Самлор како: камбоджийский рататуй
Знакомство с новой страной - это не только походы по музеям и осмотр с достопримечательностей. Особое удовольствие - знакомство с местными обычаями, бытом, традициями... И с местной кухней, конечно же.
Что попробовать в Пномпене? Традиционный лок-лак (тонко нарезанные ломтики говядины с рисом и соусом). Сочный трей амок (рыбное карри в корзиночке из банановых листьев). Терпкий салат с зеленым манго и цветами банана. Ароматный, с массой трав и кореньев суп. Правда, кхмерскую кухню так сразу не распробуешь: и места надо знать, и понимать, что и у кого заказываешь. В любом случае это приключение и удовольствие. Но – разное. Уличная еда на скорую руку или обед в народном кафе – это дело одно, а трапеза от повара, который, опираясь на традиции и вдохновение, соединил под одной крышкой десятки экзотических ингредиентов – совершенно иное.
Одно из блюд, отведав которое, вы сможете оценить всю тонкость и богатство вкусов кхмерской национальной кухни, называется самлор како. Вообще, самлор – это название целой группы блюд, и переводится оно просто: рагу, похлебка, густой суп. А дальше все зависит от приставки. В нашем случае самлор како – это рагу, в котором все перемешано! Вариаций множество, не случайно этот камбоджийский рататуй называют блюдом ста вкусов. А еще... убийцей мужей.
Вот сразу две истории, которые объясняют эти названия.
История первая. О том, почему похлебку самлор како называют «убийцей мужей»
Жила-была в Камбодже женщина, которая очень неудачно вышла замуж. Муж у нее был злой, грубый, и выпить любил, и руки распускал... И так она с ним намучилась, что решилась однажды на страшный поступок: отравлю его, думает, и будь что будет! Женщина набрала разных диковинных трав, кореньев, плодов – все, что смогла найти, – и смешала их в горшочке. Потом добавила обжаренный рис и принялась усердно помешивать, чтобы замаскировать незнакомые ингредиенты и их горький привкус.
Когда муж вернулся домой, она поставила на стол горшочек, а сама, еле скрывая тревогу, уселась напротив. К ее изумлению и облегчению, муж вовсе не умер! Удивительная смесь трав, овощей и специй сработала противоположным образом. Когда горшочек опустел, за столом сидел совершенно другой человек. Из злобного грубияна он превратился в веселого, доброжелательного мужчину, который ласково улыбался своей жене. Оказалось, что, сама того не зная, женщина изобрела блюдо, которое способно открывать в человеке все лучшие его качества! Так что в ресторане заказывайте самлор како без опаски. Это рагу вас не только насытит, но и изменит к лучшему ;)
История вторая. О том, почему самлор како называют «блюдом ста вкусов», или «блюдом юной черной красавицы»
В давние времена было на этой земле королевство, которое называли долгим и красивым именем – Лесная страна, которая следует пяти добротелям. Наследным принцем этой страны был юноша по имени Гудж Монорадж. Однажды он почувствовал, что слишком устал от дворцовой жизни и решил потихоньку уйти из дворца и провести день в лесу, на охоте.
Рано утром, на рассвете, не сказав никому ни слова, он покинул черту города. Принц ехал через лес - все глубже, все дальше... И вдруг он заметил лань, которая, склонив голову, паслась в тени дерева. Прицелившись, принц пустил стрелу – но промахнулся и попал в поваленное дерево. Чуткая лань, испугавшись, бросилась бежать, а Гудж Монорадж, пришпорив коня, пустился за ней.
Лань скрылась в зарослях, а принц вдруг понял, что он заблудился. Долго он пробирался сквозь чащу. И наконец, исцарапавшись и разодрав одежду о колючки и ветки, он выбрался на край леса и разглядел вдалеке крыши какого-то поселения. Cилы почти оставили принца. Юноша обхватил руками шею коня и шепнул ему: «Скачи!». Верный конь пустился в галоп и остановился уже в деревне, перед домом, где жила пожилая супружеская пара и их дочь, красивая молодая девушка по имени Неанг Кхмао (что, собственно, и значит – Юная черная девушка). Старик-отец услышал топот копыт и вышел посмотреть, кто же это приехал. Увидев на спине лошади потерявшего сознание юношу, он кликнул свою жену на помощь, и вместе они занесли принца в дом. Когда принц в конце-концов пришел в себя, он все еще был слишком слаб, чтобы отправиться в обратный путь. И эти добрые люди несколько дней ухаживали за ним, помогая набраться сил и окрепнуть.
Однажды Неанг Кхмао и ее матушка подали принцу странную похлебку, которую он никогда раньше не пробовал. Было вкусно, но очень странно на вид: принц даже подумал, что в это блюдо положили все овощи, какие только существуют. «Что это за странное рагу вы приготовили?» – спросил Гудж Монорадж. «Это самлор муй рой мук – суп из ста ингредиентов, суп ста вкусов», – ответили женщины. «Это самый замечательный суп, который я пробовал в своей жизни!» – воскликнул принц.
Тем временем, родители Гудж Монорая, обнаружив его исчезновение, отправили на поиски сына целый отряд, приказав искать повсюду. Поиски увенчались успехом: принца нашли в доме Неанг Кхмао и ее родителей и отвезли во дворец. Много любопытного он рассказал о своей жизни в деревне. «А еще вы обязательно должны попробовать это удивительное рагу, у которого сто ингредиентов и сто вкусов!» – сказал он королю и королеве. Но самое главное – он не мог забыть Неанг Кхмао...
Прошло две недели, и принц уговорил родителей отправиться в дальнюю деревню – отведать чудесный суп (сам-то он, конечно, хотел увидеть девушку, которая так нежно и добросовестно за ним ухаживала во время болезни). Король, королева, Гудж Монорадж, их войско и слуги собрались в путь. Увидев Неанг Кхмао после разлуки, принц крепко обнял ее, не сдержав чувств. А родители девушки спешно стали собирать все ингредиенты, которые нужны были для приготовления заветного рагу. Гостей было много – и нужно было так много овощей, кореньев и трав, что помогать старикам взялись все жители деревни. А вместо обычного горшочка они взяли огромный чан, в котором обычно вываривают сахар из пальмового сока.
Три лучших повара деревни готовили самлор, постоянно помешивая его и пробуя на вкус – и когда рагу было готово, король был поражен богатым манящим ароматом. «Как же вкусно пахнет!» – воскликнул король, получив миску супа от склонивших колени поваров. «Но... мне кажется, все же, чего-то не хватает», – растерянно продолжил его величество. Он обвел двор взглядом и вдруг увидел блюдечко поджаренного риса, которое Неанг Кхмао оставила для воробьев. Король добавил немного риса в суп и снова попробовал. «Вот! Теперь то, что надо! – обрадовался он. – А как называется этот суп?» – «Ваше величество, мы называем эту похлебку блюдом ста вкусов», – объяснили жители деревни. Король покачал головой. «Нет, – сказал он. – Лучше назовите его самлор како – рагу, которое все время помешивают». Потому что вы ведь и правда все время помешивали его, пока готовили, не переставая ни на минуту. Повара, может быть, и имели на этот счет свое мнение – но согласились, конечно. Ведь так сказал король!
А его величество был в восторге от того, что он сделал суп еще более вкусным и даже дал ему новое имя. И с тех пор самлор муй рой мук стали называть самлор како. Название попроще – но зато это блюдо, которое привело в восторг самого короля. Будете в Камбодже – попробуйте его и вы.
Королевский дворцовый комплекс в Пномпене восхищает своим ухоженным парком, нарядной, словно звенящей в воздухе архитектурой павильонов, благородной лепниной королевских усыпальниц - ступ... За все это великолепие благодарить мы должны кхмерских архитекторов и мастеров. Но, как всегда, есть одно «но». В нашем случае «но» - это домик Наполеона Третьего. Кружевной металлический особнячок, переданный королю Нородому Первому как знак внимания метрополии.
Подарок, откровенно говоря, был немного «секонд хэнд» - первоначально пионеры металлических разборных конструкций соорудили этот домик в Северной Африке. Его строительство было частью масштабной подготовки к открытию Суэцкого канала - совместного проекта Наполеона Третьего и султана Исмаила. А первой "постоялицей" домика стала супруга Наполеона, императрица Евгения. Суэцкий канал торжественно открыли 150 лет назад - и для мировой экономики, логистики, торговли это действительно было событие века. Но праздник прошел, гости разъехались, а домик остался. Несколько лет спустя с него отряхнули песок пустыни, разобрали на части и благополучно перевезли в Юго-Восточную Азию. В подарок камбоджийскому королю - который только-только передал страну свою под французский протекторат.
Белоснежные изящные завитки, украшенные эмалью, увитые зеленью, в ансамбле азиатских зданий выглядят непривычной (почти экзотической) деталью. Но безусловно заслуживающей нашего внимания.
Павильон Лунного света в Пномпене
Павильон Лунного света - Чанчайя - расположен в непосредственной близости от главной набережной Пномпеня, Сисоват квай. Затейливый фасад павильона, снабженный широким балконом и украшенный портретами членов королевской семьи, выходит на зеленую площадку - излюбленное место для городских гуляний, оживленной уличной торговли, общения и даже пикников. Вечером, когда спадает жара, площадь перед павильоном наполняется сотнями людей - жителей Пномпеня и туристов. Освещенный тысячами ярких лампочек, Павильон Лунного света сияет, превращаясь в главное украшение пномпеньского Риверсайда. Из-за этой подсветки и общей внешней привлекательности павильон часто принимают за королевский дворец. Но на самом деле Чанчайя - только часть большого дворцового комплекса. Примечателен он не только подсветкой (хотя надо сказать, что королевский дворец в Пномпене был электрифицирован раньше других в Юго-Восточной Азии), но и чудесными росписями на стенах и потолке - традиционно, там представлены сцены из эпоса «Рамаяна», персонажи которого почитаются не только в Индии, но и в Камбодже, и элегантными пиками островерхой крыши с очень узнаваемым контуром.
Павильоном Лунного света это строение названо по особой причине: в старину на этой огромной террасе расставлялись кушетки, накрывались столы - и его величество король, в компании приближенных вельмож и высоких гостей, рассуждал о государственных делах, обсуждал новости, поступающие из соседних (или из дальних) земель, решал важные для страны вопросы. На этой же террасе развлекали короля и его окружение артисты театра масок и театра теней, а главное - грациозные и гибкие танцовщицы придворного балета, которых называют апсарами - так же, как и легендарных небесных дев, услаждающих своим искусством богов и иных небожителей. Танцевали апсары для короля от заката до рассвета, в лучах луны. Из-за этого и получил павильон свое поэтическое название.
Мост Нагов в Пномпене
Старый Пномпень делился на три условных квартала: Азиатский (или, как чаще говорили – Китайский), Кхмерский (сосредоточенный вокруг королевского дворца) и Французский, первые здания в котором были построены только в конце XIX века.
Французы Камбоджу осваивали довольно интенсивно. В 1861 году путешественник Анри Муо открыл миру заброшенные храмы Ангкора, в 1863 году адмирал Дудар де Лагре уже подписал с королем Нородомом Первым договор о протекторате - то есть, переходе Камбоджи во французское подчинение. А в 1890-х в Пномпене вовсю уже работали французские архитекторы, проектанты, инженеры, возводившие новый город. Столица Камбоджи прирастала административными зданиями – первыми были построены почтамт, жандармерия, дом генерал-губернатора, здание банка Индокитая, казначейство... Позже появились отели, библиотека. Все эти строения, на удивление гармонично сочетавшие как азиатский, так и европейский архитектурный почерк, вырастали вокруг священного для кхмеров холма Ват Пном – к северу от Китайского квартала.
Граница азиатской и европейской частей Пномпеня была совершенно очевидна. По линии разделения, по распоряжению французского наместника - первого генерал-губернатора, там был выкопан довольно широкий обводной канал, который помогал бороться с тропической сыростью. По этому каналу, который вел от кафедрального собора к нынешнему Ночному рынку, лишняя влага уходила в реку Тонле Сап. А соединял берега канала изящный мост, спроектированный французскими инженерами, но украшенный с учетом местного колорита. Перила моста представляли собой двух огромных кобр – легендарных семиглавых Нагов. Такие змеи в Камбодже считаются заступниками, защитниками, охранниками. В данном случае Наги выполняли двойную защитную функцию. Во-первых, прямо за их спинами находился храм Ват Пном – легендарное место основания Пномпеня, а во-вторых, в непосредственной близости к мосту находилось и здание казначейства. Так что мифические змеи должны были отпугивать не только злых духов и прочие темные силы, но и обыкновенных воришек, которые рискнули бы посягнуть на королевские либо французские сокровища.
Сегодня бывший обводной канал засыпан, на его месте раскинулся широкий зеленый бульвар. Жители Пномпеня любят там прогуливаться, заниматься гимнастикой, играть в бадминтон или просто устраивать небольшие пикники. А мост Нагов сохранился частично. Бывшие берега канала сегодня превратились в асфальтированные улицы с довольно оживленным движением. Перемычкой между этими улицами по-прежнему служит бывший мост, ставший частью проспекта. О том, что когда-то здесь была водная гладь, напоминают восстановленные перила моста. Все те же семиглавые Наги охраняют подступы к Ват Пному и Французскому кварталу, и фотография на их фоне – почти обязательная часть прогулки по исторической части Пномпеня.
Скайбар «Сора» в Пномпене
«Как хорошо подняться в облака - можно взглянуть на землю свысока!» Помните эту старую песенку? Выбирая место для завершения прогулки по столице Камбоджи - Пномпеню - обратите внимание на большое количество скайбаров и ресторанов, расположенных на крышах столичных домов. Самый высокорасположенный скайбар в Пномпене - «Сора». Он находится на «клювике» здания-пингвина (на самом деле оно называется Ваттанак-тауэр, и местные жители сравнивают его не с пингвинчиком, а с расправившей капюшон коброй; но это дело воображения).
Панорамный вид на закатный город захватывает дух. С высоты 37-го этажа видны не только основные городские объекты - королевский дворец, центральный рынок, казино «Нага ворлд», отель «Раффлз» и исторический Ват Пном, но и живописные окрестности Пномпеня, включая берега великого Меконга и более мелких рек Тонле Сап и Тонле Бассак.
Посещение «Соры» требует соблюдения нескольких правил: вас не пропустят с маленькими детьми (безопасность!), с видеокамерой (съемка смартфоном разрешена) и проверят дресс-код (смарт кэжуал, то есть, не шлепанцы и не пляжные шорты).
Как не потеряться в столице Камбоджи
Пномпень, в котором проживают сегодня больше двух миллионов человек, за год пропускает через себя еще и примерно такое же количество туристов. Столица Королевства чудес примечательна сама по себе (в Пномпене находятся такие интересные объекты как королевский дворцовый комплекс, Монумент независимости, Национальный музей, Музей геноцида, храмы Ват Пном, Ват Уналом, Ват Лангка, зоопарк Сафари и др.), а еще Пномпень - это важный перевалочный пункт для тех, кто путешествует по Камбодже и после осмотра столичных достопримечательностей собирается отправиться на острова, к храмам Ангкора или в увлекательную поездку по джунглям.
Так или иначе, день-два в столице проводит любой турист. И поначалу сориентироваться в Пномпене может быть нелегко. Каких только улиц здесь нет! Основные магистрали носят имена королевских особ - например, проспекты Нородом, Монивонг, Сианук, набережная Сисоват Квай (местные жители обычно именуют ее Риверсайдом). Часть улиц напоминает о французском периоде истории страны - например, улицы Шарля де Голля или Пастера. Есть улицы, названные в честь стран, с которыми Камбоджа поддерживала (или поддерживает до сих пор) хорошие отношения. Это и бульвар Российской Федерации, и улица Югославии, и улица Чехословакии. А иногда название улицы становится понятно только после знакомства с местными сказками и легендами - так, например, обстоит дело с улицей... Сладкого огурца!
Тем не менее, понять, где вы находитесь, в Пномпене оказывается очень легко, если обратить внимание на сине-белые указатели, которые установлены здесь на каждом пересечении улиц. На этих знаках вы найдете название улицы на двух языках (кхмерском и английском), а самое главное - ее номер!
В 70-е годы все улицы в Пномпене были пронумерованы. Те, которые параллельны реке Тонле Сап, получили нечетные номера, перпендикулярные - четные. Система эта очень удобна, и обычно, называя адрес водителю тук-тука или заказывая транспорт через приложение в смартфоне, никто не пытается вспомнить затейливые кхмерские названия - просто указывают номер улицы, а для точности - еще и с какой она пересекается.
А если вы гуляете по столице пешком, обращайте внимание на нечетные номера улиц: чем больше номер, тем дальше вы удалились от набережной, то есть, от самой главной туристической зоны.
Монумент Независимости в Пномпене
Монумент независимости в Пномпене невозможно не заметить. Он расположен в самом центре столицы Камбоджи, на пересечении проспектов Сианук и Нородом, которые названы в честь представителей королевских династий. Возвышающаяся над потоком машин башня из темно-розового камня – творение знаменитого камбоджийского скульптора Ванн Моливанна, которого называют Человеком, который построил Камбоджу. Действительно, для 50-60-х годов (эпохи Сангкум) творчество Ванн Моливанна было определяющим. Он проектировал университеты и кинотеатры, концертные залы и жилые дома. В Пномпене Ванн Моливанн, ученик Ле Корбюзье, проектировал корпуса Университета иностранных языков, конференц-зал Чактомук, Олимпийский стадион и другие объекты. Но Монумент независимости, конечно же, главный из них.
Создавая Монумент, архитектор обратился к классической кхмерской архитектуре – легендарным храмам Ангкора. Главным источником вдохновения послужил построенный из розового песчаника и украшенный тончайшими барельефами храм Бантей Срей. Как бутон лотоса Монумент независимости поднимается к небу, окруженный фонтанами, у которых вечером включают разноцветную подсветку. Традиционные орнаменты гармонично сочетаются с головами нагов – эти священные кобры в Камбодже почитаются как защитники и охранники. Внутри монумента установлен флагшток, на котором поднят национальный флаг – красно-синее полотнище с изображением древнего храма Ангкор Ват.
Чуть в стороне от Монумента независимости – вилла премьер-министра, по другую руку – один из пяти самых старых храмов Пном Пеня, Ват Лангка. А над ними – современные небоскребы и громадный плазменный экран, на который выводится изображение государственного флага Камбоджи.
У Монумента независимости всегда много людей – это прекрасное место для того, чтобы сделать памятную фотографию. Кроме того, в ноябре и в январе тут проводятся официальные церемонии – в честь обретения независимости от Франции (9 ноября 1953 года) и в День победы над геноцидом (7 января 1979 года, когда Пномпень оставили «красные кхмеры»).
Барельеф «Рождение Будды» в Пномпене
Поднимаясь по лестнице, чтобы осмотреть главную достопримечательность Пном Пеня - холм Ват Пном, туристы не всегда задерживаются на верхней площадке у золоченого барельефа в закругленной рамке. Изображение действительно не «расшифруешь» с первого взгляда: две женщины, одна опирается на плечо другой. Странные существа рядом - три из них парят в воздухе, четвертое то ли принимает, то ли наоборот передает кому-то младенца... У этого существа четыре руки и четыре лица. Тому, кто немного знаком с индийских богов, будет не сложно определить, что это великий бог Брахма, творец новых миров. Но что за дитя перед ним? А это маленький Будда. Который, согласно легенде, появился на свет крайне необычным способом - из правого бока своей матери! Именно мать Будды, принцесса Майя, стоит, опираясь на служанку и правой рукой держась за ветку дерева. Младенца приняли бодхисатвы, «поймав его в золотую сеть». А затем поднесли матери - «как драгоценный камень, уложенный на лоскут шелка».
Барельеф «Рождение Будды» работы неизвестного кхмерского мастера находился некогда в одном из храмов Ангкора, позже (уже во французский период) был вывезен в Таиланд и сейчас экспонируется в Национальном музее в Бангкоке. Установленная на холме Ват Пном копия напоминает камбоджийцам о том, как много в свое время было утрачено.
Более 500 артистов продемонстрируют жителям и гостям столицы Камбоджи изящество и пышность традиционных искусств: театр масок, театр теней, балет апсар.
Одно из почти обязательных к посещению мероприятий в Пномпене (как говорится, из разряда must see) - это выступления местных театральных и танцевальных коллективов. Театр масок «лакхаон кхоль», театр теней «сбаек тхом», прославленные на весь мир танцы апсар - небесных дев, которые спустились с облаков, чтобы ублажать взор короля и его приближенных...
Долгое время все подобные представления были отменены - из-за пандемии Covid-19. Но сейчас обстановка в Камбодже в этом плане абсолютно благоприятная, все ограничения, связанные с прибытием в страну, сняты. И постепенно все чаще появляются афиши, которые приглашают увидеть выступления артистов.
В конце ноября в столице Камбоджи в пятый раз состоится День наследия - в одном из самых роскошных районов Пномпеня, на Бриллиантовом острове (Кох пыть). Главным пунктом программы станет шоу с участием 500 лучших артистов страны.
Выступления, которые анонсированы как Great Lakhon Khol Show, продлятся два дня и представят основные направления традиционной кхмерской музыки и театра, включенные в Список нематериального мирового наследия ЮНЕСКО.
В этом списке Камбоджа представлена четырежды: в ноябре 2018 в Список включили камбоджийский театр масок «лакхаон кхоль»; в ноябре 2016 - игру на старинном музыкальном инструменте чапей донг венг; в ноябре 2005 - театр теней «сбек тхом» и в ноябре 2003 - Королевский балет апсар.
На сцену выйдут около 200 артистов театра масок, а также представители других жанров, музыканты, бойцы - мастера боевых искусств бокатор (школа Pich Charnai’s Chey Techas Bokator school), параллельно пройдут выставки традиционного камбоджийского искусства, будут работать оружейники, гончары, резчики по дереву. Отличная возможность перенестись во времена Кхмерской империи - в центре азиатского мегаполиса.
Французский квартал в Пномпене
Старый Пномпень делился на три основных квартала - собственно Кхмерский, Азиатский (Китайский) и Французский, который раскинулся в окрестностях легендарного холма ват Пном. Прямо напротив центральной лестницы, которая ведет к храму, - бывший особняк генерал-губернатора Пномпеня (сегодня - Центр развития Камбоджи). Чуть в стороне - Почтовая площадь. Там по периметру выстроили когда-то почтамт, местное отделение Банка Индокитая, жандармерию, элегантный «Гранд-отель», позже переименованный в Манолись. На Почтовой площади хорошго выпить кофе в маленьком музейном кафе, отправить друзьям открытку, погладить столетние французские кирпичи.
Дальше, наверное, лучше сесть в тук-тук (по жаре ходить не оч хорошо) и отправиться в отель «Раффлз ле Рояль». Собственники стараются сохранять аутентичный интерьер, здание построено в конце 20-х, и легко представить сидящих в креслах или прохаживающихся по галереям дам в шелковых платьях и их спутников в котелках. Гостями отеля «Раффлз» были Чарли Чаплин и Полетт Годар, Шарль де Голль и Жаклин Кеннеди (до того, как стала мадам Онассис). Вот она больше всех запомнилась - в особой витрине до сих пор выставлен бокал с отпечатком ее помады, на стене - фото, где Жаклин Кеннеди в открытом авто посещает Ангкор в сопровождении принца Нородома Сианука (говорят, он был неравнодушен к Жаклин), а в баре «Элефант» до сих пор подают коктейль, специально для придуманный для «американской королевы». Фирменный напиток называется «Роковая женщина», Femme fatale. Коктейль лучше пробовать в happy hour, но даже если вы придете до открытия бара, вам, скорее всего, позволят войти и полюбоваться его изысканной обстановкой: все на «слоновью» тематику, в соответствии с названием.
Недалеко от отеля «Раффлз» - построенная французами в 1924 году Публичная библиотека, лицей Рене Декарта... Но мы отправимся на железнодорожный вокзал. Вокзал - это первое бетонное здание в Пномпене, прекрасный образец art deco. Железная дорога сейчас мало используется (хотя можно уехать на поезде в Кампот или Баттамбанг), но посмотреть там есть что. Выйдите на перрон, взгляните на современные электрички, и на два старинных паровоза - французский и бельгийский. Здесь же - снятый с колес вагон-ресторан.
Ну а дальше - Центральный рынок (Yellow market, Psar Thmey). Желтое-белое здание с резным куполом - одно из самых известных строений в Пномпене. Но о нем стоит поговорить отдельно. В следующий раз!
Южная Камбоджа: Кеп, Кампот, пещеры Кампонг Трач, гора Бокор
Конечно, основными пунктами в путешествии по Камбодже становятся Сием Рип, в окрестностях которого расположены легендарные храмы времен Кхмерской империи - Ангкор ват, Байон, Та Пром, Преах Кхан, Бантей Срей - и столица королевства чудес Пномпень.
Дальше туристы обычно стремятся попасть на острова в Сиамском заливе - с их чудесными белыми пляжами. Но и по дороге на острова в Камбодже есть что посмотреть, если задержаться на 2-3 дня на побережье.
Кеп, Кампот, гора Бокор… Когда-то здесь отдыхала французская элита! Камбоджийская Ривьера - так звали эти места. Здесь проходили автомобильные гонки и показы мод, а доктора вместо порошков и таблеток прописывали пациентам целебный бокорский воздух и пешие прогулки.
Знаменитый певец Син Сисамут, которого называли камбоджийским Синатрой,посвятил прекрасному побережью Кампота и Кепа один из своих хитов: Kampot Kampoul Chet.
Между Кампотом и Кепом раскинулись плантации знаменитого кампотского перца. Прячется за заслоном гор и красивейшее Секретное озеро. А в недрах гор - целая сеть пещер, где можно долго рассматривать удивительные творения природы - естественные «скульптуры» из сталактитов и сталагмитов.
Зеленые пейзажи Кампота и Кепа выглядят пасторально, но у этого края бурная история - когда-то здесь разворачивались масштабные сражения, а торговые пути контролировали шайки разбойников и настоящие китайские пираты.
Разглядывая местные памятники и старинные виллы, или отправившись в вечернюю прогулку по реке, можно и себя представить персонажем из тех времен. А уж если вы подниметесь по серпантину на Пном Бокор, чудес не сосчитать:
Здесь вы можете посетить плантации знаменитого кампотского перца (дегустация, кулинарный мастер-класс, обед на плантации, прогулка на буйволах к Секретному озеру), подняться на вершину горы Пном Бокор - здесь соседствуют французская готическая церковь и буддийская пагода Ват Сампов Прам - храм пяти парусов, легендарное казино с площадкой самоубийц и каменные «рисовые поля».
Еще один важный момент: и в Кепе, и в Кампоте очень вкусно! Местные деликатесы - это знаменитые голубые крабы (свежайшего улова, прямо с Крабового рынка), уже упомянутый кампотский перец… И - король фруктов дуриан. В центре Кампота ему даже поставили памятник.
автор: русский гид Вера Едемская