Артем Ямалиев | Публикации

Листвянка вчера, сегодня, завтра

Листвянка – посёлок городского типа, расположенный на берегу озера Байкал рядом с устьем Ангары. В прошлом это была просто большая деревня. Сегодня здесь помимо школы, есть и дом культуры, и множество музеев, галерей и всего прочего, что делает отдых туриста занимательным. Поселок сильно увеличился, разрастается и продолжает застраиваться. Это произошло за последние десять –двадцать лет в связи с возросшим потоком туристов, после того как территорию вокруг Великого озера признали всемирным достоянием, включив его в список ЮНЕСКО. Листвянка - наиближайшее поселение к Иркутску, которое приобрело наибольшую популярность среди туристов желающих попасть на Байкал, которые в основном прилетают в Иркутск. Сейчас его пляж в летний сезон по загруженности людьми на квадратный метр похож на пляж Сочи или Анапы. Конечно, начинать знакомство со Священным озером надо начинать не с Листвянки, если вы хотите увидеть нетронутую красоту. Со стороны Иркутска уже давным–давно все изведано и исхожено. Туризм здесь процветает и постепенно совершенствуется и в плане сервиса, и в плане развлечений, обычных для жителя большого города. Но все же стоит признать, что качество предоставляемых услуг, как и во многих туристических местах искусственно завышено, по сравнению даже с Бурятией, где продовольственное обеспечение хуже и торговых связей меньше. Поэтому если вы хотите девственный Байкал, то это еще пока Бурятия. А если вы хотите 33 удовольствия, быстро и галопом, то это Листвянка.

В Листвянку от Иркутска ведет ровная по сибирским меркам асфальтовая дорога, имеющая крутые подъемы и спуски. Перед въездом в Листвянку приезжих встречает река-красавица Ангара, которая убежала от своего строгого отца старика Байкала. Там, где находится Шаман-камень - одно из знаковых достопримечательностей местности. Согласно легенде отец сильно противился выбору своей единственной дочери Ангары и хотел остановить её, преградив путь камнем. Но дочке все равно удалось сбежать к прекрасному Енисею. Шаман-камень является одним из символов поселка, но после постройки ГЭС на Ангаре в середине прошлого века, поднявшиеся воды сильно его подтопили, и из воды выглядывает только его верхушка, которую нелегко увидеть с берега. Жившие до прихода казаков буряты раньше проводили здесь ритуалы и считают это место до сих пор сильным и поклоняются ему. Хотя в поселке уже давно нет ни бурят, ни эвенков, ни тофаларов – в прошлом коренных жителей этого места.

На берегу находится контактный мини зоопарк, но выглядят в нем животные хило и пахнет там плохо. Через несколько сот метров на противоположной стороне дороги расположился замечательный байкальский музей, который познакомит с обитателями озера. В музее Байкала посетители познакомятся с историей возникновения Байкала, с представителями флоры и фауны. Более 60% видов, обитающих в Байкале существ, являются эндемиками и об этом весьма интересно расскажут опытные экскурсоводы. Что радует всех в этом музее, так это две девочки нерпы, которые весело резвятся глядя на посетителей. А вот посмотреть в пробирку или отправится в виртуальное погружение - это на любителя. Билет в музее на 2018 год стоит 310 рублей и 370 рублей, если с виртуальным погружением на дно Байкала. В стоимость билета приятным бонусом входит экскурсия для групп. Но гида необходимо заказывать предварительно. Музей Байкала создан благодаря инвестициям различных компаний и частных лиц, и существует при исследовательском научном центре российской академии наук, который активно функционирует, проводя исследования Байкала. Для этих целей в Листвянке, рядом со зданием лесничества базируется целая научная флотилия.

Поселковая береговая линия представляет собой галечный пляж, переходящий с другой стороны в крупные камни в воде, покрытые скользкими зелеными водорослями. Поселковый пляж также оборудован причалами для катеров, которые расположены через каждые 5 метров, к ним швартуются суда, предлагающие услуги водных прогулок. Также здесь расположены кафе с видовыми площадками. Всё это вкупе с ледяной водой Байкала делают купание почти невозможным. Более комфортно и безопасно можно покупаться на окраинах поселка. Берег Байкала на окраине Листвянки по направлению к устью реки Ангары стандартно представлен камнями разных калибров. Ширина пляжной линии в среднем здесь не более 2 метров, но людей почти нет. В основном все предпочитают отдыхать на галечном пляже, расположенным за отелем Gold. Здесь и озеро чище и природа есть, и простор. Далее от пляжа по берегу поднимается пешая тропа, ведущая к Большим Котам. После более пятнадцати километров крутых подъёмов и спусков по горам, проходя через продолжительные скальные участки, по которым необходимо карабкаться, она соединяется с Большой Байкальской Тропой в районе Черной Пади. Тропа от галечного пляжа небезопасна в плохую погоду и для нагруженного вещами туриста. Поэтому настоятельно рекомендуем не идти этой тропой.

В Листвянке хорошо развита сфера услуг: есть бани, сауны, достаточно магазинов и даже есть супермаркеты, но часто обслуживание напоминает бравые советские времена и уровень сервиса не соответствует заявленным ценам. Хотя можно расплачиваться карточкой банковской практически везде.

В самом центре Листвянки расположен нерпинарий, где по несколько раз в день милые нерпы устраивают представления. Многие дети даже став большими возвращаются туда вновь и вновь.

Из развлечений, конечно, наиболее популярным среди туристов является поездка на катере или на большой лодке, с остановками на береговых линиях, где часто встречаются даже песчаные пляжи по пути. Многие сибиряки с удовольствием купаются и восхищают своим примером.

До Черной Пади стоимость катера составляет в среднем 7000 рублей и вмещает до 7 человек, а для большой лодки - 9000 рублей, и прокатить она может большее количество людей, но это будет очень медленно. Есть из водных утех и бананы, и парашют. Как и многие курорты Листвянка не особо отличается по атмосфере от любого туристического места.

Но вот ради чего сюда приезжают путешественники это ради Прибайкальского национального парка с его лиственными лесами. Но чтобы встать здесь с палаткой необходимо в лесничестве оплатить свое проживание. Стоимость пребывания в день на одного человека 100 рублей, и палатка также оплачивается отдельно по той же стоимости.

Листвянка получила свое название благодаря этой ценной породе деревьев, из которой долгое время в Сибири строили дома, устилая этим деревом даже пол во дворе. Пример такого жилища вы можете увидеть в музее «Тальцы», из-за которого сюда приезжают толпы туристов. Великолепные интерьеры и реальное погружение в нашу недавнюю и древнюю историю сделает ваше посещение этого музея незабываемым. Особенно хорошо представлен русский быт. Не плохо сделана и бурятская экспозиция, а вот тофалары и эвенки представлены слабо. Видимо и знаний об этих народах становится все меньше, как и представителей этих народов. Здесь реконструированы пара древних стойбищ этих народностей. Кроме чума ничего занимательного там не увидеть.

В музее Тальцы замечательное кафе. По поводу обеда здесь не стоит беспокоиться, вкусно и недорого можно поесть и первое, и второе и, как говорится даже есть компот.

Есть магазины и лавки, где можно купить не только сувениры, но и местное разнотравие. Пройдя за бурятский улус открывается великолепная панорама на реку Ангару. Также впечатляет всех туристов небольшой концерт, который устраивает местное казачество в башне Илимского острога. В центре архитектурно-этнографического музея расположилась отреставрированная Спасская башня Илимского острога, датированная 1667 годом. С этого места началась история города Иркуск.

Так что обязательно по дороге в Листвянку стоит остановиться в поселке Тальцы, и посетить музей, заложив на это минимум три часа, а лучше целый день, так как этот музей деревянного зодчества под открытым небом, подобно Кижам невероятно интересен и познавателен. В чем-то он уступает, в чем-то он превосходит своего европейского собрата. Например, он старше.

Листвянка - холодное место. Здесь обычно дует северный ветер с Байкала. Поэтому стоит позаботиться о качественной и не продуваемой ветровке, хорошей обуви и благостном настрое, если вы хотите совершить поход.

В Листвянку приезжают туристы из разных стран мира, но большинство иностранцев из соседнего Китая. Поэтому многие надписи на улице дублируются на двух языках на английском и китайском.

Китайцы, как и везде в этом мире активно скупают недвижимость в Листвянке. Повсюду стройка и рыночные отношения, как и в любом туристическом месте. Здесь также много кавказцев и на каждом углу вам предложат их фирменный плов и лепешку, даже на китайском языке. При чем цены на уличную еду, как в ресторане. А если пойти в ресторан, то цены как в Куршавеле. Но для европейских туристов эти цены вполне адекватны, а вот наши земляки оставляют не одну зарплату во время такого отпуска.

Листвянка замечательно подходит для быстрого знакомства с Байкалом, но если путешественник располагает большим временем, то ему стоит выбрать для посещения более интересные места. Байкал огромное озеро и чем больше с ним знакомишься, тем больше понимаешь, что здесь можно странствовать всю жизнь. Главное со временем и желаниями определится.

Остров Ольхон и его магия

Всё больше набирает обороты поток туристов на Байкал и больше всего их встречаешь в Листвянке. Следующее по популярности место на Байкале это остров Ольхон.

Посещение древнего места силы, каким является остров Ольхон для многих бурятов, является частью обязательной паломнической программы. Это этническая родина Баргузинских бурят, пока отсюда их не согнали казаки.

Оказаться в одном из самых живописных уголков планеты хотел бы каждый, но сразу скажу, что удовольствие это не из дешёвых, если вы любите комфорт. В Хужире, Харанцах зимой и летом ценник весьма заряжен. Это единственные на острове деревни, в которых есть свет и вполне уже развитая инфраструктура, ориентированная на туристов. А основной турист здесь: граждане Китая. Здесь есть кафе, рестораны, магазины и даже супермаркет. Везде есть безналичный расчет.

Минимальное предложение на хороший номер в Хужире и Харанцах это порядка четырех-шести тысяч рублей за ночь, если номер больше, чем нора, и есть собственная ванная комната. Для людей по-экономнее есть домики в частном секторе, где койко-место варьирует от 400 до 600 рублей. Душ и туалет на улице. В центре Хужира стоимость жилья дороже.

Хужир и Харанцы с появлением электричества и прочих благ цивилизации привлекли не только китайцев. В престижных отелях останавливаются европейские группы. А вот путешественнику с рюкзаком теперь на сарайский пляж закрыта дорога. Теперь это природоохранная зона. Гулять здесь можно только со специальным разрешением, которое нужно получить в лесничестве. Вход стоит для жителей Иркутска и иркутской области 10 рублей. Если же вы едете с экскурсией, то вход обойдется в 100 рублей.

Ради чего приезжают туристы? Визитная карточка это мыс Бурхан и скала Шаманка. Посетить их можно самостоятельно. Дойти, используя ножки. Прямо по дорожке к морю. Так называют священное озеро Байкал.

Куда стоит поехать?

Вариант первый: мыс Хобой. Индивидуальный трансфер на буханке 9000 рублей туда-обратно с обедом из ухи. Раньше был с омулем, а сейчас из консервированной сайры.

Другой вариант - это мыс Хобой: туда на катере, обратно на буханке. Комбинированный маршрут привлекает тем, что можно полюбоваться скалами и с воды, и сверху, если подъехать на машине. Могут сделать там баню, по дополнительному запросу. Можно подобрать и тип автомобиля. Либо УАЗ, называемый в народе буханкой, либо более дорогая в аренду Мицубиси Делика. Если первый вариант это поездка к шаманским культовым местам, то направление на остров Огой это путешествие к буддийской святыне. Итак, третий вариант это остров Огой и источники Сурхайты.

Отправление на индивидуальном катере обойдётся в 18000 рублей. Катер везёт мимо о. Замогой, где есть шанс встретить нерп. Проезжают о. Ижилхей с бакланами. Далее на святые источники с большим содержанием ионов серебра. И обратно.

Новый последний вариант это посещение долины реки Зундук и заминского озера, которое является лечебным, глазным. Там вам могут заколоть барашка. Приготовить, как для дорогого гостя это делали буряты. При такой программе требуется оплатить ещё буханку до аутентичной деревни Онгурен.

Есть более экономичный вариант это посещение бурятской деревни в малом Хужире. Там вам и об обычаях расскажут, угостят национальной кухней и концерт в национальном стиле для гостей делают. За отдельную плату можно покататься на лошадях.

Также можно и на озеро Ханхой в деревню Ялга съездить. Туда можно добраться и на велосипеде с Хужира. Покупаться в нем удовольствие несказанное.

Очень редко, но туристы также посещают Падь Ташкиней, откуда открывается вид на Большое море.

Если и этого будет не достаточно то в Хужире есть краеведческий музей имени Ревякина.

Что ещё стоит сделать на Байкале?

Обязательно помимо магнитика на холодильник «Я купался в Байкале», реально получить благословение в его священных водах малого моря. Лучше всего это сделать, сходив в баню на берегу. В 2018 году работала только «бочка», которая стоила в час 1500 рублей. Осенью, весной наступает затишье перед новым потоком и когда наступает зима всё начинается вновь. Люди приезжают смотреть на зимний Байкал.

Зимой Ольхон суров, но определенно прекрасен. Что может сравниться с застывшим льдом на Байкале, наверное, только звёздное небо, которое укрывает небо куполом из разнообразных созвездий. Эта красота завораживает и хочется быть в этой красоте маленьким ребенком, которого восхищает все.

Но всё же этот краткий экскурс не отражает истинной популярности этого места. Многие сюда приезжают на пару дней и остаются навсегда. Ольхон мистифицирует. Это чувствуют все. И те, кто едет с группой на буханке, и те кто гонит по волнам, и те, кто просто гуляют, или идут с рюкзаками за спиной ощущают эту невероятно мощную энергию и красоту Байкала. И самое главное, спокойствие приходит, как ни странно, когда вокруг такая мощь.

Бурятия или Иркутск, Максимиха или Листвянка?

К сожалению, а скорее к радости пока еще в Бурятии нет такого наплыва туристов, как с Иркутской стороны. Хотя здесь духовная Мекка Сибири. Здесь и Иволгинский дацан с нетленным телом Хамбо Ламы Итыгеловым, и знаменитый на весь мир Ацагатский дацан, и деревня Тарбагатай, которая сохранила старообрядческие традиции. А какие здесь живописные места! Баргузинский, Еравнинский, Тункинский, Окинский и другие районы еще совсем не исхоженны, люди живущие здесь еще пока не избалованы, а места силы вдохновляют даже самых бывалых путешественников.

Другое дело по местным меркам поехать на Максимиху. Удачное расположение и дорога, которую делают в этом направлении, дает большие надежды на развитие туристического бизнеса в Бурятии.

Максимиха - старинный курорт, расположившийся на берегу Баргузинского залива у великого моря Байкал. Через село протекает река с одноименным названием. В летнее время его песчаные пляжи заполнены отдыхающими, греющимися под лучами солнца. Вода прекрасна, но не самая чистая, к сожалению. Всему виной фановые трубы, отведенные от отелей и жилищ прямо в реку в нарушение всех водоохранных норм. В поселке проживает около 200 человек. Треть строений - это либо гостиницы, либо базы отдыха.

Что привлекает туристов в этот край? Помимо возможности купания в водах Байкала, это и прогулка по ещё не заезженной туристами земле.

В летнее время на причале стоят катера, которые осуществляют экскурсии до невероятно красивых природных достопримечательностей. В число которых входит полуостров Святого Носа с национальным заповедником, Ушканьи острова, на которых есть возможность посмотреть нерп отдыхающих и греющихся на камушках. Также знаменита Змеиная бухта со своими источниками, а там и до остальных красот Чивыркуйского залива рукой подать. Стоимость услуг здесь пока еще не такая «сногсшибательная» как на Ольхоне, поэтому пока еще есть смысл съездить сюда, пока все не началось.

Катера, сервис, стоимость проживания все стоит немного дороговато, но дешевле, чем на острове Ольхон.

Например, баня, выходящая на Байкал здесь стоит 1000 рублей час, а на Ольхоне 1500 рублей.

Здесь для деревни не плохо развита инфраструктура, есть асфальтовая дорога, магазины, кафе, ходит маршрутка из города Улан-Удэ. В нескольких километрах от Максимихи находится этнографический музей под открытым небом Светлая Поляна, где, как и в музее «Тальцы», что по ту сторону Байкала, располагаются деревянные постройки времен освоения Сибири, жилища коренных народов, а также экспонаты, рассказывающие об этом крае с различных сторон жизни. Рядом находятся в Горячинске термальные источники и порт Турка. Отсюда есть возможность доехать до острова Ольхон. Стоит это удовольствие 8000 рублей на человека.

Есть также организованные туры на внедорожнике по сакральным местам и источникам Баргузинской долины. Всего 6000 рублей за нашу, называемую в простонародье буханочку или таблетку, и вы можете побывать у Святой Янжимы в гостях, у самой Богини Сарасвати, съездить на источники, такие например, как Буксыген, Алла, Умхей. Отдельное слово это Кучигер. Люди, приезжающие сюда, костыли бросают и возвращаются молодыми.

Ещё десять лет назад Максимиха была местом для избранных, путешествующих по прекрасной планете Байкал. Какое это раньше было удивительное место отдыха! Сюда доезжали на внедорожниках, где начинали многодневные пешие походы по головокружительным, девственно нетронутым и уникальным местам заядлые путешественники. Бабушки-буддисты нервно теребили чётки и читали мантры, подскакивая на серпантине. Хотя Максимиха всегда была православной, а еще больше старообрядческой. А уже за ней начинается Баргузинская долина, откуда распространились потомки гуннов и приверженцы шаманской традиции.

Все более возрастающий туристический поток все меньше и меньше оставляет леса, заставляя животных уйти глубже в тайгу, разрушая целые экосистемы. Большинство приезжающих сейчас не обладают знаниями и умениями как сохранить первозданную, но чуждую для них красоту, так как выросли они в мегаполисах, на пиках мировой цивилизации Вавилона. И Максимиха уже начинает застраиваться многоэтажными отелями, проекты уже не только на бумаге. Но если в российском человеке легко взрастить любовь к природе и бережное к ней обращение, то совсем по - другому дела обстоят с китайцами. Часто они не могут воспринять ценность бурятских земель из-за языкового барьера и культуры воспитания. Многие, кто работают в туристическом бизнесе не очень охотно и радостно встречают граждан Китая, поскольку, кто захочет терпеть вокруг себя в мусорку, что тем более недозволительно в любом святом пространстве и на Байкале в особенности. Первый порыв осознанного желания сохранить мировое природное богатство произошло, когда толпы людей в республике Бурятия противостояли проведению нефтепровода возле озера. К нашей всеобщей грусти на Ольхоне, острове - святилище, традиционно обладающим мощнейшей созидательной силой, постепенно все более занимает пространство суетные, праздные мысли, с которыми хотят посещать дотоле неизведанные места, которые не решались беспокоить зачастую и весьма сильные шаманы.

Но буряты знают, что Байкал сильнее. И в нужный момент сбросит всех как насекомых. Можно много приводить примеров, когда несознательное поведение на Байкале и на Ольхоне, в частности, приводили к плачевным для многих последствиям. Так в прошлом году для молодого человека путешествие на Ольхон стало последним, после того как он неудачно сделал селфи, оступившись и упав вниз.

Основной турист в Максимихе - это жители Бурятии. Что поразительно все очень любят свой край и гордятся своей природой, искренне считая их самыми прекрасными на Земле.

Буряты с большим почтением относятся к каждому проявлению природы и считают милостливым благословением жизнь на озере Байкал, как в священном городе Варанаси все искренне считают себя самыми счастливыми, поскольку они родились в месте, где их цепь перерождений окончилась навсегда.

Одним из суеверий здесь является не брать камни с Байкала. Считается, что великое море этого не любит и ничего хорошего привезти вместе с ними вы не сможете. Также важно у каждого серге остановиться и поклониться, сделать подношение и попросить духов расположения. Обычно подношение можно совершить любой крупой, мелкой или крупной денежкой, монеткой, сладостями и даже сигаретка, спички подойдут. Поскольку считается, что духи хотят по старой привычке всего того же, что имели и раньше. А у духов, обитающих у Байкала их сила становится в стократ больше, поскольку место их обетования дает им неисчерпаемую мощь.

Если сравнивать Максимиху с другими курортами она, конечно, не так развита. Качество сервиса тоже пока еще хромает, но гостеприимство куда более располагающее, чем в той же Листвянке. Конечно, Листвянка может предоставить больше развлечений и мест для досуга, но вряд ли здесь вы сможете увидеть дивную природу, подобно Баргузинской долине, ради которой стоит приехать в Максимиху.

Во многих смыслах Максимиха не так уж много предлагает, но прелесть есть пока еще в тишине. Пока еще нашего туриста больше, чем китайского. Цены, поближе к русскому бюджету.

Здесь не надо топать за тридевять земель, чтобы встать с палаткой, как это делают путешественники, приезжающие в Листвянку и отправляющиеся до Больших Котов. Недалеко от Максимихи уютно расположена лесная зона, где стоит постоять с палаткой.

Это будет без всяких проблем в отличие от Хужира, что на острове Ольхон, где в рамках национального заповедника развивают туристический бизнес и фактически принимаемыми мерами заставляют останавливаться в отелях, где ценник уже давно зашкаливает, и в которых соотношение цена-качество одно из самых невыгодных.

Иначе дела обстоят в Максимихе и в Бурятии в общем. Хоть сейчас и нет того уровня комфорта, как привыкли люди на Западе, но все же это пока еще за разумные деньги и люди встречают тебя с улыбкой. Поток приезжающих в десятки раз меньше чем с Иркутской стороны Байкала и это большой плюс. Это дает возможность отлично отдохнуть и душой, и телом наедине с природой. Так, что выбор остается за вами, дорогие туристы. Приезжайте сравнивать и оставайтесь в Максимихе, как это сделали тысячи, влюбившиеся в этот край.

Иркутск - середина Земли

Есть много городов в России славных своей красотой. А вот в Сибири такой город, как Иркутск один. Его нельзя не пропустить заядлому путешественнику, ведь он стоит рядом с великим и священным озером Байкал. Во времена царской России это был один из богатейших городов России, житница лиственного леса, пушнины, камней драгоценных и не очень, и прочих природных богатств, коих здесь было всегда много. Лиственница-прекрасный материал для строительства домов. Сделанные из неё жилища могут стоять не один век. Жители этих мест в прошлом устилали ей даже дворы. Поэтому одной из визитных карточек города является его дома, поражающие своим деревянным зодчеством. Особенно знаменит музей на природе Тальцы.

Многие более древние постройки, к сожалению, не сохранились по причине страшного пожара 1879 года. Иркутск хоть и находится далеко от центра, тем не менее город современный. Молодежь здесь продвинутая и модная. Специально для нее и гостей города сделан Модный квартал, где воспроизвели по образу и подобию былой Иркутск. Там реконструированы дома 18 века.

Иркутский край был бескрайне богат и поэтому сюда стекались разного рода люди, кто хотел легко нажить состояние. Купеческий слой в Иркутске в дореволюционное время жил припеваючи и многие нажили баснословные состояния. Купеческую прослойку в основном представляли евреи.

Местные дамы, что выходили в свет заказывали себе платья в лучших домах Парижа и пока они не выгуляют свой наряд брали обязательство с местных кутюрье, не продавать подобное. Настолько были богаты и щедры их мужья. Сибирские купцы всегда отличались щедростью и свои благотворительные акты распространяли на все сферы жизни города.

Благодаря этому Иркутск богат на архитектурные достопримечательности. Красивы окрестности сквера им. Кирова. В последние десятилетия установили большое количество памятных табличек, монументов, отреставрировали фасады зданий, особенно вдоль туристического маршрута "Зелёная линия". Зелёная полоса, нанесённая на асфальт позволяет не сбиться с пути и пройти пешком по всему историческому центру Иркутска, рассмотрев основные достопримечательности. Однако есть в городе и другие не менее интересные места, которые следует посетить и особенно примечательны те объекты, что не находятся в центре.

Особого внимания заслуживает женский Знаменский монастырь. Многие приезжают издалека, чтобы приложиться к мощам святого старца Иннокентия Кульчицкого, желая получить его благословление. Его нетленные останки находятся в главном зале. Хор монахинь невероятно красив, а молитвы невероятно искренни, правдивы и наполнены светом. Доброе отношение служителей и особая энергетика места надолго запоминаются. За территорией монастыря перед его главным входом разбит небольшой аккуратный парк с памятником Колчаку в память о, выдающемся, и противоречивом политическом деятеле конца девятнадцатого, начала двадцатого века, чей жизненный путь окончился в городе Иркутске. Кстати, многие словаки считают важным прогуляться к этому памятнику. Вероятно, пропавшее золото все-таки осело у чехов и словаков.

В городе совершенно необыкновенно красивые церкви, не похожие одна на другую. Места эти намоленные, а такая церковь, как Крестовоздвиженская не прекращала свою деятельность и в советское время. Это произошло благодаря тому, что церковь была антирелигиозным музеем, но при этом службы в ней велись, а фонды пополнялись, поскольку со всей Сибири сюда стекались иконы и книги. Примечательна эта церковь и внутренним убранством зала, который сохранился в том же виде, что и при постройке.

Самая же старинная церковь это Спасская. Напротив неё уникальный Костёл, построенный ссыльными поляками и литовцами. Есть в городе и синагога, и буддийский дацан, и мечеть.

Также всем приезжающим рекомендую прогуляться по набережным. Они хорошо обустроены и настраивают на романтический лад.

В городе много занимательных и интересных музеев. Художественная коллекция музея им. Сукачёва впечатляет особенно. Здесь представлены оригинальные полотна Репина, Поленова, Саврасова, Врубеля и других замечательных русских художников. Также в нем есть коллекция голландской живописи.

Кстати, сам Сукачев обонкратился к 1914 году благодаря своим широким благотворительным актам.

Иркутск часто сравнивают с Парижем и Санкт-Петербургом и для этого есть все основания. Потрясающе красивая река, пышная каменная архитектура, великие мастера, которые ваяли всю эту красоту сделали город уникальным в Сибири.

Общая атмосфера города, приятные улочки, удобное расположение у озера Байкал сделали этот город весьма туристическим. Всего час и вы уже на Байкале в Листвянке.

Конечно, в основном туристы здесь китайцы. В последние годы здесь много и европейских туристов, помимо большого и бесконечного потока туристов из России.

Здесь точно не будет скучно культурному человеку. На каждом шагу галереи, музеи и театры. В городе на всех углах играют музыканты и надо сказать, что творческих и талантливых людей здесь очень много. Возможно это и есть культурная столица Сибири. Золотая середина, где могла быть ставка великой в прошлом страны Тартарии.

Дуброво

Московская область богата красивыми и вдохновляющими окрестностями. Помимо городов и поселений, облюбованных туристами со всего мира, таких как Коломна, Клин, Серпухов, Сергиев Посад, Зарайск, Кубинка и многие другие, существуют и почти не посещаемые места вдали от туристической суеты, в которых возможно найти спокойствие, но и которые имеют свои достопримечательности. Одним из таких мест является поселок Дуброво, который можно назвать музеем недавней военной истории России.

От Москвы до поселка, если ехать на машине, по свободным дорогам ехать не более часа. Туда также со станции метро каждый час отправляются автобусы.

Дуброво – бывший военный городок, с пропускной системой на входе, позволяющей пройти только прописанным местным жителям. Но уже пару лет КПП не действует. Однако до сих пор большинство местных жителей составляют в основном военнослужащие и их семьи. На круговой площади перед въездом в селение возвышается скульптурная композиция «Ракеты», составленная из двух реальных боеголовок, оснащенных отделяемыми ступенями.

В связи с этим в окрестностях оставлено большое количество архитектурных казённых объектов. В основном это одно- двухэтажные кирпичные строения, иногда обнесенные полуразвалившимся забором. Но есть среди них и более примечательные.

Одним из самых примечательных является большая белая сфера диаметром не менее 8 метров, расположившимся на двухэтажном здании. К нему ведет лесная тропинка, уходящая на северо-запад, и берущая начало от гаражного кооператива близ улицы Нахимова. В здание легко зайти, т.к. двери, окна не сохранились. Также как и прочее оборудование, которое вывезено.

Сфера полая внутри и представляет собой большой зал. В центре зала расположен большой бетонный пьедестал. Стенки сферы сделаны из треугольных листов дерева, соединенных металлическими скобами. Догадаться для чего использовалась подобная конструкция непосвященному человеку сложно. Однако по косвенным фактам доподлинно известно, что в сфере, в центре бетонного пьедестала, располагалась полноповоротная зеркальная антенна, служившая для наблюдения за летающими аппаратами. А купол, сделанный из дерева, служил для защиты от неблагоприятных погодных условий. Но то от чего он призван был защищать, разрушает его сейчас - в нем уже начали появляться отверстия. Чуть менее десяти лет назад под этим куполом пару раз устраивались ночные трансовые дискотеки, но потом были запрещены местными властями.

Иных дискотек в поселке не проводилось, и сейчас их нет. Умиротворенность и тишину нарушает лишь проба сирены воздушной тревоги, проводимая каждый вечер в девять часов, исходящая вероятно от части военно-морского флота.

Но несмотря на это жить в поселке комфортно. Остановиться возможно в единственной гостинице. Иное жилье представлено частным сектором, сдающимся в аренду, в основном это квартиры со стандартной планировкой «брежневок», но можно найти и загородные дома в соседних садоводческих и дачных товариществах. Там есть чистое озеро и река, где можно посидеть в умиротворении, наслаждаясь красотой пейзажей.

Люди милые и доброжелательные в Дуброво. В поселке находится достаточное количество магазинов, включая супермаркеты. Есть одно кафе, одна церковь и дом культуры.

Деревню окружает лес. А прогулки по протоптанным тропинкам являются одним из любимых времяпрепровождений здешних жителей.

Старая Новая Ладога

Отправляясь в Северную столицу, путешественники имеют уникальную возможность познакомится с истоками русской государственности и посетить Старую Ладогу,

основанную по преданию не позже 753 года.

От Петербурга дорога до Старой Ладоги занимает около 2,5 часов на общественном транспорте. Если же использовать личный автомобиль, то доехать можно гораздо быстрее. А электричка пребывает на станцию Волхов.

Вокзал весьма приличный, несмотря на скромные размеры города. В городе Волхов ощущается тепло, уют и провинциальный образ жизни, когда торопиться особо не куда. Но вместе с тем не плохо развита инфраструктура, привычная для столичного восприятия: сетевые магазины, опрятные проспекты, общественный транспорт.

На станции стоит обратить внимание на локомотив времен великой отечественной. Автобусы до Старой Ладоги отправляются по расписанию. Выезжают на трассу А41-006, проходящую вдоль реки Волхов. Берег реки, который является уже на протяжении многих веков участком транспортной сети речного судоходства, во многих местах порос камышом. Воды реки, вытекающей как известно из озера Ильмень, мутные и стремительные. Дорога на Ладогу извилиста. Между городом Волхов и Старой Ладогой находится крутой изгиб дороги, огибающий Ильинскую церковь с кладбищем. Иногда, особенно в зимнее время, в гололед, не справляясь с управлением, машины вылетают прямо на церковное кладбище, тараня могильные монументы. Новички здесь часто попадаются. Здесь все к этому привыкли. Церковь уже знает точно стоимость материальных потерь, сразу деньгами берет. А на противоположной стороне дороги стоит домик, где всегда свеженький забор. Когда в очередной раз страдает забор, хозяин дома без разговоров показывает виновнику на заготовленные доски и инструмент. Горе-водитель берет в руки молоток и обеспечивает себе досуг на пару часов. Остальная часть дороги до Старой Ладоги подобных сюрпризов не содержит.

Гостиниц в самой Старой Ладоге немного, их можно пересчитать по пальцам одной руки, да и большая часть находится за пределами села. Из тех мест, где можно покушать единственное приличное место в Старой Ладоге - "Князь Рюрик". Ресторан в стиле деревянных княжеских теремов.

Главной достопримечательностью несомненно является Старо-Ладожская крепость, исторически имевшая большое стратегическое значение. Каменные сооружения которой, вместо деревянных, заложил еще князь Киевский Мстислав. Недавно окончились реставрационные работы и сейчас крепость впечатляет своей фундаментальностью и новизной. Архитектура типична для фортификационных сооружений того времени. Внутри работает исторический музей. Также можно примерить за денежку костюмы в средневековом стиле.

Также, в Старой Ладоге расположены различные великолепные церкви и монастыри, посещение которых доставит немалые открытия туристу. Одним из старейших монастырей является Никольский мужской монастырь, основанный еще в тринадцатом веке. Он силен своими традициями и непреклонной решимостью достичь истины Божьей. В главном здании долго висела табличка – «Разговаривающим в церкви, да прибудут скорби».

Приятным окажется прогулка у реки Волхов. Здесь можно созерцать тишину и благость этого места, которая уравновешивается медитативной неподвижностью местных рыбаков. Со стороны реки находится вход в секретный скит Великого Старца под горой с церковью Иоанна Предтечи. Внутри царит впечатляющая атмосфера духовности, аскетизма и самоотречённости.

Село пересекает автомагистраль, по которой большие грузы в основном направляются в Петрозаводск. Один из первых поворотов направо по этому направлению, отмечен дорожным знаком, где находится «Олегова могила». Этот объект представляет собой большую, около десяти метров высотой, насыпь. Действительно ли это место успокоения Вещего Олега доподлинно неизвестно, однако можно с уверенностью говорить лишь о захоронении того времени.

Далее, если нет ограничения по времени, вернувшись на шоссе и проехав около 15 километров, путешественник попадает в Новую Ладогу, которая встречает невысокими зданиями царской эпохи, широкими прямолинейными улицами и просторным ночным клубом. Это все, вкупе с возможностью увидеть самое большое озеро Европы делает Новую Ладогу неплохим выбором для продолжения путешествия.

Небанальные достопримечательности Петергофа

Одним из самых желанных и самых популярных по посещению пригородов Санкт-Петербурга был Петергоф. Таким он, конечно, и остается. Но теперь это неотъемлемая часть Петербурга и немцы во вторую мировую войну просто ошиблись со временем, примерно на семьдесят лет вперед посчитав себя завоевателями Ленинграда. А история с ними приключилась такая. В 1941 году немцы на подступах к городу герою, в соседней с Петергофом, Стрельне, думали, что захватили культурную столицу. Нападающие немецкие войска рано радовались, предвкушая скорейшую победу, при виде городского ленинградского трамвая, который уже тогда ходил до Петергофа. Но как они горько ошибались приняв великолепный облик бывшего пригорода за сам Ленинград.

На трамвае и сейчас возможно доехать до метро Автово, Кировский завод и других мест городских маршрутов, если вы никуда не торопитесь и любите общественный транспорт. Весьма живописна эта дорога, поскольку по пути, за вашим окном будут разворачиваться во всей красе и природные ландшафты, и великолепно ухоженные и спроектированные парки, вы проедете Константиновский дворец, откуда качество дороги становится лучше, поскольку это одна из резиденций нынешнего президента России.

Петергоф – это не только знаменитый Петродворец и близлежащие парки, это целый приключенческий роман, который может быть вами великолепно описан и объезжен и на автобусах, и на лошадях, и в каретах, и на велосипедах, санках, роликах, скейтах…Здесь интересно прогуливаться просто пешком. В этом месте можно прожить всю жизнь, и все равно находить необыкновенно загадочные, потрясающе живописные и интересные маршруты.

В Петергофе в любом сезоне можно увлекательно провести время. При этом в нём уютно и немноголюдно как в пригороде. Основная масса туристов рвётся в Петродворец. И там, конечно, тьма народу всегда была и будет.

Но Петергоф также интересен другими объектами, которые не столь известны у рядовых туристов, однако, которые безусловно заслуживают внимания не только потому что они необычны, но и потому что это те редкие достопримечательности, которые ещё пока не заезжены и обладают своим особенным шармом и энергетикой.

Среди таких достопримечательностей особенно выделяется парк Сергиевка. Парк удобно расположен между железнодорожной веткой и Ораниенбаумским шоссе и образовался еще во времена Петра I, когда этой местностью стал владеть Александр Иванович Румянцев, один из активных политических деятелей той эпохи. Парк Сергиевка назван в честь его сына. Семья Румянцевых активно занимались строительством поместья и организацией парка. Но большинство строений было возведено уже при других собственниках усадьбы семьи Лейхтенбергских, включая прекрасный дворец и корпуса, в которых сейчас расположился биологический институт СПБГУ. Занимался этим проектом известный архитектор Штакеншнейдер. Благодаря студентам биологического института в парке растут цветы, занесенные в красную книгу, украшая этот недореставрированный дворцовый ансамбль. Иногда случаются в парке забавные ситуации, разбавляющие неторопливый уклад жизни местных жителей, например, такая как появление невероятно количества гигантских улиток в парке. Возможно студенты биологи постарались и улитке теперь в большом количестве бродят по этому парку.

Парк Сергиевка - это объект культурного мирового наследия, предполагающий неспешную прогулку или поездку на велосипеде по живописным лесным дорожкам, где можно полюбоваться водоемами и историческими архитектурными объектами. Одним из самых примечательных объектов в этом парке также является гигантская глыба из камня, представляющая собой голову. Точное происхождение памятника неизвестно, но при этом существуют две легенды. Первая, этот огромный валун – голова Петра первого, выточенная мастером на Петергофской Гранильной фабрике, так как царь будто бы крестил дочь мастера изготовителя. Вторая, это памятник безымянного ваятеля к всеми известной пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Когда-то к голове крепился металлический шлем. На переносице как доказательство осталось небольшое отверстие. В двух шагах от головы стоит памятник «Губка Боб», автор и мотивы также покрыты мраком.

За железнодорожной станцией «Университет», на которой останавливаются поезда пригородного сообщения расположены советской постройки здания, принадлежащие математическому факультету СПБГУ. А за ним крупный комплекс студенческих общежитий. Практически студенческий городок. Посередине комплекса расположено здание, которое местные прозвали «Шайба». Благодаря имеющемуся внутри большому амфитеатру, в нем время от времени проходят различные культурно-досуговые мероприятия, такие как выступления театров, концерты, спортивные выступления и прочее. Существует мнение, что изначально «Шайба» была задумана как вестибюль станции метро, которое к началу двухтысячных должно было связать Ленинград и Петергоф. Кажется, сейчас реализация этих планов нереальна, но в СССР дела обстояли иначе. Многие поговаривают что к этой «Шайбе» ведёт подземный тоннель. Так ли это на самом деле, никто точно не знает.

Для продолжения знакомства с Петергофом рекомендуется посетить Луговой парк, в котором организована еще во времена Петра I система каналов, шлюзов и прудов для питания водой фонтаны Петродворца. Вода в них прозрачная и отлично прогревается, поэтому прекрасно подходит для купания в летнее время года, чем здесь и занимаются жители близлежащих районов. Возможно наиболее удобный подъезд на личном автотранспорте и вход в парк для этих целей находится со стороны деревни Сашино. Альтернативным вариантом, если вы хотите добраться общественным транспортом можно рассмотреть район Заячий Ремиз, примыкающий к Английскому и Луговому парку. Асфальтированная дорога выводит непосредственно к реке Шингарке и Никольскому пруду, воду из которого использует местная водонасосная станция. Поговаривают на одном из этих прудов находится домик Феи, а Английский был одним из первых специально спроектированных пейзажных парков в России.

Конечно, это не все достопримечательности Петергофа и о них можно говорить и говорить, но лучше приехать самим и убедиться во всём, пройдя по этим и другим маршрутам.

Или просто небанально провести свой уик-энд не в центре Санкт-Петербурга, а в гостинице Новый Петергоф, поистине романтичное место недалеко от Петродворца. Уровень отеля почти на пятёрочку. Потому как все остальные гостиницы существенно уступают по качеству сервиса и расположению. Поэтому если уж проводить своё время по – особенному измените своему правилу и остановитесь в центре Петергофа, а не Санкт-Петербурга, ведь путешествие сюда для полноценного знакомства может занять ни один день. Что касается ресторанов и кафе, то особым шиком и великолепной кухней, к сожалению Петергоф не отмечен. Скорее, наоборот, с этим здесь худо. Дорого, весьма посредственные заведения и сервис не самый лучший, ориентированный больше на однодневного туриста.

Поэтому лучше сосредоточится на культурно-духовном отдыхе, а все материальные аспекты бытия отложить. Насладитесь красотой этого места и оставьте себе на память фотографии не только Петродворца, но и живые воспоминания, о которых мало кто говорит, но так притягательны своей уединенностью, особенным колоритом и уникальностью.

Тула оружейная, пряничная, самоварная и не только...

В России много славных городов. Среди них с особенной боевой славой выделяется Тула. Он по праву зовётся городом героем. Оружейное дело в Туле всегда пользовалось

почетом. Город мастеров так себя позиционирует это место на протяжении многих веков. Да и сейчас его умельцы славятся по всему миру. Особенно местные искусники преуспели в изготовлении самоваров, пряников и оружии. Эти продукты стали местными достопримечательностями и у них даже свои музеи.

Наиболее знаменит музей оружия. Ему посвящены в городе целых два пространства. Выгоднее их посещать комплексно. Стоимость за один 450 рублей, за два пятьсот. Славен этот музей редкой и исключительной коллекцией оружия и всех атрибутов, связанных с ним. Можно увидеть и миниатюрные пистолеты и огромные орудия. Пожалуй, здесь находится самая его большая коллекция, которая начала собираться ещё во времена царские. Следует отметить, что в музее много интерактивных экспонатов, к которым можно прикоснуться, взять в руки, поставить на место персонажей прошлых эпох, что, конечно, делает поход в этот музей интересным для мальчиков всех возрастов, да и девочки не прочь на все это посмотреть. В музее оружия часто проводят времени больше, чем в петербургском Эрмитаже. Именно посещение этого музея является основным пунктом в списке достопримечательностей туристов со всего мира.

Также визитной карточкой города является музей самоваров. Тула считается полноправной родиной самоваров в России, так как именно здесь изобрели этот сакральный для русского человека предмет. Хотя одно первых упоминаний о самоварах и сама этиология этого слова уходит в древность. Как его только не величали на просторах нашей Родины. Самое забавное название «самогар», татары называли его «снабар», а в соседнем городе Курске - «самокипец». Многие спорят и считают его отнюдь не тульским детищем. Его аналоги использовались и в древнем Риме, и в Китае, и в Иране и во многих других странах. После одной из выставок в Петербурге на одной из торговых площадок среди кастрюлей и другой медной и жестяной посуды особенно выделился самовар. Так приобрели популярность прародители чайников, став неотъемлемым и самым значимым атрибутом чаепития в России, занимая доминирующее центральное положение на столе. Это было своеобразное воплощение некоего пузатого бога, символизирующего достаток и домашний уют. Ну и конечно же кипятить воду было в нем удобнее и быстрее, чем на печке. Их изготавливалось так много, что через какое - то время стало не хватать меди, вследствие чего их стали производить позже из других более дешёвых материалов. Считается, что в Туле самовары были самые искусные и мастерство их изготовления до сих пор здесь славится.

А вот пряники прекрасны по отзывам только своей эстетикой. Многим больше по вкусу «Покровские». Считается, что после революции и приостановлением деятельности их изготовителей навсегда был утрачен их уникальный рецепт и они остались такими прекрасными только на картинах великих русских художников и в описании быта, так красиво описанными отечественными писателями.

В Туле также сохранились необыкновенные производства. Знамениты на весь мир тульские ручные гармони. Их изготовление русскими мастерами началось еще в первой половине девятнадцатого века. На протяжении всего века здесь создавались и совершенствовались эти музыкальные инструменты. А в начале двадцатого они получили мировую известность, удостоившись всевозможных наград на различных мировых торговых площадках и выставках. После короткого перерыва вовремя гражданской войны производство баянов было восстановлено. К середине двадцатого века более половины баянов выпускались в Туле. Их отличало прекрасное качество звучания и сборки. И в наше время гармони, произведенные в Туле не утратили своей уникальности и востребованы среди музыкантов не только России, но и других стран. Например, как вы думаете, где себе заказывал один из баянов знаменитый артист Игорь Растеряев? Именно здесь. Таких мастеров изготовителей баянов в Туле уже осталось не так много. Потому как при их производстве необходим и точный слух, и золотые руки.

Но и это не всё, что выделяет город. Тула также по праву можно назвать зелёным городом, здесь много парков, а пешеходные зоны с широкими проспектами и дорогами для автотранспорта восхищают масштабностью и ещё раз хочется отпарировать честь и хвалу советским архитекторам, что планировали город и думали о будущем. Но основополагателем самой большой и лучшей зеленый зоны города– центрального парка культуры и отдыха, является один из самых почитаемых жителей города – Белоусов Петр Петрович.

Этот парк входит в десятку лучших в России. Экологическая обстановка в городе во времена его жизни, была мягко говоря удручающая, посреди города существовала свалка на месте парка. Сюда выгоняли скот, и какое то время барина даже осуждали. Его усилия не были бесполезны и город благодаря его стараниям приобрёл не только красивейший парк, но и водопровод. Его труды в области ассенизации активно были воплощены в жизнь, у него также была химическая лаборатория, которая следила за качеством изготовляемых продуктов, что в 19 веке было своеобразным прорывом в области гигиены.

Рядом с парком находится художественный музей и времени на него стоит заложить побольше, поскольку коллекция его весьма обширна и включает в себя великое достояние русской живописи, представлена многими знаменитыми художниками. В городе не одна галерея. Вероятно, любителям живописи стоит заложить побольше дней, чтобы погрузиться в художественный экскурс.

Тула не просто маленький город, это скорее шкатулка с драгоценностями, которые стоит смаковать не спеша, чтобы познать всю прелесть этого милого городка.

Долина реки Маракти

Бескрайна республика Бурятия и на всех её просторах так свободно и пусто и пока не дошла нога цивилизованного человека до всех её уголков, свою особенную песнь хранит в себе долина реки Маракти. Степные дали, песня жаворонка в поле, серебристые аршаны и альпийские луга впечатлят даже заядлого путешественника. В России не так уж много мест подобных этому. Где как ни здесь на протяжении многих километров нет ни одной живой души и звук машин большая редкость. Здесь начинается территория тишины, медитации и спокойствия. Ее населяют лишь только вольный ветер и такие же свободолюбивые люди, относящие себя к племени Хори. Хотя в отличии от жителей Баргузинской долины Хори-буряты считают себя степными жителями, а потому степенными и со спокойным нравом в сравнении с горными народами. С развалом колхозов здесь совсем стало тихо и о них напоминает только нива распаханных полей, которые когда-то колосились, а сейчас только цветы и травы переливаются в лучах яркого солнца Бурятии.

В долине также находятся пять озёр Маракти. Они сравнительно небольшого диаметра, и вода в них не питьевая, в отличии от одноименной реки. Она в них пахнет сероводородом и содержит лечебные грязи и пиявок. Легенда гласит что озера образовались благодаря божественному коню, который желая напиться вырыл их своим копытом, и близлежащие горы образовались от вырытых озёр.

Также вокруг реки Маракти множество русских деревень, которые сформировались во времена постройки старомосковского тракта. Во время камчатской экспедиции у Витуса Беринга было специальное задание организовать строительство дороги и по всему её периметру было установлено пятнадцать почтовых станций. Эта дорога имела большое международное значение.

Хори ушли с территории нынешней Монголии в начале становления воинственной династии Цинь, которая завоевала земли Монголии и весь центральный и восточный Китай. Как и многие монгольские племена хори откочевали на свои исконные земли. Но чтобы расположиться на территории современной Еравны пришлось прогнать уже прижившихся в этих землях эвенков. Но Китайский император не мог согласиться с тотальной эмиграцией и послал тридцатитысячное войско для их покорения.

Отличительной особенностью хори был высокий уровень подготовки и собранности. Боевая подготовка начиналась с 12 лет. Специально для этого создавался лагерь исключительно для мальчиков. Во главе десятков, сотен и тумена (тысячи) стояли наиболее выдающиеся мальчишки, а уже над всеми опытный воин. Их обучали таким боевым искусствам, как стрельба из лука, борьба. Все они становились прекрасными наездниками. И до сих пор бурятские спортсмены лучшие в борьбе, а олимпийская сборная по стрельбе из лука всегда в своем составе имеет бурятских чемпионов, мастеров спорта в этом виде соревнований. Видимо на их способности позитивно сказывается генетическая память древних монгольских воинов. Попасть белке в глаз на расстоянии ста метров ничего не стоило местным батырам или говоря по-русски богатырям.

Воинов племён хори насчитывалось около семи тысяч. И поэтому они не давали открытого боя, а нападали из засады, перерезали целые лагеря спящего противника. Хори были отличными стрелками из лука, с детства были обучены быстрой экипировке. В определенных ситуациях войско могло собраться за два часа с места стоянки и быть готовым сразиться с противником. Все это обусловило победу над китайцами.

После разгрома тридцатитысячной отборной китайской армии, хори-буряты присягнули на служение белому хану (московскому царю). Благодаря этому произошло укрепление Московии на восточном берегу озера Байкал во второй половине семнадцатого века. С тех пор хори-буряты вошли в состав России и также несли казачью службу. Примечателен тот факт, что хори были единственными неправославными казаками. Это прерогатива сохранилась, и жители Еравны до сих пор исповедуют буддизм. Это основное их верование и главная драгоценность.

В этом смысле в Еравне средоточие самых необыкновенных реликвий, являющихся мировыми ценностями. Одной из досточтимой ценностью, не имеющей эквивалента является статуя Зандан Жуу. Прижизненная статуя Будды Шакьямуни, сделанная из сандалового дерева и благославленная самим Великим Учителем. Творцы при её изготовлении были так ослеплены сияющей красотой Будды, что как ни старались её запечатлеть с натуры не смогли и вынуждены были смотреть в воду на его отражение. От того Зандан Жуу получился с волнистыми переходами на теле. Так говорят очевидцы, что одевали статую. Одевать божественную скульптуру принято также и у индуистов.

Как гласит предание, любое место в котором находится статуя Зандан Жуу будет благославленно. Это принесет местным жителям счастье и благополучие. Этой статуе нет аналогов, ведь она была создана при жизни Будды его учеником Вишвамитрой по заказу раджи Уддияны. Например, в Тайланде миллионы паломников совершают кору к изумрудному Будде. Всё, что мы знаем об этой статуе, что она сделана из нефрита, а история Зандан Жуу доподлинно известна и не вызывает никаких сомнений в её истинности. Сам Далай - Лама XIV рекомендовал жителям Бурятии прежде чем ехать к нему в Дарамсалу, в Индию, совершить паломничество к Зандан Жуу. Статуя чудесна и своей историей появления в степях Еравны. Она долгое время находилась в Индии, затем в Тибете, оттуда вывезена в Китай, а из Китая была привезена ламой Эрдэни Соржо. Он долго готовился к путешествию за статуей и по пути он отдал множество даров, и когда возвращался уже с ней никто ничего не заподозрил. Потому что Лама всё также щедро откупался.

Китайцы требовали ее вернуть, на что еравнинские ламы ответили, что вернут её только после того как каждый бурят помолится ей. Но поскольку рождаемость в Бурятии все также высока и многие ещё не до конца понимают сколь Великая драгоценность находится здесь, ещё долго не зарастёт тропа паломников. А сохранена она была в Свято-Одигидриевском соборе, который был в советское время антирелигиозным музеем в Улан-Удэ.

Поэтому так она и стоит до сих пор в эгитуйском дацане, потому что новые буряты все рождаются, и хорошо плодятся.

До Зандан Жуу ведёт сельская дорога, по которой не проехать на машинах с низкой посадкой. При храме есть гостевой дом, где койка-место стоит пятьсот рублей.

В дзогчене расположена статуя сандалового Будды. Учитель стоит. Ладони открыты, правая рука расположена на уровне плеча пальцами вверх, левая - на уровне пояса, направлена вниз. Внутри храма посетители чувствуют себя особенным образом. Освещение организовано так, что изображение Будды выглядит невероятно трансцендентно живым. Но, очевидно, дело не только в освещении, все приезжающие верующие отмечают невероятную силу этого места. По преданию, когда Будда Шакьямуни увидел сотворенную скульптуру Зандан Жуу он приветственно поднял руку вверх, тем самым благословив сандаловое изваяние.

Следующей после сандалового Будды реликвией является наследие знаменитого во всём мире поэта и писателя Намжила Нимбуева. Его поэзию знают, и многие европейские ценители его таланта ставят его на одну ступень с А.С. Пушкиным. На границе с Еравной в знак почтения его творчества и других не менее славных национальных поэтов и писателей был создан поэтический сад камней по инициативе видного общественного и в прошлом политического деятеля Эрдени Дымчикова, также уроженца этих мест, как и Намжил Нимбуев. Здесь течет река Маракти, через которую перекинуты автомобильный и пешеходные мосты, воспета в камне лирическая красота и заливисто щебечут жаворонки. Под этим мостом любят отдыхать лошади, и местный чабан избрал это место под выпас, подгоняя их на мотоцикле. А завершает эту живописную композицию молельная, где представлен Сахиюсан, защитник этого места.

Неуемная энергия и сила внутреннего порыва на этом Эрдени Дымчикова не остановила, и он заложил недалёко от своей деревни Усть-Агита великолепную и восхитительную Ступу, посвящённую Будде Медицины, которая именуется как Отошо Бурханай Субургай. Сюда приезжают люди помолиться о здоровье, вознося великую мантру "Ом бегандзе бегандзе маха бегандзе рандзе самутгате соха". Перед её установкой приезжали ламы для того чтобы выбрать место. Изначально предполагалось заложить ступу на вершине сопки.

Когда Ламы прогуливались во время ритуала выбора места возведения ступы на них налетели два орла так, что им пришлось лечь на землю, пригнувшись под их крыльями. Орлы не стали нападать, а принялись кружить над ними. Поэтому Ступу в итоге возвели в том более равнинном месте, где их пригнули орлы, посчитав это хорошим знаком.

Пирамидальная конструкция ступы отсылает нас к древним временам и напоминает о вечном.

Все закладываемые предметы помещаются в отдельные секции внутри и засыпаются жженным песком.

Специально для этого Эрдени Дымчиков ездил в Тибет, чтобы собрать реликвии.

В неё заложили такие ценности, которые относятся к трем мирам. В фундамент закладываются орудия убийства, и он символизирует ад и низшие миры, полные страдания. В мир асуров, демонов и голодных духов заложили оружие.

Трон символизирует мир людей и туда закладываются предметы нашего мира, поэтому туда попали мешки с различными зернами, воды с рек аршанов, шелк и другие виды тканей, растения, лекарства, медицинские инструменты, минералы, ракушки, мед, чай, пряности. Вероятно, это наследие сохранит отпечаток о нашем времени нашим потомкам.

На следующий уровень закладывается буддийская символика. На самом высшем уровне Субургана Бурханай Отошо, там где расположен хадак заложили свитки с учениями, называемые Ганжуром. Они представляют собой буддийские тексты о дхарме. Также на самый верх заложили 15 статуэток Будды.

Венец пирамиды состоит из 13 колец, символизирующих духовное развитие, первое из которых познание отсутствия эго.

Таким образом рассматривая Ступу снизу вверх, мы видим символично движение в сансаре по пути к просветлению. Ступа Будды Медицины обнесена забором, образуя мандалу для небесного наблюдателя. Внутрь ступы можно войти чтобы преподнести дары и помедитировать, для этой цели на полу начерчен круг, обозначающий геометрический центр ступы.

Напротив, на другом холме, ближе к югу, ниже по течению реки, находится другая не менее живописная ступа, открывающая со своей вершины великолепный вид, а севернее находится скала Белого старца, именуемая в народе Сагаан Убгэн. По одной из легенд Будда Сидхартха, прогуливаясь с учениками повстречал Дедушку с белой бородой, одетого во всё белое и вокруг него было множество различных зверей. После беседы с Белым Старцем, Шакьямуни наказал почитать его как покровителя диких зверей, защитника старости, владыку гор, земли и воды. Скала с его поклонением весьма живописна и даже необычна в своих формах, напоминая тех или иных животных и рождая в себе самые невероятные образы. Эта скала также примечательна тем, что на ней сохранились редкие петроглифы, изображающие людей и животных.

Рядом со скалой Сагаан Убгэна в долине реки находится Хорей шулун, что в переводе означает Каменные ворота.

Помимо этих природных достояний есть множество других интересных объектов древних культур, которые существовали ещё до хуннов, населявших когда-то эту долину. Свидетельства тому множество петроглифов и древних захоронений народа дунху, обитавших здесь до хуннов. У необычных скалистых гор, разбросанных в долине находятся в большом количестве их могилы. Иногда встречаются и совсем странные петроглифы: существа с множеством рук, очень большие по сравнению с другими человечки. Эти петроглифы наталкивает на мысль, что возможно древние цивилизации, обитавшие здесь не только были шаманистами, поклонниками духов, но возможно знали или хранили сведения о представителях более высокого уровня сознания. Возможно это и есть свидетельство существования затонувшей Атлантиды, мифически описанная в разных источниках. Многие буряты считают, что они прямые потомки атлантов, выделяя такие признаки как большая черепная коробка, удлиненная мочка, что присутствует в описаниях существ с Атлантиды и что характерно для монгольского этнического типа, распространенного здесь. В буддизме это также причисляется к великим признакам святости.

Да и как не быть святой земле, где столько поклонения, ступ, мистики и любви к природе.

Духовная Мекка Сибири: Бурятия.

Одна из самых примечательных в духовном смысле столиц России – город Улан-Удэ. Здесь органично и мирно прижилась, и смешалась с местными шаманскими верованиями буддийская философия, весьма разнообразна христианская религия, представленная в большинстве своем старообрядческой культурой, лютеранами и православными верующими.

В каком - то смысле это даже уникальный феномен, поскольку, например, старообрядчество и шаманизм, буддизм и христианство, ислам и другие верования сконцентрировались и сохранились именно в этой части восточной Сибири, в республике Бурятия. Вся разнообразная палитра в одном месте, сделали эту республику совершенно особенной в духовном смысле. Вероятно, это не случайно, поскольку буряты всегда славились своей толерантностью и среди местных жителей межнациональные браки далеко не редкость. В республике Бурятии больше, чем где-либо в России свободно смешиваются разные нации.

Гуляя по просторам нашей Родины, немногие осознают, как прекрасна бурятская земля и люди, живущие на ней. Особенное уважение испытываешь к тем, кто чтит свои традиции и сохранил свою культуру и язык.

Среди всех регионов Сибири особенно хочется выделить республику Бурятию. Именно здесь после второй мировой войны стал возрождаться буддизм. Конечно, великую роль в этом сыграл и народ, тайно сохранивший свою веру и проявивший неимоверный героизм на поле боя.

Этот подвиг даже запечатлели в кино. Триста двадцать первая сибирская дивизия была снята бурятским режиссером Солбоном Лыгденовым для того чтобы очередной раз продемонстрировать, как говорил Михаил Васильевич Ломоносов, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Эти пророчества великого ученого далеко не случайны. Генетика бурят – монгольского народа сыграла большую и решающую роль.

Во-первых, уверенное и острое зрение, способность попадать белке в глаз на расстоянии пятисот метров прославлено и сейчас. Среди олимпийских чемпионов самое большое количество наград получили представители бурят – монгольского народа. Конечно, стоит отметить и природную храбрость местных батыров, по - русски «богатырей»

Во-вторых, на протяжении многих веков воспитывалась в народе боевая дисциплина великого хана Темуджина, благодаря которому просторы монгольской империи были самыми большими, а его имя стало нарицательным. Все знают о том, что Чингисхан даже стал человеком тысячелетия. Никто до и после него не имел такой огромной империи.

В 1942 году в Сталинградской битве участвовало большое количество бурятских снайперов. Это были лучшие стрелки и по свидетельству очевидцев смелость, меткость наших воинов сыграла великую роль в одержанной победе и коренном переломе. Многие наши воины вернулись не сразу и даже не в 1945 году. Сибиряки воевали до 1949-1950-х годов в Японии, поэтому для них война длилась до десяти лет.

Именно подвиг бурятского народа и смягчил суровое сердце вождя Сталина и с его барской руки было дано разрешение на строительство буддийского дацана в поселке Средняя Иволга 2 мая 1945 года.

Так постепенно люди стали вновь возвращаться к себе и к духовным идеалам.

Многие и не расставались со своими верованиями, просто хранили свои убеждения при себе, отмечая национальные праздники за шторками и храня алтари в подвалах домов.

На начало двадцатого века в Бурятии насчитывалось порядка пятнадцати тысячи лам. После многолетних чисток и репрессий выжило около пятисот. Именно на их плечи и легло возвращение духовной культуры бурят.

Так в сорока километрах от столицы появился первый после многолетнего забытья Иволгинский монастырь. Храмовый комплекс хоть и не имеет истории, уходящей в глубь веков и стариной архитектуры, но все же это место силы, здесь находятся, не поддающиеся логическому объяснению нетленные мощи Хамбо-ламы Итыгэлова, вокруг которых ходит множеств загадочных историй и мистификаций. Этот монастырь еще примечателен тем, что можно не только одухотвориться, но и пройти тибетскую диагностику и лечение у эмчи-ламы, получить натальную карту у астролога.

Иволгинский дацан, конечно приобрел большую популярность приобретя статус духовной Мекки, но не стоит забывать, что территория Бурятии большая и есть другие буддийские монастыри.

На востоке республики до сих пор сохранился старейший Анинский дацан. Теперь на его месте стоит Цогчен-дуган, вокруг которого 108 субурганов, которые формируют правильный квадрат, периметр которого около 1300 метров. Они символизируют собой сто восемь божественных проявлений.

В еравнинском районе в долине реки Маракти прославлен Эгитуйский дацан, который примечателен тем, что там находится статуя Зандан Жуу. Статуя Будды из сандалового дерева сделана при жизни великого учителя. Сам Далай-Лама XIY просит буддистов из Бурятии прежде, чем те поедут к нему в резиденцию в Дарамсалу посетить это место паломничество.

Также достоянием республики является Баргузинский дацан, где находится проявленный лик Богини Янжимы, которая исполняет желания, помогает деторождению и дарит художникам вдохновение.

На настоящий момент храмов стало весьма много, практически в каждом уголке Бурятии можно найти буддийскую общину – Сангху.

Чуть сложнее обстояло дело с древними шаманскими верованиями. Во времена репрессий были вырезаны практически все шаманы, а иногда и их дети старше четырнадцати лет.

При чем для шамана крайне важно сохранить корень, то есть прямая передача от отца-матери к своим потомкам. Не менее важен сам дар, который проявится отнюдь не в каждом ребенке.

Избранник духов с детства отличается своим особенным характером, а иногда и удивительными внешними отклонениями, такими как шесть пальцев, большие родимые пятна или косоглазие.

Сейчас шаманский дар, пытаются выявить в себе многие, но как на самом деле получить знание и работать с силой рода, к сожалению, немногие знают и эксплуатируют это звание зачастую ради личной выгоды и желания обогатиться.

Наибольшее распространение шаманизм получил в Баргузинской долине, но место исконного его возникновения – это остров Ольхон. Один из самых больших ритуальных сборов, называемый тайлганом происходит на острове Ольхон и в Баргузинcкой долине, около деревни Хилгана, где наибольшее количество потомков шаманов. Зрелище это не для слабонервных, поскольку во время трансов у шамана появляется другое лицо, и иногда они начинают говорить нечеловеческими голосами.

Сейчас на острове Ольхон практически не проживают исконно живущие племена, буряты бежали еще во времена прихода казаков, потому как многие оказывающие сопротивление оказывались в кандалах, многим претила насильственная христианизация. Память о них на настоящий момент хранит только курыканская стена, которая частично сохранилась и лишь отдаленно напоминает о существовании здесь других народов.

Шаманизм представлен черным и белым направлением. Разница между тем и другим на настоящий момент не столь очевидна, как и передача дара не всегда происходит естественным образом. Тем не менее шаманы встречаются сильные и слабые, а также ряженые, которых стоит избегать, чтобы не набраться ненужных программ в сознание.

Сильные шаманы могут предсказывать, открывать и закрывать дорогу, молиться за род, лечить, ставить защиту. При чем женщины зачастую считаются более сильными и великими в этом смысле. Хотя у некоторых родов, наоборот присутствует предубеждение к женщинам, как к грязным существам.

Также стоит отметить, что в Бурятии получило распространение и христианство разнообразных толков.

Помимо традиционных православных храмов, наибольший удельный вес среди верующих, представлен старообрядчеством, которое получило распространение здесь еще во времена Никоновского раскола, после которого в большом количестве стали ссылать в Сибирь народ, а некоторые и сами сюда убегали. Поэтому здесь многие старообрядцы уже не в третьем поколении, а иногда в десятом и с более древними передачами.

В Бурятии старообрядцев называют семейскими. Самое большое переселение их произошло при Екатерине второй. Ссылали целыми семьями, поэтому и прозвали эти общины семейскими.

Старообрядцы бережно сохранили свою культуру благодаря закрытости, но сейчас открыты и с радостью встречают путешественников.

Наиболее популярна у туристов в плане посещения деревня Тарбагатай, где есть даже свой музей. Также не менее известна деревня Десятниково. Там помимо увеселительных мероприятий проводят для гостей обширную программу с мастер-классами, например, как готовить в печи, рассказывают о свадебных ритуалах. Поговаривают, что однажды даже в шутку наряженных жениха с невестой, показывая на них принятые ритуалы потом в итоге поженились после этого всерьез.

У семейских вас накормят, напоят, расскажут об обычаях, станцуют и споют для вас. Как говорится любой каприз за ваши деньги. Но есть и менее раскрученные места, такая как в Мухоршибирском районе деревня Шаралдай. Там также есть свой музей, и такое же теплое отношение.

Но иногда старообрядцы весьма закрыты и многие обычаи хранят с древности. Так, если вы у них кушаете в доме, посуду вашу после того как вы уйдете выкинут. Чужую энергию стараются в доме не держать и в этом есть, наверное, смысл, потому как болезни никто не отменял.

Дома их красочны, а внутри свежо и чисто. Среди семейских много талантливых мастеров и мастериц. Их дома красиво украшены и наряжены. В декоре очень много орнаментов с птицами, животными и цветами, расписанными собственноручно.

Семейских отличает большое трудолюбие и только благодаря их стараниям здесь появилось земледелие. До этого у бурят было грешно копать землю, но старообрядцы буквально подняли целину и продолжают это делать на ниве туризма, возрождая исконную культуру.

Также стоит отметить их особенный дар петь, который выражается в технике многоголосия. Это старинная техника церковного распева.

Поскольку в Бурятию ссылали, здесь оказалось много потомков прибалтийских народов, западных украинцев, поляков. Благодаря им в 47 квартале города Улан-Удэ был выстроен костел, который именуется как Приход Святейшего Сердца Иисуса. Здесь можно послушать орган. Построен он в лаконичном стиле конструктивизма, что ярко его отличает от всей застройки спального района. Предыдущая история костела продлилась всего 21 год, в 1930 году храм, возведенный на средства В.И. Залевского, И.Л. Гейзе, Г.Л. Хросцицкого был уничтожен. В начале 2002 года только началась новая веха в истории католичества в Бурятии.

Также в городе есть и соборная мечеть, которая появилась в связи с появлением уже в наше время большого количества мусульман. А вот синагоги до сих пор нет, хотя потомков евреев всегда здесь было много. Улан-Удэ, в прошлом Верхнеудинск стоял на шелковом пути и как все знают среди купцов всегда было много евреев.

Здание синагоги сохранилось и по сей день, в отличие от костела, который был снесен, как и многие православные храмы в городе. Сейчас в здании синагоги находится учебный корпус ВСГТУ.

Конечно, не все удалось сохранить, но почетно прежде всего духовное единство народа, который несмотря на многие современные коллизии продолжает верить в лучшее будущее и молиться за всех, как завещал великий Будда.

Так переплелись культуры, и сохранилось наследие, которое бережно хранят, чтобы передать это знание потомкам.

автор: русский гид Артем Ямалиев

Условия использованияПолитика конфиденциальности