Юсиф Джафарли | Публикации

ГДЕ ЖИВУТ БОГИ КИММЕРИЙЦЕВ И ЦАРСКИХ СКИФОВ?

В СТЕНАХ ДЕВИЧЬЕЙ БАШНИ!

Никто не будет спорить, что гордостью Азербайджана и самого Баку – является Девичья Башня (Гыз галасы). Еще при ее внешнем осмотре удивляешься ее величию, так и тянет узнать все ее тайны и историю.

На сегодняшний день существует теория, что строительство Башни началось еще при киммерийцах и закончило строительство, уже другое племя – скифы, точнее царские скифы, на рубеже VII – VIII веках до нашей эры. Но самым главным, в этой теории, является то, для чего же была построена Девичья Башня.

Каждый этаж Башни посвящен одному из восьми скифских богов.

Первый этаж олицетворял Землю, пещеру и был преддверием, как небес, так и подземного мира. Здесь не было окон, царил таинственный полумрак. Этот зал был посвящен богине Земли – Апи.

На втором этаже располагалась Верховная богиня Табити, богиня Огня, о чем говорят очаги (ниши огня) начинающиеся со второго этажа. Да и где расположиться богине Огня, как не между Землей и Водой.

Именно третий этаж Башни посвящен Тагимасада, покровительствовавшего скале и воде. Здесь, в скале, выведен пробитый колодец глубиной в 21 метр.

Четвертый этаж посвящен богу Солнца – Гойтосиру. Именно на этом этаже имеется проем, который служил входом в Башню. Через этот бог Солнца Гойтосир «проходил, умирая и возрождаясь». В реальности это мифическое явление сопровождалось возможным прохождением Солнца через этот оконный проем в знаменательные дни – весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния.

На пятом, шестом и седьмом этажах один за другим размещались поминальные помещения обожествленных предков.

На пятом этаже находилось помещение Гора (Куара) олицетворяющего культ предков.

На шестом этаже находилось помещение Аргимпасы, «хозяйки судьбы», покровительницы предсказаний.

На седьмом этаже находилось помещение Керакли, покровителя жертвоприношений, воплощавшего «необходимость» и «гармонию» между живыми и умершими, людьми и богами.

На последнем, восьмом этаже Девичьей Башни жил «Милосердный Император Неба» - Папей – скифский бог, олицетворявший Небо.

Вот так, если присмотреться и прислушаться к стенам Девичьей Башни, она расскажет все свои тайны, надо только попросить ее об этом!

Бык, лев и солнце – охранники Крепости Баку

Кто хоть один раз побывал в Баку, всегда туда возвращается, а заставляет возвратиться туда одно желание – узнать все его тайны. Правда в том, что практически у каждого дома или улочки, парка или огромного камня есть своя тайна и история. Только во время прогулки по Старому городу или же Крепости, как называют эту часть города жители Баку, задаешь себе огромное количество вопросов и не даешь ни одного ответа. Именно эта таинственность Баку так и манит к себе.

Конечно же, самая большая тайна города – это Девичья Башня и окрестности Ичери Шехер. А сколько сказок и легенд можно услышать о башне или каком-либо доме Крепости от старожил города. Но мало кто, заходя в Старый город через Гоша Гапы – двойные ворота - задает себе вопрос, почему главные ворота Крепости охраняет голова быка – букраний в окружении львов и солнечных дисков. История города Баку уходит далеко в древность времен. За это время город менялся, менялась религия горожан, их обычаи и нравы. И конечно, у этого города, как и тысячи других городов мира, есть свой герб, который так же имеет свою историю.

По одной из версий ученых историков, Девичья Башня посвящена Великой богине – Деве, так почему символом города выбран бык, а не какое – либо другое, более нежное и покладистое животное? Что означает букраний и как он связан с Великой Богиней?

Считается, что Девичья башня была заложена еще самими киммерийцами и закончена уже царскими скифами, а они поклонялись не только Верховным Богам, но и животным, деревьям и даже камням. Все, что дала природа, так же олицетворяли с Богами поклонения. Центральная фигура герба, фигура букрания выделена большим размером, как бы более крупным планом, согласно традициям древних племен, подобное выделение означает символ Верховного правителя или божества – тотем места. Ещё сам Геродот сообщает, что у первоскифа Таргытая отцом был Зевс, явившейся в виде быка, а матерью – дочь реки Борисфен. Бык предстаёт в качестве прародителя первотюрка Огуза, который признаётся прародителем многих тюркских народов – азербайджанцев, турок, туркмен, казахов и других народов. Мать родила Огуз-хана от «солнечного луча», а ноги Огуз-хана «были подобны ногам быка». Так же у тюрков одним из тотемов-животных был рогатый олень, у этих народов и олень, и бык назывался одним и тем же словом. Наряду с тотемом, Бык олицетворяет «сосуд», что подтверждают многие находки бронзового века на территории Азербайджана. Обнаружены крупный глиняный сосуд в виде букрания, скифский бронзовый котел с изображения букрания и солнечных дисков с каждой из сторон.

Так, символ Баку, букраний, отражает образ Великой Богини – Девы – «Рогатой богини», именно в таком виде киммерийцы и скифы изображали Великую Богиню, что подтверждают самые древние наскальные рисунке в Гобустане. И по традиции этих племён, голова быка обозначает сосуд или чашу, котёл. Таким образом, Букраний, изображённый на символе Баку, олицетворяет Великую скифскую Богиню Табити и «чашу жертвоприношений», что говорит о том, что место, где стоит город Баку, выбрано не случайно, а служило древним предкам азербайджанского народа «святилищем Великой Богини».

Если голова быка обозначает Великую богиню Табити - то солнечные диски окружающие его что? В близости от изображения букрания, расположены два многолучевых солнечных диска. Многолучевой солнечный диск часто встречается в скифской культуре. Для древних Солнце было богом, а народы ждали от Солнца, как даров, так и кары. Подобные изображения солнечных дисков встречается и на изделиях, найденных на территории Азербайджана, так же есть подобные изображения и в Гобустане. Ещё сам Геродот отождествлял скифского бога солнца Гойтосира, того самого, которому поклонялись на четвертом ярусе Девичьей Башни, где находится самое большое окно-проём, куда солнце проникает только два раза в году – в день летнего и зимнего солнцестояния с греческим Аполлоном, который отождествляется с Солнцем.

Выходит, что два солнечных диска – это обозначение бога солнца – Гойтосира, божество умирающей и возрождающейся природы, что говорит о том, что город Баку не просто так стоит на своём месте, а место это выбрано святилищем для бога весны и солнца Гойтосира.

Вот и подошло время обратить внимание на львов, которые обращены к друг другу, повторяются в позах и жестах. Львы тут изображены не просто так, если обратиться к тем же наскальным рисункам в Гобустане, можно увидеть, что Богиня Дева часто изображалась в окружении львов. Найдено много предметов, со времен жизни скифов на территории Азербайджана, с участием львов, особенно на предметах, найденных в усыпальницах-курганах. Лев – это сила и храбрость. Наличие львов с двух сторон от Быка понимается как символ «охраны» и «стражи». Львы в данном случае символизируют мощь и выступают в роли стражей Букрания. Из всего вышесказанного, вывод сам собой напрашивается, что Баку это не просто поселение, город – это, святилище под мощной охраной.

Иными словами, центральное изображение букрания и двух солнечных дисков, а также присутствие двух львов, дают отчётливое понимание того, что Баку это святилище, которому покровительствуют Великая богиня Огня Табити и божество Весны Гойтосир и охраняют это святилище два сильных и храбрых льва.

Конечно, хочется думать именно так, что прекрасный город Баку был основан не просто так, на пути какого-нибудь каравана, а в честь Великих Богов, которым поклонялись ещё киммерийцы и скифы и что каждый уголок Ичери Шехер будет постепенно раскрывать нам свои тайны. И самое главное, услышать этот шепот приморского ветра, как это сделал в 1683 году немецкий путешественник и ученый Кемпфер, побывавший в Баку расшифровать старинный бакинский герб.

Итак, голова быка, согласно Кемпферу, символизирует сам старый город Баку, население которого, не имея возможности заниматься земледелием из-за засушливости почв и сильнейших ветров, традиционно занималось скотоводством.

Что касается львов, то их изображение - это, скорее всего, дань геральдическим традициям Переднего Востока. Отличие бакинских львов от иранских, пожалуй, лишь в том, что они не держат мечей.

Изображения быка в старинной городской геральдике зачастую сопровождалось изображением Солнца и Луны по бокам, что являлось символом дня и ночи. Возможно, эту же смысловую нагрузку выполняют небольшие круги, высеченные у бычьих голов по-над парными крепостными воротами.

Итак, в совокупности замысловатый герб на воротах у основного входа в крепость, по Кемпферу, можно прочесть следующим образом: Львы (т.е. крепостные стены) стерегут Быка (т.е. город) днем (Солнце) и ночью (Луна).

Вот так, совсем неприметный герб на входных воротах может нам рассказать столько секретов и тайн.

автор: русский гид Юсиф Джафарли

Условия использованияПолитика конфиденциальности