие, «черные» изделия. Единственным материалом, который используют мастера, является обычная местная глина. Ее разводят водой и заливают в гипсовые формы, закрывают второй половинкой формы и оставляют в таком виде на сутки. Через сутки готовое глиняное изделие извлекают из формы и начинают лощить, то есть делать гладким, блестящим. Лощение выполняется при помощи металлической палочки, «лощила». Мастер поливает изделие растительным маслом и заглаживает лощилом. Лощеное изделие помещается в печь и обжигается по особой древней технологии: без доступа воздуха и на березовых углях. В печи предмет приобретает черный цвет.
В мастерской Вы увидите огромное количество свирелей, некоторые из них сделаны по материалам раскопок. Ни кого не оставят равнодушным фигурки птиц, зверей, символ Ростова – олень и т.д. Здесь Вы сможете приобрести крынки, в которых молоко не скисает долго, даже находясь не в холодильнике, глиняные горшочки, подсвечники, вазочки, настенные панно.
Наибольшей популярностью у гостей Ростова пользуются кошки. Ежегодно мастерскую покидают и разъезжаются по всей нашей великой стране тысячи рыжих, черных, белых красавиц. Некоторые путешествуют парами, так как ростовские мастера производят кошек под названием «сладкая парочка». Это кошка и котик. Они являются символом любви, благополучия в доме.
Озеро Неро
Ростов. Озеро Неро.
Ростов Великий расположен на берегу древнего озера Неро. Неро – самое крупное озеро в Ярославской области: длина 12 км, ширина 8 км. Как утверждают археологи, возраст озера примерно 500 000 лет. Когда-то все окрестности Ростова были затоплены водой, так как озеро было в 15 раз больше, чем сегодня. Современные размеры и очертания озера сложились около 6 000 лет назад. С VII по XI вв. по берегам озера проживал финно-угорский народ меря, который дал озеру название, используемое по сей день.
Современная наука слово «Неро» переводит как «илистое, заболоченное место». И действительно ила в озере за многие тысячелетия накопилось много. При средней глубине в 1,5 метра (максимальная – 4 метра) озеро имеет залежи ила, которые местами достигают 20 метров и более. Озерный ил, сапропель, является прекрасным удобрением. Ростовские огородники издавна это знали и использовали его. На озере два крупных острова и несколько маленьких. Один из островов, «Городской», можно увидеть со стен кремля. Острова имеют уникальную особенность – перемещаются по воде на довольно значительное расстояние.
В 1688 году побывал на озере Неро Петр I. Царь выбирал место для строительства русской флотилии. Неро манило его своими размерами, возможностью выхода из озера: река Векса, вытекающая в восточной части, впадает в Которосль, Которосль – в Волгу, а по Волге можно было добраться до Новгорода, а также попасть в Каспийское море. Решил Петр I своими глазами увидеть озеро Неро. Прибыл в Ростов, поселился в кремле, в Красной палате. Пошел прогуляться на озеро, спустился к нему и… произошло ужасное – завяз царь по колено в приозерном иле. Очень рассержен был Петр, сильно ругался, обозвал Неро «грязной ростовской лужей» и уехал в поисках нового места для русского флота.
Однако навигации на озере все же суждено было появиться. Первый пароход с названием «Емельян» пересек озеро от Ростова до села Угодичи в 1883 году. Принадлежал он богатому ростовскому купцу Емельянову. Сегодня прогулки по озеру Неро очень популярны. Совершить незабываемое путешествие можно на небольшом теплоходе, а также на катере или лодке. С воды открываются прекрасные виды на кремль, древние монастыри и окрестные села.
Ростовская финифть
Ростов Великий издавна славится великолепными изделиями из финифти. Их в древнем городе можно купить буквально на каждом шагу. Финифть – это миниатюрная живопись по эмали. Впервые она появилась во Франции в XVII веке. А уже в следующем столетии пришла в Россию.
Основой для росписи служит выпуклая пластинка из тонкого медного листа. С двух сторон пластинка посыпается эмалевым порошком, который получается из размолотых слитков эмали. Затем мастер отправляет заготовку в муфельную печь и обжигает при температуре 800 градусов. Когда пластинка остынет, лицевую сторону вновь посыпают белым эмалевым порошком и обжигают. А потом все повторяется еще раз. Таким образом, на внешней поверхности оказывается три слоя эмали. Пластинка готова к росписи.
Расписывают тонкими беличьими кисточками, точечными прикосновениями. Краски используют тоже эмалевые с окисями различных металлов. Техника миниатюрной живописи требует сосредоточенности мастера и немалых усилий. После каждой прописки пластинка отправляется в печь и обжигается. Чем сложнее произведение, тем больше количество обжигов. Готовую пластинку мастер вставляет в металлическую оправу.
Если работа выполнена с соблюдением всех технологий, то изделие останется таким же ярким и блестящим даже если пройдет 200 – 300 лет.
В XVIII столетии в России финифть не являлась самостоятельным, отдельным произведением. Выпускали ее исключительно в виде отдельных пластинок, которыми украшали вещи, использовавшиеся в церковном обиходе: митры (головные уборы митрополитов), кресты, оклады евангелий. Поэтому писали финифть исключительно на духовные темы. Сегодня увидеть подобные предметы можно в «Музее финифти» в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».
В середине XIX века появляются великолепные иконы, изготовленные в технике финифти, и фотографии в технике гризайли (финифтяные фотографии, выполненные в подражание обычным черно-белым фотографиям). В том же столетии финифть начинает делиться на два направления: профессиональная живопись по эмали и народный промысел. Мастера-профессионалы выполняли дорогостоящие заказы, не ограничивались иконописными сюжетами, писали портреты и пейзажи. «Иконы простого письма» или народный промысел – это маленькие, простые в исполнении иконки, которые продавали сотнями. Чтобы прокормить себя и семью мастер-финифтянщик ежедневно писал от 500 до 800 иконок.
В 1930-е годы ростовские мастера начинают выпускать первые женские украшения. В 1960 году открывается фабрика «Ростовская финифть», которая успешно функционирует и по сей день, а эмалевые изделия известны на весь мир.
В настоящий момент финифть – это настоящее ювелирное украшение. Мастер-эмальер работает рука об руку с ювелиром. На фабрике можно приобрести современные иконы, картины, украшения, в оправах из серебра и мельхиора. Современный Ростов - это центр изготовления финифти в России.
Усадьба Кекиных
В доме №32 по улице Покровской (ныне Ленинской) в 1838 году появился на свет человек, которого помнит весь Ростов – купец I гильдии Алексей Леонтьевич Кекин (1838—1897). Род Кекиных ведется в Ростове с XVII века. В те времена Кекины принадлежали к редкому сословию сокольи помытчики. Предки А.Л. Кекина ловили ястребов, соколов, кречетов, обучали их охоте на дичь и поставляли царю. Царь Алексей Михайлович не жалел денег за хорошо обученных птиц. На соколином промысле Кекины заработали первые деньги и вступили в купечество.
Отец Кекина, Леонтий Федорович, имел фирму в Санкт-Петербурге, занимался экспортом хлеба. Перед смертью он разделил поровну нажитый капитал между тремя сыновьями. Однако только средний сын, Алексей, смог правильно распорядиться наследством и приумножить его во много раз. А.Л. Кекин уже в 16 лет представлял фирму отца в Санкт-Петербурге. Во многих городах у него были доходные дома, помещения в которых он сдавал в аренду. И по сей день в Санкт-Петербурге на Невском проспекте можно видеть два дома когда-то принадлежавшие Кекину, два дома в Казани, несколько домов в Новгороде. За короткое время Алексей Леонтьевич нажил многомиллионное состояние.
Однако судьба была к нему неблагосклонной: в 38 лет он овдовел, один сын умер в младенчестве, а второй не достигнув возраста 20 лет. Кекин остался совсем один. Когда не прошло еще и 40 дней с момента смерти второго сына, Алексей Леонтьевич переписал свое завещание и свое огромное, многомиллионное состояние завещал родному городу Ростову, хотя в то время он в Ростове уже давно не жил. Ростов – это город его детства. С 16 лет Кекин проживал в Санкт-Петербурге. В завещании было указано, на какие цели использовать оставленные средства.
Первый пункт завещания – строительство в Ростове гимназии. В 1907 году гимназия приняла первых учеников. И сейчас в центре Ростова можно видеть большое красивое здание гимназии имени А.Л. Кекина, где учатся более 2000 школьников. Вторым желанием Кекина было строительство в городе университета. Третий пункт – железная дорога от Ростова через Углич до Санкт-Петербурга. Однако в 1914 году началась Первая мировая война и деньги мецената были использованы на военные цели.
В 1870-е годы Алексей Леонтьевич построил в Ростове фабрику «Рольма» (Ростовская льняная мануфактура). В 1880-е годы на деньги Кекина во всем городе был проложен водопровод, которым Ростов пользуется и по сей день. Деревянные трубы, сохранившиеся за счет особого свойства ростовской земли.
В настоящий момент родовая усадьба Кекиных открыта для всех желающих. В 2008 году здесь был открыт «Музей ростовского купечества», воссозданы интерьеры старинного купеческого дома. Поднявшись на второй этаж по дубовой лестнице, Вы окажетесь в «Гостиной», где принимали гостей, играла музыка. Далее комната хозяйки дома, где можно увидеть одежду и вещи, когда-то принадлежавшие Кекиным. В «Столовой» вас встретит накрытый стол. Здесь непременно вам расскажут об особом рецепте приготовления селедки Любови Ивановны Кекиной. В «Кабинете» рабочий стол, письменные принадлежности, мужской костюм, книги. Выйдя из экспозиции, вы сможете посетить небольшой зимний сад.
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
На берегу озера Неро расположился один из древнейших монастырей – Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в начале XIV века епископом Иаковом. Иаков был главой епархии. Однажды он вступился на собрании горожан, именуемом «вече», за женщину, которую ростовцы собирались казнить. За это жители города в гневе выгнали Иакова из Ростова. И это был не единственный случай изгнания неугодных. Иаков вышел на берег озера, снял с себя мантию, опустил ее на воды Неро, встал на мантию и поплыл. Народ ростовский не верил своим глазам. Все бежали за Иаковом и просили прощения. Долго плыла мантия с Иаковом и остановилась на берегу в пригороде Ростова. Иаков вышел на берег, сказал, что прощает своих обидчиков. Решил он остаться один. Но многие из тех, кто видел чудо, решили остаться с изгнанным епископом. Иаков начал строить монастырь.
Первый монастырь был деревянный и назывался Зачатьевский в честь зачатия Святой Анны. Но впоследствии был переименован в Яковлевский. Как оказалось, не один Иаков искал уединения в этом месте. Примерно за 100 лет до Иакова, в начале XIII века, рядом с этим местом был основан Спасо-Песоцкий монастырь. Он был посвящен Спасителю Христу и располагался на сухом месте, на небольшой возвышенности, «на песках», как раньше говорили. В Ростове все обычно называли этот монастырь «княгинин», так как основательницей была жена ростовского князя Василия Константиновича княгиня Мария. Князь был молодым, ростовцы его любили и называли просто Василько.
В марте 1238 года состоялась Ситская битва. Василько собрал дружину и бился с татарами на реке Сить. Дружина князя была разбита, а Василько попал в плен. Татары уговаривали князя перейти на их сторону. Они обычно всем русским князьям предлагали сотрудничество. Но князь отказался. Пока был в плену, он ничего не ел и не пил, чтобы не осквернять себя едой врагов. И татары убили князя. Княгиня Мария поехала на место битвы, нашла в лесу тело мужа, привезла в Ростов и захоронила под Успенским собором, где по сей день он покоится. За то, что князь веры православной не предал, не поддался на уговоры врагов, он был причислен к лику святых.
Василько – единственный святой князь на Ростовской земле. Традиция в те времена была такова, что после смерти мужа княгиня должна была сразу постричься в монахини и уйти жить в монастырь. На момент гибели князю Василько было 28 лет, а княгине чуть более 20 лет. Остались у князя два маленьких сына, которых надо было вырастить и передать им княжество. Поэтому не могла княгиня уйти в монастырь. Она стала регентом при сыновьях. Но в память о муже она начала строить монастырь. Впоследствии, когда сыновья выросли, Мария постриглась в монахини и жила в построенном монастыре до самой смерти. Княгиня Мария считается первой женщиной-летописцем. Она написала «Память» о муже, которая вошла в состав русских летописей. Долгое время два монастыря, Яковлевский и Спасо-Песоцкий, находились рядом, примыкали друг к другу. Так продолжалось до второй половины XVIII века.
В 1764 году Екатерина II провела секуляризационную реформу, согласно которой две трети всех монастырей и церквей упразднялись. Не для кого не секрет, что все цари, люди знатные и богатые не жалели денег на церкви, делали значительные денежные вклады. Но самые богатые вклады были вотчинами. Когда боярин или дворянин постригался в монахи, он жаловал монастырю все нажитое имущество. Таким образом, церкви и монастыри богатели. Почему Екатерина II пошла на это? У нее на службе были дворяне, которые денег за службу не получали. Благодарила она их тем, что дарила земли с крепостными крестьянами. К тому времени больше всего земель было сосредоточено вокруг монастырей.
Например, Борисоглебский монастырь, расположенный в 18 км от Ростова, имел 22 000 десятин земли эти примерно 24 000 Га), более 7 000 крепостных крестьян, 320 сел и деревень. Поэтому среди прочих был упразднен Спасо-Песоцкий монастырь. Он лишился почти всех земель, практически все монастырские постройки были разобраны за ненадобностью, а часть оставшихся приписаны к Яковлевскому монастырю. Яковлевский монастырь судьба Княгининого монастыря миновала. Более того, Екатерина II ежегодно выделяла деньги на содержание данного монастыря. Дело в том, что в Яковлевском монастыре покоится святой Димитрий Ростовский, которого императрица почитала.
С 1702 по 1709 годы Димитрий был ростовским митрополитом. Главный труд его жизни носит название «Четьи-минеи». Это 20 огромных томов, где описаны жития всех православных святых, расположенные в порядке празднования их памяти по церковному календарю. Димитрий начал писать эти книги в 18 лет, когда был иноком в Киево-Печерской лавре, а завершил уже будучи митрополитом в Ростове. В стенах архиерейский резиденции, именуемой ныне кремлем, Димитрий открыл театр, где занимались только мальчики. Там ставили спектакли, разыгрывали сценки на сюжеты из жизни Христа. До сих пор в Москве, в театре Бориса Покровского, проходит спектакль под названием «Ростовское действо», поставленный в начале XVIII века Димитрием Ростовским.
У митрополита была икона Ватопедской Божией Матери, которой он всегда молился. После смерти Димитрия икона была установлена на его могиле. Шел поток людей, поклониться Димитрию, люди молились у иконы. И начали происходить чудесные исцеления. В монастыре даже завели специальную тетрадь, где записывали кто исцелился и от какой болезни. Данная тетрадь в настоящее время хранится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». В ней содержится 360 записей. Через 50 лет были обретены нетленные мощи Димитрия. Возник вопрос о том, где должен покоиться святой. По статусу мощи Димитрия должны находиться в Успенском соборе рядом с другими митрополитами. Но, когда митрополит впервые посетил Яковлевский монастырь, он предсказал дату своей смерти и сказал, что будет покоиться рядом с Иаковом. Пока шли споры, по указу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена рака из царского серебра. Но приехать в Ростов на переложение мощей святого Елизавета не успела, умерла. И серебряную раку привезла взошедшая на престол Екатерина II. Она прошла крестным ходом от Успенского собора по центральной улице Ростова до Яковлевского монастыря пешком рядом с другими верующими.
Всю свою последующую жизнь императрица молилась святому и выделяла деньги на содержание монастыря, где он покоится. Но не только в этом выразилась любовь Екатерины II к Ростову Великому и к святому Димитрию. Всем известно, что существует еще один город с таким же названием – Ростов-на-Дону. Сегодня это крупнейший город на юге России. Мало кто знает, что судьба двух городов тесно связана. В честь святого Димитрия, который был родом с юга, в честь Ростова, где он покоится, Екатерина II повелела Темерницкую крепость переименовать в Ростовскую. Сейчас это город Ростов-на-Дону.
В названии монастыря появилось еще одно слово «Димитриевский». Сейчас на территории монастыря расположены три храма: Зачатьевский, Яковлевский и Димитриевский. Самый большой и красивый – Димитриевский собор, где покоятся мощи святого Димитрия Ростовского. Рядом находится чудотворная икона Ватопедской Божией Матери и «Четьи минеи». Собор необычный. Он похож больше на театр, нежели на храм: колонны, скульптуры, барельефы. Вся эта красота была выполнена руками крепостных крестьян графа Шереметева. У Николая Петровича рядом с Ростовом было имение. Граф часто приезжал молиться святому Димитрию, просил послать ему сына. У Шереметевых был собственный театр, где спектакли ставили крепостные актеры и актрисы. Всем известна история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Именно она родила графу сына, который был назван Дмитрием.
Богоявленский Авраамиев монастырь
В Ростове Великом пять действующих монастырей. Самый древний из них – Богоявленский Авраамиев, основанный в конце XI века. Он считается старейшим в Центральной России. Расположен монастырь на берегу озера Неро, в восточной части города.
В XI веке на этом месте стоял идол языческому богу Велесу, и было устроено капище, где приносили жертвы. Несмотря на то, что в Ростове в 991 году был построен первый Успенский собор и организован центр епархии, большая часть населения города были язычниками. Язычество сохранялось вплоть до начала XII века.
Преподобный Авраамий мечтал разрушить идола, а язычников обратить в христианство. Однако Велес был, как заколдованный, не мог к нему приблизиться Авраамий. Однажды преподобный встретил старца, который поведал, что нужно отправиться в Царьград и молиться там иконе Апостола Иоанна Богослова. Путь предстоял долгий. У Авраамия не было даже лошади. Но он помолился и отправился в дорогу. Пройдя 3 км от родного города, преподобный собирался перейти речку Ишню, но не успел. Перед Авраамием явился Апостол Иоанн Богослов. Апостол благословил путника, подарил ему обычный камыш, который вложил в длинный жезл, а поверх надел крест, и велел возвращаться в Ростов. Подаренным жезлом Авраамий смог разрушить языческого идола. Эта история нашла отражение в фресковых росписях XVII века в церкви Апостола Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Церковь открыта для посещения с 1 мая до 1 октября.
На том месте, где когда-то располагался языческий идол, Авраамий отстроил деревянный монастырь и был посвящен в его настоятели.
Жезл, как особая святыня, долгое время хранился в монастыре. В середине XVI века приезжал в монастырь Иван Грозный. Царь собирал второй поход на Казань и хотел помолиться преподобному Авраамию, так как Авраамий боролся с людьми другой веры (язычниками), и Ивану Грозному предстояло то же самое. Царь, помолившись святому, забрал чудесный подарок апостола Иоанна Богослова с собой. Казань была взята. А Иван Грозный в благодарность святому прислал в монастырь своих мастеров. По повелению царя в 1553 году был воздвигнут Богоявленский собор, который сразу же после завершения строительства был расписан. С тех пор чудесный жезл в Ростов не вернулся, след его был утерян.
Сегодня помимо Богоявленского собора в монастыре можно увидеть еще два храма – Ввеенскую и Никольскую церкви, выполненные во второй половине XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем, строителем архиерейского дома, ныне известного, как Ростовский кремль. Ранее Иона был настоятелем Богоявленского Авраамиева монастыря. Для посещения в монастыре открыт лишь один храм – надвратный Никольский. Церковь имеет трёхъярусное устройство: подклет, сам храм и колокольню в верхней части. В небольшом, но уютном храме находятся мощи преподобного Авраамия, свергшего языческого идола.
Долгое время Авраамиевский монастырь являлся мужским. В 1915 году, когда шла Первая мировая война, боевые действия проходили на территории Белоруссии. В Ростов из г. Полоцка был эвакуирован женский монастырь. Уже более ста лет монастырь является женским. Днем монахинь можно увидеть в Никольском храме. Каждая из них занята своим делом.
В советские годы постройки монастыря сильно пострадали. С 1919 года большая часть помещений использовались в качестве квартир для рабочих фабрики «Рольма». Введенскую церковь занял вытрезвитель, одно из помещений было отведено под ясли. В настоятельском корпусе расположилась тюрьма. Имущество монастыря было разграблено.
В 1990-е годы началось возрождение монастыря. Первым делом был треставрировал Никольский храм. Взамен утраченных стен вокруг монастыря устроено металлическое ограждение. Посажен яблочный сад, разбит огород. Монастырь обзавелся подсобным хозяйством.
В Ростов с детьми
Ростов Великий – небольшой провинциальный город с тысячелетней историей, в котором интересно будет не только взрослым, но и детям. Разумеется, первое место, где стоит побывать – Ростовский Кремль. Перед посещением посмотрите фильм «Иван Васильевич меняет профессию», детки обязательно увидят в этом кремле места из фильма. Здесь же для детей будет уникальная возможность подняться по тесной винтообразной лестнице на колокольню, с которой открывается удивительный вид на город. А на колокольне они притронуться к огромным колоколам, которые находятся здесь несколько веков. Гуляя по стенам монастыря, ребенок может почувствовать себя воином-богатырем, защитником города. И в самом Кремле детям будет интересно посмотреть экспозиции с древним искусством, медалями, утварью, одеждой.
За Ростовским Кремлем находится художественная галерея «Хорс». Туда стоит заглянуть с детьми. Во дворе дома встречают интересные скульптуры, с которыми любят фотографироваться. Во дворе же дают возможность детям пострелять из лука, арбалета и ружья. По самому дому проводятся бесплатно экскурсии, рассказывают о русском быте и показывают выставку эмали.
Далее по тропинке в сторон озера Неро встретите магазинчик с сувенирами и мастерскую. Здесь всем туристам проводят на выбор мастер-классы: роспись глиняных свистулек. Ребенок расписывает так, как ему нравится, мастер при необходимости помогает, и эту работу ребенок забирает с собой на память.
И конечно, дети бывают в восторге от озера Неро. Многие принимают его за настоящее море. Оно прекрасно в любое время года, но летом по озеру катают на катере. Ростов обязательно стоит посетить с детьми, им будет, что вспомнить!
Ростовский кремль
Если теплым летним днем Вы посетили Ростовский кремль, обязательно прогуляйтесь по стенам и зайдите в церкви, где сохранились фресковые росписи второй половины XVII века. Ростовский архиерейский дом или кремль, как сейчас принято его называть, был отстроен по замыслу митрополита Ионы Сысоевича. Долгое время он служил резиденцией ростовских митрополитов. Высокие стены, три ряда бойниц… Посетитель, впервые бросивший свой взгляд на кремль, скажет, что это настоящая крепость. Но, присмотревшись, поймет, что это всего лишь декорация крепости, так как стены в нижней части имеют толщину менее метра, а вверху, там, где летом гуляют тысячи туристов, едва достигают 2,5 метра.
Началом строительства кремля является постройка церкви Воскресения (1670 г.). Церковь стоит на двухэтажном подклете, внутри которого устроены проход и проезд. Сама церковь располагается на третьем ярусе. Практически все церкви при митрополите Ионе строили таким же образом, так как там не было отопления, близко находятся грунтовые воды. Такая конструкция защищает от влажности. У церкви пять куполов, две башни со стороны Соборной площади, а также имеется маленькая самостоятельная шатровая колоколенка. Поднявшись на третий ярус, Вы увидите, что весь храм покрыт фресковыми росписями. Они были выполнены между 1670 и 1680 годами бригадой ярославских и костромских мастеров. В куполе помещено изображение Господа Саваофа – Бога Отца, которое повторяется в каждой последующей церкви. В восточной части свода «Распятие», «Снятие с креста» - события, которые предшествовали Воскресению Христа. На западной части свода «Вознесение».
На восточной стене фресковый иконостас, состоящий, как любой классический русский иконостас, из пяти ярусов: местный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий. На стенах пять ярусов фресок «Страсти Господни». Здесь рассказывается о земной жизни Христа.
Большинство посетителей сразу же обращают внимание на то, что вся церковь покрыта множеством отверстий, «как будто тут кто-то стрелял», как отмечают многие. На самом деле это отверстия от левкасных гвоздей, которыми в XVII веке крепили штукатурку. Это крупные кованые гвозди длиной около 15 см, диаметр шляпки около 5 см. Поверх шляпки наносился небольшой слой штукатурки. Однако из-за того, что в церкви нет отопления, со временем появлялись капельки влаги, конденсат, вокруг шляпки гвоздя. Фреска в этом месте надувалась и отваливалась.
В верхней части можно увидеть голосники – большие отверстия, с помощью которых в церкви создается акустика. Если повезет, здесь можно услышать прекрасное выступление музейного ансамбля.
Из церкви Воскресения Вы попадете на стены, откуда открываются прекрасные виды на другие храмы, Государские хоромы (путевой дворец русских царей), Самуилов корпус, где весь второй этаж занимали личные покои митрополита, пруд, выкопанный еще при Ионе Сысоевиче.
Второй храм, куда Вы сможете зайти с переходов кремля, носит название Церковь Апостола Иоанна Богослова. По указу Ионы храм был возведен в 1683 году. Снаружи он является копией церкви Воскресения. Фрески здесь были написаны в год строительства храма. В куполе – Господь Сафаов. На сводах «Страсти Господни». На восточной стене фресковый иконостас. На трех стенах фрески расположены в шести ярусах. Два верхних яруса носят название «Евангельский цикл», перед Вами предстанут сюжеты из Евангелий. Три последующих яруса посвящены апостолу Иоанну Богослову. Здесь рассказывается о его жизни, путешествиях, о кознях бесов. Нижний ряд фресок повествует о жизни святого Авраамия. Многим известна история о чудесном свержении языческого идола Велеса жезлом, полученным от апостола Иоанна Богослова. Этому преданию посвящена первая часть фресок нижнего яруса. На восточной окраине города ныне расположен Авраамиевский монастырь, отстроенный в кон. XI века на месте бывшего центра язычества.
Вторая часть фресок повествует о том, что преподобный стал настоятелем отстроенного им монастыря. На фресках можно увидеть келью, где молится Авраамий. Помолившись, он накрыл крестом кувшин, куда спрятался бес. Однажды ростовский князь посетил келью Авраамия и снял крест с кувшина. Бес за мучения решил отомстить преподобному. В образе воина он явился к князю и рассказал, что Авраамий нашел большой клад, однако хочет его утаить. Князь велел тут же доставить к себе настоятеля монастыря. Авраамия привезли, он помолился, воин снова превратился в беса и исчез. Князь просил прощения у преподобного и одарил его монастырь.
В этом храме большая часть фресок уже отреставрированы. Прежде чем преступить к восстановлению росписей, мастера осторожно извлекают каждый левкасный гвоздь из стены. Если этого не сделать, со временем храм снова будет покрыт многочисленными отверстиями. Однако если извлечь все гвозди, вся штукатурка упадет. Поэтому реставраторы достают гвозди по одному, а затем вставляют в отверстие керамический гвоздь, короткий, но с крупной шляпкой. А затем уже наносят штукатурку, скрывающую шляпку. Это сложный, трудоемкий процесс.
С южной стены кремля можно увидеть Митрополичий сад, где растут яблони, груши, вишни, сливы, различные кустарники. В Чайном домике Вы сможете насладиться травяными чаями из душистых трав, выращенных в аптекарском огороде, отведать сбитень и ростовскую медовуху. За садом открывается вид на огромное озеро Неро.
Далее Вы попадете в просторное помещение, именуемое «Белая палата». В центре столб, который некогда являлся печью. В 1880-е годы купцы А.А. Титов и И.В. Шляков открыли здесь «Музей церковных древностей». Сейчас в Белой палате Вы увидите реэкспозицию первого музея, где представлены деревянная скульптура, резные иконы, церковная утварь, портреты царской семьи, стол, за которым собирался совет музея, камертоны священника Аристарха Израилева, изготовленные для настройки соборных колоколов. Обратите внимание, в центре зала помещен портрет строителя кремля Ионы Сысоевича.
Выйдя из Белой палаты, Вы окажетесь на «гульбище» - открытой площадке, соединяющей Белую палату и Самуилов Корпус. Здесь можно увидеть церковь Спаса-на-сенях (1675 г.), которая являлась главным храмом кремля. Внутри она необычная: на солею ведет лестница в восемь ступеней, а фресковый иконостас практически полностью закрыт от глаз, молящихся высокой алтарной преградой. Отличительной особенностью храма является то, что всю западную стену занимает огромная фреска «Страшный суд», повествующая о втором пришествии на землю Иисуса Христа и о суде над живыми и мертвыми. В самом верху представлен Господь Сафаов. Ярусом ниже Христос в золотых одеждах восседает на радуге. К нему припадают Адам и Ева, они первыми пришли на суд. Под Иисусом Престол и Книга Жизни, где записаны плохие и хорошие человеческие поступки. Еще ниже Судные весы. Одну чащу пытаются перетянуть бесы, а на другой лежит белый платок. Рядом с весами человеческая душа в образе полуобнаженного юноши. Этому сюжету предшествовала легенда, рассказывающая, что человек, чья душа здесь представлена, был грешником, но под конец жизни раскаялся. Господь сказал, что простит его, если тот содержит десять добрых дел. Но мужчина был прикован к постели, сокрушался, плакал, вытирал слезы белым платком. Он умер, так и не совершив хороших поступков. Но врач, который его лечил, взял платок после его смерти и положил на чашу весов. И она перевесила. Это означает, что слезы покаяния сделали свое дело. Слева, в верхней части, рай, где сидят Богородица и святые. В этой части фрески можно видеть шествие праведников в рай. С противоположной стороны, в правом нижнем углу, в виде красного зверя изображен ад. На звере сидит Сатана, а у него на коленях Иуда, держащий в руках мешочек с 30 серебряниками, за которые он предал Христа. Из пасти зверя поднимается к человеческой душе извивающийся змей. На нем человеческие пороки. В центре нижней части круг и четыре зверя. Они символизируют четыре великих царства, которые должны смениться на Земле перед вторым пришествием Христа: Римское, Македонское, Перское и Вавилонское. Слева от круга можно увидеть умерших людей, которые встают из могил, из рек и морей, идут на суд Божий. Справа от круга, в клеймах, показаны муки грешников.
В витрине можно увидеть гвозди, которыми крепили штукатурку к стене, а также здесь показан процесс реставрации фресковых росписей.
Поделиться в соцсетях