Памятник Суворову
О достопримечательностях Петербурга существует множество легенд и одна из них связана с памятником Суворову. Во время Второй мировой войны многие монументы демонтировали и прятали в специальных хранилищах, чтобы они не подверглись разрушению в процессе бомбардировок. Но памятник прославленному полководцу оставался на своем месте. Воины отдавали честь Александру Васильевичу уходя на передовую – они беззаветно верили, что пока он стоит на своем месте, город выдержит все. Однако позднее, когда интенсивность бомбардировок усилилась, монумент все же решили эвакуировать и спрятать в подвале близлежащего дома, недалеко от Суворовской площади. Но в ночь перед этим мероприятием случилось нечто мистическое.
Одному из организаторов эвакуации, приснился наш полководец. Он предупреждал и строго уверял, что никогда и ничего не боялся. Не при жизни, и уж после смерти тем более. Поэтому ни о какой эвакуации он даже слышать не хочет. Поэтому памятник решили оставить на своем месте. И он не получил ни малейшего повреждения, хотя бомбили Ленинград достаточно интенсивно в течении долгого времени. А тот дом, куда собирались эвакуировать монумент Александру Васильевичу Суворову, был уничтожен во время бомбардировки. Вот такая история.
Сахара, Луг, Поле. Вам знакомы эти слова? Достаточно давно они именовали небольшой пятачок земли в центре Санкт-Петербурга. Хорошо известный всем нам под именем Марсово Поле. Его история до сих пор вызывает интерес туристов, путешественников, простых обывателей. В то время, когда внешняя архитектура Петербурга приобрела узнаваемые черты, между Невой и зданием, где сейчас находится Русский Музей, остался невостребованным небольшой участок земли. Ему долго и тщетно пытались придумать достойное применение. Там были развлекательные аттракционы, пастбища для животных, огороды и многое другое.
В самом начале это место было неприметным и пустым. Козье болото, именно так его прозвали местные жители. Оно имело скверную репутацию и приравнивалось к нежилым окраинам города, где, как правило, жили малообеспеченные слои населения, проводилась нелегальная торговля из-под полы, организовывались сомнительные развлечения привлекавшие к себе различные криминальные элементы. Вскоре им все же занялись местные власти. Его осушили и присоединили к Летнему саду. Это был большой и неустроенной пустырь и поэтому из Козьего болота, местные жители переименовали его. Он стал называться Пустым лугом. Царь Петр использовал его для личных развлечений. Регулярные построения войск, забавные народные гулянья с фейерверками (потешные огни). Все эти мероприятия приносят будущему Марсовому Полю новое имя, а именно Потешное. Вскоре, в одна тысяча семьсот одиннадцатом году, царь Петр учредил неподалеку уникальный Зверовой двор. А в одна тысяча семьсот двадцать первом году, на территории Потешного, была построена Триумфальная арка знаменующая подписание мирного договора между Россией и Швецией в Ништадте
А вскоре здесь наступило время дворцов. Сначала Екатерина Первая построила Летний дом, затем младшая дочь Петра I и Екатерины I, Елизавета, возвела здесь «Летний дворец». И Потешное поле получает новое имя, Царицинское, а затем, оно изменяется на Царицин луг. Здесь появляются зелёные насаждения, элементы ландшафтного дизайна, что привлекает сюда горожан для прогулок на свежем воздухе (некоторые из них называли его Променад) и массовых увеселений. А после 1752 года, в следствии высочайшего указа, на лугу стали пасти императорских коров. При Екатерине II веселые праздники стали проводиться ещё активнее. Чего здесь только не было. Карусели, ледяные горки, фейерверки, иллюминация. Однако все эти гулянья не обходились без жертв. Кого-то непременно давила толпа, кто-то напивался до беспамятства, засыпал на снегу и замерзал.
С уходом женщин из власти, ушли и веселья с Царицина луга. Теперь там стали проводить военные смотры и парады. И в это же время, он обретает свое окончательное название Марсово Поле. Постоянная муштра и маршировка, настолько сказались на этом месте, что от зелёных насаждений времён Екатерины не осталось и следа. Горожане, в шутку, называют это поле Сахарой. Оно и правда стало на нее похоже, сухое и пыльное и ни одной травинки. Однако, в газетах, в 1869 году написали заметку о том, что поле вновь служит весёлому времяпрепровождению. Карусели, качели, театральные постановки, места для прогулок, пиво в бочках и даже сосиски. Жизнь налаживалась.
Озорство и веселье, казалось, надолго обрели свой дом на этом пятачке земли. Одно веселье сменялось другим, затем ещё одним и казалось конца края этому не видно. Император Николай II решил проводить там парады, но которых можно было присутствовать предварительно купив билет по достаточно высокой цене. Поэтому там собирались исключительно богатая публика, желавшая на мир посмотреть и себя показать. Для наблюдения за небесными телами на поле был установлен телескоп. А в начале 20 века, какой-то богач предлагал всем желающим совершить прогулку на оленях. Дети знати встречались там для общения и времяпрепровождения. Настоящая сомалийская деревня с неграми, американские горки, поединки на ринге. Выбор был велик.
К сожалению, время беззаботной и веселой жизни в этом месте закончилось. Февральская революция изменила многое, в том числе и увеселительную программу этих мест. В блокаду здесь и вовсе были огороды, спасшие жизнь многих ленинградцев. Это место источник легенд, мистических историй, фантасмагорий. Но здесь по прежнему, как и в былые времена любят гулять горожане. Гулять и надеяться, что беззаботные времена вернутся.
Дацан в Санкт-Петербурге
Последователей Будды в Санкт-Петербурге никогда не было много. В конце 19 века их было всего несколько сот человек. В основном это были люди двух национальностей - представители Калмыкии и Бурятии. На рубеже 19 и 20 веков им дали позволение на постройку будущего Дацана, а через несколько лет, в 1909 году российский представитель Далай Ламы купил участок земли в районе Малой Невки.
Архитектором будущего Дацана стал Гавриил Васильевич Барановский, имевший за своими плечами такие строения, как Елисеевский магазин и многие другие. Он привлек для строительства, в качестве консультантов, несколько специалистов-востоковедов по буддизму, обязанностью которых было соблюдение всех религиозных канонов при строительстве здания. В результате получилось одно из самых дорогих религиозных строений в Европе. Там были витражи такого мастера как Рерих, и конечно же, подарок короля Сиама Рамы V, позолоченная статуя Будды.
После окончания Гражданской войны, служения в храме возобновились, несмотря на то, что он был разграблен в 1919 году. Позднее, за несколько лет до начала Второй мировой войны, многие прихожане храма были арестованы, среди которых были не только последователи Будды, но и ученый Базар Барадин. Его обвинили в участии в контрреволюционной шпионской организации. Почти все последователи были расстреляны.
Следующие 50 лет в здании Дацана были и спортзал, и радиостанция и даже лаборатория зоологического института. И только в 1990 году власти Ленинграда вернули здание верующим, а масштабная реставрация началась только через 20 лет в 2010 году. Сначала, в 2015 году, был отреставрирован фасад, и лишь затем началась реставрация внутренних интерьеров. Историческому восстановлению подверглись даже конструкции и витражи, выполненные по эскизам Рериха. Николай Константинович был частью комиссии, которая руководила строительством и внутренним оформлением в начале 20 века. Он создал серию изображений благих буддистских символов. Но, к сожалению, часть его работ была утрачена в советский период.
В нынешнее время храм открыт для посещения всем желающим. В праздничные дни там проходят специальные службы. Особо можно отметить Зула-хурал, так называемый «Праздник тысячи свечей». А по субботам, в 17.00, для всех желающих в Дацане проводят бесплатные экскурсии.
Посетить Дацан можно в любой день, кроме среды, по адресу Санкт-Петербург, Приморский проспект 91. Он открыт с 10.00 до 19.00
Конструкция Аничкова моста является одной из самых красивых на планете.
Мост выгодно отличается от других своими скульптурами. Несмотря на то, что Санкт-Петербург – это город с разводными мостами, Аничков мост не является таковым, однако, привлекает туристов со всего мира.
С чем же связано такое название конструкции? По распространенному мнению мост назван в честь армейского служащего Михаила Аничкова (ударный слог второй). Его дивизия во времена постройки конструкции располагался за Фонтанкой. Там было Аничкова поселение.
Император Петр Великий в 1715 году издал распоряжение, в соответствии с которым за главной рекой города на Фонтанке требовалось построить мост. Конструкцию возвели всего за год. Уже в конце весны 1716 года император проехал по балочной многопролетной переправе. Опоры были выполнены из свай, а сама конструкция из дерева. Отличительной особенностью конструкции было то, что мост перекрывал не только саму реку, но и часть, которая постоянно затоплялась во время паводков. В 1716 году Фонтанка имела ширину около 0,2 км, что и обусловило внушительную длину моста.
По указу Петра I в 1721 году конструкцию несколько расширили. Она имела 18 пролетов. В качестве подъемной части переправы выступала ее середина. Требовалось это для того, чтобы под мостом свободно проходили суда, так как в Фонтанке почистили все заболоченные места и сделали ее глубже.
До 18 века по Фонтанке проходила граница Санкт-Петербурга. В связи с этим, мост стоял служил преградой для тех, кто старался проникнуть в город. На нем располагались пограничные служащие, которые проверяли каждого, кто входил и выходил.
Регулярная переправа из камня была переброшена в 1785 году. Это был практически идентичное с мостом Ломоносова сооружение. Для пропуска небольших судов средняя часть была изготовлена из дерева и являлась подъемной. Ее поднимали массивные цепи, натянутые вдоль основных опор.
В одна тысяча восемьсот сорок первом году было решено разобрать старую конструкцию моста и возвести на его месте новый. Работы были выполнены за полгода. И в самом начале одна тысяча восемьсот сорок второго года состоялось его открытие. Обновленная конструкция имела три пролета, которые объединяли кирпичные своды. Сводчатые конструкции и пролеты обложили гранитными плитами. Установили поручни с необычными русалками и другими заморскими существами, которых в природе не существует. Требуется обратить внимание на русалок. Их отличают задние копытца наряду с привычным для нас хвостом.
Дополнительно также были сконструированы опоры, куда поставили скульптурные произведения архитектора Клодта «Укротители коней».
Самые первые скульптурные произведения из цикла были произведены в одна тысяча восемьсот сорок первом году, они изображали, как молодой человек берет лошадь под уздцы, а затем идет с ней. На западной стороне переправы располагались точно такие же скульптуры, но выполнены они были из гипса и покрыты бронзовой краской. Собирались их заменять, однако, император Николай I, сразу же, как кони были отлиты, подарил их прусскому королю в честь дружбы и укрепления родственных связей. Немцы сохранили коней. На эти скульптуры можно и сейчас посмотреть в столице Германии.
В 1844 году население города торжественно отмечало укомплектованность западной стороны моста настоящими бронзовыми скульптурами. Однако простояли они относительно недолго. В 1846 году они также послужили подарком, но уже королю Сицилии. В это время императрица путешествовала по Сицилии, и во многих поездках ее сопровождал король.
Гипсовые же копии сначала были перевезены в Петергоф, затем в Стрельну. Они возвращались в Петербург потом довольно часто. Но об этом ниже.
Император не любил архитектора Клодта, но восхищался им и признавал, что у архитектора есть талант. Такое отрицательное отношение к своей персоне архитектор заслужил тем, что имел хороших породистых быстрых лошадей и безбашенного кучера. Последний любил обгонять всех на улице.
В один теплый день Клодт имел неосторожность обогнать экипаж государя. За такое отношение можно было и в немилость государя впасть. Но царь только шутливо пригрозил архитектору пальцем. Последний отчитал кучера и запретил ему появляться около дворца.
Царский кучер был сам не промах и промолвил кучеру архитектора, типо, берегись меня, проверим, кто в следующий раз обгонит. Кучер Клодта счел это за вызов на состязание.
Повод для этого появился в скором времени. Клодт совершал прогулку по городу, неподалеку он услышал крики и понял, царская персона недалеко. Стал архитектор бить кучера, чтобы тот остановился, но тот только быстрее поехал. Увидел кучер царя приближающуюся карету и ударил лошадей со всей силы. Началась скачка, которая приводила в ужас императора, Клодта, полицию и прохожих, которые не знали, что и думать.
Скачка продолжалась недолго. Однако Клодт опять такие выиграл. На этом история могла бы закончиться, Клодта бы отправили в ссылку, и все бы о нем благополучно забыли. Однако его спасли опять-таки лошади, но только медные. К этому времени он уже отлил скульптуры, предназначенные для западной стороны переправы.
Император приехал, чтобы посмотреть на выполненные произведения и пришел в восторг. Именно за медных лошадей император и простил Клода.
Изображения мальчика с лошадью стали любимым произведением царя. Дарил коней за границу он постоянно. Их демонтировали с конструкции и заменяли копиями из гипса. Отливали, снимали и дарили.
Только в 1851 году переправа полностью стала такой, какой мы ее видим сейчас. На этот раз архитектор решил со всех сторон сделать разные композиции юноши и коня. Были созданы уникальные новые скульптуры, показывающие покорение лошади.
Вплоть до двадцатого века скульптуры больше не покидали свое место. Только в 1941 году лошади были сняты и спрятаны в земле дворца, и в 2000 году их увозили на восстановление.
Гостиница Европа
Имеющая богатое историческое прошлое гостиница Европа расположилась в районе пересечения Невского проспекта и Михайловской улицы. Здание считается одним из старейших мест для размещения постояльцев.
Из предыстории гостиницы известно, что первая постройка здесь появилась в 1739 году, когда хозяином земельного участка стал помощник часовщика Бекман. Гражданин отстроил большой 2-х уровневый каменный дом с цокольным этажом.
Начиная со 2-ой половины 18 века дом часто менял хозяев. Сначала владельцами стали купцы Бармины, затем подполковник Яковлев, а в начале 19 столетия купец Рогов. Здание хранит секреты множества людей, как и его знаменитый сосед, дом с мезонином, аналогично повидавший на своем веку немало собственников: поручик Молчин, купец Яковлев и его дочь, генерал-майор Сабир. Военачальник стал последним обладателем объекта, после чего он был разрушен.
В период с 24 по 25 годы 19 века на территории современной гостиницы были возведены два дома. В 4-х этажное жилище со стороны Невского проспекта въехал купец Рогов, а дом по Михайловской улице заняла семья немца Клее. Забавные и богатые были времена, проходившие под девизом – каждому жителю города по дому.
В период активной работы градостроителя Росси по обустройству Михайловской улицы в 30-х годах 19 века дома подверглись реконструкции. Как к подобному явлению отнеслись хозяева не известно. Дома вошли в продолжение пространственной композиции из зданий и сооружений, оформляющих Михайловскую площадь.
После пожара, произошедшего в 1871 году, территория была приобретена АО «Европейская гостиница». Через четыре года здания восстановили и объединили в одно, оформленное в стиле зрелой эклектики, ставшее гостиницей. В большинстве своем постройка и сегодня сохранила очертания из далекого прошлого.
В начале 20-го столетия владельцы провели перестройку внутренней планировки гостиницы. Появился ресторан «Крыша», для него надстроили дополнительный этаж.
Гостиница первой из российских заведений подобного рода была включена в перечень «Ведущие отели мира». Событие произошло в 1994 году. Видимо на решение функционеров повлиял факт, что гостиница считалась излюбленным местом решения вопросов у лихих мафиози из 90-х.
Из стародавних времен гостиницу преследует легенда о призраке. В начале 18 века на территории отеля действовал постоялый двор Крюйса. Заведение держали родственники известного флотоводца.
В ту историческую эпоху люди посещали подобные места не для игры в домино и шашки, и точно не для романтических свиданий. Здесь царила атмосфера пьяного разгула. Известно, что в пылу одной из ссор нетрезвых посетителей гвардейский офицер Беляев-Толстой получил ударом оглобли по голове, от чего и умер.
Но вояка не спешил отправиться в райские кущи или чистилище. Мертвый парень решил еще погостить в заведении, но уже в форме бесплотного духа. Гости постоялого двора закидали владельцев жалобами о невозможности спокойно выспаться по причине тяжелых шагов на чердаке. Представление начиналось ровно после полуночи. Хозяин устраивал вооруженные засады, греша на разбойников, но так никого и не поймал.
На некоторое время жалобы клиентов прекратились. Но вскоре постояльцы стали пугаться не на шутку. Теперь на чердаке не просто кто-то ходил, а под его поступью прогибался потолок. В рядах клиентов нашелся смельчак, решивший разобраться, в чем дело. Он изрядно выпил, взял свечу и отправился на чердак. Очевидцы услышали его дикий вопль и поняли, что парень нашел ответ. И тут же в проеме чердачного окна появился призрачный силуэт, в котором все распознали убитого вояку.
Недобрая слава стала причиной запустения постоялого двора. Хозяин запил, разругался с родственником адмиралом, после чего решил отправиться на родину в Голландию, где окончательно спился. Заброшенное заведение превратилось в дом с привидениями, пользовавшееся дурной славой у горожан.
Интересно, что случайно погибший офицер встречается в коридорах отеля и сегодня. Недавно с ним познакомился бизнесмен из Японии. Для самурая история закончилась сердечным приступом, слава богу, врачи подоспели вовремя.
автор: гид Надежда Скрипченко