Очарование Северной Венеции
Санкт-Петербург - восхитительный город. Много сказанного и много чего может добавить о нем каждый посетивший турист. Город с относительно молодой историей, но достаточно разнообразной и богатой и по сей день волнует и восхищает, как и жителей, так и приезжих. Северная Венеция, город вечных дождей и доброжелательных горожан, в Санкт-Петербурге есть что посмотреть, даже гуляя самостоятельно по таинственным улочкам и набережным. Нет-нет да и наткнешься на что-нибудь интересное. Истинные романтики и авантюристы придут от знакомства с Санкт-Петербургом в полнейший восторг и умиление. Достопримечательностей неимоверное количество, как с исторической точки зрения, так и с современной. Очень много интересных скульптур, причем каждая имеет свои устоявшиеся традиции, что-нибудь да потереть придется или же бросить монетку. Таинственная аура пронизана духом истории, гуляя по исторической части города, волей-неволей начинает играть воображение. Город всегда полон туристами с различных стран, его по праву можно считать культурным и гостеприимным.
Петербургский трамвай
Петербургский трамвай – не просто общественный транспорт, но одна из важных достопримечательностей города. Сегодня трамвайные дороги убраны с Невского проспекта и пересекающих его улиц. Но если пройти немного по центру города в сторону Обводного канала или перейти через Неву на Васильевский остров или Петроградскую сторону, или выехать за пределы исторического центра, то одним из самых удобных видов транспорта будет именно трамвай. Сегодня в трамвайных парках Санкт-Петербурга есть и трамваи постарше, и поновее, и даже комфортабельные вагоны с отоплением и беспроводным интернетом, которые, к слову, практически не звенят. Но звон подъезжающего трамвая мил сердцу горожан: он окутывает повседневную суету ореолом романтичной созерцательности.
С 1860 года в Петербург, как и в другие мировые столицы и крупные города, приходит новый вид транспорта – городская конка. Это были «экипажи», предназначенные для перевозки большого количества пассажиров, передвигавшиеся по рельсам и приводимые в силу бегущими впереди лошадьми. Перевозка такого количества пассажиров в одном экипаже удешевила цену общественного транспорта для горожан, рельсы конки быстро окутывали Петербург. В 1904 г. была пущена первая линия экипажей, передвигавшихся посредством электрической тяги. С этого начинается история петербургского трамвая.
К 1914 году трамвайные рельсы опоясали весь Петербург. Трамваи перенимают у конки статус символа развитой столицы. После окончания Первой мировой войны трамвайные пути продолжают развиваться, затем добавляются другие виды общественного транспорта – троллейбусы и автобусы. В годы блокады трамвай был единственным видом общественного транспорта и единственным видом транспорта вообще, за исключением автомобилей, развозивших продовольствие. Практичность трамваев и лишь укрепившаяся в эти годы любовь горожан к ним, определила важное место трамвая в жизни города. И сегодня трамваи любят за экономность, экологичность, удобство проезда по отдельно выделенной линии.
Но есть и другие причины любить этот транспорт. Вехи истории развития трамваев в Петербурге совпадают с историей самого города. Истории трамваев посвящена экспозиция Музея истории электрического транспорта в Санкт-Петербурге, которая находится в Василеостровском трамвайном депо на Среднем проспекте, 77. Но трамвай вхож в историю Петербурга и с другой, «непарадной» стороны. Это яркий художественный образ и герой городского фольклора. Конки и трамваи мимолетом проносятся по повествованию и играют главные роли. В 1880х годах «по нескольким линиям - по Невскому, по садовой, на Васильевский остров, на Выборгскую сторону - по рельсам неторопливо бегала конка: упряжка в две лошади, большой фонарь спереди, узенькая лестница винтом на открытый империал. Проезд в вагончике стоил пятак, наверху, на вольном воздухе - три копейки». После революции Михаил Зощенко начинал многие свои рассказы неизменным «еду я давеча в трамвае». В годы блокады горожане воспели ленинградский трамвай в песнях и стихах как символ надежды на освобождение города и конец войны. Лирический герой стихотворений Бродского «смотрел на убегавшие трамваи, на вереницу тусклых фонарей», грустя о снесенной Греческой церкви, и его тревожный сон «был прерываем будильником, грохочущим трамваем, огромный город рвущим на куски».
3309 на маршруте
Сегодня, как и прежде, трамвай – любимый транспорт петербуржцев. С ним связаны воспоминания, с ним ассоциируются важные события, он создает особую городскую атмосферу. В трамвай нужно садиться, когда никуда не спешишь: он не отвлекает от любования городом и от собственных мыслей, навевает мечты, воспоминания и желание прочесть хорошую книгу. Поездка на трамвае, как и на любом общественном транспорте в Петербурге, может стать лучшей экскурсией. Главный секрет в том, что трамвай – часть питерской повседневности, соприкасаясь с которой, лучше понимаешь город и его жителей.
Погас фонарь.
Трамвай ушел.
Седой январь.
Летящий шелк.
Глухой февраль.
Знакомый лед.
Горит фонарь.
Трамвай идет. (Вера Огарева)
Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга
Часто контекст музейной экспозиции – сухой, академичный, назидательный – не позволяет выставочным экспонатам в полной мере продемонстрировать свое предназначение. Но есть вещи, которые просто не могут быть представлены вне особенностей своего обычного существования. Таковы трамваи и троллейбусы в Музее электрического транспорта в Санкт-Петербурге. Это редкий музей, где экспонаты - трамваи - находятся в контексте своей обычной жизни, среди таких же трамваев, но действующих. Строго говоря, сам Трамвайный парк №2 Васильевского острова, где находится музей, отчасти является музейным экспонатом.
Идея собрать в одном месте все образцы трамваев, работавших в городе, появилась в 1970 гг. В 1990х. удалось собрать почти все модели, и началась их активная реставрация, так как многие не содержались должным образом, часто стояли под открытым небом. В 200м году отреставрированные экспонаты размещают в ангарах Музея. В коллекции Музея также есть реплика экипажа конки – первого общественного транспорта города, предшественницы трамвая. Кстати, памятный монумент этому виду транспорта, внутри которого можно сделать фото, также находится на Среднем проспекте Васильевского острова у метро Василеостровская.
Сегодня коллекция имеет не только трамваи, но и троллейбусы старых моделей. Есть в коллекции музея и более традиционные экспонаты: кассовые аппараты, форма рабочих депо, образцы проездных билетов, фотографии, карты, архивные документы. Но в этот музей идут прежде всего за возможностью походить по салонам ретро-трамваев, узнать их историю и поучаствовать в интерактивных экскурсиях, организованных работниками музея.
Трамвай на Тучковом
С апреля по октябрь Музей выпускает из депо для ретро-прогулок по городу настоящие раритеты – трамваи 1920-40х гг. Трамваи выходят в город и по особым праздникам, таким, как 9 мая, День Снятия блокады или Ночь Музеев. Для городского трамвая это также праздник: в дни блокады грузовики с продовольствием и городские трамваи были единственным видом транспорта, и то, что трамваи продолжали ходить и участвовать в городской жизни, давало людям надежду и мужество. Наверное, это одна из причин любви горожан к этому виду транспорта. В 1990х сеть трамвайных дорог и активность движения в Санкт-Петербурге были занесены в Книгу Рекордов Гиннеса как самые масштабные в мире. В 2000х трамвайная сеть была сокращена, и этот рекорд перешел к Мельбурнскому трамваю. Но и сегодня трамвай – любимый петербуржцами вид транспорта. И поход в Музей на Среднем, 77, будет лучшим способом весело провести время и узнать много удивительных вещей.
Об экскурсиях и возможных выездов ретро-трамваев в город лучше заранее уточнять по тел. 244-18-20 доб.4910
Время работы музея - 10:00-18:00, касса – до 16:30, выходные – понедельник, вторник
Официальный сайт Музея
Улица Репина
Улица Репина значится во всех путеводителях по Санкт-Петербургу как самая узкая улица города. Это действительно так: в начале улицы при повороте от Румянцевской площади её ширина действительно составляет минимальную для улицы Петербурга ширину: 5,6 м. В разное время на ней жили Белинский, Крылов, Достоевский, Анна Ахматова приходила позировать художнику Натану Альтману для своего знаменитого портрета. И в прошлом, и сейчас, в мансардах домов по улице Репина располагаются художественные мастерские. Именно за артистичность улицу и стоит посетить.
Улица Репина, до этого носившая другие названия (Соловьевский переулок, Песчаный переулок, Песчаная дорога) является одной из самых старых улиц Петербурга. Она существовала как внутренний проезд между типовыми домами проектировки Леблона, не предусматривающими въезд с парадной стороны, ещё в начале XVIII в. Европейский вид её внутренних дворов и сейчас уникален даже по меркам Петербурга. Это естественные декорации для съемок исторических фильмов, любимый сюжет художников и кладезь для историка архитектуры, который найдет здесь лучшие образцы типовой застройки за три столетия существования Петербурга.
Ботанический сад СПбГУ
Ботанический сад СПбГУ - Университетская набережная 7/9
Ботанический сад Санкт-Петербургского Государственного Университета спрятан во внутренних дворах факультетских корпусов. Попасть туда можно несколькими способами: если Вы являетесь студентом или сотрудником Университета, если Вы пришли на концерт или другое мероприятие в Актовый зал Здания Двенадцати Коллегий, если Вы зашли в Музей СПбГУ, расположенный в этом же здании, если Вы зашли в здание Филологического и Восточного Факультетов с Университетской набережной под предлогом похода в книжный магазин, Вы можете записаться на курсы ландшафтного дизайна, которые проходят на базе оранжерей сада, если Вы пришли в Университет по каким-то иным делам… Наконец, Вы просто можете попросить вахтера пройти во внутренний двор Филфака и в Ботанический сад, хотя в последние годы вахтеры пропускают гостей с такой просьбой уже не так охотно.
Но эта авантюра того, безусловно, стоит. Оранжереи Ботанического сада и прилегающий ландшафт внесены в список охранных объектов федерального значения, а на территории сада произрастают редкие растения, занесенные в Красную Книгу. И всё это – во внутренних дворах старейшего Университета, сохранивших облик конца XIX века. Именно тогда А.Н. Бекетов - ботаник, основоположник географии растительности в России и ректор СПбГУ в 1876-1883 гг. – основывает Ботанический сад. Сегодня это девять оранжерей биолого-почвенного и других факультетов СПбГУ, и сад под открытым небом, где можно встретить универсантов разных факультетов.
Ботанический сад СПбГУ является одним из самых богатых в России – его коллекция насчитывает 4600 видов растений. Но для нас он ценен тем, что время в нем остановилось: остов каменного моста весной обрастает фиолетовыми хохлатками, фантасмогорическое бетонное подобие петергофского Самсона голубеет подснежниками, а перед одной из оранжерей в мае облетают с цветущих сакур розовые снежинки. Ландшафт и архитектура объединяются в совместном сопротивлении временным изменениям, и время останавливается, когда приходишь сюда весной посидеть на крыльце одной из оранжерей с бумажным стаканчиком кофе и книгой. Ну, разве это не стоит того, чтобы пробраться сюда хитростью?
Поделиться в соцсетях