Во-первых, это конечно замечательно сохранившиеся и искусно отреставрированные к недавно празновавшемуся 2200 летию Узбекистана памятники старины. Такие как знаменитое Медресе Кукельдаш, комплексы Шейхантаур и Занги-ата, ансамбль Хазрет Имам, мечети Джами, Тилля-шейха, Намазгох, а также менее известные многочисленные минареты, мавзолеи и медресе. Это ли не замечательная возможность прикоснуться к истокам ислама и отдать должное древним мудрецам, философам и великим людям той эпохи? Во-вторых, именно здесь вы сможете посетить знаменитый восточный базар. Рынок Чорсу, расположенный в исторической части старого города (Эски-Шахар) – один из самых больших рынков Ташкента, позволит вам окунуться в колористику настоящего Востока и ошеломит своим изобилием Интереснейшие музеи и экспозиции города – это третья причина не отказывать себе в удовольствии, посетить Ташкент. Государственный музей искусств Узбекистана порадует замечательной коллекцией включающей в себя более 50 тысяч экспонатов
Probably, Khiva is the most peculiar Uzbek city. Its history is inextricably connected with the history of the legendary Khorezmshah’s State with its capital in Urgench before. Khiva is a very ancient city. In the 10th century Khiva is mentioned as a major trading center on the Silk Road. All the caravans had a stop here on their way to China and back. From dawn to dusk, until the gates were opened, an endless stream of moving string of camels with baggage passed them. At the beginning of the 16th century Khorezm State became home for Uzbek nomadic tribes, who founded Khive Khanate here. However, Khiva did not become immediately the Khanate’s capital. It happened only after Urgench, an existing capital, had been destroyed due to the change of Amu Darya’s channel. In 1598 Khiva became the main city of the state. In the 19th century Russia annexed part of Khiva Khanate. One century later, in 1919, the last Khan was liquidated of the ruling dynasty.
Большинство древних архитектурных шедевров Бухары было построено в IX - XX веках. Хорошо сохранился до наших дней Мавзолей Саманидов, один из известнейших памятников Бухары. Мавзолей являющийся фамильной усыпальницей правителей династии Саманидов представляет один из лучших примеров архитектуры периода правления династии Саманидов (875-999). Форма мавзолея Саманидов - куб, перекрытый полусферическим куполом. Эти выразительные формы имеют прямое истолкование в мифологической символике, которой их наделяли древние религии, а позже суфизм: куб-символ устойчивости, символ Земли; купол - подобие небосвода; их соединение - символ единства Вселенной, а здание, таким образом, олицетворяет модель Вселенной.
Ходжа-Гаукушон - один из крупнейших ансамблей центра города – включает в себя мечеть, минарет и медресе. Гаукушон - «убивающий быков», в прошлом большая торговая площадь Бухары, на месте которой ранее находилась бойня. В XVI в. на площади были построены большое медресе и соборная мечеть с огромным минаретом, который уступал по своей величине только минарету Калян. Постройки на площади Гаукушон были сделаны на средства джуйбарского шейха Ходжи Саада, что отразилось в названии мечети и в целом комплекса.
В 5 километрах к западу от Бухары, там, где поля разделены рядами тутовых деревьев, спряталась одна из необычных достопримечательностей – некрополь Чор-Бакр, который еще называют Городом мертвых. Первые захоронения появились здесь еще тысячу лет назад, когда неподалеку существовало небольшое поселение дервишей. Но великолепный архитектурный ансамбль, который ныне посещают тысячи паломников и туристов, был построен только в XVI веке.
Медресе Надир Диван-беги – это часть архитектурного комплекса, расположенного вокруг знаменитого Ляби-Хауза в Бухаре. Само здание медресе, как и ханака, находящаяся рядом, получили своё название в честь визиря Надира, по приказу которого они были построены. Визирь Надир служил при дворе одного их самых сильных и могущественных представителей династии Аштарханидов - Имамкули-хане, правившего в Бухаре с 1611-по 1642 года. Правление Имамкули-хана было одним из самых стабильных и относительно спокойных за всю историю Аштарханидов в Бухаре. Это было время, когда правители уделяли внимание не только постоянным войнам, но и градостроительству.
Цитадель Арк – древний символ государственной власти. Кажется, что с самого сотворения мира стоит в центре Бухары эта огромная крепость, которая всегда была защитой и опорой для бухарских правителей. История Арка все еще покрыта тайной. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком случае, полторы тысячи лет тому назад эта величественная крепость уже была местопребыванием правителя. Построена она усилием тысячи рабов, создавших искусственный холм вручную, без мощной техники, под палящим солнцем много веков назад. В течение веков Арк оставался главной резиденцией бухарского эмира, местом, откуда осуществлялось верховное командование страны. Здесь, в Арке, кроме правителей, жили и творили великие ученые, поэты и философы: Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Фараби, Омар Хайям.
Ark-Citadel is a residence of Bukhara khans. According to the last excavations, it was determined the citadel was on this place from 4 century BC. For many years of building and destruction, 20 meters height artificial hill was formed; its upper layers were built over in the time of last bokharan emirs. The wooden part of Ark building was burnt down during the fire of 1920. The general planning is being reestablished by historical documents. Ark included the whole city, consisting of closely accreted houses; courts and yards with state institutions, emir, his wives, and relatives and officials lodgings. Inside the trapeziform outlines of citadel walls the planning was right-angled with traditional cruciform crossing of main streets.
Nadir Divan-begi Madrasah is a part of the architectural complex located round well-known Lyabi-Hauz in Bukhara. The madrasah building, as well as khanaka nearby, were named after vizier Nadir by whose order they were constructed. Vizier Nadir served at a court yard of one the strongest and powerful representatives of Ashtarkhanid dynasty Imamkuli-khan, who ruled in Bukhara in 1611-1642. The board of Imamkuli-khan was one of the most stable and relatively peaceful for the whole history of Ashtarkhanids in Bukhara. It was time when governors paid attention not only to constant wars, but also to town-planning.
Architectual ensemble Lyabi-Khauz is formed with three large monumental buildings: Kukeldash Madrasah in the north, khanaka and Nodir Divan-begi in the west and in the east. From the south the square was closed with Trade Street. The center of old Bukhara large ensemble became a reservoir. The name «Lyabi-Khauz» means «at reservoir». According to the old legend, for a long time knan gardener Nadir Divan-begi could not buy a lot for planned building, where a house of alone woman was. Then all-powerful vizier ordered to built a channel under women's house, and the water began to washaway walls, unhappy women had to sell this lot. The khan hauz secretly was called «khauz of violence», what in arabian inscription gives numerical meaning of building date - 1620.
Bolo-Khauz Complex is the only preserved monument on the Registan Square. It is located on the opposite site of Ark - the Emir's fortress. The complex consists of the reservoir, Friday mosque and minaret. The most ancient part of the complex is the pond (Khauz), which is called as Bolo-Khauz ("Children's reservoir"). It is one of several ponds in Bukhara, that reached our days. In past these reservoirs were the water source for the population and unfortunately the source of many deseases. Therefore most of them were drained. Bolo-Khauz Complex, BukharaBolo-Khauz Mosque was built in 1712 by order of Emir's wife. The other legend says that Emir Shakhmurad (1785-1800) built it for public prayers, because he liked to be among common people. A wooden ceiling of ayvan (traditional verandah), which leans on refined columns, is abundantly decorated with fretwork and ornamented with floral and geometrical ornamental patterns.
Opposite Ulugbek Madrasah there is Abdullazizkhan Madrasah. Abdullazizkhan built it in 1651 – 1652 and it is the last large Madrasah in Bukhara. The building is typical by composition, with four-ayvans yard, but with unordinary divergent fan of hudj groups after side ayvans and cupola buildings on the central axis. It is very interesting the improvent of living lodgings, which consisted of entrance hall and hudjra, and were equipped with free-places, attic storeys, wall niches for bed clothes, dishes, decorated in conformity with the taste of inhabitants, who rented these apartments during their study.Away from Poi-Kalyan ensemble we can see trade arcades, belonging to the end of 16 century Taki-Telpak Phurushon and Taki Sarraphon.
Сегодня Чарвакское озеро является самым любимым местом загородного летнего отдыха, как жителей Ташкента, так его гостей. Озеро, словно голубой самоцвет, обрамленное цепью горной гряды уже давно превратилось в курорт. Вокруг озера прямо по горным склонам проходит кольцевая дорога, вдоль которой расположились всевозможные зоны отдыха и детские лагеря. Они размещаются близ кишлаков Богустан, Бричмулла, Янгикурган, Юсупхана и др. Самой крупной зоной отдыха яв ляется «Чарвак оромгохи», близ селения Юсупхана
Огромный интерес представляют три фигуры женщин. На территории Средней Азии похожие рисунки еще не были найдены. Эти рисунки датируются эпохой энеолита IV-III тысячелетия до н.э. Другая сюжетная линия, относящаяся к сако-скифскому периоду, так называемый «звериный стиль» - это композиция, состоящая из козла и фигуры человека. Предположительно это сцена описывает какое-то жертвоприношение, так как передние ноги козла на рисунке связаны. Особенностью ходжикентских петроглифов является то, что поверхность многих из них гладкая. Некоторые ученые предполагают, что это произошло вследствие прикосновений паломников к священным камням на протяжении многих столетий, но есть более рациональное объяснение этому феномену. По мнению ученого-археолога М. Хужаназарова, всё дело в технике шлифования петроглифов. Скорее всего, мастера после того, как выбили рисунки на камнях, тщательно их затем отшлифовали, а природные условия (дожди, таяние снега, выветривание) довершили весь процесс.
В 70 км. от Ташкента расположено небольшое селение Ходжикент. Неподалёку на западном склоне Чаткальского хребта, на левом берегу реки Чирчик находится скала с петроглифами, возле которой расположен родник. Это место на протяжении столетий считалось священным. Сюда приходили за помощью, в частности женщины молили о здоровье и детях. Петроглифы Ходжикента были открыты в 1949-50 гг. Х. Алпысбаевым, который в ходе археологического исследования верховьев реки Чирчик услышал от местных жителей легенду о следах копыт коня халифа Али, оставленных на одном из камней. При детальном исследовании этого феномена стало понятно, что это петроглиф, изображающий рога архара. На тот момент было найдено всего 23 изображения, которые отнесли к I тысячелетию до н.э. Дальнейшие исследования этого памятника были продолжены известным среднеазиатским археологом, крупным специалистом по петроглифам, М.Хужаназаровым.
Священный город Бухара Священная Бухара – именно так почтительно называют узбеки этот славный город. Древнее поверье гласит: на все мусульманские города с неба нисходит благодатный свет, и только над Бухарой он поднимается к небу. Город не зря зовется «опорой ислама». Здесь сосредоточено небывалое количество мечетей, а также находятся усыпальницы многих исламских святых. Действительно, Бухара не уступает Самарканду по обилию и значимости святых мест и архитектурных шедевров. А все потому, что у Бухары тоже весьма преклонный возраст: более чем 2000 лет стоит она под палящим азиатским солнцем, став за это время свидетельницей и разорительных войн, каждый раз восставая из пепла, и славных времен, когда город был крупным центром Великого Шелкового пути и столицей великого государства Саманидов. Именно эти персидские правители облагородили облик Бухары, возведя здесь прекрасные дворцы, усыпальницы, караван-сараи, медресе, мечети.
The boundless gardens are seen already at the entry to the city. The history of their creation became a thing of the past. Amir Timur in XIV century ordered to create a green belt around the capital of his empire. The architectural-organized gardens with plantations of fruit and decorative trees, flower gardens, irrigation system and pools were magnificent and splendid. "A traveler who approaches the city sees only a mountainous height of trees and the houses embowered among them remain invisible" wrote Spanish envoy Ruy Gonzales de Clavijo who visited Samarkand in 1404. "Bogi Zagon", "Bogi Shamol", "Bogi Maidon", "Bogi Baland", "Bogi Dilkush": - all names of gardens are kept till nowadays. And at present time Samarkand is one of the greenest cites of Uzbekistan. Amir Timur made his great contribution into the formation of state system, progress of science and culture. The vast program of town-planning was carried out during his rule and especially - in the capital of state - Samarkan
написать гиду