Вадим Морозов | Публикации

Смоленский Вознесенский женский монастырь.

Смоленск - один из древнейших городов России, и , как традиционно считается, расположен на семи холмах. Со всеми ними связаны и легенды, и реальные события, но Вознесенский холм уникален даже для Смоленска.

Делают его таковым Вознесенский собор действующего женского монастыря и стоящий рядом остов "Дома Коммуны" - образец архитектурного стиля позднего советского конструктивизма 1934 года постройки. Вообще, история и состояние этих двух зданий - как иллюстрация истории и Смоленска, и России. О "Доме Коммуны" - отдельный рассказ, а пока о монастыре.

Итак, до крещения Руси на Вознесенском холме, по преданию, располагалось Перуново капище. Не удивительно, что одна из первых смоленских христианских церквей - Васильевская - была построена именно на этом холме. Собственно, до 16-го века холм и назывался Васильевским, и был переименован после вхождения Смоленска в состав Московского государства, когда по распоряжению Василия Третьего церковь была перестроена и стала называться Вознесенской.

"Смутное время" на Руси привело к тому, что в 17-м веке Смоленск более 40 лет принадлежал Польше, и на месте православной церкви появился монастырь ордена Иезуитов. Такая же судьба ждала и ряд других смоленских церквей, а большую их часть поляки попросту уничтожили...

После освобождения монастырь снова был переосвящён, в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, и именно здесь в 60-х годах 17-го века воспитывалась полковничья дочь Наталья Нарышкина, ставшая впоследствии матерью Петра Первого. Вот по её просьбе царь Пётр, и без того уделявший Смоленску большое внимание, приказал первому Смоленскому губернатору Петру Салтыкову отстроить новое каменное здание собора взамен деревянного. На строительстве рядом с крестьянами из Ярославской губернии работали смоленские стрельцы, замаливая грех участия в знаменитом "стрелецком бунте" и помилованные царём. И ведь не просто построили - на колокольне были установлены диковинные по тем временам часы, ведь, по преданию, план собора и колокольни царь Пётр чертил самолично!

И более ста лет стоял собор в миру и благолепии, да закончилось это время с нашествием Наполеона. Монахинь французы, как и в других смоленских монастырях, разогнали, а в соборе устроили конюшню...

Ещё через сто лет Советская власть монастырь ликвидировала, передав все помещения типографии. Резной иконостас исчез, часы с колокольни почему-то тоже пропали, ну а после войны (собор чудом почти не пострадал, а вот окружающие его здания были разрушены) в здании собора открылся музей уроженца Смоленщины скульптора С.Т. Конёнкова, при жизни названного "русским Роденом". Об этих временах напоминает стоящий до сих пор напротив собора бюст скульптора, а музей переехал в симпатичный особнячок.

...Монахини вернулись в Вознесенский монастырь в начале уже 21-го века. Означает ли это, что Смоленск ждёт сто лет спокойной жизни? Хотелось бы верить...

"Кошкин дом" в Смоленске. На Вознесенском холме Смоленска, рядом с Вознесенским женским монастырём, давшим в шестнадцатом веке название холму, стоит странное для центра города сооружение – семиэтажная выгоревшая изнутри коробка здания, получившего у горожан массу прозвищ – «Утюг», «Чайник» и даже «Кошкин дом». Это останки первой в городе жилой «высотки», сооружённой в начале тридцатых годов по проекту архитектора Олега Вутке. «Дом Парижской коммуны» - образец стиля позднего конструктивизма, по замыслу автора, должен был стать зримой архитектурной альтернативой возвышающемуся над городом Успенскому собору и символом новой жизни советских граждан. Семь этажей (без лифта), печное отопление, радио и электричество… и всё. Вода была только на первом этаже – там находились столовая и прачечная, и в подвале, где расположились душевые и уборные. Коммунары должны были презирать мещанский быт и жить коллективом, не отвлекаясь на стирку и готовку пищи. Потому при капитальной коробке из силикатного кирпича внутренние перегородки дома были сделаны временными и могли жильцами меняться по своему усмотрению. Правда, и слышимость была соответствующей, но, опять же, коммунарам скрывать друг от друга было нечего. Однако, практически с момента постройки, дом заслужил нехорошую славу. Построенный на месте монастырского кладбища, на котором, по преданию, были похоронены родители Натальи Нарышкиной – матери Петра Первого, он сразу оброс жутковатыми легендами, количество которых со временем только возрастало. Фигурировали в них и ведьмы, и призраки, и вовсе демонические сущности. Да и с бытом у коммунаров не заладилось – приходилось постоянно бегать по любой нужде на первый этаж и обратно, а уж когда пошли дети, непригодность дома для проживания семей проявилась окончательно. Вот тогда «Дом коммунаров» и стал «Утюгом», а впоследствии «Чайником» - небольшие печурки для подогрева воды или готовки еды появились едва не в каждой комнате, и дом отчаянно «задымил». Попытки облагородить здание провалились – ни лифт, ни водопровод в изначальную концепцию не вписывались, и обошлись бы по цене дороже постройки нового дома. А тут ещё и временные внутренние перегородки стали разрушаться. Так что удивляться тому, что к концу тридцатых годов дом стал считаться образцом вредительской деятельности германских шпионов, не приходится. Архитектор Олег Вутке, немец по национальности, после предъявления соответствующего обвинения в 1938-м был расстрелян на Бутовском полигоне. Что характерно, мощная коробка дома выдержала обстрелы и бомбёжки Великой Отечественной войны, и, после освобождения Смоленска, в нём продолжали жить люди. Сначала от безысходности – после войны смоляне и в крепостной стене жили, но по мере восстановления города трущобы «Чайника» становились всё менее привлекательными. Репутация у дома стала совсем нехорошей – и убийства, и самоубийства (в основном выпадение из окон), регулярные пожары, в общем, после очередного пожара в 70-м году здание восстанавливать не стали, жильцов расселили, и неудавшийся символ новой жизни, за которым закрепилось очередное название «Кошкин дом», пожарные стали использовать для тренировок. В восьмидесятых годах здание окончательно забросили, и оно стало местом посиделок сначала советских, а затем и российских неформалов всех мастей. Сегодня «Дом коммуны» вызывает сложные чувства. С одной стороны, это реальный памятник архитектуры, аналогов которому немного. С другой – развалины в центре города вызывают гнетущее чувство. Смысла в восстановлении дома нет, а перепрофилирование, по крайней мере, в настоящее время, невозможно. Ну а мрачная слава как магнитом притягивает к этому дому всевозможных специалистов по «сверхъестественному», сделав его, что называется, широко известным в узких кругах и, соответственно, ещё одной смоленской достопримечательностью, хоть и весьма своеобразной...

Легенды смоленской крепости: башня Орёл

Смоленская крепостная стена – третья по протяжённости в мире и вторая (после Константинопольской) в Европе. Она строилась в 1595 – 1602 годах при непосредственном кураторстве Бориса Годунова и вошла в историю России в первую очередь героической обороной 1609-11 годов против поляков. Сегодня от почти 7 километров стены осталось менее половины, из 38 башен уцелело 18, и практически каждая башня заслуживает отдельного рассказа. Но история башни Орёл уникальна даже по смоленским меркам. Начнём с того, что эту башню построили одной из первых, и она являлась одной из самых мощных в восточной части крепости, поскольку сильно выступала из линии крепостных стены и обеспечивала не только собственную оборону, но и всего участка стены между башнями Позднякова и Авраамиевские ворота. Вообще, каждая башня крепости возводилась по индивидуальному проекту, есть среди них и круглые, и квадратные, и многогранные. Форма башни Орёл – 16-гранник, хотя издалека кажется, что она круглая.

Проектное название башни - Городецкая, но впоследствии она сменила название на Орёл. За то время пока продолжалось строительство остальной части крепостной стены, на этой башне свили гнездо орлы, и с этой действительно уникальной особенностью, издали бросавшейся в глаза и связывается такое странное название этой мощнейшей крепостной башни.

Только в 17 веке башня вместе со всем Смоленском перенесла три войны - отражая удары поляков (1609-11), войск воеводы Шеина (1632-34), и царя Алексея Михайловича (1654). Тем не менее, никому, в том числе и польскому корпусу армии Наполеона при штурме Смоленска в 1812 году не удалось сломить оборону на этом участке крепостной стены.

Однако, как это иногда случается, в историю башня Орёл вошла вовсе не боевыми заслугами.

Во время её строительства под фундаментом был сооружёно подземелье и слуховой ход для обнаружения подкопов - типичная оборонная предосторожность того времени. Вот это подземелье и сделало башню Орёл одной из самых известных достопримечательностей Смоленска.

В середине 18 века в Смоленск прибыл из Польши граф Змеявский. Поскольку во времена Екатерины Великой значительная часть Польши уже вошла в состав империи – случай вполне рядовой. Граф быстро вошёл в высшее смоленское общество, закрутил роман с купчихой 1-й гильдии, супруг которой как нельзя более кстати отбыл по торговым делам, и та уступила графу расположенный неподалёку от башни Орёл кирпичный завод. И вот после этого среди горожан пошёл слушок, что в башне завелась нечистая сила. И действительно, ночами на ней стали появляться странные закутанные в белые саваны силуэты, издававшие заунывные звуки. Уже позже следствие выяснило, что свою роль сыграла разница менталитетов русских и поляков. Последние такие «нехорошие» места обходили как можно дальше, а вот смоляне массово потянулись смотреть на нечисть. В том числе и те, кому это необходимо было по долгу службы. В итоге выяснилось, что кирпичный заводик являлся маскировкой для деятельности банды фальшивомонетчиков. Производство было организовано в подземелье под башней Орёл, а к заводику прокопали тайный ход, по которому якобы кирпичных дел мастера и попадали на основное место работы. Собственно, чтобы оправдать присутствие в этом месте большого количества людей и понадобился купеческий заводик. Ну и чтоб уж совсем отвадить от этого места посторонних Змеявский и его сообщники рядились под представителей нечистой силы. По официальной версии деятельность банды раскрыли случайно, когда умер камердинер Змеявского. Якобы на теле нашли записку, в которой он как и положено христианину перед смертью, исповедовался во всех грехах. Есть версия, что эту записку изобрела сама полиция, а на деле имело место традиционное внедрение в банду своего человека, для отвода подозрений с которого и придумали это самое покаяние. В пользу этой версии свидетельствуют чёткие действия смоленских правоохранительных органов того времени, которые ночью проникли в подземелье именно в тот момент, когда там находились все двадцать членов банды, включая Змеявского, и обнаружили неопровержимые улики - заготовки, оборудование и собственно фальшивые монеты. Там же в отдельной камере нашли бедолагу-купца, которого злоумышленники похитили, дабы не мешал роману со своей супругой, хотя настоящей целью этого романа был кирпичный заводик. На душегубство, караемое смертью, банда не решилась, так что фальшивомонетчики отправились на каторгу, ход в подземелье завалили, ну а как уж сложились отношения у вернувшегося к жизни купца с его ветреной супругой – история умалчивает.

Так вот, на основании этой истории смоленский писатель по фамилии Этингер написал повесть «Башня», в которой все имевшие место события изложил в этаком мистическо-водевильном стиле. Вот эту самую повесть Алексей Толстой и переработал в знаменитого «Графа Калиостро». А уж на основе этого рассказа появился всеми любимый фильм Марка Захарова «Формула любви», действие которого происходит на Смоленщине. Так что у знающих людей вид башни Орёл вызывает в памяти не только четыре войны, которую она с честью выдержала, но и песенку «Уно моменто», и массу бессмертных фраз из великолепной Захаровской комедии.

В настоящее время вход в башню Орёл замурован, однако рядом с ней есть открытый подъём на крепостную стену, откуда открывается потрясающая панорама старого Смоленска.

"Дом Будникова" в Смоленске. В самом центре Смоленска расположено одно из самых необычных, просто сказочно красивое городское здание - бывший "дом Будникова", в котором сейчас располагается Дом творчества детей и юношества. Во времена царствования Александра Третьего произошёл всплеск моды на всё русское и Смоленск не стал исключением - в городе появился филиал Археологического института, по всенародной подписке собрали деньги и установили памятник Михаилу Глинке, так что не удивительно, что смоленский купец 2-й гильдии Пётр Будников в 1896 году выстроил это здание в "древнерусском" стиле буквально в нескольких шагах от Дворянского собрания. Сам купец, впрочем, в этом доме никогда не жил. Здание изначально предназначалось для офицеров смоленского гарнизона, которым купец-благотворитель безвозмездно его и передал, после чего получил благодарность и подарок от Главнокомандующего войсками гвардии Великого князя Владимира Александровича. Но купец не был бы купцом, не получив ничего от этой акции. Дом Будникова фактически был наглядной рекламой производимой им продукции. У купца имелось собственное производство - завод по выпуску изразцов и всевозможных керамических изделий - ваз, фигур для украшения парков и садов и т.п. Также на заводе делали облицовочный кирпич, причём такого качества, что львиная доля выпуска шла на экспорт. Понятное дело, что весь дом Будникова был построен из этого кирпича и украшен образцами едва ли не всех видов производимых купцом изразцов и керамических изделий. Дом сразу стал местной достопримечательностью и 20 лет самим фактом своего существования рекламировал заводы успешного и предприимчивого промышленника.

Но особую значимость для Смоленска представляет сохранившийся на фасаде дома Смоленский герб, известный по крайней мере с 14-го века - пушка на зелёном поле, а на ней - вещая птица Гамаюн. Прочные кирпичные стены выдержали даже бомбардировки во время Великой Отечественной войны и спасли закреплённый в круглой нише герб Смоленска. Герб этот интересен тем, что его специально не изготавливали для фасада этого дома. Приглядевшись, под гербом можно рассмотреть плохо сохранившуюся или даже умышленно затёртую надпись "Граница Смоленской губернии". Тут вот что особенно интересно: во времена Екатерины Великой Смоленский герб перенёс значительные изменения - из-под пушки убрали полосу земли, символизирующую собственно Смоленщину, а птицу Гамаюн заменили райской птицей. Основное отличие - птица Гамаюн бескрылая, она не может покинуть того места, где появилась на свет. Ну а поскольку птица вещая, то увидевший её мог претендовать на царскую корону. Поскольку не менее десяти Великих Князей Смоленских впоследствии становились Великими Князьями Киевскими, т.е. занимали высший государственный пост, наличие на гербе Смоленска птицы Гамаюн было вполне оправдано. Есть версия, что именно это свойство птицы Гамаюн не понравилось императрице, занявшей трон, мягко говоря, не совсем легитимно и потому чрезвычайно негативно относившейся к любой попытке занять трон иначе как по праву престолонаследия. С 18 века, после большой геральдической реформы, на смоленском гербе появилась большекрылая и голенастая райская птица, именно такая на знаменитом смоленском памятнике "с орлами", а плита с "неправильным" гербом, вероятно, как-то сохранилась после замены межевых знаков на границе губерний и уж потом неведомыми путями попала к купцу Будникову. Сегодня она украшает одно из самых примечательных зданий Смоленска, ведь "Дом Будникова" - это и символ качества дореволюционной смоленской продукции, и образец купеческой смекалки, и, в первую очередь, яркий и необычный архитектурно-исторический памятник.

Улица Коммунистическая в Смоленске

Сегодня одна из самых примечательных улиц центра старого Смоленска по-прежнему называется улица Коммунистическая, хотя за сотни лет своего существования как только она не называлась и не переназывалась. Несмотря на кардинальную смену идеологии и отношения к советскому прошлому, в городе не стали менять названия улиц. В начале 90-х топонимическая комиссия, перед которой был поставлен вопрос переименования улиц, учитывая мнение большинства населения города, приняла решение о сохранении советских названий, так как это история Смоленска 20-века, с которой связана жизнь нескольких поколений смолян. Это решение было окончательным.

Прогулка по этой улице позволяет окунуться в прошлое города, неразрывно связанное с историей нашего государства.

Ныне первый дом этой улицы - бывшая земская управа начала 20 века. Здание, выстроенное в стиле арт-нуво, примечательно тем, что в 1916 году именно здесь направление на работу в Сычёвский уезд Смоленской губернии получил земский врач Михаил Булгаков. Сохранились подписанные им документы на получение подъёмных денег, медикаментов и медицинского оборудования. Ну а о состоянии смоленской глухомани в начале 20 века можно узнать из Булгаковских «Записок врача».

В 18-м веке Смоленск неоднократно посещает императрица Екатерина Великая. К её первому приезду в 1780 г., во время которого она встретилась в Смоленске с Императором Священной Римской Империи Иосифом Вторым, в центре города был построен дворец и 12 каменных зданий столичного облика, в том числе резиденция генерал-губернатора и Дворянское собрание. Разумеется, улица получает новое название - Большая Дворянская.

В 1807 архитектурный ансамбль улицы дополняется зданиями Смоленского кадетского корпуса, третьего военного учебного заведения в Российской империи, в котором с 8 до 19 лет обучались дворянские дети, при выпуске получавшие офицерское звание. Улица получает название «Кадетской».

К сожалению, во время Наполеоновского нашествия Смоленск был разорён, 80% зданий города захватчики уничтожили, особенно «отличился» Польский корпус маршала Понятовского. Поляки взрывали все здания, так или иначе связанные с именем Екатерины Второй, поскольку в её царствование начались разделы Польши. В центре города сохранилось одно-единственное здание - резиденция губернатора, поскольку в августе 1812 года именно в нём остановился сам Наполеон. Кадетская улица также лежала в руинах, кадетский корпус из Смоленска перевели в Тверь, а улице вернули старое название Дворянской. В 20-30х годах на месте разрушенных зданий появилась деревянная застройка, а каменная началась только во второй половине 19-го века.

Так, в 70-х годах 19-го века строится здание Александровского реального училища, сохранившееся по сей день. В своё время это училище заканчивали знаменитый путешественник, ученик и сподвижник Н.М. Пржевальского Пётр Козлов, писатель Мамин-Сибиряк, первый нарком земледелия Советской России С.П. Середа. Сегодня в этом здании картинная галерея, и по чугунным лестницам посетители поднимаются в залы с полотнами известнейших художников.

В 1886 году появляется здание городской Думы с высокой пожарной каланчой. Именно у этого здания проходили самые жестокие бои за установление Советской власти в Смоленске осенью 1917 года. За неделю до начала восстания в Петрограде смоленские железнодорожники заблокировали 2 эшелона с войсками, которые направлялись на помощь Временному правительству, 2 недели в Смоленске бои шли с применением артиллерии и закончились штурмом здания Думы, во время которого сторонники Советской власти добили верные правительству войска. Об этих событиях напоминает памятная доска на фасаде здания, повествующая о разгроме контрреволюционных казаков. Само здание Думы сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, было восстановлено в послевоенное время, но высота пожарной каланчи значительно уменьшилась.

Все вышеописанные здания имеют нечётные номера, поскольку на противоположной стороне находится старейший из сохранившихся городских парков - сад Блонье. Споры по поводу названия парка ведутся до сих пор, поскольку такого слова не существует ни в одном языке, возможно его древнерусское происхождение, а также искажение французского языка. Впрочем, сам парк был открыт в 1830 году исключительно для лиц дворянского звания, на входах стояли городовые и следили за неукоснительным соблюдением этого правила. Только после Февральской революции доступ в этот парк открыли для всех, а улица в очередной раз сменила название - на этот раз она стала Пролетарской.

В парке Блонье находятся сразу два любимых смолянами памятника. Первый - это единственный переживший немецкую оккупацию бронзовый памятник нашему земляку М.И. Глинке. Памятник 1885 года постройки немцы не тронули из-за невероятного совпадения. На пьедестале сохранилась фамилия скульптора - профессора фон Бока, и такую же фамилию носил командующий германской группой армий «Центр», оккупировавшей Смоленск осенью 1941 года. Из-за такого совпадения немцы не только не тронули памятник, но и выставили возле него охрану. Все остальные памятники и обелиски из цветных металлов были вывезены в Германию и переплавлены на военные нужды. Кстати, впоследствии выяснилось, что никаких родственных связей между этими фон Боками не было.

Второй памятник - бронзовый олень в натуральную величину. Этот монумент, изготовленный в 1910 году по личному указанию германского императора Вильгельма Второго, уже как трофей был доставлен в Смоленск из имения Геринга в Кёнигсберге в первый послевоенный год. И смоляне, и гости города, несмотря на пол и возраст, обожают залезать на этого оленя.

Далее на этой улице расположен небольшой сквер с памятником партизану-герою Владимиру Куриленко. Смоленщина во время Великой Отечественной войны была одним из самых мощных партизанских регионов, численность партизан превышала 60000 штыков, и пятеро смоленских партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. Все - посмертно. Подвиг 18-летнего Куриленко связан с одной из самых успешных партизанских операций 1942 года - похищение немецкого генерала с секретными документами. Куриленко с другими партизанами прикрывал отход группы к аэродрому, с которого самолётом немца должны были отправить в Москву. Будучи тяжело раненным, он обложился гранатами, дождался когда вокруг него соберётся побольше немцев и произвёл подрыв. Благодаря этому подвигу операция завершилась успехом и, кстати, стала реальной основой для легендарного фильма «Подвиг разведчика».

Первым зданием на чётной стороне Коммунистической улицы ныне является «Дом Будникова». Здание из красного кирпича в старорусском стиле появилось на Кадетской улице в конце 19-го века. Купец 2-й гильдии Будников выложил фасад этого здания глазурованным кирпичом и изразцами, произведёнными на собственных заводах, что придало зданию праздничный, почти сказочный и совершенно уникальный для Смоленска внешний вид. До революции в этом здании последовательно располагалось офицерское и купеческое собрание, а в 30-х годах 20 века здесь расположился Дворец пионеров, каковым по сути и является до сих пор. Тогда же, после знаменитого «Съезда победителей», улица была переименована в очередной раз, став «Социалистической».

На другой стороне улицы с 1940 года располагалось здание сберкассы, из-за чего во время оккупации улица сменила название на «Банковскую».

А на чётной стороне после «Дома Будникова» в 1932 году был построен знаменитый в Смоленске «дом со львами, поскольку центральный вход в здание охраняли 2 большие фигуры львов. Этот дом официально назывался «дом героев Железного потока», до 1937 года в нём проживал легендарный комккор Е.И. Ковтюх, ставший прообразом героя известнейшего в те времена романа Серафимовича «Железный поток». Кстати, сад Блонье в начале 30-х переименовали в парк им. Серафимовича.

Перекрёсток улиц Коммунистической и Большой Советской украшают 2 послевоенных четырёхэтажных здания, построенных в стиле, названном «Сталинский ампир». 93% зданий Смоленска в войну были уничтожены. Из-за важнейшего транспортно-логистического положения Смоленск был включён в число 10-ти городов, подлежащих восстановлению в первую очередь, и «Сталинский ампир» стал символом новой послевоенной жизни, ещё более красивой и комфортной, чем до войны. Опять же использование труда военнопленных значительно снижало стоимость строительства. Поскольку улица была восстановлена одной из первых, она вновь сменила название, став с 1949 года улицей Сталина.

Также на перекрёстке сохранилось довоенное здание Госбанка. Один из самых известных смоленских кладов так и называется - клад Госбанка. В начале войны эвакуацией ценностей и документов из Смоленска руководил Виктор Абакумов, впоследствии основатель знаменитого «СМЕРШа». Так вот погруженные на грузовики ценности Госбанка, а речь идёт о десятках тонн золота в слитках, изделиях и монетах, так Смоленскую область и не покинули, вероятнее всего, конвой НКВД запрятал их в какие-нибудь болота и местонахождение этих сокровищ неизвестно до сих пор.

Далее, до пересечения с улицей Маршала Жукова, продолжается пешеходная часть улицы, заканчивающаяся памятником первому Главковерху Советской России Н.В. Крыленко. Будущий основатель советской юриспруденции до 16 лет жил в Смоленске, так же он известен как организатор советского туризма, альпинизма, первых международных шахматных турниров. А ещё - подписанием Брестского мира, когда прапорщик Крыленко сменил на посту Верховного главнокомандующего генерала Духонина.

И, наконец, последнее здание улицы - ныне колледж связи, расположенный в построенном в 1910 году здании хоральной синагоги. В 1935 году его отдали под кинотеатр, а после войны - техникуму связи.

11 октября 1961 года после 20-го съезда партии по всем известным причинам улица сменила название, став Коммунистической, каковой и остаётся поныне.

Громовая башня Смоленской крепостной стены

Большинство экскурсий по городу Смоленску начинается от самой, пожалуй, известной башни Смоленской крепостной стены - башни Громовая. Сейчас в этой башне работает музей «Щит России», посвящённый 20-месячной обороне смолян от войск Речи Посполитой в 1609 - 1611 годах. С появлением Смоленской (впоследствии Старой смоленской) дороги в 1596 году началось строительство смоленской крепостной стены, и с первого дня до полного окончания возведения этого уникального сооружения его курировал Борис Годунов. Именно он заложил первый камень в основание башни Громовая, а по преданию, Годунов также в основании башни замуровал череп коня святого воинского покровителя города Меркурия Смоленского, под руководством которого в 13-м веке смоляне отбились от монголо-татарского войска. Считалось, что при появлении угрозы над крепостной стеной будет раздаваться конское ржание. Справедливости ради, полтора века с момента строительства стены ржание это должно было разноситься практически беспрерывно.

Как бы то ни было, а строительство смоленской крепостной стены - первая общегосударственная стройка в истории России, чем и было вызвано регулярное присутствие Бориса Годунова в Смоленске. По преданию (а все документы той поры были уничтожены при штурме города в июне 1611 года) возле башни Громовая располагался деревянный дворец царя Бориса, и совершенно логично, что сформировавшаяся в 17-м веке вдоль стены улица получила название «Годуновская». Кроме того, эта одна из самых красивых башен Смоленского Кремля, сохранившихся до нашего времени, она расположена между тремя самыми любимыми смолянами и гостями города парками: Сквером памяти героям, Лопатинским садом и городским парком Блонье. Рядом расположен памятник Федору Коню.

автор: русский гид Вадим Морозов

Условия использованияПолитика конфиденциальности