Неприступная, которое с трёх сторон окружено отвесными скалами. Эта местность служило естественными укреплением или крепостью для защиты от врагов. основателем крепости является Аван-юзбаши, главнокомандующий боевыми силами сыгнахов (опорных пунктов), штаб которого размещался на вершине небольшого плато, неподалёку от селения Шош. Выходец из рода местных меликов, Аван-юзбаши, вероятно, в то время прибыл в Карабах из Ширвана.
На высоте 1368 м над уровнем моря, в предгорьях Карабахского хребта возвышается город Шуши.Город - крепость еще с древних времен имеет стратегическое значение. Часть крепостной стены сохранилась до наших дней. В раннем средневековье Шуши назывался Шикакар. Город сегодня процветает,является культурно-историческим центром НКР.Численность населения города 3500 человек.
Церковь находится на горе Ванкасар и датируется VI-VII веками. Была известна так же под именем Левонаберд. Самое первое письменное упоминание оставил архиепископ Саргис Джалалянц: "На вершине горы развалины обители, которая по преданию была епархиальным центром сей области". В дальнейшем архиерей Егишэ Гегамянц (Айкуни) отмечал, что "народ называет упомянутую часовню "Левонабердом". " В начале 1890-х годов этот древний памятник посетил архимандрит X.Дадян, который сделал чертеж (без обмеров) плана церкви и снял копию надписи с одного хачкара : "Я, Шаханшах, сын Ашота, поставил Крест сей во спасение души моей, кто прочитает, пустьпомянет в молитвах. Год 1263-й."
Церковь Святого Иоана Крестителя , более известная как Церковь Канач Жам , менее как церковь Карабахцоц.Изначально церковь была освещена в честь Святого Иоана Крестителя (по армянски: Ованес Мкртич), но в народе её прозвали Канач Жам, так как в своё время купол церкви был зелёного цвета. Церковь также называют Карабахцоц, по название старой церкви, которая была на этом месте.Согласно надписям на церкви, она была построена в 1847 году на месте старой деревянной церкви XVIII века Карабахцоц. На стенах современной храма остались некоторые надписи от прошлой, деревянной церкви. Церковь в советские годы использовали как оздоровительный обьект.
Это одно из самых красивейших мест в Арцахе! Находится не далеко от бывшей деревни Хюнут, вблизи сел Карин Так, Шош и Мхтарикенд.Руины деревни Унот на левом берегу реки Каркар – ощущение, будто попадаешь в средневековье. Селение было основано в 18 веке и заброшено в 1930 году. Сегодня руины этой маленькой деревни занимают 1,5 га. В 1895 году деревня с населением в 130 человек играло важную роль для города Шуши. Большинство мельниц, производящих муку для Шуши, были расположены вдоль реки в деревне Унот.
Монастырь Амарас — раннесредневековый монастырь. Известный религиозный и культурный центр средневековой Армении. Амарас была основана в начале IV в. св. Григорием Просветителем. Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., после того как здесь был захоронен внук св. Григора Просветителя Григорис. Григорис погиб в Южном Дагестане, в 348 году . В начале V в. создатель армянского алфавита св. Месроп Маштоц основал в Амарасе первую армянскую школу, отсюда же началось распространение армянской письменности. В 489 году, уже после того, как по договору междуПерсией и Византией эти земли были отторгнуты от Армении, албанский царь Вачаган III (Благочестивый) из местной ветви парфян ской династии Аршакидов (по другой версии, из армянского рода Араншахиков), находит уже забытую могилу св. Григориса, строит над ней часовню и восстанавливает построенную св. Григорием Просветителем церковь. Именно эта часовня сохранилась по сей день почти без изменений под алтарём церкви монастыря Амарас.
Азехская пещера — комплекс из шести пещер у села Азех расположенный на высоте 1400 м над уровнем моря. Во время исследований в Азохской пещере была найдена нижняя челюсть пренеандертальца — азыхантропа. Это было выдающееся научное открытие, так как в истории мировой археологии подобного рода находка являлась пятой по счету. Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Летом 1960 года местные охотники показали археологам два входа в разные гроты. Был восстановлен коридор, разделяемый 8 величественными гротами с высокими, 20-метровыми куполами и 2-метровыми сталактитовыми колоннами шириной 1,5 метра в обхвате.В 1968 году были найдены осколки нижней челюсти древнего человека (молодой девушки). Ныне считается, что обладательница челюсти жила около 250 тысяч лет назад. Также в Азехской пещере обнаружены кости доисторических животных —пещерных медведей, саблезубых тигров и т. д.
Качахакаберд одна из знаменитых крепостей Хаченагета, одна из чудес Арцаха. Находится между селами Бадара аскеранско района и Колатак мардакертского района.Вершина горы находится на высоте 1706 м над уровнем моря,с незначительным уклоном к югу,с западной ,северной, и восточной сторон окружена вертикальными, будто отшлифованными скалами высотой 50-60 метров. До 10 века крепость называлась Хаченом, а с 15 в - Качахакаберд. Это название связано с защитниками крепости, не имея долгое время ни воды, ни питания, они умирали но не здавали крепость. И когда сороки и другие хищные птицы начали кружиться над крепостью подняв крик, тогда враг догадалься ,что среди защитников нет никого в живых.За всю свою историю крепость никогда не бралась штурмом. Сохранились части стен и укреплений.
Дадиванк или Хутаванк (арм. ?????????, досл. «монастырь на холме») — армянский монастырь IX—XIII вв. в полукилометре к северу от реки Тертер расположен на высоте 1100 м на южном склоне лесистой горы.Первое название связано с именем Св. Дади, который проповедовал христианство на западе Армении и был учеником апостола Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа. По преданию монастырь был построен над его могилой. Второе название происходит от армянских «хут» (холм) и «ванк» (монастырь): «монастырь на холме».Первое святилище на могиле погибшего в I веке н. э. Св. Дади было построено в раннем Средневековье.Первые упоминания монастыря относятся к IX веку.В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные до основания сельджуками, были восстановлены, появились новые постройки. Это время считается периодом расцвета монастыря. В 1214 году Арзухатун Арцруни, супругой Вахтанга Тагаворазна, была возведена соборная церковь монастыря.
Аскеранская крепость находится в 12 км к востоку от Степанакерта, на нижней долине р. Каркар. Крепость в основном была построена во второй половине 18 в и служила как оборонительная точка . Толщина стен крепости составляет 2 м, высота — 9 м. На стенах находятся круглые башни, построенные из мелкой гальки и колотого известняка на известковом растворе. Неприступной крепость делали двойные стены и ландшафт: она расположена среди гор в ущелье. В средневековье на этом месте находилась крепость и армянское селение, называвшиеся Майраберд В XVIII веке для охраны подступов к Шуше здесь была построена мощная крепость, укрепленная двойными стенами.В июне 1805 года во время Русско-персидской войны через крепость проходил путь наступавшей на Шушу более чем 40-тысячной персидской армии.
Тигранаке?рт — Согласно рассказу руководителя раскопок доктора Гамлета Петросяна, на основании письменных источников, топографических и археологических сведений он заключил, что остатки города следует искать на холмах у реки Хачен, где цепь Арцахских гор переходит в низменности, на землях, которые были пограничными между провинциями Арцах и Утик, так что город Тигранакерт был частью Утика, а аван Тигранакерт — Арцаха. Один из четырёх древнеармянских городов с таким названием, предположительно, основанный Тиграном II построенным в 80-е годы I в. до н. э. и носивший его имя. Прямое упоминание об этом городе содержится в армянских историках VII века Армянские археологи отождествляют его с городом античной и средневековой эпохи, развалины которого были обнаружены в 2005 году в местечке Шахбулаг в Равнинном Карабахе к северо-западу от Агдама На месте древнего города сохранились курганы, каменные изваяния, выдолбленные в скалах культовые сооружения, церкви..
Церковь ''Сурб Аменапркич'' /Казанчецоц/ расположенная в г. Шуши является одним из самых культовых памятников не только Арцаха, но и всей Армении. По архитектуре Казанчецоц напоминает Кафедральный собор Церквовь, архитектором которой был Симон Тер-Акопян, была построена в 1868-1887гг., а колокольня еще раньше, в 1858г. Церковь ''Сурб Аменапркич'' значительно пострадала во время армянских погромов 23 марта 1920г. ,со стороны мусаватийского Азербаджана. В советский период собор использовался в качестве амбара и, позже, гаража. В это время он находился в полуразрушенном состоянии, отсутствовал купол церкви. В советские времена, в том числе и в 80-ые годы прошлого столетия, множество раз были сделанны попытки восстановить чудо армянской архитектуры, однако азербаджанские власти всегда препятствовали, даже в 80-90-ых гг. прошлого века использовали церковь как склад для боеприпасов. Восстановление храма стало возможным только после освобождения г. Шуши 9-ого мая 1992г.
Не далеко от деревни Схторашен возвышается огромный платан, возраст которого более 2000 лет. Это самое старое и высокое дерево на территории СНГ.Дупло дерева имеет площадь, равную 44кв.м. На такой площади могут свободно стоять более ста человек. Периметр ствола дерева у основания составляет 27м, высота его — больше 54м. Дерево-богатырь бросает тень на площадь, равную 1400кв.м. Размер листьев платана доходит до 0,5м, неслучайно, местное население почитает его как святыню. Возле дерева бьет полноводный студеный родник Тенджру, который испокон веков утолял жажду вернувшихся с поля крестьян, поил огромную чинару. Согласно надписи, родник построили жители.Предания, переходящие из поколения в поколение, гласят, что под сенью этого векового дерева отдыхали выдающиеся люди нашего прошлого — Месроп Маштоц, Мовсес Хоренаци (Vв.), Саят-Нова (XVIIIв.), Раффи, Лео (XIX — XXвв.) и многие другие.
Гандзасар По армянскому народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар, из-за серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора) Построен князем Гасан-Джалал Дола, на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом головаИоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала.Из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век).
написать гиду