Появление православных храмов на территории Иркутска
Иркутск разместил на своей территории большое количество религиозных сооружений практически всех конфессий.
Между тем любопытно появление православных храмов. Спасская церковь – одна из немногих с почтенным возрастом, построенная в 1706 году. До этого она была в дереве, в 17 веке это была очень небольшая деревянная церковь. Почти пол века ютились первые иркутяне в небольшом религиозном сооружении.
Основание церкви начиналось руками первопроходца. Основатель острога, владея топором рубил церковное здание и на этом его миссия заканчивалась. Далее дело переходило в руки правительства, за иконами, за колоколами, за вином для обрядов и мукой обращались к нему. Однако из-за трудностей логистики это было непосильным заданием. Ситуация усложнялась необходимостью получения благословения на закладку церкви от Тобольского митрополита. Все перечисленное требовало несколько лет.
Поэтому в первые годы освоения Сибири землепроходцы и первые иркутяне посещали небольшие церкви без алтаря и священника.
Наследие купцов.
Сегодня деревянным домам нелегко прослыть аутентичными памятниками культуры, ведь они плохо сохраняются и требуют постоянной реставрации.
В большей степени повезло Иркутску каменному. Так, после пожара 1879 года по улице Большой (ныне улица Карла Маркса) было запрещено возводить деревянные дома и развернулось массовое каменное строительство. Началась каменная летопись города.
В конце 19 века Иркутск застраивается большими каменными особняками – в центральной части города появился особняк Колыгиных (ныне Дом офицеров), усадьба Трапезниковых (суд), Сибиряковский дворец (библиотека ИГУ), «Дом со львами» или Дом братьев Бревновых (Дом литераторов). И если в первой половине 18 века в Иркутске было всего пять каменных строений, которые находились в районе острога. То к концу столетия в Иркутске было уже три десятка каменных особняков, среди которых выделялись дворцы Мыльниковых, Чупаловых, Басниных.
Город украшался не только частными усадьбами. Надо заметить, в то время Иркутск и вовсе не изобиловал дворцами. Нередко в особняках размещались деловые конторы, банки, рестораны, гостиницы, крупные магазины и лавки. Местное купечество предпочитало вкладывать свои денежные средства в строительство общественных заведений. Так в городе появился Сиропитательный Дом Елизаветы Медведниковой (1837 год), свой «Смольный» - Институт благородных Девиц (1845 год), городской драматический театр (1850 год), Кузнецовская больница (1871 год), наконец Казанский Кафедральный Собор (1875 год), Городское начальное училище А.В. Кладищевой (1882 год), Александро-Мариинское городское 5-классное училище (1894 год).
Одновременно с этим ошеломительный факт - до революции Иркутск стоял в ряде городов с миллионным бюджетом доказывает значимость купеческих капиталов.
Зарождение сибирской деревни.
Для русского человека деревня это нива, на которой всколосилась наша национальная культура. А что мы знаем о жизни этой деревни в прошлом? Сто, двести, триста лет назад… Давайте закроем глаза и перенесемся в сибирскую деревню после присоединения Сибири к Русскому государству.
В далеком 17 веке в Сибири были свои порядки, здесь царила свобода - не было ни помещиков, ни крепостного права.
При этом шло активное заселение территорий. Новоиспеченные сибиряки все были эмигрантами. Сюда бежали от притеснений царизма, Сибирь манила независимостью. В свою очередь, правительство поощряло переселенцев, снабжая их хлебом и деньгами. Вместе с тем выдавалось все необходимое для крестьянской жизни: семена, орудие труда, лес для строительства, скот, земельный надел.
Не прошло и века, как Сибирь стала для русского крестьянина навек родной. Он принял ее просторы, морозную затяжную зиму и короткое, но жаркое лето. И пусть территория была обделена черноземом, крестьянин смог приспособиться к новой жизни.
Так крестьянин – сибиряк заметил, что земля должна быть «спелой» и стал применять переложную систему земледелия, т.е. через несколько лет после использования земля забрасывалась на 10-15 лет "отдыхала". В виду короткого вегетационного периода были организованы экономические склады – мангазеи для хранения зерна.
Загадки истории или одна фамилия
Иркутск нашел освещение в книге Жюль Верна «Михаил Строгов», что зародило во Франции моду на все русское. Не менее интересный факт, что сам Жюль Верн ни разу не был в Иркутске. Как известно, его консультировал Тургенев, который в свою очередь тоже не был в Иркутске.
Однако история всегда полна удивительных фактов! Был в истории Иркутска свой Тургенев! Он не раз проплывал мимо устья Иркута .
Распоряжение о строительстве острога в районе будущего Иркутска было дано Тургеневу! Только не знакомому нам писателю Ивану Сергеевичу, а боярскому сыну Якову (возможно дальнему предку) в 1658 году!
Правда, задание енисейского воеводы он не выполнил и острог не поставил. В то время не редкими были бунты бурят из-за несправедливого сбора ясака, увеличенного в три, а то ив четыре раза. Это явилось причиной невыполненного задания – все население откочевало в Монголию.
Благодаря его нерешимости и военной осторожности через два года в Балаганск отправили Похабова. События разворачиваются непредсказуемо – Якова Ивановича на этот раз коренной народ сам просит поставить крепость, надеясь защититься от притеснений со стороны красноярский казаков.
И он уверенный, без получения разрешения возвел иркутский острог и положил начало нашему городу.
Так, 6 июля 1661 году признали официальным рождением Иркутска!
Иркутску дарован царский подарок
Маленький деревянный монастырь Знамения Божьей Матери, которому всего 15 лет удостаивается царского подарка - Евангелие. Именно на этот монастырь Петр Великий возлагает особые надежды.
Идет 1708 год, Сибирь активно осваивается русскими. Живое сердце Иркутска – Церковь Спаса Нерукотворного еще в деревянном виде с окнами из бычьего пузыря. Острог имеет квадратную форму со сторонами всего в 108 м, построенный бывшим английским дворянином Андреем Барнешлевым. Нет центральной улицы Большой, нет палисада. А Знаменка – практически другой населенный пункт. Еще нет знаменитой Московской Столбовой дороги, соединяющей Центральную Россию с Сибирью, хотя указ об учреждении пути вышел еще в 1689 году (строительство будет закончено только в середине 18 века). В Иркутск, которому еще нет и полувека, можно попасть только речными путями.
И все же огромное до полуметра в длину, тяжелое – потому что в серебряном окладе, изданное при Петре 1 Евангелие прибыло в Иркутск. Необычно оформлена дарственная запись– на каждой странице всего по одному слову. Так надпись растянулась на 80 страниц, начиная с 21.
По праву волшебство, что за годы советской власти этот дар сохранился в Знаменском монастыре.
Сейчас Знаменская церковь считается кафедральным собором и бережно хранит царский подарок. Рядом находится епархиальное управление. В планах возрождение женской обители и пансиона благородных девиц.
История успеха одной фамилии
Иркутск всегда славился своей торговлей. Он выгодно стоял на пересечении торговых путей, поэтому основным занятием населения было коммерческое дело. Торговлей занимались все слои общества – купцы, мещане, ремесленники, чиновники, крестьяне и даже ссыльные. Как правило, первое место занимала торговля пушниной и китайскими товарами. Однако в истории всегда есть первопроходцы, таковыми в торговле оказались братья Ушаковы – Иван и Алексей.
Купцы Ушаковы свой род вели с Устюга. Их отец специализировался на торговле рыбой. Иван, старший брат, продолжил торговое дело, занявшись мясным промыслом. Будучи предприимчивым Иван быстро накопил достаточный капитал и в 1675 году его торговое дело распространилось до Иркутска. К этому времени он стал владеть пивным откупом, иначе говоря правом на продажу пива, браги и кваса.
Дела для Ивана шли в гору! Позволял себе Иван игры не по правилам, ибо продавал свою продукцию незаконно круглосуточно, чем привлек на себя жалобы местного купечества. И даже после того, как Иван перешел только на дневную продажу, дело было прибыльным. К концу 17 века на предприятии Ивана Ушакова за один день производилось 120 ведер пива.
Так занял Иван лидирующие позиции на рынке практически 30 лет. Секрет их торговой успешности заключался в эксклюзивности товара – в дальнейшем хлеба и соли. Ведь торговых людей интересовали лишь пушнина и восточные товары. Это позволило братьям Ушаковым за короткий промежуток времени стать хлебными монополистами Восточной Сибири. Бизнес Ушаковых имел периоды расцвета и упадков. В конце концов, разорившись, производство было перенесено снова в западную Сибирь.
Со временем были забыты имена купцов Ушаковых иркутянами, но название речки крепко укоренилось благодаря мельницам, которые принадлежали братьям.
Две похожие разные истории
Иркутск и Франкфурт имеет много общего. Это города контрастов по разным направлениям.
Старая часть Франкфурта-на-Майне была также болотистая как и исторический центр Иркутска – сквер имени Кирова или Кремлевская площадь. Два города, которые обязаны своему появлению реке – Ангаре и Майне соответственно. Не смотря на этот факт, города получили свои названия не по главным рекам. Известно, что территории этих городов были заселены еще в эпоху неолита – китойская культура в Иркутске и римская военная станция в Франкфурте. После чего история городов разделяется – Иркутск ждет своего звездного часа в 17 веке, Франкфурт начинает развитие гораздо раньше. Объединяющим фактором является тот факт, что во время Первой мировой войны города не пострадали – Иркутск и вовсе спрятан в тылу, Франкфурт уцелел чудом.
В 1945 года Франкфурт-на-Майне вошёл в состав новообразованной земли Гессен и стал административным центром оккупационной зоны США, Великобритании и Франции. Иркутск же становится административным центром Иркутской области в 1937 году.
В дальнейшем в послевоенный период разрушенные памятники истории и культуры Франкфурта-на-Майне были восстановлены. И город снова занял позицию финансового и транспортного центра Германии.
Иркутск так и остался городом купеческим, приостановив свое развитие в 20 веке.
Недалеко от Иркутска в городе Ангарске есть удивительный музей часов. Это первый музей часов в России. Основателем музея был коллекционер и часовой мастер Павел Васильевич Курдюков. Современники прозвали Павла Васильевича «Волшебником поющего времени» за его удивительную любовь к часам, за замечательный талант, за способность возвращать к жизни давно умолкнувшие механизмы часов. Действительно, на сегодняшний день данная профессия – часовщик или часовой мастер – очень редкая.
Профессия часовщика чем-то похожа на профессию доктора. Доктор лечит людей, а часовой мастер – часы. Каждый рабочий день мастера часов в музее начинается с обхода. Он должен осмотреть всех своих подопечных. А часов в залах музея ни много ни мало – четыреста штук. Некоторые нужно завести к приходу посетителей, другим поправить гири или смазать механизм. А если часы нуждаются в серьезном ремонте, они попадают в мастерскую. Там-то и происходит настоящее чудо. Часовой мастер с помощью специальных инструментов приводит в движение этот сложный механизм. В мастерской часовщика есть все необходимое: молоточки, большие и маленькие отвертки, различные пинцеты, маслёнки, всевозможные кусачки. Есть микроскоп, в который можно разглядеть самые мелкие детали и дефекты на них, невидимые простым глазом. Имея опыт и такой инструмент, часовщику можно спокойно браться за лечение часов любых марок.
В коллекции музея есть часы, которым двести и даже триста лет. В те далекие времена часы изготавливались не на фабрике, а в маленьких мастерских. Иногда один мастер изготавливал и корпус, и весь сложный механизм часов. Такие экспонаты представляют особенную ценность.
В экспозиции музея представлено множество вариантов часов и каждые из них имеют свою особенность. Но больше всего потрясают часы «Паровоз». Если завести специальный механизм, то колеса начнут вращаться.
автор: русский гид Ирина Денисенко