Светлана Яковлева | Публикации

Ялта город с уникальной историей. Из всех Российских городов только ей удалось всего за 60 лет из никому неизвестного поселения превратиться в «Русскую Ривьеру».

Ялта лежит в нижней части равнины у моря, окруженная полукольцом гор, образующих амфитеатр, которые защищают ее от холодных ветров. А море, нагретое за лето, утепляет воздух побережья.

Посещение Ялты хорошо начать с прогулки по улицам Старого города, пройтись по ул. Рузвельта (ранее Бульварной) и ул. Игнатенко (ранее Елизаветинской). Полюбоваться д.№ 1\6 по ул. Московской и д. 2 по ул. Рузвельта, в композиции которых архитектор Н.П. Краснов (автор Ливадийского дворца) сохранил идею входа в глубь территории бывшей частью имения графа Мордвинова. А затем подняться на Поликуровский холм к храму Иоанна Златоуста в псевдоготическом стиле, построенному в 1837 году архитектором Г.И.Торичелли, создателем центра г. Одессы. Поднявшись по улице Толстого (ранее Церковной), которую запечатлел И. Левитан в 1886, посетить Поликуровский мемориал где покоится пионер русского кинематографа А.Н.Ханжонков и гениальный художник Федор Васильев, первый архитектор Ялты Карл Эшлиман и изобретатель параплана Н.А.Арендт. С небольшой площадки Поликуровского холма открывается широкая панорама окрестностей Ялты, которую поэтично описал И.А. Бунин : «Пустынная Яйла дымится облаками. В туманный небосклон ушла морская даль. Шумит прибой внизу, залив кипит волнами…»

Продолжить узнавать и наслаждаться Ялтой конечно же на набережной. Ялтинская набережная изумительна в любую погоду. Ее морской фасад в стиле модерн украшает город, радовал и радует жителей и гостей.

Вечером можно посетить театр им. А.П. Чехова, расположенный близко от набережной по адресу ул. Екатерининская, 13. Здание построено в 1908 году, в ходе реконструкции восстановлен его облик исторического памятника архитектуры от рисунка мраморных полов до потолка и светильников.

А совсем рядом с театром в бывшем особняке барона А.Г.Жомени на Екатерининской, 8 в филиале Ялтинского историко-литературного музея представлена экспозиция «Ялта. Век 19», которая воссоздает интерьер особняка 19 века, здесь представлены подлинная мебель, предметы быта, редкие фото и отражены ялтинские страницы жизни известных русских литераторов и музыкантов. Также здесь экспонируется выставка, посвященная ялтинскому периоду жизни лучшего зодчего Южнобережья, Архитектора Высочайшего двора Н.П.Краснова. Редкие фотографии и документы из фондов музея знакомят с личной жизнью Краснова и его творчеством, представлена и его коллекция акварелей.

Пройдя по улице Екатерининской, сохранившей колорит Ялты конца 19 века, вернемся на набережную и пройдя до Ливадийского мостика через реку Учан-Су свернем на Пушкинскую улицу. Платановая аллея Пушкинской – любимое место прогулок жителей города.

В доме № 15 Пушкинской улицы в старинном особняке расположен Ялтинский историко-литературный музей, в котором можно увидеть интересную экспозицию: «Золотая кладовая. Сокровища эллинов, римлян, готов и археологические памятники Большой Ялты». Это подлинные сокровища народов, оставивших след в истории ЮБК. В частности, находки, обнаруженные в святилище на Гурзуфском седле.

Если пройти до конца Пушкинской улицы, а затем еще по ул. Ломоносова, то не далеко и до музея - Белой дачи А.П. Чехова, расположенного в доме № 112 по ул. Кирова.

Антон Павлович Чехов по рекомендации врачей поселился в Ялте и в 1899 г. построил дом по проекту молодого архитектора Л.Н.Шаповалов. Со временем друзья назвали дом «Белая дача», А.Н. Куприн так писал: «Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная…». Здесь сохранена неповторимая обстановка чеховского дома и сада.

Также до музея можно проехать на маршрутке № 6 от автовокзала до ост. «Домик Чехова», выходной в музее – понедельник и вторник.

Счастливого отдыха в чудесной Ялте!

Ялта – прогулка по улице Садовой

Начнем свое путешествие от остановки «Улица Садовая». Улица Садовая начинается у собора Александра Невского и идет по склонам холма Дарсан, чуть выше улиц Киевской и Московской, появившихся уже в советское время, когда прокладывалась Садовая, там были сады графа Мордвинова. Отсюда и ее название, которое не меняется уже более 130 лет. На Садовой есть немало хорошо сохранившихся строений второй половины 19-начала 20 в. Пройдя от остановки «Улица Садовая» вверх метров 100 увидим здание бывшей Ялтинской Общины сестер милосердия «Всех скорбящих радость», сейчас это дом № 11 по ул. Садовая. Здание построено в 1886 г. по проекту архитектора Г.Ф.Шрейбера. В нем размещались церковь, амбулатория и комнаты для сестер милосердия. Община основана в 1884 г. графиней Е.П.Клейнмихель. На улице Загородной есть храм святой Рипсиме, чтобы попасть в храм, необходимо спуститься вниз до конца улицы Павленко, которая выходит на Садовую. Свернув налево и дойдя до ул. Загородной, следует пройти по ней около ста метров. Храм построен в 1909-1917 гг. по проекту архитектора Тер-Микеляна, проект заказан нефтепромышленником Погос Тер-Гукасян в память о рано ушедшей дочери. Храм имеет форму равностороннего креста, выполнен из фарсского туфа. Великолепная роспись на стенах и куполе выполнена известным армянским художником Вардгесом Яковлевичем Суренянцом. По воскресеньям в храме в 11 часов начинается служба и звучит орган. Осмотрев церковь перейдите к восточной стороне здания, отсюда открывается вид на новую часть города. Спустившись от храма по кипарисовой алле на улице Павленко можно увидеть дом № 3, который построил санитарный врач Ялты Павел Петрович Розанов. Среди ялтинских знакомых А.П.Чехова Розанов занимал скоромное место, хотя был человеком талантливым и скромным. Во многом благодаря его деятельности Ялта в начале 20 века стала благоустроенной как Ницца. А в ноябре 1925 года в этом доме снимал комнату Осип Мандельштам с женой Надеждой Яковлевной. Вот как он описывал свое жилье в письме к отцу: «Живем мы в громадной комнате в тремя окнами и балконом. Улица уходит в гору, и нет ни одного ровного места: вверх или вниз! Сейчас я сижу в рубашке, засучив рукава, и на балкон выйти боюсь, потому что слишком жарко. Так бывает полдня....а иногда вдруг сразу холодает и туман такой, что крепко закрываем дверь и туман такой что ничего не видно, ни моря, ни города» Спустимся на улицу Садовую и уже через пару метров увидим башню с часами. Дом с башней с часами, мимо которого проходит канатная дорога на холм Дарсан, построен для князя Д. Голицина еще в 1870-е годы и ранее на месте циферблата красовался герб князя. А чуть впереди справа от дороги возвышается собор во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Инициатором возведения собора была Ялтинская городская дума. Автор проекта ялтинский архитектор Павел Константинович Теребенев. Храм был заложен в 01 марта 1891 году в десятую годовщину гибели императора Александра Второго в присутствии императора Алексадра Третьего и императрицы Марии Федоровны. Собор напоминает московские храмы 17 века, квадратный в плане, двухярусный, с пятью куполами разных размеров. Юго-восточный фасад украшает образ Святого Александра Невского, выполненный из мозаики в мастерской итальянского мастера Антонио Сальвиатти. 04 декабря 1902 года храм освящен. В нем два престола: верхний в часть Александра Невского, и в цокольном этаже собора – в честь святого великомученника Артемия. Счастливой прогулки по Ялте!

Если ехать из Ялты, то в Балаклаву можно проехать, свернув у заправки, не доезжая до Ялтинского кольца. Проехав железнодорожный переезд и далее мимо виноградников агрофирмы «Золотая балка», въезжаем на улицу имени капитана 1 ранга Андрея Васильевича Крестовского, командира бригады подводных лодок, на подпорной стене имеется мемориальная доска в память о А.В.Крестовском. Проехав по ул. им А.В.Крестовского до поворота в бухту, увидим с левой стороны десятиметровый обелиск в виде колонны с пятиконечной звездой, он установлен на братской могиле участников боев за Балаклаву, а за поворотом – стела и памятный знак Герою Советского Союза подполковнику Рубцову Герасиму Архиповичу, командиру сводного 456–го пограничного полка, оборонявшего Балаклаву в 1941-1942 годах.

На площади имени 1-го мая в 2004 г. установлен памятник талантливому украинскому поэту Лесе Украинке, которая жила и творила в Балаклаве в 1907 году.

Знакомство с Балаклавой хорошо начать с посещения скалы Крепостная на которой высятся руины крепости Чембало. Со скалы прекрасный вид на бухту – ее протяженность 1,5 километра, а формой она напоминает сачок для рыбы. На противоположной стороне – гора Таврос, название напоминает о первых обитателях этих мест – племенах тавров, живших здесь в 8 веке до н.э., «таврос» в переводе с греческого «горец». Древние греки, облюбовавшие берега бухты в 5 веке до н.э., назвали это место Сюмболон-Лимена – «гавань символов».

Примерно в 1340-60-е годы здесь появляется генуэзская колония и строится крепость Чембало. Скалу Крепостную венчает круглая башня – Донжон. Пройдя по склонам Крепостной скалы можно увидеть как над морем нависает стена полукруглой формы – это руины храма Святого Николая, а еще ниже в нескольких метрах над водой возвышаются остатки квадратной в плане башни. Далее по тропинке можно дойти до смотровой площадки рядом с хорошо сохранившейся башней и остатками старинной стены, которые сложены из местного бутового камня на известковом растворе.

Современное название «Балаклава» происходит от тюркского «балык» - рыба и «юве» - гнездо, Балык-юва – так назвали это место турки, придя сюда в 1475 году.

Спустимся по лестнице на набережную, повернем направо и войдем в ворота – здесь в 2007 году построены здания с соблюдением прежних архитектурных фасадов на месте снесенных бывших особняков городского головы Михели, актрисы Соколовой и доктора Педькова.

Дом на месте особняка Михели, построенного в начале 1900-х годов – двухэтажный с мансардой,с угловой 3-х этажной восьмигранной башней в стиле шале. Следующий за ним дом состоит из двух корпусов, стилизован под дом актрисы Соколовой 1910 года в классическом стиле - прекрасно вписан в ландшафт.

Выйдя из ворот и пройдя вперед по набережной увидим слева одноэтажное массивное здание, построенное в 1904 году, в нем размещалась водолечебница на 12 номеров К.С.Гинали, при которой были и купальни, о чем можно прочитать на табличке, укрепленной на фасаде здания, а сейчас – Спасательная станция. Далее находятся ворота с калиткой через которую можно войти на городской пляж.

Рядом с пляжем ресторан «Избушка рыбака» у входа в который привлекает внимание вмонтированный в асфальт набережной ствол английской корабельной пушки, долгое время он служил кнехтом – причальным столбиком.

Набережная вдоль восточного берега Балаклавской бухты по которому идет маршрут носит имя Ивана Андреевича Назукина, первого председателя Балаклавского Ревкома, а позднее председателя Совета военных, рабочих и крестьянских депутатов.

В Балаклаву можно как приехать, так и прийти морем. Если Вы выбрали морской путь, то вход в Балаклавскую бухту Вас поразит. Вход в бухту с моря не виден из-за скал и только подойдя совсем близко скалы распахиваются как ворота в живописную, уютную гавань. Слева от входа в бухту возвышается скала Мытылино, западнее Васильева балка и чудесный пляж «Васили». Справа от входа в бухту – гора Крепостная на которой сохранились руины крепости Чембало, построенной генуэзцы в начале четырнадцатого века. В средние века вход в бухту закрывала цепь, и сейчас, проходя морем, можно увидеть, что в нескольких метрах над водой возвышается остов одной из генуезских полубашен, на ее площадке ранее было установлено приспособление с помощью которого поднимали и опускали заградительную цепь.

С моря полюбуемся морским фасадом Балаклавы, который сформировался в конце 19 – начале 20 века. Сойдя на берег, окажемся на набережной им. И.А.Назукина, высота которой не превышает полуметра над зеркалом воды.

Напротив причала находится темно-серое здание советской постройки – бывший советский институт-полигон, открытый в 1971 году, где разрабатывались технические задания для спецаппаратуры, занимались созданием высокоскоростных субмарин, а также изучали возможности использования дельфинов в военных целях. В ангаре института – Академия шпионажа. Пройдя вдоль набережной, увидим небольшой особняк, построенный в начале 20 века – это бывшая дача Мерецкой, в нем размещается городская библиотека им. А.И.Куприна. Фасад здания в стиле романтизированной эклектики с использованием мотивов испанского ренессанса, с боку имеет ризалит в виде полукруглой башни, увенчанный двумя ярусами крупных зубцов и за счет них производит впечатление средневековой крепости. А в нишах башни размещены две изящные женские скульптуры.

Далее на набережной расположено жилое здание, один из немногих примеров жилой архитектуры 1930-х годов сохранившихся после Великой Отечественной войны. Трехэтажное здание построено для семей эпроновцев (ЭПРОН – экспедиция подводных работ особого назначения) в 1939 году архитектором В.К.Ретлингом в форме неоклассицизма, украшением его являются стройные полуколонны с коринфскими капителями. Дом находится в глубине зеленого, ухоженного палисадника.

Повернув направо и пройдя немного вверху увидим высокую подпорную стену, а за ней высокие кипарисы, войдя по ступеням в ворота окажемся перед Храмом 12 Апостолов. Храм построен в 1794 году. Возведен из мраморовидного известняка, в плане крестово-купольный, вход оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера с треугольным фронтоном из инкерманского камня. После Крымской войны храм долго лежал в руинах, восстановив, освятили в 1875 году во имя св. Николая Чудотворца, здесь долгое время хранили знамена упраздненного Балаклавского греческого батальона. В период советской власти храм не действовал. В 1990 году его восстановили и 13 июля 1990 года была проведена первая за многие десятилетия служба.

Выйдя из храма и вновь спустившись на набережную увидим закрытое на реконструкцию здание это бывший кинотеатр «Mon repos» (мой отдых). Кинотеатр был построен в 1910-1914 году в стиле модерн, в центре – в главной нише расположен вход, а над ним большое подковообразное окно. В 1950-е к зданию «Mon repos» пристроен летний кинотеатр, надпись «Сегодня» появилась после сьемок в 2003 году фильма «Марс».

Рядом бывшая гостиница «Россия», построена в 1891 году, и ранее имела деревянный павильон – ресторан на воде в бухте. Владел гостиницей Леонид Бисти, дед Д.С.Бисти – народного художника России. В оформлении фасада использованы классические формы. Утрачены легкие балконы, которые покрывали яркие холщевые маркизы от солнца, делая здание очень нарядным. В гостинице останавливались англичане, приезжавшие в Балаклаву на места боев времен Крымской войны.

Следующее здание принадлежало семье Ватикиоти, построено в конце 1890-х годов. Две ионические колонны первого этажа поддерживают балкон, выход на который находится в оригинальной нише. На втором этаже тесно сдвинутые окна, что характерно для ренессанса.

Рядом двухэтажное здание 1950-х годов, между ним и следующим зданием 1890-х годов находятся кованные ворота, установленные в 2004 году к празднованию 2500-летия Балаклавы.

Следующие дома, образующие исторический квартал, построены в конце 90-х годов 19 столетия. Первый от ворот дом – доходный и принадлежал купцу Христофору Лиоли, возведен в стиле эклектики с элементами ренессанса, позже к нему пристроил дом предприниматель Афанасий Христопуло. Сын его дочери Орион избрал путь революционера. В 1917 году стал инициатором создания в Севастополя социалистического союза молодежи, а вскоре вступил в партию большевиков. Его именем названа школа в Севастополе где он учился. Следующий дом с лоджиями, опирающимися на две сквозные металлические колонны с чугунными капителями, принадлежал железнодорожнику Николаю Дойя.

Рядом с современным 4-х этажным зданием – бывший Гранд-отель 1887 года постройки принадлежал семье Константина Спиридоновича Гинали, третий этаж надстроен в 1907 году. Первые два этажа в стиле эклектики с мотивами ренессанса. На втором этаже отеля в сентябре 1904 году останавливался Куприн А.И. с семьей. На верхней набережной находится памятник писателю. Куприн стоит опершись на кованную решетку ограды набережной и смотрит на море, автор проекта – скульптор Станислав Чиж, открыт памятник в 2009 году.

Верхняя набережная появилась в 1960-е годы, ее углубили для кораблей. В 1998 г. причалы были заняты яхтами из 19 стран мира международной регаты «Кайра». В 1999 году в Балаклаве впервые собрались барды и зрительным залом был сам причал и вся набережная за ним.

В следующем доме за зданием бывшего Гранд-отеля располагалась аптека Михаила Осиповича Золотницкого, здание построено в начале 20 века в классическим формах, сейчас здесь ресторан «Эгоист» и магазин «Медоборы».

Прогулка по Балаклаве

Прогулку по Балаклаве можно начать на площади имени 1-го Мая. В центре располагается здание Центра культуры и досуга, которое построено в 1932 году по проекту архитектора В.К.Ретлинга и ранее здесь размещался клуб Экспедиции подводных работ особого назначения, затем Дом офицеров. Здание построено в стиле классицизма, украшением центрального фасада являются шесть колон тосканского ордера. Перед зданием красивый сквер с деревянными скульптурами, от сквера на площадь ведет лестница, спустившись по которой выходим к бухте.

В конце 19-начале 20 века вдоль бухты был разбит Пушкинский бульвар, а сейчас на его месте располагается причал яхт клуба «Золотой символ», здание яхт клуба и рыбный ресторан «Балаклава»

На площади привлекает внимание памятник Лесе Украинке, скульптора В.Е. Суханова, памятник открыт 3 сентября 2004 году. Леся Украинка псевдоним талантливой поэтессы Ларисы Петровной Косач. Она с детства болела костным туберкулезом, лечилась в Крыму, а в августе 1907 г. с мужем Климентом Квиткой поселилась в Балаклаве и прожила здесь полтора месяца. Климат и спокойная обстановка способствовали написанию поэтических произведений, таких, как «За горами зарницы блещут», «Руфин и Присцилла».

Возле памятника Л. Украинки берет свое начало улица имени Андрея Иосифовича Калича. В начале 20 века улица называлась Базарная. Калич А.И. с 1914 года служил в Севастополе солдатом электротехнической роты крепостной артиллерии, а в апреле 1917 году создал в Севастопольском Совете рабочих и матросских депутатов большевистскую фракцию, был ее председателем, а в последствии делегатом 2 Всероссийского съезда Советов.

На улице Калича А.И. сохранилось ряд старинных зданий, придающих Балаклаве исторический колорит курортного городка конца 19 – начала 20 века.

Двухэтажный дом № 25 по улице Калича, формирующее главную площадь Балаклавы, занимает районный суд, а построено здание в 1896 году на средства генерала Александра Николаевича Витмера для Городской управы. Витмер сделал блестящую военную карьеру, преподавал в Николаевской Академии Генерального штаба, но в середине 1870-х годов переехал в Крым в связи с болезнью легких, и в Крыму стал успешным предпринимателем, как писал в воспоминаниях: «был хозяином лесным, виноградарем, виноделом, табаководом, и крупным строителем». На его средства в Ялте была построена гостиница 1-го класса «Ореанда», а в окрестностях Балаклавы – имение «Благодать». На первом этаже с 1896 года располагалась городская публичная библиотека, которая сразу стала центром культурной жизни. Заведовал библиотекой Александр Цакни, на родственнице которой, Анне Цакни, женился писатель Иван Бунин и в сентябре 1898 году приехал Балаклаву, посетил и библиотеку. Читальный зал в разные годы посещали писатели, художники, артисты: А.И.Куприн, Д.М.Мамин-Сибиряк, В.Г.Короленко, Л.В.Собинов. В 1910 г. библиотека насчитывала более пяти тысяч книг.

Напротив, в доме № 4 по ул. Калича в начале 20 века располагалась почтово-мальпостная станция, где меняли лошадей, направляясь в поселения Южного берега Крыма. В сентябре 1901 года здесь побывал Л.Н.Толстой в сопровождении супруги, С.А.Толстой и дочерей Марии и Александры, когда следовал из Севастополь в Гаспру в имение графини С.В.Паниной.

На этой же стороне улицы, рядом с небольшим овощным рынком, в доме № 8, построенном в начале 20 века, была «монополька», где продавали алкогольные напитки, сейчас здесь продуктовый магазин.

На улице Калича сохранились два дома, построенные в конце 19 века: № 39 – ранее был доходный дом семьи Капитанаки, а на первом этаже находилась кофейня, где звучала музыка и собиралась местная творческая интеллигенция и № 41 – также доходный дом Константина Спиридоновича Гинали, которому принадлежал и «Гранд-отель» на набережной. Между домами дворик с палисадниками и декоративной оградой. Дома создают уютный уголок старинной Балаклавы.

А на улице Калича № 43 в одноэтажном доме в начале 1900-х годов поселился Евсей Маркович Аспиз, который до 1922 года проработал городским фельдшером в Балаклаве, и был известен тем, что бедных жителей лечил бесплатно, дружил с А.И.Куприным.

Рядом на двухэтажном доме № 45 сохранилась мемориальная табличка из которой узнаем, что он принадлежал Николаю Констанди – балаклавскому рыбаку, другу и литературному герою А.И.Куприна, который часто приходил к нему в гости, проживая в Балаклаве в сезон в 1904 и 1905 годах.

Результатом общения, наблюдения за бытом и трудом рыбаков явился цикл рассказов «Листригоны», которые А.И. Куприн начинал писать в Балаклаве в доме, который снимал у П.И. Ремизова. Пройдя еще немного по улице Калича и свернув налево, мы выйдем на улицу, которой в 1990 году присвоено имя писателя. В 1990 году состоялось открытие памятного знака на подпорной стене в начале улицы им. А.И.Куприна. На рельефе раскрытой книги – портрет Куприна А.И. и текст: «На этой улице жил в 1904-1905 г.г. русский писатель Куприн А.И.». Дом, в котором жил писатель, принадлежал Петру Измайловичу Ремизову, управляющему в Форосском имении А.Кузнецова. Здесь А.И.Куприн работал над повестью «Поединок», «Штабс-капитан Рыбников». В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен, на его фундаменте построено новое здание.

Заметки по Балаклаве – прогулка по Западному берегу Балаклавской бухты

Прогулку по западному берегу Балаклавской бухты можно начать в Балаклаве с остановки автобуса №9, 94 «Оболонь», рядом находится гостиница «Фордевинд» и арт-кафе «Декорация» по адресу ул. Новикова, 3 и здесь же остановка электромобиля, на котором можно за 50 рублей доехать до Таврической набережной на западном берегу бухты. До революции 1917 года на западном берегу находился консервный завод Иосифа Кефели, впоследствии – завод рыбколхоза.

По правую сторону высится гора Таврос и с дороги хорошо просматривается карьер по добыче флюсовых известняков и щебеночного материала – продукция комбината – гипс, известь строительная, бутовый камень, щебень в данное время используется для строительства трассы «Таврида». Карьер начал действовать на западном склоне г. Таврос еще в 1933 году. Здесь работает балаклавское рудоуправление им. М. Горького. В 1953 году в горе Таврос началось строительство подземного комплекса по ремонту подводных лодок и были построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, причалы и глубоководный канал. В 2004 году подземный комплекс переоборудован в музей. Можно выйти у Военно-исторического музея фортификационных сооружений и далее продолжить прогулку пешком по Таврической набережной. Застройка западного берега начинается в конец 19 – начале 20 века. Административное здание музея располагается в здании бывшей дачи инженера А.М.Завадского «Фата-Моргана», построенном в конце 19-начале 20 века архитектором А.И.Гребенюк. Образ сказочного дворца-миража удивительно выразителен благодаря подковообразным мавританским аркам. К сожалению, утрачен белоснежный купол и зубцы-пинакли, однако здание сохранило основные черты экзотической архитектуры. Рядом с «Фата-Морганой» находилась дача промышленника С.Д.Пшеничного и обе дачи объединялись подпорной стеной и оградой, а по склону поднимались террасные сады.

Хорошо вписывается в ландшафт Таврической набережной современное здание яхт-клуба «Мрия», на первом этаже которого располагается «Харчевня Дрейка». Пройдя чуть далее увидим промышленное здание начала 1900-х годов из бута, фасад оформлен в стиле крепостной архитектуры – это склады коньячного завода В.Э.Шитта – почетного жителя Балаклавы. Над набережной приподнято двухэтажное здание на искусственной каменной террасе, в первом этаже – три полуциркульных окна – это дачный коттедж врача В.Л.Педькова, построенный в начале 20 века.

Недалеко от входа в бухту в начале 20 века было построен охотничий домик для князя Ф.Ф.Юсупова-младшего. Здание двухэтажное на невысоком каменном цоколе и обращает на себя внимание арочными проемами на фасаде, выходящем в сторону бухты. Уютный залив рядом с входом в бухту в начале века украшал ансамбль дач «Прибой» графа М.А.Апраксина, построенный в стиле «неогрек» архитектором Н.П.Красновым. До наших дней сохранилась высокая искусственная терраса в виде аркады из необработанного камня, представлявшая собой цокольный этаж.

Далее находится памятник Гвардейским подводным лодкам М-38 и М-62 и Краснознаменным подводным лодкам М-111 и М-117 и памятник, посвященный подвигу старшего матроса Б.Л.Нечаева, здесь можно посидеть на лавочке под деревьями с видом на вход в бухту.

Таврическая набережная заканчивается Матросским пляжем, где можно арендовать каяки и отправиться в морское путешествие к пляжам «Васили», «Серебряный» или «Золотой», а можно подняться пешком на Западный (Батарейный мыс) и полюбоваться Балаклавской бухтой.

Заметки по Ялте

Прогулка по улице Свердлова. Отправимся в старую часть города Ялты от морского вокзала по улице Свердлова, которая до революции носила название «Почтовая» и была самой длинной улицей, частью почтовой дороги до Алушты, существовавшей с 18 века. По этой дороге император Николай Первый с супругой и большой свитой въехал в Ялту в 1837 году. На месте современного здания морвокзала были строения Российского Общества Пароходства и Торговли, которые снесли в 1930-е годы и построили здание морвокзала. В 50-е годы разрушенное здание восстановили по проекту архитектора П.И.Бронникова. На углу старой Почтовой улицы еще до начала 1980-х годов стояло здание таможни, построенное по проекту первого архитектора Ялты, Карла Эшлимана, в котором 17 сентября 1837 года графиня Е.К.Воронцова угощала завтраком императора Николая Первого и он за бокалом шампанского повелел возвести местечко Ялта в статус уездного города. Через дорогу, напротив находится Часовня в честь Святого Николая, построенная в 1896 году в память о провозглашении Ялты городом по проекту архитектора Н.П.Краснова. Часовня была разрушена в 1932 г. и в 1996 году восстановлена про проекту архитектора Александры Петровой. Рядом на фасаде дома № 3 по улице Свердлова установлена мемориальная табличка с надписью: «В доме, стоявшем на месте этого здания, в 1872 году жил выдающийся русский художник-пейзажист Федор Александрович Васильев». Выше по улице здание на реконструкции – ранее гостиница «Европейская», принадлежавшая А.Н.Витмеру, владельцу первоклассной гостиницы на Набережной Ялты «Ореанда».

Переходим дорогу и подходим к современному многоэтажному «Эдинбург-Тауэру», чуть выше этого здания находилась первая почта Ялты, именно по этой причине улицу и назвали «Почтовая». А «Эдинбург-Тауэр» высится на месте старейшей и самой большой гостиницы Старого города «Эдинбург». Напротив которой находилась станция «мальпостов» - почтовых и пассажирских карет и в здании, в котором сейчас «Пельменная» на первом этаже просматриваются ворота, которые ранее вели в конюшни станции. Рядом – здание парикмахерской, а ранее была синагога, построенная в 1850 году и действовавшая до 1920 года. За зданием «Эдинбург-Тауэра» лестница ведет к церкви Святого Иоанна Златоуста, построенной в 1837 году в духе готики и ее колокольня имеет форму одной из угловых башен северного фасада Воронцовского дворца в Алупке. Рядом с церковью на небольшой площади расположено здание церковно-приходской воскресной школы имени Великой княжны Ольги Николаевны (дочери императора Николая Второго). Школа была возведена в 1896 г. по проекту архитектора Н.П.Краснова, в советское время – снесена, и восстановлена в 1990-годы. Справа Матросский переулок ведет на Массандровский пляж. Поднимемся выше по улице Свердлова и увидим одну из ранних построек в этом районе – двухэтажный, каменный дом – 1885 года, в котором сейчас располагается Станция Переливания крови.

В этом месте на рубеже 19-начала 20 века смыкались земли имения «Пустошь Хорошая» графа А.А.Мордвинова с землями города Ялты и поднимаясь выше по улице Свердова мы увидим с левой стороны старый «Мордвиновский парк», так до сих пор ялтинцы называют эту часть города. А вскоре мы увидим и дворец графа Мордвинова в глубине парка. Земли в Ялтинской долине были дарованы императрицей Екатериной Второй адмиралу Николаю Семеновичу Мордвинову в 1792 году. 45 лет жизни Н.С.Мордвинов отдал флоту, был первым в истории России Морским Министром, в 1823 году награжден орденом Святого Андрея Первозванного – высшей наградой России, о нем А.С.Пушкин писал: «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию». Он один из 7 членов Верховного уголовного суда в 1826 году отказался подписать смертный приговор декабристам. Н.С.Мордвинов в своем ялтинском имении дворца не строил, имение было «экономическим», давало большой доход благодаря крупным посадкам орехов и виноградников, а также садовых деревьев. Дворец в стиле итальянского Возрождения по инициативе вдовы внука адмирала графа А.А.Мордвинова строил архитектор О.Э.Вегенер в период с 1901-1903 года по проекту инженера из Санкт-Петербурга Ф.Б.Нагеля. Материалом для здания послужил светло-серый крымский известняк и зеленый песчаник по фризу, вставки ложных окон выполнены из известняка розового цвета, стилизованного под мрамор. На дорогу выходит парадный восточный портал. Парадный вход выделен тосканским портиком с восемью колоннами, крыша портика служит балконом. После революции 1917 года во дворце был размещен санаторий Министерства обороны СССР. В настоящее время здание в частной собственности.

Заметки по Ялте

В парковой зоне в районе улицы Свердлова располагается бывшее имение княгини Марии Владимировны Барятинской «Уч-Чам». Ее бывший особняк расположен в доме № 34 «А» по ул. Свердлова, до которого можно пройти по хвойному парку от особняка графа А.А.Мордвинова. Княгиня М.В.Барятинская приобрела имение площадью 6 десятин в 1890 году и пригласила архитектора О.Э.Вегенера для строительства дома. Особняк был возведен в 1895 году. Поднявшись по парку к особняку княгини мы видим южный фасад, обращенный к морю, типичный образец южной постройки с открытой террасой, колоннами тосканского ордера, над террасой расположен широкий балкон второго этажа с высокой балюстрадой, с которого открывается чудесный вид. Перед южным фасадом разбит круглый в плане портер, в центре которого круглая чаша фонтана и скамейки. Подойдем к северному парадному фасаду, здесь во времена княгини был открытый балкон с видом на северные окрестности, который в настоящее время застеклен. Перед северным фасадом открытая площадка на которую выезжал экипаж, огибая флигель. Теперь в флигеле надстроили комнаты и увеличили площадь. Через арку выйдем к восточному фасаду особняка. Ранее восточный фасад включал в себя основной объем строения с угловой башней и двухэтажным флигелем, соединявшимся с башней на уровне первого этажа коридором, а на уровне второго этажа открытым проходом. Особняк возведен в неороманском стиле, об этом свидетельствует башня и романтический средневековый балкончик. Башня увенчана замысловатым громоотводом – настоящим произведением кузнечного искусства. В 1951 году, когда в особняке княгини размещался санаторий Ленинградского военного округа, на месте широкого коридора, соединявшего башню и флигель, соорудили арку, а открытый балкон второго этажа, превратили в закрытый и сделали арочные окна, над аркой со стороны восточного фасада зафиксированы цифры «1951», от восточного фасада к воротам ведет широкая дорога, по левой стороне живописной подъездной дороги растут пальмы и сосны, в частности, две столетние итальянские сосны – пинии, а третья пиния украшает площадку перед северным фасадом – по имени сосен и дано имя имению княгини «Уч-Чам» - с крымско-татарского – «Три сосны». У самых ворот имения стоит здание бывшей сторожки, примечательна дверная ручка, на которой имеются металлические кованные накладки с гроздями винограда. Через западные ворота имения «Уч-Чам» можно попасть в соседние имение «Кучук Уч-Чам», ранее принадлежавшее Василию Ивановичу Сазонову. Особняк в 1911 году построил архитектор О.Э.Вегенер, дом из серого крымского известняка и с трех сторон облицован желтой метлахской плиткой. Тропинка в парке подводит и к дому самого архитектора Оскара Эмильевича Вегенер, сейчас его адрес ул. Свердлова, 36 На вензеле-монограмме буквы: OW на северном фасаде, балкон украшен металлическим гербом с изображением треугольника, циркуля, линейки и транспортира. Обращают на себя оконные проемы в форме замочных скважен, проемы окон-бойниц заполнены стеклянными блоками. На крыше установлены две скульптуры (ранее было три), одна изображает Соломею, вторая Музу искусств. Внимательно присмотревшись к фасаду, можно увидеть в архитектурных деталях два смеющихся человеческих лица-оберега, словно смотрящих в разные стороны. О.Э.Вегенер, по желанию архитектора, автора проекта постройки Массандровского дворца, М.Е.Месмахера, наблюдал 10 лет за строительством дворца. Особое искусство он проявил в отделке интерьеров и дворцово-парковых работах. Работа О.Э.Вегенера получила высокую оценку у управляющего имением Массандра, Качалова, который счел нужным доложить в Департамент уделов, что трудами и заботами О.Э.Вегенера возведена постройка, и он своей добросовестностью сберег не один десяток рублей.

Соседом О.Э.Вегенера был известный краснодеревщик Альфред Андреевич Шиллинг, его двухэтажный дом возвышается рядом с домом архитектора. Дом А.А.Шиллинга возведен по проекту архитектора Н.П.Краснова в стиле модерн в начале 20 века, о стиле говорят окна разной формы от прямоугольных до круглых, у двери северного фасада имеется монограмма AS. В 1910-1911 годах А.А.Шиллинг принимал участие в оформлении интерьеров, строившегося в Ливадии дворца. В его мастерской изготовляли отделку для бильярдной и малой семейной столовой.

Дом № 38 по ул.Свердлова уцелел от имения «Планжи-Сарай», которое принадлежало первому архитектору города Ялты Карлу Ивановичу Эшлиману во второй половине 19 века. Этот одноэтажный дом построил один из первых зодчих-романтиков на Южном Берегу Крыма. Дом почти врос в землю, обращают на себя внимание украшения в духе готики – пилястры по углам и орнамент в виде круга, архитектор скромно украсил на западном фасаде проем круглого окна накладным циркульным орнаментом, Чудесно смотрятся деревянные кронштейны под крышей. На западном фасаде устроены и три узкие арочные оконные проема.

Прогулка от площади имени Адмирала Федора Федоровича Ушакова до площади генералиссимуса Александра Васильевича Суворова

Площадь устроили в начале 19 века и она находилась в месте пересечения улиц Екатерининской и Морской, назвали «Фонтанная», так как здесь находилась с 20-х годов 19 века водоразборная колонка городского водопровода. В 1842 году здесь построили каменное здание театра и в сентябре 1846 г. с гастролями в театре выступал гениальный русский актер М.С.Щепкин. Здание театра было разрушено в Крымскую войну и больше не восстанавливалось. До середины 19 века на площади был рынок и место праздничных увеселений. С юга к площади примыкает Бульварная высота, и на возвышенности в 1840 году был разбит большой общественный сад. Весной 1854 года на этой высоте началось строительство Четвертого бастиона. В ходе Первой обороны здесь был 4-й бастион, Язоновский редут на котором служил будущий великий писатель Л.Н.Толстой. Укреплениями командовал вице-адмирал Федор Михайлович Новоссильский, в честь которого площадь именовали с 1885 по 1921 год.

С 1921 по 1954 год это была площадь Коммуны, а с 1954 года носит имя адмирала Ф.Ф.Ушакова. Здесь начинается главная аллея Исторического бульвара, которая ведет к ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - Панораме «Оборона Севастополя 1854-1855 г.г.» и рядом установлен памятник адмиралу Ф.Ф.Ушакову

За входом на Исторический бульвар лежит улица 4-я Бастионная и улица им. Н.Гоголя, ведущие в южные районы города, в частности, в Балаклаву.

На площади находится Матросский клуб в котором располагается драматический театр Черноморского флота, которому в 1979 году присвоено имя Бориса Андреевича Лавренева. На башне Матросского клуба, украшенного шпилем, установлены часы с курантами. Бой часов сопровождается мелодией Вано Мурадели «Легендарный Севастополь». Рядом с Матросским клубом со смотровой площадки можно полюбоваться величественным видом на Южную бухту. На берегах бухты в 19 веке под руководством адмирала М.П.Лазерева были возведены Сухие доки для строительства кораблей. По плану, предложенному М.П.Лазаревым, строить адмиралтейство начали на мысу между Южной и Карабельной бухтами, для этого срыли гору, находившуюся на мысу. Со смотровой площадки можно увидеть автовокзал и железнодорожный вокзал, которые расположены на Пересепи. Ранее на месте вокзалов в верховьях Южной бухты находились болота и соленые озера, которые при подготовке места для адмиралтейства в 1839 году по указанию адмирала М.П.Лазырева были засыпаны мелкими камнями и землей.

На смотровой площадке расположено уютное кафе «Дом кофе». Лестница между Матросским клубом и библиотекой имени Л.Н.Толстого ведет к железнодорожному вокзалу и на Корабельную сторону города.

Можно на общественном транспорте проехать по проспекту им. В.И.Ленина до остановки имени Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и почти напротив остановки увидим дом разнообразно украшенный штукатурной пластикой, здесь и маскароны в виде львиных морд и растительные гирлянды. Дом по адресу: проспект им. Ленина № 54 образец эклектики рубежа 19-20 в.в., он очень живописен, а глубокие лоджии второго и третьего этажа придают ему легкость южных построек. Перейдем дорогу и войдем в Сквер имени Ленинского Комсомола, в конце 19 – начале 20 века на месте входа в сквер находился особняк городского головы Севастополя А.А.Максимова. В доме № 29 на рубеже веков находилась Севастопольская община сестер милосердия Красного Креста, трехэтажное здание, построено в конце 19 века в стиле классицизма.

автор: русский гид Светлана Яковлева

Условия использованияПолитика конфиденциальности