Елена Герасимович | Публикации

Приморский бульвар – место силы.

Вы уже были на Приморском бульваре? Одной обзорной экскурсии очень мало, для того чтобы понять всю тайну этого места. Для того, чтобы разобраться, почему для большинства одесситов это одно из самых любимых мест города, нужно посвятить этому несколько часов. А еще лучше приехать сюда в разные времена года. Приморский бульвар, не просто улица - это место силы.

Он очаровывает в любое время. Зимой Приморский похож на джентльмена в шляпе и с тростью. Такие здесь прохаживались раньше, и бульвар будто помнит это и даже перенял их походку и жесты, и теперь мы видим это в неспешном раскачивании ветвей столетних платанов.

Летом он кокетливая дама с пышным декольте: яркая, говорливая, шумная и порой даже крикливая. Здесь отовсюду раздается музыка, танцуют и поют прямо на улице, дети пачкаются мороженным, а влюбленные парочки строят планы и не замечают ничего вокруг.

Весной Приморский дышит «духами и туманами», он цветущий и полный жизни, пронизанный южным солнцем и терпким морским бризом.

Осенью здесь хорошо бродить по блестящей от дождя брусчатке, мечтать и думать о вечном. И для этого есть повод, история этого места так далеко устремлена вглубь веков, что поневоле задумаешься.

Приморский бульвар. Кто здесь жил до нас?

Первое известное поселение на месте Приморского бульвара принадлежало древним грекам и было построено в VII веке до н.э. Это был город, который назывался Гавань Истриан. Современный город Констанца в Румынии назывался тогда Истрия, и гавань нужна была истрианам для того, чтобы суда могли заходить сюда на ночевку или в случае непогоды. Мореплавание в то время было каботажным, и предусматривало наличие гаваней по пути следование на расстоянии примерно дневного перехода друг от друга. Часть раскопок, с фундаментами построек того времени под стеклянным колпаком в любое время можно посмотреть, гуляя по бульвару. Это не инсталляция, и не муляж - это реальный раскоп.

Известно, что поселение просуществовало довольно долго, но в III веке до н.э. жители покинули его. Точная причина не известна, возможна из-за войны, а возможно из-за того, что питьевой воды здесь не было ни тогда, ни 200 лет назад, ни сейчас.

В 1415 году на месте Приморского бульвара уже есть крепость Кочубей, через которую король Витовт отправляет морем в Константинополь пшеницу. Позже эту крепость захватят турки и переименуют. А в 1789 году русские войска возьмут штурмом турецкую крепость Эни-Дунья, что в переводе звучит как «Новый Мир». Кстати, остатки крепости наверняка есть еще под плиткой тротуаров и культурным слоем Приморского бульвара.

Приморский бульвар. Турецкая история.

Турецкое поселение Хаджибей был частью османской империи, которая захватила эти земли в конце 15 века. В 1765 году турки заняли пустующую крепость, на высоком морском берегу, глее сейчас раскинулся Приморский бульвар,отремонтировали ее и стали использовать как оборонительное сооружение. Крепости дали название Эни-Дунья, что в переводе с османского означает «Новый Мир».

Для конца 18 века старая литовская крепость уже была архаичной. Литовцы строили так, чтобы удобно было из башен отстреливаться из луков и арбалетов от нападавших с суши. Со стороны моря она была по тем временам недосягаемой. Туркам же в 18 веке важно было защищаться от морской артиллерии, орудия установленные на вражеских судах уже вполне могли обстреливать крепость.

Кроме того, крепостные башни, в которых устанавливали орудия, могли не выдержать мощности выстрела этих орудий. Для решения этой проблемы османам пришлось модернизировать, насколько возможно старую крепость. Но и этого было недостаточно, поэтому была задумана постройка другой, соответствующей времени крепости на месте, где сейчас располагается парк Шевченко. Но этим планам не сужено было сбыться. Старая крепость Кочубей – Эни-Дунья, вместе в Хаджибеем была завоевана русской армией и козаками.

Приморский бульвар. Крепость Эни-Дунья.

Точное местоположение турецкой крепости пока не известно. Это до сих пор одна из самых интересных загадок истории Одессы, и один из камней преткновения для историков и краеведов.

Основываясь на картах, схемах и описаниях современников, было сделано несколько предположений. Большинство указаний сходятся в том, что замок был расположен в пределах современного Приморского бульвара.

Впрочем, почему был? Он и сейчас там расположен, во всяком случае, его основание точно. Археологические раскопки осенью 2020 года показали, что с высокой степенью вероятности замок Хаджибей находился на месте домов №4 и №5.

После победы над турками в сентябре 1789 года был отдан приказ снести крепость, и его с скором времени начали исполнять. Заложили взрывчатку под одну из башен, раздался взрыв, башня частично осыпалась. На этом решили закончить истребление. Позже, здесь начинают строительство уже русского здания, большего по размерам. Строительные материалы в нашем регионе тогда были в дефиците, поэтому Хаджибей постепенно разбирают и используют камень для новой постройки.

В 20-е годы XIX века крепость теряет свое значение, ее и расположенные рядом казармы сносят и закладывают первые жилые здания Приморского бульвара. Вероятнее всего, тот же самый камень, привезенный еще литовцами в 14 или 15 веке для постройки Кочубея, используется снова в строительстве домов бульвара. Не пропадать же добру.

А основание крепости так и осталось под Приморским бульваром, покрытое пылью веков и тротуарной плиткой.

Приморский бульвар. Имперская история.

После взятия турецкой крепости штурмом, русские войска заняли поселение и обосновались здесь на долгие годы. На приморском бульваре возвели новую крепость. Вторая, большая по размерам и значению была заложена на территории нынешнего парка Шевченко. Руководил постройкой оборонных сооружений Франц Деволан, инженер, бельгиец по происхождению. Разработанный им план города лег в основу первоначальной застройки.

Кроме крепости, на месте нынешнего Приморского бульвара, были казармы и... городская свалка.

В 1803 году в молодой город приезжает герцог Ришелье. Долгие 11 лет он будет управлять городом и всем Новороссийским краем. Именно он задумал создать морской фасад города, чтобы прибывающие в порт суда видели все величие Одессы.

Воплотить эту идею в жизнь он не успел. Но совсем скоро, в 20-х годах 19 века казармы снесли, крепость разобрали, а свалку начали расчищать. Высокий берег между Военной и Карантинной балками готовили к застройке.

Градоначальником и генерал-губернатором тогда был Михаил Семёнович Воронцов. Это был человек множества талантов: бравый генерал, участник наполеоновских войн, аристократ, талантливый администратор, один из самых богатых помещиков в империи. Ближе к краю плато со стороны Военной балки он закладывает дворец для своей семьи. Прекрасное здание Воронцовского дворца было построено в 1828 году и стоит до сих пор. Вдоль будущего бульвара в эти годы строятся богатые особняки и дворцы. Возводятся полуциркульные здания, устанавливается памятник Дюку. На конце бульвара, фасадом к нему, строится здание хлебной биржи, в которм сейчас находится горсовет.

Весь этот ансамбль венчает гигантская лестница в 200 ступеней, спускающаяся к морю. Довершал панораму оперный театр. Это было ещё старое здание, построенное при Ришелье в 1807 году, тоже в классическом стиле, как и все здания Приморского бульвара.

Вид с моря открывался величественный,пребывающие путешественники и торговцы были поражены открывающейся перспективой. К тому времени городу было всего около 40 лет.

Жемчужины Приморского бульвара.

Приехав в Одессу в 1823 году Михаил Семенович Воронцов с семьей поселился в только построенном доме Фундуклея, по адресу ул. Херсонская, 42. Приличных домов тогда в Одессе было не так уж и много, дом Фундуклея один из них. Там же, кстати, располагалась и канцелярия генерал-губернатора, где служил молодой, но уже довольно известный Александр Сергеевич Пушкин.

Это было неплохое, но временное жилье. Уже в 1826 году начинается строительство дворца генерал-губернатора на плато в начале будущего Приморского бульвара. Проект создавал архитектор Франц Карлович Боффо. Дворец был построен в стиле ампир. Это величественное сооружение удивляло современников. Помещения были роскошно декорированы: Китайский кабинет, Турецкая комната, комната манускриптов. Здесь размещалась и знаменитая библиотека Воронцова, которой пользовался Пушкин, когда она находилась еще в доме Фундуклея. Позже собрание книг Михаил Семенович передал университету, они и сейчас сохранны, и на некоторых сохранились пометки, сделанные рукой Пушкина.

С двух сторон здание дворца окружал зимний сад, не сохранившийся до наших дней, сейчас там открытая колоннада с фасадов. Во время великой отечественной войны был разрушен и Орловский корпус, в котором находилась оранжерея. О ней сейчас напоминает только замурованный дверной проем в боковой стене дворца.

Постройка дворца заняла 2 года. Уже в 1828 году чета Воронцовых въезжает в новый дом. В том же году на фасадах появляются турецкие тугры с надписями на фарси. Предполагают, что Воронцов привез их как трофей с турецкой крепости Варна. Текст таблиц по сей день остается не расшифрованным, и это только одна из загадок Воронцовского дворца.

Потемкинская лестница

Она известна почти так же, как сама Одесса. В списке большинства гостей Потемкинская лестница - это must see. Чем так привлекает обычная городская лестница? Наверное тем, что она не обычная. И немного тем, что она не лестница. Но об этом позже, а сейчас о том, как она стала известной на весь мир.

Это произошло с легкой руки кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Он снял гениальный фильм «Броненосец Потемкин» в 1926 году. Возможно, вы его даже не видели, фильм настолько старый, черно-белый и немой. Но в свое время он произвел переворот в киноиндустрии. Эйзенштейн показал Голливуду как нужно снимать кино. Эта картина надолго вошла в учебники по кинематографии и в память многих поколений зрителей.

Причем тут лестница? Она оказалась в нужном месте в нужное время, снялась в кино, этим и прославилась. Эйзенштейну она приглянулась сразу по приезду в Одессу. Кульминационные сцены фильма он решил снимать здесь. Даже если фильм вы не видели, скорее всего помните детскую колясочку с младенцем, катящуюся вниз по лестнице. Эти кадры до сих пор впечатляют силой воздействия на зрителя. Благодаря таланту художника, запомнился и сюжет фильма, и кадры, и место действия, и даже сама история воспринимается как чистая правда. Иногда говорят, что Эйзенштейн использовал документальные кадры. Удивительно, но нет. Все сцены на лестнице – выдумка Эйзенштейна. Восстание на Броненосце на самом деле было. И пострадавшие были. Но не здесь и не так. Интересно, как на самом деле все происходило? Пишите мне или приходите на экскурсию, расскажу?

Почему Потемкинская лестница, на самом деле не лестница? Да-да, с инженерной точки зрения это наклонный мост на трех опорах. Конструкция довольно сложная, учитывая размеры сооружения, перепад высот и то, что склон, на который опирается лестница – оползневый. Для первой половины 19 века, когда была построена лестница, проект был очень дорогой. Нужно было укрепить склон, рассчитать верно нагрузку, учесть все нюансы построения перспективы, так чтобы сооружение было не только функционально, но и красиво.

Получилось и то, и другое. С Приморского бульвара благодаря лестнице открывается прекрасный вид на морвокзал и море. При взгляде на лестницу сверху удивляет то, что нет ощущения перспективы. По мере удаления ступени не сужаются, как должны, а напротив, ширина их остается одинаковой по всей протяженности лестницы. За счет этого она кажется визуально короче, чем есть на самом деле. Этот обман зрения достигается особенностями конструкции лестницы. Верхние пролеты на самом деле уже нижних на 8 метров. Сверху вниз она постепенно расширяется, чем и достигается такой эффект.

Но задумывалась лестница для того, чтобы на нее смотрели снизу, от моря, а не с бульвара. Ведь когда она строилась, в Одессу путешественники прибывали преимущественно морем. Именно в таком виде Потемкинская лестница призвана впечатлять, и с успехом с этим справляется.

За счет искусственной перспективы она кажется гораздо длиннее. При этом ширина пролетов и наклон рассчитаны так, что снизу площадки не видны, только ступени. Устремленная вверх лестница приводит нас к памятнику Дюку, замершему на фоне южного неба и симметричных полуциркульных зданий. Прекрасный вид, не правда ли? Так и было задумано.

Гостиница Лондонская на Приморском бульваре

Самая старая среди действующих гостиниц в Одессе, и, пожалуй, с самой интересной историей.

Участок под номером 11 на Приморском бульваре, где сейчас Лондонская, получил князь Павел Петрович Лопухин Это был удалой офицер, отметившийся себя военной славой, баснословно богатый аристократ, привыкший к разгульной жизни, высоченный красавец и покоритель женских сердец.

В 1827 году было начато строительство двухэтажного дворца по проекту одного из самых востребованных городских архитекторов того времени Франца Карловича Боффо. В начале 1830-х к особняку был присоединен соседний на склоне участок в качестве дворцового парка Лопухина. И снова Боффо строит здесь изящный павильон. Есть легенда, что из подвалов особняка в сад вел подземный ход, проложенный под Приморским бульваром, по которому хозяин спускался на террасу. Иногда говорят даже о том, что все дома на Приморском имели такие ходы к террасам в парке. Может это и правда, но ни физических подтверждений этому нет, ни в документах не сохранилось никаких упоминаний о подобных ходах, в том числе и во дворце Лопухина. Хотя акты о реконструкциях есть и о строительстве беседки в саду тоже.

По неизвестной причине князь продал особняк Жану Батисту Карута, французскому ресторатору. Дело в том, что в 1833 году Павел Петрович женился на женщине, которую любил многие годы Жанетту (Анну) Ивановну Алопеус, но она все это время была замужем. Узнав о смерти ее мужа, Лопухин тут же взял на службе годичный отпуск, а после венчания и вовсе попросил отставки. Молодожены, которые были уже немолоды, поселились в имении Лопухина Корсунь, в Киевской губернии, где построили замок и разбили огромный парк. Вероятно, особняк в Одессе был продан за ненадобностью.

Карута смог правильно распорядиться приобретением. Деньги должны работать, и в 1846 году он открывает здесь гостиницу Лондонская.

Она быстро стала одной из самых популярных в Одессе, и давала неплохой доход. Уже 1851 году снова Боффо занимается реконструкцией здания с надстройкой 3-го этажа. При этом стилистика здания была сохранена. Обновленная Лондонская была открыта 15 мая 1854 года, в разгар крымской войны.

Далее здание не раз меняло владельцев, ее содержанием тоже занимались разные люди. Среди прочих зданием владели Ралли и Анатра. Трижды гостиница подвергалась реконструкции, менялись интерьеры и технологическое оснащение.

Лондонская начала 20-го столетия – это фешенебельный отель с лифтом, электричеством, паровым отоплением и телефонной связью с номерах. Открытие после очередной реконструкции состоялось в новогоднюю ночь 1900 года. В ресторане в честь этого события был устроен шикарный ужин со множеством гостей.

Поскольку Лондонская все годы была лучшим отелем в городе, много знаменитых людей, и даже венценосных особ, останавливалось именно там. В 1861 году здесь жил критик Николай Добролюбов, трижды здесь останавливался пианист Артур Рубиншейн, в 1902 Федор Шаляпин, Алексей Толстой также жил здесь трижды в разные годы, 1913 году в здании останавливался актёр немого кино, француз Линдер Макс- один из известнейших мировых комиков. В том же 1913 здесь жила Айседора Дункан, она выступала с 1 по 3 февраля в городском театре, билеты на ее спектакли стоили баснословных денег, но зал был каждый раз полон. После выступлений она давала номера и в зале ресторана Лондонской.

Маяковский каждый свой приезд в Одессу также останавливался здесь. Сергей Эйзенштейн жил в Лондонской все время съемок «Броненосца Потемкина», вместе со всей съемочной группой.

В 1988 году в Лондонской во время проведения 1 Международного кинофестиваля «Золотой Дюк» останавливались члены жюри: Марчелло Мастрояни, Никита Михалков, Олег Янковский, Марк Захаров и Станислав Говорухин.

Памятник Пушкину

Памятник-фонтан был установлен в 1888 году, ко дню рождения поэта. Есть старая одесская традиция быть во всем первыми, ну в крайнем случае вторыми. Так вот, это был второй в империи памятник Пушкину. Первый установили в 1880 году в Москве.

Одесситам понравилась эта идея, и было решено объявить сбор народных средств на установку памятника. Сумма, необходимая для его создания была такой большой, а сбор таким медленным, что деньги быстрее обесценивались, чем собирались. Городские власти выписали недостающую сумму из бюджетных средств. Памятник был установлен и открыт при большом стечении народа. Это было грандиозное событие.

Участие городской Думы не помешало родиться городскому мифу, что Пушкин на бульваре стоит к Думе спиной, потому что те пожалели денег на установку памятника. Миф этот живуч, что ему не мешает даже то, что городская Дума в то время находилась в полуциркульном здании возле Дюка. И Пушкин таким образом если уж стоял к кому то спиной, то к зданию тогдашней хлебной биржи.

Однако, интересен ведь не столько памятник, сколько сам Пушкин!

Для любого города, который когда то посетил Пушкин, это событие остается незабываемым. Благо Александр Сергеевич не был домоседом, по стране поездил, и память о себе оставил.

Но в Одессе то Пушкин не просто бывал, он прожил у нас 13 месяцев. Прекрасных, надо сказать месяцев, и для Одессы и для Александра Сергеевича. Не удивительно, что и сейчас воспоминания о поэте и его стихи, вдохновленные нашим городом, вызывают особые чувства в сердцах одесситов.

Началась эта история 3 июля 1823 года. Молодой человек приехал из Кишенева, где служил под началом генерала Инзова. Одесса была последним пунктом его южной ссылки.

Здесь он поселяется в отеле Рено, на пересечении нынешних Дерибасовской и Ришельевской улиц. Пушкин живет на втором этаже и с его балкона виден городской театр – ключевое место в Одессе 1823 года. На первом этаже ресторан Оттона и казино. Очень удобная локализация, и Пушкин это оценил. Именно в этих трех местах: театр, ресторан и казино он бывал очень часто. Так часто, насколько позволяли его расстроенные финансы.

Кстати жалование, которое поэт получал у Воронцова, было вполне приличным. И за печать своих произведений он уже получает деньги. Но что это для той жизни, которую предлагает 24-х летнему повесе Одесса того времени?

Но мы, ребята без печали,

Среди заботливых купцов,

Мы только устриц ожидали

От цареградских берегов.

Что устрицы? пришли! О радость!

Летит обжорливая младость

Глотать из раковин морских

Затворниц жирных и живых,

Слегка обрызгнутых лимоном.

Шум, споры — легкое вино

Из погребов принесено

На стол услужливым Отоном;

Часы летят, а грозный счет

Меж тем невидимо растет.

О городском театре Пушкин тоже напишет, и о море, и о самом городе, который был для него тогда не иначе как Европой. Впечатлений для молодой души здесь было множество. И все это питало потом его творчество многие годы.

Я жил тогда в Одессе пыльной:

Там долго ясны небеса,

Там хлопотливо торг обильный

Свои подъемлет паруса;

Там все Европой дышит, веет,

Все блещет югом и пестреет

Разнообразностью живой.

Язык Италии златой

Звучит по улице веселой,

Где ходит гордый славянин,

Француз, испанец, армянин,

И грек, и молдаван тяжелый,

И сын египетской земли,

Корсар в отставке, Морали.

Это строки из Евгения Онегина. Роман был начат еще в Кишеневе, но за время жизни в Одессе Пушкин написал несколько глав этого произведения. Кроме у нас он написал Цыганы, Бахчисарайский фонтан, более 30-ти стихотворений.

Но больше всего его вдохновляли одесские дамы. Особенно три из них: Амалия Ризнич, Каролина Собаньская и Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Им Пушкин посвятил не одно стихотворение, а профиль Эльзы Воронцовой еще долго будет рисоваться на полях его рукописей.

Но это уже совсем другая история.

автор: гид-экскурсовод Елена Герасимович

Условия использованияПолитика конфиденциальности