Mark Psonik | Публикации

Памятники Адаму Мицкевичу в Вильнюсе

В 20-30 годы прошлого века, во времена когда Вильнюс был польской провинцией, сложился «скульптурный миф». Правда гуляла по городу не скульптура «командора», как у Александра Сергеевича в «Маленьких трагедиях», а скульптура Адама Мицкевича.

Вильнюс – город Адама Мицкевича. Главная улица города носила имя поэта. Естественно встал вопрос памятника. Городские власти организовали конкурс проектов.

Не спрашивая дозволения городских властей, офицеры польского гарнизона проявили инициативу. Они собрали деньги на памятник и пригласили Збигнева Пронашку, популярного скульптора–кубиста из Кракова. И он таки создал…! Деревянная модель памятника в натуральную величину высотой более 12 метров, была установлена на правом берегу реки Нерис, возле электростанции, так как власти города не разрешили ставить её в центре. Торжественно открыта самим Юзефом Пилсудским в 1924 году.

Метко описал это чудо очевидец Чеслав Милош: «На другой стороне Вилии стоял Мицкевич Пронашки, огромная кубистическая бочка, изгнанная туда отцами города, которые, пожалуй, имели основания не ставить ее в центре, среди старых камней.»

Этого необычного авангардного памятника город не принял. Настолько, что, когда в 1931 году произошло наводнение в городе, люди надеялись, что деревянную скульптуру унесёт водой. Но военные успели её спасти. Оскорблённый скульптор отказался от профессорства в университете и уехал. А деревянный памятник в конце концов уничтожил удар молнии. Такое мистическое завершение сюжета вполне в духе баллад Адама Мицкевича.

Большая Погулянка

Поднимаясь в гору по улице Йонаса Басанавичуса, не задумываемся что ещё относительно недавно, в середине XIX века, это место выглядело иначе. Это был малозаселённый пригород Вильнюса, который современники описывали как «открытый и весёлый».

Вверх по горе шла грунтовая дорога. Справа кое где стояли деревянные и кирпичные дома, окружённые садами и огородами. Слева тянулась живописная липовая аллея. Справа на горе находилось протестантское кладбище. На его месте в советское время построен Вильнюсский Дворец Бракосочетания.

Земля слева от дороги изобиловала источниками, которые назывались Вингрю. Эти источники многие века давали городу питьевую воду. Здесь был построен первый в Вильнюсе водопровод. Вода скапливалась в больших резервуарах, и потом самотёком стекала в Старый Город. Благодаря перепаду высот, не нужны были никакие насосы. Интересно, что первые трубы водопровода в XVI веке были деревянные. Водопровод построили монахи из францисканского монастыря, который находится на улице Траку. И почти до конца XVIII века имели этот «бизнес». Теперь источники осушены. Как и большинство ручьёв и источников в Вильнюсе они оказались под землёй.

Большая Погулянка

С давних пор дорога носила название Тракайской, ведь она вела путешественника в Тракай, Каунас и дальше на запад. Дорога была почтовая. Каждые 10 километров были почтовые станции и полустанки. Ещё один необходимый атрибут дороги - корчма. И их здесь было немало. Одна известная в городе корчма так и называлась «Погулянка», от польского «гулять» или «гульба». Она то и дала название улице, которая впоследствии стала Большой Погулянкой (Wielka Pohulanka).

В 1875 году был утверждён новый план развития Вильнюса. Согласно этому плану район Погулянки был включён в состав города, и его развитию было уделено особое внимание. Район стали называть «новым городом». В конце XIX века Вильнюс был охвачен строительной лихорадкой. Улица была быстро застроена высокими зданиями в стиле историзма. Здесь радом уживаются и псевдоготика с нью-классицизмом и нью-барокко с модерном. В обе стороны от основной улицы потянулись новые, для тех времён широкие, улицы. Так как строительство совпало с периодом жёсткой русификации, все улицы получили исключительно русские названия.

Улица Миндаугаса ранее была Кавказской, Витяниса – Оренбургской, Антона Вивульскиса – Тамбовской, Тараса Шевченко – Суздальской. Современная улица Симона Канарскиса была названа в честь генерал-губернатора Репнина, так как вела в Закрет (Парк Вингис), владения генерал-губернатора. Проспект Саванорю (добровольцев) некоторое время носил имя фельдмаршала Кутузова.

Большая Погулянка III

В конце XIX и начале XX века Большая Погулянка изменилась до неузнаваемости. По обе стороны улицы выросло много государственных институций и роскошных частных зданий. В 1900 году построено здание Госконтроля (J. Basanaviciaus g. 12). В 1903 году доминантой улицы стал комплекс зданий Управления железными дорогами (J. Basanaviciaus g. 14). Железнодорожникам это здание принадлежит до сих пор.

Район Погулянки облюбовали архитекторы. Не мудрено, ведь здесь было много места для творчества. Было где «разгуляться». В Старом городе было тесно. Он был очень плотно застроен. А здесь участки большие, есть где разгуляться фантазии. Сами архитекторы получили в своё владение участки земли, где строили дома себе. В одном из них жил известный архитектор Николай Чагин. Рядом со своим домом он построил «Виллу Мария» (Teatro g. 3) для своей жены. Кстати на фронтоне виллы красуется самый известный в Вильнюсе масонский символ.

А дворец архитектора Александра Быковского стоит до сих пор по адресу J. Basanaviciaus g. 36. Несколько поодаль от главной улицы стоит дом известного архитектора Антона Филиповича-Дубовика.

В доме по адресу J. Basanaviciaus g. 18 прошло детство писателя Ромена Гари (Роман Кацев 1914-1980). На перекрёстке стоит скульптура мальчика с галошей в руках (скульптор Ромуальд Квинтас 2007 г.). Она посвящена первой любви писателя. Это сцена из его романа «Обещание данное на рассвете».

В 1913 году на том же перекрёстке, только на другой стороне улицы, выросло здание Оперного театра (J. Basanaviciaus g. 13), которое вызвало бурю эмоций. Одни его хвалили и им восхищались. Другие ругали и критиковали. О вкусах не спорят. Говоря об особенностях этого здания, точнее самого зала театра, можно сказать, что за 100 лет после его постройки в Вильнюсе не построено ни одного зала с лучшей акустикой. С ним может сравнится разве что зал Государственной филармонии, которая тоже построена в начале XX века. Интересно, что за свою более чем столетнюю историю здание было родным домом почти всех Вильнюсских театров. С 1986 года здесь обитает Русский драматический театр Литвы.

Поднявшись на холм, видим самый молодой православный храм Вильнюса. Церковь Святых Михаила и Константина построена в 1913 году. Её постройка была приурочена к двум знаковым датам. Это трёхсотлетие Романовых, в честь родоначальника династии Михаила Романова. И трехсотлетие смерти Константина Острожского, главного покровителя православных в Великом Княжестве Литовском.

Храм строили в этом не просто так. Стоя на холме он должен был доминировать над городом, утверждая главенство православия над католичеством. Несколько дальше по улице архитектор Антон Вивульскис задумал построить католический храм, который должен был быть ещё выше. И, естественно, доказывать обратное: католическая вера превыше всего. Вот такая в те времена была гонка идеологических вооружений.

Пересекаем оживлённый перекрёсток улиц Басанавичяус и Швитригайлос, и двигаемся дальше в направлении проспекта Саванорю (добровольцев). Сейчас здесь бойкое движение транспорта. В XIX веке было всё намного спокойнее.

Путешественник, и конный, и пеший, мог остановится возле часовни со скульптурой Святого Гиацинта (перекрёсток улиц Басанавичяус и Йоваро) и помолится перед долгой дорогой. Первая часовня, деревянная, была здесь построена ещё в XV веке. Каменная в стиле барокко, которую мы видим, построена в XVIII веке. А её украшающая фигура святого создана уже в начале XX века.

Святой Гиацинт, в народе именуемый просто Святой Яцек, доминиканский монах польского происхождения, живший в XII – XIII веках. Некоторое время он даже был святым покровителем Литвы. Святой изображён одетым в доминиканскую рясу. В одной руке он держит монстранцию, в другой скульптуру богоматери. Согласно легенде, во время нападения язычников на Киев, доминиканец Гиацинт бросился в костёл чтобы спасти сосуд со святым причастием. Едва переступив порог, он услышал голос, который ему сказал, что он должен спасти не только сына, но и мать тоже. И говорила с ним тяжёлая каменная скульптура богоматери. И свершилось чудо. Он не только смог поднять скульптуру, но и переправить её на другой берег Днепра. Святой Гиацинт считается покровителем путешественников. Он провожает всех, кто отправляется из Вильнюса в Тракай.

В том месте где Большая Погулянка переходит в проспект Саванорю, привлекает внимание невысокое здание с колоннами (Basanavi?iaus g. 44/43). Когда-то здесь было помещение городской стражи, построенное на рубеже XVIII – XIX веков. По обеим сторонам дороги стояли белые каменные столбы, и дежурили солдаты. В общем настоящая городская застава. Вначале столбы были украшены литовскими гербами Витис. Позже их сменили российские Двуглавые Орлы.

Такие же заставы в Вильнюсе были ещё три. Возле Святых Ворот, на Антоколе и на Укмергской дороге. Заставы также выполняли функцию таможни. Недаром, улица которая начинается от этого здания называется Muitin?s (Таможенная). В середине XIX века городские заставы в Российской Империи были упразднены. В помещении заставы был склад, а в 1929 году электрическая трансформаторная.

Пройдя по улице Muitin?s возле дома Nr. 35 мы найдём памятник Симону Конарскому (1808 – 1839). Считается что именно на этом месте он был казнён. Симон Конарский был активным участником восстания 1830 – 1831 годов. После подавления восстания бежал на запад. Участвовал в революционных движениях Италии и Франции. В 1835 году тайно пересёк границу и вернулся в Литву и начал готовить новое восстание. В 1838 году его арестовали и 27 февраля 1839 года расстреляли. Считается что он похоронен на протестантском кладбище на горе Таурас. Его именем названа улица.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла входит в топ 10 самых красивых католических храмов мира. Хотя, глядя снаружи этого не скажешь. Вся красота спрятана внутри.

Согласно легенде, здесь находился сад Князя Гедиминаса. Садовник воспитывал свою единственную дочь-красавицу по имени Скайсте. И влюбился в неё молодой придворный князя по имени Дайнюс, который присматривал при дворе за охотничьими птицами. К тому же Дайнюс очень красиво пел. Само имя «Дайнюс» по-литовски означает «певец».

Скромный и симпатичный молодой человек понравился садовнику. Но сердце красавицы Скайсте было глухо к ухаживаниям Дайнюса. От безысходности парень бросился в реку Нерис и утонул. Но богиня любви Милда сжалилась, и превратила Дайнюса в соловья. Каждый вечер этот соловей пел песни любви под окном Скайсте. И наконец лёд в сердце красавицы растаял, и в нём поселилась любовь. Поняв, что любимого уже нет, она начала угасать на глазах. Богиня Милда вновь сжалилась, и превратила Скайсте в розовый куст. Розы тогда ещё не имели цветков, у них были только шипы. И с тех пор розы расцветают только тогда, когда рядом поёт соловей. А на этом месте было построено святилище Богини Любви Милды.

С середины XV века здесь построен христианский храм. Вначале он естественно был деревянный. Храм, который мы видим построен во второй половине XVII века, уже после «потопа». Да-да, вы не ослышались «потопа». «Потопом» в литовской и польской историографии называется война 1655-1661 годов, когда практически вся территория обоих государств была оккупирована шведами и русскими. На эту тему написана хорошая книга Генрика Сенкевича, которая так и называется «Потоп».

После освобождения Вильнюс лежал в развалинах, как и вся страна. Армией, освободившей город, руководил Вильнюсский воевода Миколас Казимир Пац. Но войско было наёмное. И не было чем платить солдатам, так как казна была пуста. Наёмники подняли бунт. Воеводе пришлось прятаться в развалинах деревянного храма. Ему оставалось только молится и ждать. Он поклялся, что если останется жив, то построит на этом месте, храм которому не будет равных во всём мире. И слово своё сдержал.

Был приглашён архитектор из Кракова Ян Заор. Внутреннюю отделку делали итальянские мастера. Первыми были Giovanni Pietro Perti и Giovanni Maria Galli. Их сменяли другие. Работы по внутренней отделке длились 30 лет. Долго ли коротко? Ритм жизни был иной, нежели сейчас. В те времена часто бывало, что архитектор, начиная проект, знал, что построенного здания он не увидит. Но это их не останавливало.

В центре Вильнюса, в том месте где улица Врублевского упирается в мост Миндаугаса, стоит странное здание. Странное даже для Вильнюса с его причудами. Это бывший дворец графа Тышкевича. Надпись на здании гласит: «Библиотека Академии Наук Литвы имени Врублевских».

Так кто же такие эти Врублевские?

Тадеуш Врублевский (Tadeusz Wrublewski, 1858 – 1925) посвятил свою жизнь сохранению культурного наследия Великого Княжества Литовского. Будучи блестящим адвокатом хорошо зарабатывал, и все свои гонорары тратил на покупку старых книг.

Вечерами гуляя по городу заходил в различные дома. Просил разрешения у хозяев осмотреть их библиотеку. Он был известен в городе - его всегда впускали. Найдя интересующие его книги, скупал их. Оптом и в розницу. После последнего раздела Литвы и Польши прошло уже 100 лет. Люди просто не понимали ценности книг и документов той эпохи.

В выходные дни объезжал окрестности города в поисках старых и запущенных поместий. Поместья эти принадлежали обедневшим дворянам, которые нуждались в деньгах. А богатые библиотеки, собранные их предками, были им не интересны. Скупал книги телегами. Таким образом собрал гигантскую коллекцию. Одних только книг в ней было 280 тысяч. Не считая огромного количества исторических документов и всевозможных карт.

Всё это хранил в своей большой квартире на улице Университетской, доставшейся ему в наследство. Все стены квартиры были заняты книгами, от пола до потолка. У него также была коллекция картин, которые он не мог повесить на стены. По той простой причине, что на стенах не было места чтобы вбить гвоздь.

Так как свою жизнь посвятил книгам, так и не женился. Мать в своих письмах неоднократно просила его найти приличную женщину и наладить свою личную жизнь. На что он ей отвечал, что так как книги его единственная любовь, он не хочет делать несчастной женщину, на которую падёт его выбор.

В 1912 году основал «Библиотеку Врублевских». Почему множественное число? Назвал библиотеку в честь родителей, которые подарили ему первые книги, и привили любовь к ним. Библиотека была бесплатная и находилась в его квартире. Естественно жить и работать в действующей библиотеке было нелегко. Он многократно обращался к властям города с просьбой выделить помещение для библиотеки. Время было неспокойное. Власти менялись как перчатки, и все они были глухи к просьбам Врублевского.

Умер в 1925 году, так и не осуществив свою мечту. Библиотека была открыта уже после его смерти, но не без его участия. Он был прекрасным адвокатом, и составил блестящее завещание. Завещал библиотеку Министерству Культуры Польши. Но, с конкретными условиями:

• Библиотеку нельзя вывезти из Вильнюса

• Библиотеку нельзя разделить на части

• Библиотека должна остаться бесплатной

Министерству Культуры ничего не оставалось, как заняться поиском подходящего помещения. И оно было найдено - бывший дворец графа Тышкевича, где библиотека находится и по сей день. Сейчас это «Библиотека Академии Наук Литвы имени Врублевских». Библиотеке принадлежит одна из лучших в мире коллекций книг и исторических документов. Она так и осталась бесплатной.

Раудоне

До XVI века эти земли принадлежали Великому Князю Литовскому. В XVI веке Король Польский Сигизмунд Август подарил их купцу и лесопромышленнику из Пруссии Кришпину Кришенштейну. Лес был одной из основных отраслей экспорта ВКЛ. Дело было очень прибыльное, и дело не только в прибыли. Великие князья одаривали лесоторговцев землями, привилегиями и титулами, чтобы те обеспечивали приток денег в казну. И он построил этот замок в стиле ренессанс.

Несмотря на грозный вид, замок не выполнял никакой оборонительной функции. Орден Крестоносцев канул в Лету. Угроза исходила только с востока. Граница Великого Княжества Литовского с Прусским Княжеством была местом спокойным. Кстати эту границу следовало бы внести в книгу рекордов Гиннеса. Она просуществовала 500 лет. С 1422 года по 1923 год.

Интересно, что замки вверх и вниз по течению принадлежали партнёрам Кришенштейна по бизнесу, тоже лесопромышленникам. Замок Раудондварис – Ионасу Дзявалтаускасу, замок Панемунес – Иерониму Эперьешу. Видимо с высокого берега Немана они контролировали сплав леса в порт Мемель (Клайпеда). Все три замка строились в тот же период, и изначально были очень похожи. Менялись времена, моды и хозяева… И, после многочисленных реконструкций, замки стали отличатся друг от друга.

Привидения в замке

По одной из легенд, замок построен на развалинах разрушенного замка крестоносцев. Поэтому ночью появляются призраки крестоносцев, жестоко убитых при штурме замка. Во время I мировой войны в замке был концлагерь. В нём немцы содержали 300 женщин больных венерическими заболеваниями. Держали их на хлебе и воде. Почти все женщины умерли. Кто от болезни, кто от голода. Но их грешные души не знают покоя. И ночью здесь появляются их призраки.

Парк рядом с замком тоже примечателен. В парке есть старый дуб, под ветвями которого любил после охоты отдыхать ВКЛ Витаутас. Дуб имеет два ствола, которые символизируют славных предков князя: деда ВКЛ Гедиминаса и отца ВКЛ Кестутиса. По легенде именно под сенью этого дуба дочь ВКЛ Кестутиса по имени Баланда оплакивала убийство отца. По-литовски плачь по умершему будет «рауда», и именно отсюда пошло название Раудоне.

Проспект Гедиминаса – главная улица Вильнюса

Этот проспект появился благодаря шотландскому инженеру Вильяму Хасти. Именно он по заказу Городской Думы создал проект проспекта в 1817 году. За что получил из городской казны 23 рубля и 1,5 копейки серебром. Созданный им и подтверждённый Думой план будущего проспекта хранится в Национальном Музее Литвы.

Интересно, что в первоначальном проекте планировалось создать два параллельных проспекта. Но в итоге, после многих корректировок, Дума остановилась на одном проспекте.

Развивать город в западном направлении, было достаточно неожиданным решением. Ещё в начале XIX века там были пастбища и огороды. Стояли деревянные домики, и редкие усадьбы.

От проекта до начала строительства прошло более 20 лет. Дело в том, что на пути будущего проспекта было много небольших земельных владений, которые принадлежали разным хозяевам. Городским властям пришлось выкупать эти владения. Иногда хозяева загибали космические цены. С другими приходилось судиться годами.

И вот, наконец в 1839 году строительство началось. Первый отрезок, от Кафедрального собора до костёла Св. Георгия, был завершён в 1852 году. Сам Царь Николай I, своим указом от 11 февраля 1852 года, дал проспекту имя Святого Георгия.

Кафедральный Собор

Давным-давно на этом месте росли дубы. И не просто дубы, а святые деревья. Легенды нам говорят, что здесь находилась долина Швянтарагиса. Одно из важнейших мест в Литве дохристианской. Это было место, где Литовские Князья уходили в мир иной. Их сжигали на кострах. Последний, кого таким образом проводили в последний путь был Князь Кястутис.

На месте Кафедрального Собора в языческие времена было святилище главного Бога в пантеоне древних балтов – Перкунаса. В святилище горел вечный огонь. За тем чтобы огонь не потух следили жрецы – Кривяй.

Святилище существовало до 1387 года – крещения Литвы. По указу Короля Польского и Великого Князя Литовского Йогайлы языческий храм был разрушен, а на его месте был воздвигнут Кафедральный Собор. Новое всегда стремится утвердится на обломках старого. Сам процесс крещения, как это происходило в Вильнюсе, заслуживает отдельного рассказа. В начале XV века Собор сгорел, и в 1419 году уже Великий Князь Витаутас Великий строит новый Собор. Величественный готический Собор.

Собор много раз перестраивался и достраивался. Нынешний вид Собор приобрёл в конце XVIII века. Он реконструирован по проекту архитектора Лауринаса Гуцевичуса, адепта классицизма. Хотя в нем ещё можно найти черты предыдущих архитектурных стилей. Внутри спряталась ренессансная часовня Правителей. Часовня Св. Казимира построенная в стиле барокко. Находясь внутри можно видеть прекрасные готические своды.

На фронтоне Собора Три скульптуры: Св. Елены, Св. Станислава и Св. Казимира. В 1950 году скульптуры были разрушены. Храм был закрыт, и в нём обосновалась картинная галерея и концертный зал.

В 1989 году храм вернули верующим. Скульптуры восстановили. Собор снова стал главным храмом страны. И вновь как 100, 200 или 600 лет назад сюда собираются люди на молитву.

Колокольня Кафедрального Собора

С 1673 года, почти без перерывов, часы на колокольне Кафедрального Собора определяют ритм города. Это сейчас у всех есть часы, ну как минимум в умном телефоне. В старые времена часы были большой редкостью и роскошью. Когда вставать и когда ложится, когда грустить и когда веселится. Много видели эти часы: и радость побед, и горечь поражений. И суету весёлых ярмарок, и парады армий оккупантов.

У часов нет минутной стрелки. Просто ритм жизни раньше был другой. Тогда ритм жизни был более спокойный и размеренный. Люди особенно никуда не торопились. И поэтому колокола отбивают только четверти часов и часы. Кстати колокола для часов отливаются по другой технологии чем колокола для церквей. И сплав тоже другой. Церковный колокол должен звучать гулко и протяжно. А колокол часов звонко и коротко, чтобы не сливался в сплошной гул. Чтобы люди знали который час.

По архитектуре башни можно изучать историю. Нижняя часть круглая готическая с бойницами – это XIV век. Выше восьмигранная надстройка – это уже ренессанс и XVI век. Но и это ещё не всё. Глазу невидная, на глубине 4 метров есть более ранняя постройка. Квадратное основание башни, которая когда-то служила жрецам Перкунаса для наблюдения за движением небесных светил. Стоя на башне они возвещали людям волю Богов.

автор: русский гид Mark Psonik

Условия использованияПолитика конфиденциальности